Автор: Мартыненко Лидия Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Центр образования № 47
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: "Деление суммы на число"
Раздел: начальное образование
Мастер –класс, учитель Мартыненко Л.И.МАОУ Центр образования № 47 города Иркутска
Тема: Деление суммы на число.
Цель: Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ
вычислений.
Задачи:
Образовательные: Знакомство с правилом деления суммы на число.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, памяти и мышления.
Воспитательные: Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к предмету.
Оборудование: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова Учебник .Математика, Интерактивные уроки Кирилл и Мефодий,
С.А. Козлова Дидактический материал.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
1.Организационный
момент.
Раз-два - выше голова,
Три- четыре - руки шире,
Пять-шесть - тихо сесть,
Семь-восемь - лень отбросим.
-Я рада вас видеть! Начнем урок математики.
Дети хором
рассказывают
физминутку и
показывают
движения.
2.Актуализация
знаний. Устный
счет.
Слайд 2-3
-Ребята, давайте проведем разминку ума. Взгляните на
экран.
Соедините выражения, значения которых одинаковы.
9 · 9 90 : 10
5 · 5 4 · 9
3 · 3 20 - 4
4 · 4 90 - 9
6 · 6 15 + 10
-Молодцы, вы хорошо справились с первым заданием, а
теперь поиграем в игру «Расшифруй слово», смотрим на
Дети читают
выражения левого
столбика и
подбирают к нему
выражение с правого
столбика.
экран.
Шифр: 132, 40, 250, 30, 50, 72, 80, 50, 50, 80.
Д-132, Е-40, Л-250, И-30, М-50, С-72, У-80
160 : 4 =
210 + 40 =
90 : 3 =
25 · 2=
24 + 48 =
39 + 41 =
250 : 5 =
350 : 7 =
270 - 190 =
На экране запись: Делим сумму.
Дети решают пример
и называют число,
которому
соответствует буква.
3.Совместное
«открытие» нового.
- Молодцы, вы отлично справились с устным счетом и
определили тему урока. Прочитаем тему урока. А сейчас
каждый из вас сосредоточится и посмотрит на экран.
Прочитайте задачу.
Слайд 4
На экране: У Васи было 396 очков. А у Коли втрое меньше.
Сколько очков было у Коли?
•
Воспользуйтесь фишками
•
Как с помощью фишек вы выполнили задание?
•
Как запишем вычисления?
396 : 3 = (300 + 90 + 6) : 3 = 300 : 3 + 90 : 3 + 6 : 3 = 132
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Надо представить делимое в виде суммы
разрядных слагаемых, каждое из которых делится на
заданное число.
Дети хором читают.
Дети работают с
фишками.
Выдвигают разные
предположения, пока
кто-то не предложит
такой вариант: надо
представить делимое
в виде суммы
- Молодцы, вы великолепно справились с моим заданием.
разрядных
слагаемых, каждое
из которых делится
на заданное число
4.Первичное
закрепление.
- Откройте тетради. Запишем число, классная работа, тему
урока.
Ребята, а сейчас этот вывод вы закрепите на примерах.
1)
Работа по учебнику: 1ч. С.88 №3 (1столбик)
самостоятельно.
Раздели поровну:
68 попугайчиков в 2 клетки;
93 ромашки в 3 вазы;
48 цыплят в 4 корзинки.
2)
Взаимная проверка тетрадей.
Поставьте на полях плюсик, если ваш сосед не допустил
ошибок.
А теперь отложим ручки и приведем физминутку.
Раз – подняться, потянуться;
Два - согнуться, разогнуться;
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка;
На четыре - руки шире;
Пять, шесть - тихо сесть.
Учащиеся пишут в
тетради.
Решают примеры.
Работают в парах.
Один ученик
комментирует, все
проверяют.
Выполняют
движения, повторяя
за учителем.
5. Работа над
вторым выводом.
- Ребята, на доске записан пример 60 : 5
Подумайте, можем ли делимое представить в виде суммы
разрядных слагаемых?
Такие случаи деления называют внетабличными. Найдите в
Дети: Нет, не можем.
учебнике задание под №5 с.88 (1 столбик - 1 вариант, 2
столбик – 2 вариант) Внимательно рассмотрите образец,
который дан в учебнике.
1 вариант 2 вариант
60 : 5 78 : 6
75 : 5 96 : 6
95 : 5 84 : 6
- Как можно представить делимое?
Второй вывод: “Надо представить делимое в виде суммы
удобных слагаемых, каждое из которых делится на
заданное число”.
-Проверим, как вы справились с заданием. Прочитайте, как
вы представили делимое.
- Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь отдохнём.
Предлагаю гимнастику для глаз. Смотрим на экран.
Слайд 5
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем,
глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
- Ребята, внимательно прослушайте следующее задания. Из
трёх заданий, которые вы видите на экране, выберите одно
и решите в тетради.
Умение
ориентироваться в
учебнике и работать с
информацией
Решаю примеры по
вариантам.
Двое учеников
читают, как
представили делимое
Выполняют
гимнастику для глаз
6. Самостоятельная
Слайд 6
работа.
Выбор задания на усмотрение ученика.
Дифференцированная работа. (все задания взяты с
учебника)
1 уровень: Распредели поровну 69 катушек в 3 коробки; 86
книг на 2 полки; 84 тарелки в 4 шкафа.
2 уровень: Вычисли частное:
98 : 7 = 77 : 7 = 104 : 8 =
3 уровень: Реши задачу. В туристическом слёте принимали
участие 120 школьников и 36 взрослых. Сколько им палаток
понадобится, если в каждой палатке умещается 4 человека?
- Молодцы, все закрыли тетради и положили на край парты.
Каждый ученик
выбирает любое
задание и записывает
его в тетрадь.
7.Повторение
изученного.
- Ребята. У каждого у вас лежит карточка, на ней записано
выражение.
Запишите в первой строке ответ первого действия, во
второй-ответ второго, а в третьей - ответ третьего действия.
1 вариант
2 вариант
Решают задания на
карточке
70-7·8+34
- Не забудьте указать фамилию на карточке и уберите её на
край парты.
8.Итог урока.
- Какое открытие мы сегодня сделали? Какой новый случай
деления вы узнали? Кому было трудно на уроке? Почему?
-Благодарю всех за урок. Каждый из вас получит оценку за
самостоятельную работу, которую я вам выставлю в вашей
тетради. Спишите с доски домашнее задание.
Домашнее задание: решить задачу на с.89 №6(в) и №7 -
воспользоваться правилом деления суммы на число.
Выслушиваются
ответы детей.
Формирование
умения строить
речевое
высказывание
80+(32+4):6