Автор: Карданова Анжела Мухарбиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ №3
Населённый пункт: с.п.Чегем Второй
Наименование материала: Учебная программа
Тема: " Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику Коровина"
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
1.
«Федеральным
компонентом
государственных
образовательных
стандартов
начального
общего,
основного
общего
и
среднего
общего
образования»,
утвержденным
приказом
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации от 05. 03.2004 г. № 1089;
2.
Приказом
МОН
РФ
от
31
марта
2014
г.
№
253
“Об
утверждении
федерального
перечня
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования”;
3.
Образовательной программой основного общего образования (ОП ООО)
МКОУ СОШ № 3 с.п. Чегем Второй (6-9 классы).
Рабочая
программа
разработана
на
основе
программы
под
редакцией
В.Я.
Коровиной по литературе, Москва, «Просвещение», 2012 год.
Учебно-методический комплект:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – М.
Просвещение, 2012.
2. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. –
М.: ВАКО, 2011
3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по
литературе.7 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. - М: ВАКО, 2007.
4. Калганова Т. А. Литература: 7 класс: Сборник упражнений.
5. Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим... :7 класс: Дидактические
материалы по литературе.
6. Коровина В. Я., В.П. Полухина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. Литература,
7 класс. –М. «Просвещение», 2013-2015.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в году (2 часа в неделю).
Содержание программы.
1. Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная
проблема литературы. -1 ч.
2. УНТ. - 5 + 1
Предания как поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного».
«Сороки-Ведьмы». «Пётр и плотник». Понятие о былине. «Вольга и Микула
Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
«Садко».
Своеобразие
былины.
Поэтичность
языка.
Внеклассное
чтение.
Нартский
эпос.
Пословицы
и
поговорки.
Особенности
смысла
и
языка
пословиц. Сопоставительный анализ пословиц разных стран мира.
3. Из древнерусской литературы. - 2
«Поучение»
Владимира
Мономаха
(отрывок).
Поучение
как
жанр
древнерусской
литературы.
«Повесть
временных
лет»
(отрывок
«О
пользе
книг»). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и
верности.
4. Из русской литературы 18 века. - 2
М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы
Петровны
1747
года».
Г.
Р.
Державин.
«Река
времен…».
«На
птичку…».
«Признание».
5. Из русской литературы 19 века. - 26 + 2
А.С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава»
(отрывок). А.С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства
любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из
поэмы. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник.
Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. А.С. Пушкин.
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. А.С.
Пушкин.
«Станционный
смотритель»
-
произведение
из
цикла
«Повести
Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.
Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие
понятия о повести.
М.Ю.
Лермонтов.
Слово
о
поэте.
«Песня
про
царя
Ивана
Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова». Нравственный поединок
Калашникова
с
Кирибеевичем
и
Иваном
Грозным.
Защита
человеческого
достоинства
и
нравственных
идеалов.
«Когда
волнуется
желтеющая
нива»,
«Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов.
По произведениям А. Пушкина и М. Лермонтова.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная
основа повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический
пафос повести. Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В. Гоголя
«Тарас
Бульба»:
«Авторская
оценка
образа
Тараса
Бульбы».
Смысл
противопоставления
образов
Остапа
и
Андрия
в
повести
Гоголя
«Тарас
Бульба».
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их
гуманистический
пафос.
«Бирюк»
как
произведение
о
бесправных
и
обездоленных. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Два богача». Обучение
домашнему сочинению стихотворения в прозе.
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу
народа. Образ Родины.
А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и
«Михайло Репнин». Правда и вымысел.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного
возраста».
«Повесть
о
том,
как
один
мужик
двух
генералов
прокормил».
«Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Литературный
ринг.
«Проблемы
и
герои
произведений
Н.В.
Гоголя,
И.С.
Тургенева,
Н.А.
Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина». Контрольная работа по произведениям
Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
Л.Н.
Толстой.
Слово
о
писателе.
«Детство»
(главы).
Автобиографический
характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный
герой повести Л.Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки и духовный мир.
Подготовка к домашнему сочинению «Золотая пора детства» в произведении
Л.Н. Толстого
А.П. Чехов.
Слово
о
писателе.
«Хамелеон».
Осмеяние
душевных
пороков.
Смысл
названия
рассказа.
Два
лица
России
в
рассказе
А.П.
Чехова
«Злоумышленник». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.
Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»,
«Благовест».
И.А.
Бунин
«Родина».
Обучение
анализу
лирического
текста.
Внеклассное чтение. «Что особенно дорого читателю в русской поэзии 19 века о
Родине и родной природе?»
6.Из русской литературы 20 века. - 20 + 2
И.А. Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и
взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Нравственный смысл
рассказа.
Подготовка
к
домашнему
сочинению
«„Золотая
пора
детства‟
в
произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».
М.
Горький.
Слово
о
писателе.
«Детство»
(главы).
Автобиографический
характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин.
Изображение быта и характеров. Бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков,
Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее
произведения. Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по
выбору
учителя).
Портрет
как
средство
характеристики
героя.
«Легенда
о
Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер
легенды. «Челкаш». Сопоставительная характеристика героев.
В.В.
Маяковский.
Слово
о
поэте.
«Необычайное
приключение,
бывшее
с
Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям».
Два взгляда на мир.
Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как
критерии нравственности человека.
А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя.
Внешняя
и
внутренняя
красота
человека.
Сочинение
«Нужны
ли
в
жизни
сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века).
Б.Л.
Пастернак.
Слово
о
поэте.
«Июль»,
«Никого
не
будет
в
доме…».
Своеобразие картин природы в лирике Пастернака.
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К.
Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.
Ф.А. Абрамов. Литературные традиции в рассказе «О чём плачут лошади».
Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа.
Ю.П.
Казаков.
«Тихое
утро».
Взаимовыручка
как
мерило
нравственности
человека.
Тихая
моя
Родина.
Стихи
поэтов
XX
века
о
Родине,
родной
природе,
восприятии окружающего мира (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Рубцов,
Н. Заболоцкий и др.).
А.Т.
Твардовский.
Слово
о
поэте.
«Снега
потемнеют
синие…»,
«Июль
–
макушка лета…», «На дне моей жизни…».
Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Писатели
улыбаются.
М.М.
Зощенко.
«Беда».
Смешное
и
грустное
в
рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский «Доченьки». И. Гофф
«Русское поле». Б.Ш. Окуджава «По смоленской дороге…».
7. Из литературы народов России - 1
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь
пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».
8. Из зарубежной литературы. - 4
Р.
Бёрнс.
Слово
о
поэте.
«Честная
бедность»
и
другие
стихотворения.
Представления
поэта
о
справедливости
и
честности.
Народно-поэтическая
основа и своеобразие лирики Бёрнса.
Дж.
Г.
Байрон.
Слово
о
поэте.
«Ты
кончил
жизни
путь,
герой…»
как
прославление
подвига
во
имя
свободы
Родины.
Нравственные
проблемы
в
произведениях зарубежных писателей.
О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов».
Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».
Читательская конференция. - 1
Тематический план
№
Тема раздела
Количество
часов
В том числе
Развитие речи
Контрольные
работы
1
Введение.
Изображение
человека как
важнейшая
идейно-
нравственная
проблема
литературы.
1
-
-
2
УНТ
5
1.
Сопоставительный
анализ пословиц разных
стран мира.
- 1 ч.
3
Древнерусская
литература.
2
-
1.
Тестовые
задания по
древнерусской
литературе. - 1 ч.
4
Русская
литература 18
века.
2
-
-
5
Русская
литература 19
века.
26
1. Домашнее сочинение
по повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба»:
«Авторская оценка
образа Тараса Бульбы».
- 1 ч.
1. Контрольная
работа по
произведениям
Гоголя, Тургенева,
Некрасова,
Салтыкова-
Щедрина. - 1 ч.
6
Литература 20
века.
20
1.
Сочинение «Нужны ли
в жизни сочувствие и
сострадание?» (по
произведениям писателей
XX века). - 1 ч.
1.
Контрольная
работа.
Письменный
анализ эпизода
или одного
стихотворения.
7
Из литературы
народов России.
1
-
-
8
Из зарубежной
литературы.
4
-
-
9
Читательская
конференция.
1
-
-
Итого:
62
3
3
Требования к уровню подготовки.
Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия: былины, руны, мифологический
эпос, поучение, ода, гротеск, понятие о теме и идее произведения, лирический,
тоническое стихосложение, интервью как жанр публицистики, мемуары как
публицистический
жанр,
особенности
жанра
хокку
(хайку),
(начальное
представление);
предание,
гипербола,
пословицы,
поговорки,
летопись,
баллада, повесть, фольклоризм литературы, эпос, литературный герой, поэма,
трехсложные
размеры
стиха,
автобиографическое
художественное
произведение,
герой-повествователь,
сатира
и
юмор,
лирический
герой,
публицистика (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
-видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных
жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов
выражения
авторской
позиции
в
эпических,
драматических
и
лирических
произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя
произведения;
-
объяснять
чувства,
возникающие
при
чтении
лирических
произведений,
находить аналог в собственном жизненном опыте;
-
аргументировать
оценку
героев
и
событий
всем
строем
художественного
произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать
п о з и ц и ю
п и с а т е л я
в
п р е д е л а х
п р о и з в е д е н и я ;
-
выделять
основной
конфликт
художественного
произведения
и
последовательно
прослеживать
развитие
в
пределах
лириче ского
с т и х о т в о р е н и я ,
р а с с к а з а ,
п о в е с т и ,
п ь е с ы ;
-
сопоставлять
произведения
разных
писателей
в
пределах
каждого
л и т е р а т у р н о г о
р о д а ;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её
с
т о ч к и
з р е н и я
в ы р а ж е н и я
а в т о р с к о й
п о з и ц и и ;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к
нему
Приложение к рабочей программе
учебного курса __________________ в ____ классе
№
п/п
Наименование
темы
Кол
-во
часо
в
Дата
Примечание
план
факт
7»а»
7 «б»
1
Введение. Изображение человека
как важнейшая идейно-
нравственная проблема литературы.
1
2
Предания как поэтическая
автобиография народа. «Воцарение
Ивана Грозного». «Сороки-
Ведьмы». «Пётр и плотник».
1
3
Понятие о былине. «Вольга и
Микула Селянинович».
Нравственные идеалы русского
народа в образе главного героя.
1
4
«Садко». Своеобразие былины.
Поэтичность языка.
1
5
Внеклассное чтение.
Нартский эпос.
1
6
Пословицы и поговорки.
Особенности смысла и языка
пословиц.
1
7
Практическая работа.
Сопоставительный анализ
пословиц разных стран мира.
1
8
«Поучение» Владимира Мономаха
(отрывок).
Поучение как жанр древнерусской
литературы. «Повесть временных
лет» (отрывок «О пользе книг»).
1
9
«Повесть о Петре и Февронии
Муромских». Прославление любви
и верности.
1
10
М. В. Ломоносов. «К статуе Петра
Великого». «Ода на день
1
восшествия на Всероссийский
престол ея Величества государыни
Императрицы Елизаветы Петровны
1747 года».
11
Г. Р. Державин. «Река времен…».
«На птичку…». «Признание».
1
12
А.С. Пушкин. Слово о поэте.
Интерес Пушкина к истории
России. «Полтава» (отрывок).
1
13
А.С. Пушкин. «Медный всадник»
(отрывок).
Выражение чувства любви к Родине.
Прославление деяний Петра I.
Образ автора в отрывке из поэмы.
1
14
А.С. Пушкин. «Песнь о вещем
Олеге» и её летописный источник.
Художественное воспроизведение
быта и нравов Древней Руси.
1
15
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»:
сцена в Чудовом монастыре.
Образ летописца Пимена.
Подготовка к домашнему
сочинению.
1
16
А.С. Пушкин. «Станционный
смотритель» - произведение из
цикла «Повести Белкина».
Изображение «маленького
человека», его положения в
обществе.
1
17
Дуня и Минский. Анализ эпизода
«Самсон Вырин у Минского».
Развитие понятия о повести.
1
18
М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
«Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова».
1
19
Нравственный поединок
Калашникова с Кирибеевичем и
Иваном Грозным. Защита
человеческого достоинства и
нравственных идеалов.
1
20
М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется
желтеющая нива», «Молитва»,
1
«Ангел». Мастерство поэта в
создании художественных образов.
21
Внеклассное чтение.
По произведениям А. Пушкина и
М. Лермонтова.
1
22
Н.В. Гоголь. Слово о писателе.
«Тарас Бульба». Историческая и
фольклорная основа повести.
1
23
Смысл противопоставления Остапа
и Андрия. Патриотический пафос
повести.
1
24
Подготовка к домашнему
сочинению по повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба»: «Авторская
оценка образа Тараса Бульбы».
Смысл противопоставления
образов Остапа и Андрия в
повести Гоголя «Тарас Бульба».
1
25
И.С. Тургенев. Слово о писателе.
Цикл рассказов «Записки охотника»
и их гуманистический пафос.
«Бирюк» как произведение о
бесправных и обездоленных.
1
26
И.С. Тургенев. Стихотворения в
прозе. «Русский язык». «Два
богача». Обучение домашнему
сочинению стихотворения в прозе.
1
27
Н.А. Некрасов. Слово о поэте.
«Русские женщины»: «Княгиня
Трубецкая».
1
28
Н.А. Некрасов. «Размышления у
парадного подъезда».
Боль поэта за судьбу народа.
Образ Родины.
1
29
А.К. Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий
Шибанов» и «Михайло Репнин».
Правда и вымысел.
1
30
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о
писателе.
«Сказки для детей изрядного
возраста». «Повесть о том, как один
мужик двух генералов прокормил».
1
31
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий
1
помещик». Смысл названия сказки.
Понятие о гротеске.
32
Литературный ринг
«Проблемы и герои произведений
Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А.
Некрасова, М.Е. Салтыкова-
Щедрина».
1
33
Контрольная работа по
произведениям Гоголя, Тургенева,
Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
1
34
Л.Н. Толстой. Слово о писателе.
«Детство» (главы).
Автобиографический характер
повести. Сложность
взаимоотношений детей и взрослых.
1
35
Главный герой повести Л.Н.
Толстого «Детство», его чувства,
поступки и духовный мир.
1
36
Подготовка к домашнему
сочинению «Золотая пора детства» в
произведении Л.Н. Толстого
1
37
А.П. Чехов. Слово о писателе.
«Хамелеон».
Осмеяние душевных пороков.
Смысл названия рассказа.
1
38
Два лица России в рассказе А.П.
Чехова «Злоумышленник».
1
39
Стихи русских поэтов XIX века о
родной природе.
В.А. Жуковский «Приход весны».
А.К. Толстой «Край ты мой,
родимый край…», «Благовест».
И.А. Бунин «Родина».
Обучение анализу лирического
текста.
1
40
Внеклассное чтение.Что особенно
дорого читателю в русской поэзии
19 века о Родине и родной
природе?
1
41
И.А. Бунин. Слово о писателе.
«Цифры». Сложность
взаимопонимания детей и взрослых.
Авторское решение этой проблемы.
1
42
И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный
1
смысл рассказа.
Подготовка к домашнему
сочинению «„Золотая пора детства‟
в произведениях Л.Н. Толстого и
И.А. Бунина».
43
М. Горький. Слово о писателе.
«Детство» (главы).
Автобиографический характер
повести. Изображение «свинцовых
мерзостей жизни». Дед Каширин.
Изображение быта и характеров.
1
44
Бабушка Акулина Ивановна, Алёша
Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.
Вера в творческие силы народа.
Понятие о теме и идее
произведения.
1
45
Обучение анализу эпизода из
повести М. Горького «Детство» (по
выбору учителя). Портрет как
средство характеристики героя.
1
46
«Легенда о Данко» из рассказа М.
Горького «Старуха Изергиль».
Романтический характер легенды.
1
47
М. Горький. «Челкаш».
Сопоставительная характеристика
героев.
1
48
В.В. Маяковский. Слово о поэте.
«Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче».
1
49
В.В. Маяковский. «Хорошее
отношение к лошадям». Два взгляда
на мир.
1
50
Л.Н. Андреев. Слово о писателе.
«Кусака». Сострадание и
бессердечие как критерии
нравственности человека.
1
51
А.П. Платонов. Слово о писателе.
«Юшка». Друзья и враги главного
героя. Внешняя и внутренняя
красота человека.
1
52
Сочинение «Нужны ли в жизни
сочувствие и сострадание?» (по
произведениям писателей XX
1
века).
53
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте.
«Июль», «Никого не будет в
доме…». Своеобразие картин
природы в лирике Пастернака.
1
54
Трудности и радости грозных лет
войны в стихотворениях А.
Ахматовой, К. Симонова, А.
Суркова, А. Твардовского, Н.
Тихонова и др.
1
55
Контрольная работа.
Письменный анализ эпизода или
одного стихотворения
1
56
Ф.А. Абрамов. Литературные
традиции в рассказе «О чём плачут
лошади».
1
57
Е.И. Носов. «Кукла». Нравственные
проблемы рассказа.
1
58
Ю.П. Казаков. «Тихое утро».
Взаимовыручка как мерило
нравственности человека.
1
59
Внеклассное чтение. Тихая моя
Родина. Стихи поэтов XX века о
Родине, родной природе,
восприятии окружающего мира
(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.
Есенин, Н. Рубцов, Н. Заболоцкий
и др.).
1
60
А.Т. Твардовский. Слово о поэте.
«Снега потемнеют синие…», «Июль
– макушка лета…», «На дне моей
жизни…».
1
61
Д.С. Лихачёв. «Земля родная»
(главы) как духовное напутствие
молодёжи.
1
62
Писатели улыбаются. М.М.
Зощенко. «Беда». Смешное и
грустное в рассказах писателя.
1
63
Песни на слова русских поэтов XX
века. А. Вертинский «Доченьки». И.
Гофф «Русское поле». Б.Ш.
Окуджава «По смоленской
дороге…».
1
64
Из литературы народов России.
1
Расул Гамзатов. Рассказ о поэте.
«Опять за спиною родная земля…»,
«Я вновь пришёл сюда и сам не
верю…», «О моей Родине».
65
Из зарубежной литературы. Р.
Бёрнс. Слово о поэте. «Честная
бедность» и другие стихотворения.
Представления поэта о
справедливости и честности.
Народно-поэтическая основа и
своеобразие лирики Бёрнса.
1
66
Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты
кончил жизни путь, герой…» как
прославление подвига во имя
свободы Родины.
1
67
Нравственные проблемы в
произведениях зарубежных
писателей. О. Генри. Слово о
писателе. «Дары волхвов».
1
68
Р.Д. Брэдбери. Слово о писателе.
«Каникулы».
Читательская конференция.
1
Литература
1.
Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П.
Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение»,
2012 .
2.
Литература. 7 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост.
В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
3.
Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по
литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.
4.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы /
И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5.
Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы.
– М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).
6.
Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем
образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград:
Учитель, 2009.
7.
Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я.
Коровиной / авт.-сост. Н.Я. Крутова, С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2007.
8.
Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я.
Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».