Напоминание

"Знакомство с искусством скульптуры на занятиях изобразительного искусства"


Автор: Гаврилова Зоя Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Дворец творчества"
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство с искусством скульптуры на занятиях изобразительного искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и учащейся молодежи»

г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области

Статья

«Знакомство с искусством скульптуры на занятиях изобразительного

искусства»

подготовила

педагог дополнительного

образования

Гаврилова Зоя Петровна

г. Ленинск-Кузнецкий

2017г

Лепка — создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства

доступен

для

занятий

как

в

детском

саду

и

школе,

так

и

в

учреждении

дополнительного образования.

Искусство скульптуры – это волшебный и разнообразный мир, в который

невозможно

проникнуть

сразу.

Но

чем

больше

ребенок

будет

лепить,

приобретать

собственный

опыт,

тем

прекрасней

и

интересней

он

станет,

постепенно

раскрывая

все

свои

тайны.

Занятия

лепкой

развивают

художественный

вкус,

индивидуальность,

интуицию,

воспитывают

организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной

и

пластилином,

а

также

умение

планировать

творческий

процесс

каждым

обучающимся.

Необходимость ознакомления детей со скульптурой сопряжена не только

с ее воспитательной стороной, а также с расширением восприятия ребенка,

познанием социального опыта. В процессе обучения лепкой дети познают

язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения.

Скульптура

открывает

огромные

возможности

для

обучения

детей

композиции. Занятия сюжетной лепкой подводят детей к умению видеть связь

между

предметами

и

самостоятельному

их

расположению.

Занимаясь

скульптурой, дети гораздо быстрее осваивают изображение фигур в движении,

их работы становятся более яркими и выразительными.

Рекомендуется

начинать

знакомство

со

скульптурой

с

доступными

материалами – пластилином и глиной. Глина - основной материал для обучения

детей

лепке.

Глина

однотонна,

пластична,

красива

как

материал

и

дает

возможность

ребенку

понять

целостность

формы

предметов.

Лепка

из

пластилина обычно предполагает изображение мелких форм из цветных частей,

что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы.

Пластилин - это цветной материал, а цвет часто отвлекает детей от изображения

основного – формы изображаемого предмета.

При обучении лепке педагог должен проводить с детьми наблюдения за

живыми

объектами,

читать

художественную

литературу

и

рассматривать

иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и

т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а

делали это с расчетом на последующее изображение.

Занятия лепкой предполагают использование трех видов лепки: предметная,

сюжетная и декоративная. Предметная лепка предполагает изображение детьми

фигур животных и людей. Занятия предметной лепкой подготавливают детей к

правильному

изображению

человека

и

животных.

В

связи

с

этим

перед

педагогом встает задача обучить детей умению изображать в скульптуре форму

предметов и характерные их признаки.

Занятия сюжетной лепкой требуют от детей большего объема работы, так

как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его

в нужном положении, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут

послужить эпизоды из сказок, рассказов, окружающей жизни. Основные задачи

при

обучении

сюжетной

лепке

являются:

творчески

подходить

к

решению

сюжета, обучение детей изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

использовать во время лепки различные приемы лепки, знание формы, объемов

предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов.

Обучение

декоративной

лепке

способствует

тому,

что

дети

учатся

обдумывать сюжет, создавать эскиз, решать форму предмета и роспись. Полезно

предлагать детям украшать настенные украшения. Содержанием декоративной

лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В группе

второго

года

обучения

можно

предложить

все

виды

декоративной

лепки,

расширяя

способы

выполнения:

лепить

сосуды

путем

вдавливания

или

оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну

сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.

В группе третьего года обучения дети должны уметь пользоваться всеми

вышеприведенными способами, а также способом кругового налепа, который

заключается

в

постепенном

прикреплении

колец

ко

дну

сосуда.

В

группе

третьего года обучения педагог предоставляет детям больше самостоятельности

в выборе темы, в возможности обдумать ее заранее и выполнить.

Понять

замысел

ребенка

и

помочь

ему,

если

это

необходимо,

в

его

осуществлении – вот главная задача педагога. Если обучающийся неудачно

выбрал способ лепки, то педагогу нужно доказать, что есть другой, наиболее

удобный и подходящий способ. Важно, чтобы дети из множества возможных

способов

могли

выбрать

наиболее

эффективный,

способный

создать

выразительный образ.

При обучении детей лепке очень важно, чтобы ребята учились видеть

характерные черты предметов, умели их отбирать, а для этого необходимо

знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами: собакой,

кошкой, бегемотом и др.: сказочными персонажами: Василисой Прекрасной,

Бабой Ягой, Снегурочкой, и др.

Приемы

лепки,

в

основном,

приходится

подсказывать

или

показывать

отдельно

каждому.

Индивидуальная

работа

в

группе

приобретает

особое

значение на занятиях по изобразительной деятельности.

Фронтальный показ способов лепки используют ограниченно, так как все

внимание педагог направляет на сохранение творческих проявлений у детей.

Педагог наблюдает, как ребенок планирует работу, с чего начал ее. Вопросами

педагог

направляет

ребят

на

правильное

изображение

характерной

и

выразительной формы и динамики.

При возникновении затруднений в лепке с модели педагог предлагает еще

раз осмотреть предмет с целью уточнения формы. Лепка с модели (натуры)

предлагается ребятам с большой осторожностью, только для более глубокого

анализа формы и пропорций предмета.

Очень важно мотивировать детей к лепке, например, детям говорят, что они

будут лепить работы для предстоящей выставки или сделают бусы и броши для

мам и бабушек к 8 Марта.

Таким образом, скульптура своими выразительными свойствами, глубоким

содержанием

обогащает

ребенка

социальным

опытом,

развивает

умение

воспринимать

прекрасное,

закладывает

первоначальные

о сновы

художественного вкуса.

Список использованной литературы

1.

Горичева, В.С. Сказку сделаем из глины…: Пособие для родителей и

педагогов / В.С. Горичева - Ярославль: Академия развития, 1998.- 192с.

2.

Данкевич, Е. В. Знакомтесь: глина / Е.В. Данкевич, О.В. Жакова –

СПб.: Кристалл,1998. -272 с. (Серия «От простого к сложному»).

3.

Колякина,

В.И.

Методика

организации

уроков

коллективного

творчества:

Планы

и

сценарии

уроков

изобразительного

искусства /

В.И.

Колякина – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 176с

4. Петросян,К. Мы занимаемся скульптурой / К. Петросян // Юный художник.

- №8. – 1978. – С. 42-46.



В раздел образования