Автор: Катаргина Ольга Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РХ "Детский дом "Ласточка"
Населённый пункт: г. Саяногорск
Наименование материала: Нравственно-патриотическое воспитание в условиях детского дома.
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание в условиях детского дома.
Раздел: среднее образование
Катаргина Ольга Ильинична, воспитатель
ГБУ РХ «Детский дом «Ласточка»
Будущее России в наших детях.
И то, что мы нашим детям сегодня подарим,
что заложим в них, такой Россия и будет завтра.
А.Бруднов.
Нравственно-патриотическое воспитание в условиях детского дома.
В
настоящее
время
патриотическое
воспитание
является
одним
из
приоритетных
направлений в системе образования России. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне
развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося, в
рамках
конкретной
социокультурной
среды.
Люди
с
рождения
инстинктивно,
естесвенно
и
незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего
народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются чувства любви и привязанности к
культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной и
привычной сферы обитания человека.
По мнению А.С. Макаренко первоначальное воспитание дети получают в семье, которая
наряду
с
учреждениями
общественного
воспитания,
влияет
на
правильное
развитие
и
формирование личности ребенка. Родители должны помнить, что их ребенок будущий гражданин, за
которого они отвечают перед обществом. В детском доме воспитываются дети, в основном из
трудных, неблагополучных семей, где их воспитанием никто не занимался. Дети видели негативный
пример своих родителей, ведущих ассоциальный образ жизни.
Таким образом, основной целью работы по патриотическому воспитанию для педагогов
детского
дома,
является
становление
патриотизма
как
важнейшей
духовно-нравственной
и
социальной
ценности;
воспитание
любви
к
Родине,
родному
краю,
привитие
ценностного
отношения к истории своей страны.
Достижение данной цели становится возможным через решение следующих задач:
формировать у воспитанников любовь и преданность Родине;
развивать активную гражданскую позицию;
развивать у них любовь и уважение к народу, национальной культуре и традициям;
воспитывать бережное отношение к родной природе, к своей малой родине;
расширять кругозор через изучение культурного наследия своего народа.
Но надо помнить, что успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть,
если сам педагог будет знать историю своей страны, своего края, а также, если работа будет
вестись в системе, а не эпизодически от случая к случаю. Патриотические качества – это качества
личности,
характеризующие
ее
способность
к
активному
проявлению
гражданской
позиции.
Формирование
их
возможно
лишь
через
вовлечение
воспианников
в
специфическую
патриотическую деятельность.
Сложный
и
многообразный
процесс
воспитания
осуществляется
при
помощи
разнообразных форм и методов. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, возраста
детей и других условий, в которых протекает процесс нравственно-патриотического воспитания:
беседы информационно-познавательного характера, например такие как: «Культура.
Культурная среда», «Моя Родина – Хакасия», «Саяногорск – город, в котором я живу»;
оформление стендов («Никто не забыт, ничто не забыто», «Дети войны», «Мы ими
гордимся»).
Ребята
активно
принимали
участие
в
поиске
материала
к
данным
выставкам, в их оформлении. Они смогли прочувствовать сопричастность к истории
страны, к истории своего края и подвигу народа;
встречи с ветеранами ВОВ, проведение акций «Подарок ветерану», «Милосердие»
(подарки изготавливаются детьми под руководством воспитателей, инструктора по
труду и разносятся адресно);
встречи с участниками локальных войн (такие встречи способствуют формированию у
подростков
чувства
ответственности,
готовности
к
выполнению
своего
воинского
долга);
участие
в
конкурсах,
викторинах
(результатом
таких
участий
являются
победы
воспитанников в российских конкурсах: 1-е место – за стихотворение «Война» и за
викторину «Памятные даты и праздники России; участие в конкурсе «Зимующие
птицы Хакасского заповедника», «День Енисея»);
экскурсии в музеи Хакасии и юга Красноярского края. Посещение музеев расширяет
кругозор, формирует у воспитанников целостное представление о мире и культуре
своего края, страны в целом;
создание
мини-музеев:
«Русская
изба»,
«История
куклы».
Их
целью
является
пробуждение
в
детях
чувства
любви
к
Родине
через
создание
особой
среды,
позволяющей знакомить с культурным прошлым России;
взаимодействие с общественной казачьей организацией.
В
результате,
работа,
которую
мы
ведем
в
условиях
детского
дома,
помогает
сформировать в наших воспитанниках нравственно-патриотические, общечеловеческие
качества личности, гражданина, способствует приобщению детей к истокам национальной
культуры и их социализации.
Литература
Книга
Баранникова, О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду/ О.Н. Баранникова. –
М.: АРКТИ, 2007. – 144с.
Статья в журнале
Макеева,
Н.Н.
Музей
как
средство
гражданского
воспитания
детей-сирот/
И.А.
Макеева//
Воспитание школьников. – 2011. -№5. - С. 38-41.
Синягина, Н.Ю. О патриотизме и воспитании патриота/ Н.Ю. Синягина// Воспитание школьников
– 2011. -№1. – С. 23-26.