Автор: Исламов Тимур Шаукатович
Должность: преподаватель по классу баян, домра
Учебное заведение: МАУ ДО"Детская Школа Искусств"
Населённый пункт: с. Инзер, Белорецкий район
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Работа над художественным образом произведения"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО УРОКА
Направление методика преподавания на музыкальном инструменте «Баян»
Тема: «Работа над художественным образом произведения»
Выполнил: Исламов Тимур Шаукатович
Преподаватель: МАОУ ДОД «ДШИ» с. Инзер
ИНЗЕР
Методическая разработка
Открытого урока
по специальности БАЯН
«Работа над художественным образом произведения»
(с учащимся 3класса)
План – конспект
открытого урока по специальности БАЯН
преподавателя Исламова Т.Ш.
Место проведения: МАОУ ДОД «ДШИ» с. Инзер класс баяна
Дата проведения: 03.02.2014г.
Тип урока: открытый
Форма работы: индивидуальная
Тема урока: «Работа над художественным образом произведения»
Цель урока: Научиться раскрывать художественный образ произведений
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ
произведения», научиться раскрывать замысел произведения;
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения;
Развивающая – развивать умение слушать и понимать исполняемое
произведение,
развивать
воображение,
мышление,
память,
чувство
ритма;
Здоровье сберегающая – правильная посадка, положение рук, корпуса,
установка инструмента.
План урока.
Структура урока состоит из пяти частей:
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5 часть – формулировка домашнего задания.
Оборудование:
2
баяна,
пюпитр,
стол,
стулья,
нотная
литература,
дидактический материал, метроном, планшетный компьютер.
Урок проводится с учеником 3 класса.
1 часть – Организационная.
Игра
гамм
До,
Соль,
Фа
мажор
двумя
руками
вместе
разными
штрихами:
legato,
staccato,
арпеджио
короткие,
аккорды
в
темпе
Moderato;
Игра длинных арпеджио правой рукой в темпе Moderato;
Анализ домашней работы – устный отчет о проделанной работе, какие
задачи были поставлены перед учащимся, что удалось сделать, а что не
получилось и почему? Какие сложности встретились при выполнении;
проверка домашнего задания – целостное проигрывание пьес двумя
руками вместе «Полюшко-поле»
Л.
Книпперв,
б.н.п.
«Перепелочка»,
с
выполнением
поставленных
ранее
задач:
Производить смену меха в указанных местах нотного стана;
Точно выполнять аппликатурные требования;
Точно выдерживать все длительности;
Держать единый темп исполнения;
Добиваться
безостановочной
игры
двумя
руками,
при
этом
точно
соблюдать нотный текст.
2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения.
Постановка цели урока. Для того, чтобы научиться раскрывать замысел
произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое, с
помощью каких средств раскрывается замысел произведения. Поэтому, цель
нашего
урока
–
вывести
понятие
«художественный
образ»
и
научиться
раскрывать его.
Методы работы над пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле».
- прослушивание пьесы на планшетном компьютере;
- целостное проигрывание пьесы преподавателем;
Анализ исполнения – ответы ученика на вопросы преподавателя.
Учитель:
Как
ты
думаешь,
о
чем
это
произведение?
(при
диалоге
используются
картины,
рисунки,
которые
помогают
понять
смысл
произведения).
Ученик: О поле, по которому прошли Красной армии герои.
Учитель: Правильно. А знаешь ли ты слова песни?
Ученик: Знаю, читал. В песне поется о доблестной Красной армии.
Учитель:
Что
помогло
понять,
о
чем
это
произведение?
Какие
средства
музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в этом
произведении? Динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько
частей условно можно поделить пьесу? Что мы представили в первой части, а
что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить,
что такое «художественный образ»? После обсуждения ответов на вопросы
следует приступить к работе над художественным образом пьесы «Полюшко-
поле».
Методы работы.
1.
Детальный
показ
преподавателем
на
инструменте
–
проигрывание
каждой партии отдельно;
2.
Игра в ансамбле с преподавателем;
3.
Работа над фразировкой, определение кульминации в каждой фразе,
графическое изображение динамики в нотах (creshendo. diminuendo),
пропевание главной темы, показ преподавателем на инструменте, метод
игры – сравнения (сравнивается игра преподавателя и ученика, анализ).
4.
Работа над ритмом, игра со счетом вслух, прохлопывание ритма каждой
партии, работа над трудными ритмическими местами;
5.
Работа над штрихами – необходимо добиваться в партии правой руки
связной, плавной игры, а в партии левой руки четкости аккомпанемента
(игра каждой рукой отдельно);
6.
Соединение двух частей: в первой части «художественный образ – идет
пешая колонна 2, а во второй части – «конница» (создание такого
образа способствует изменение аккомпанемента);
7.
Работа над единым темпом исполнения – работа под метроном;
8.
При возникновении трудностей при соединении следует вернуться к
работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену
меха.
Проведение
физкультминутки,
руки
поднять
вверх,
хорошо
потянуть,
расслабить кисти рук, «бросить» вниз. Работа с дидактическим материалом:
простучать написанный ритм в карточках.
Методы работы над б.н.п. «Перепелочка» аналогичны методам работы над
пьесой Л. Книппера «Полюшко-поле».
3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.
Целостное
проигрывание
пьес
учащимся
двумя
руками
вместе
с
точным
выполнением
поставленной
задачи
–
при
игре
раскрыть
художественный
образ
произведения.
Анализ
собственного
исполнения
с
указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.
4 часть – итог урока.
Ученик справился с поставленными перед ним задачами: постарался
при
игре
передать
художественный
образ
произведений,
научился
самостоятельно анализировать собственное исполнение, находить ошибки,
трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Ученик понял, что
для того, чтобы произведение звучало, не достаточно точно выучить текст,
нужно много уделять внимания работе над динамикой, фразировкой, ритмом,
штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В дальнейшем
планируется
и
самостоятельная
работа
ученика
по
раскрытию
художественного образа произведений.
5 часть – формулировка домашнего задания.
Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес
наизусть, с учетом всех замечаний.
Данные
методы,
использованные
при
работе
над
раскрытием
художественного
образа
на
примере
произведений
«Полюшко-поле»
и
«Перепелочка» можно использовать при работе и в других произведениях.
Такие методы работы помогают учащимся в дальнейшем самостоятельно
работать над раскрытием художественного образа в произведениях.
Домашняя работа.
Отметка.
Присутствовали.