Авторы: Япарова Зухра Ахматнуровна, Трусова Анна Владимировна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: город Сургут ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Коммуникативные УУД
Раздел: среднее образование
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные
УУД
(планирование
сотрудничества,
постановка
вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение
выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка). В рамках
обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя
при взаимодействии с учащимися. Овладения учащимися коммуникативными
УУД зависит благополучие ученика в классном коллективе. Когда ребёнок
легко находит общий язык со сверстниками, то ему комфортно в коллективе.
И напротив, если учение не способен идти на контакт с ровесниками, то
сужается
круг
его
друзей,
возникают
негативные
эмоции,
чувство
одиночества в классе, проявление враждебности и агрессии по отношению к
одноклассникам. Итак, формирование коммуникативных УУД у учащихся
содействует не только процессу умения сотрудничать с другими людьми,
изменять и передавать информацию, исполнять разные социальные роли в
коллективе, но и является эффективным ресурсом для их благополучной
будущей взрослой жизни.
Коммуникация
обеспечивает
совместную
деятельность
людей
и
предполагает
не
только
обмен
информацией,
но
и
достижение
некой
общности:
установление
контактов,
кооперацию
(организацию
и
осуществление
общей
деятельности),
а
также
процессы
межличностного
восприятия,
включая
понимание
партнёра.
Коммуникативные
действия
обеспечивают
социальную
компетентность
и
сознательную
ориентацию
учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или
деятельности),
умение
слушать
и
вступать
в
диалог,
участвовать
в
коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К
моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает
целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:
общение со взрослыми и сверстниками;
владение определёнными вербальными и невербальными средствами
общения;
приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнёра по общению;
умение слушать собеседника.
В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной
коммуникации
между
учениками
и
между
учениками
и
учителем.
Это
является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так
и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развития
каждого ученика и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует, что
часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях
коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия
партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться,
приходить
к
общему
решению,
учитывать
разные
мнения,
стремиться
к
координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. а это
означает, что будут развиваться и коммуникативные УУД.
Приёмы формирования коммуникативных УУД:
1. Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
2. Обращать внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
3.
Не
вносить
своих
исправлений
и
своего
мнения
(в
зависимости
от
ситуации).
4. Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
5. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание
высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
6.
Задавать
уточняющие
вопросы
автору
высказывания,
если
оно
было
выражено непонятно для учеников.
7. Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Видами коммуникативных действий являются:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск
и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие
решения и его реализация;
управление
поведением
партнёра
–
контроль,
коррекция,
оценка
действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации,
владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
С точки зрения развивающего обучения, именно так и должен быть
организован
учебный
процесс,
в
котором
происходит
общее
развитие
ребёнка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой,
и эмоциональной сферы. Можно без преувеличения сказать, что основные
виды
коммуникативных,
в
т.ч.
речевых
действий,
в
силу
своего
действительно
универсального,
т.е.
максимально-обобщённого,
характера,
естественным
образом
распространяются
на
все
учебные
предметы
и,
особенно, на внеурочную деятельность.
На уроках я использую разные формы организации коммуникативного
общения: работа в парах, групповые, индивидуально-групповые. Построение
процесса обучения в системе обучения стимулирует ребенка высказывать
собственное
мнение,
внимательно
относиться
к
другому
мнению,
т.е.
проявлять
диалогичность,
толерантность,
С
хему
наиболее
простого
типа
группового взаимодействия можно изобразить следующим образом: каждый
ученик высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем
они
обсуждают
пригодность
этих
способов
действия
и
готовят
ответ
от
группы. Работа детей строится по принципу «мозгового штурма».
Другая форма работы предполагает «конвейерный» тип взаимодействия в
группе, так называемые, методы «пилы» и «вертушки», при котором между
детьми
распределена
последовательность
операций.
Конвейерный
тип
взаимодействия удобен, прежде всего, для отработки навыков.
МЕТОД «ПИЛЫ» (задание выполняется по частям, каждый ученик занят
своей
частью).
Мы
—
зубчики
одной
пилы.
Каждый
ученик
занят
выполнением своего варианта задания.
Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия
вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый
ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на
любой
вопрос.
Примером
такого
подхода
к
организации
может
служить
задание
оперативно
написать
небольшой
доклад
или
сообщение
на
изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план
работы,
распределяют,
кто
какую
часть
будет
писать,
чтобы
быстро
выполнить все задание.
Учебный материал разбит на логические части. Они распределяются между
участниками группы. Учитель может взять на проверку любое задание и
поставить отметку за выполнение задания всей группе. Ребята получают
задания разного уровня сложности (детям об этом не сообщается), то есть
дети
учатся
в
силу
своих
способностей,
совершенствуют
собственные
достижения, а слабые ребята получают шанс быть оцененными наравне с
сильными учащимися (ведь как один, так и другой сделали что могли.)
МЕТОД
«ВЕРТУШКИ»
Так,
работая
в
группе,
дети
отрабатывают
необходимые каждому из них навыки: один, по просьбе учителя, проверяет
написание спортивных способов плавания, другой вставляет в этот материал
специально
подготовленные
ошибочные
варианты.
Третьи
начинают
проверять
эти
варианты
и
исправлять
их.
Каждое
последующее
задание
выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик,
либо
слабый,
при
этом
выполнение
любого
задания
объясняется
вслух
учеником и контролируется всей группой. После завершения работы всеми
группами учитель организует обсуждение, если задание было одинаковым
для
всех
групп.
Либо
встречаются
эксперты
групп,
у
которых
были
одинаковые задания.
Другая задача групповой работы – поддержка для робких, создание чувства
защищенности, для тревожных детей (ТЫ НЕ ОДИН).
Объединение в группы способствует сплочению коллектива. В группе
ребятам
предоставлена
возможность
высказать
свое
мнение,
послушать
мнение
других
ребят,
у
них
вырабатывается
умение
работать
именно
в
команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе,
анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен,
а
с
чем-то
нет
и
соответственно
приводить
аргументы
несогласия.
Анализируя работу ребят, можно сказать, что игра увлекает их, работают они
с огромным интересом, следовательно, игра способствует стимулированию
деятельности школьников, повышает их интерес к урокам.
Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является
работа парами. Без парной работы вообще нельзя обойтись в развивающем
обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство
вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это — возможность и
необходимость
органически
сочетать
на
уроке
обучение
и
воспитание,
строить
человеческие
и
деловые
взаимоотношения
детей.
На
уроках
возможно применение следующих видов работ в паре: разучивание, пересказ,
составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач,
проверка домашнего задания, игра учитель-ученик. Работа в парах и группах
помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность
говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения,
уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и
взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных.