Автор: Рочева Зинаида Питиримовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ №2" г.Сосногорска"
Населённый пункт: г. Сосногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Факультативное занятие "Числовые ребусы"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска
Числовые ребусы
Внеклассные занятия
для 5-6 классов
Учитель Рочева З.П.
2016 год
г. Сосногорск
Цели деятельности
учителя
Главная дидактическая цель: формировать представления о решении числовых ребусов, способствовать развитию
математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания , наглядно-действенного мышления; воспитывать
культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регуляторные:
умения
определять
и
формулировать
цель
на
уроке
с
помощью
учителя;
проговаривать
последовательность
действий
на
уроке;
работать
по
коллективно
составленному
плану;
оценивать
правильность
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью
учителя);
добывать
новые
знания
(находить
ответы
на
вопросы,
используя
учебник,
свой
жизненный
опыт
и
информацию, полученную на уроке)
планируемые
образовательные
результаты
Предметные: иметь представление о числовом ребусе; уметь составлять и решать числовые ребусы.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные-
уметь
определять
и
формулировать
цель
на
уроке
с
помощью
учителя;
проговаривать
последовательность
действий
на
уроке;
работать
по
коллективно
составленному
плану;
оценивать
правильность выполнения действия на уроке ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с
поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и
следовать им; познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с
помощью учителя) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, использую учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке)
Основные понятия
Числовой ребус. Решение и составление числовых ребусов
Ресурсы
Учебник, тетрадь; алгоритм самооценки
Организация
пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Тип занятия: комбинированный
Тип занятия и
технология
проведения
Деятельность
учителя
Задания для обучающихся,
выполнение которых приведет к
достижению запланированных
результатов
Деятельность
обучающихся
Планируемые результаты
предметные
Универсальные
учебные действия
(УУД)
1
2
3
4
5
6
I.
М о т и в а ц и я
к
учебной
деятельности.
Цели:
актуализировать
т р е б о в а н и я
к
у ч е б н и к а м
с
позиций
учебной
деятельности;
создать условия для
формирования
внутренней
п о т р е б н о с т и
в о
в к л ю ч е н и и
в
учебную
деятельность;
установить
тематические рамки;
уточнить тип урока
и
наметить
шаги
учебной
деятельности
Актуализирует
т р е б о в а н и я
к
у ч е б н и к а м
с
позиций
учебной
деятельности.
Устанавливает
тематические
рамки
- С у щ е с т в у е т
т а к а я
разновидность
ребусов,
как
числовые.
Это
выражения,
требующие
арифметические
решения,
составленные
в
виде
математических
равенств,
где
числа
заменяются
другими
знаками-буквами,
геометрическими
фигурами,
звездочками и т.д.
Для решения числовых ребусов
н е о бход и м о
и с п о л ь з о в а т ь
логические
рассуждения.
Они
помогают расшифровать каждый
с и м в о л
и
в о с с т а н о в и т ь
числовую запись.
Числовым
ребусам
уже
почти
тысяча
лет.
Впервые
о н и
появлялись
в
Китае,
затем
в
Индии. В европейских странах
числовые
ребусы
с н ач а л а
н а з ы в а л и
« к р и п т -
арифметические
задачи».
Их
появление
в
Европе
впервые
было отмечено только ХХ веке,
несмотря на то что математика
Слушают учителя
З н а ю т,
ч т о
такое
«числовой
ребус»
Коммуникативные:
Уметь
с о вм е с т н о
договариваться
о
правилах
поведения
и
о б щ е н и я ,
с л е д о в а т ь
и м ;
о ф о р м л я т ь
с в о и
м ы с л и
в
у с т н о й
форме.
Личностные:
Проявлять
учебно-
познавательный
интерес
к
новому
материалу
развивалась уже долгое время.
При
со ст авлении
р е бу с о в
числового типа важно знать, что
о д и н а к о в ы м
ц и ф р а м
соответствуют
одинаков ы е
буквы.
Числовые
ребусы
могут
быть
составлены из нескольких рядов
символов.
М е ж д у
н и м и
с т а в и т с я
о п р ед е л е н н о е
ко л и ч е с т в о
математических знаков, которые
указывают на то, какие действия
необходимо
произвести
по
в е р т и к а л и ,
а
к а к и е - п о
горизонтали.
Вс е
используемые
ц и ф р ы
заменяют буквами.
Некоторые
числовые
ребусы-
очень сложные, иногда требуют
д л и т е л ь н о г о
п о э т а п н о г о
р е ш е н и я .
Н о
в
о с н о в н о м
ч и с л о в ы е
р е б у с ы -
э т о
увлекательные
математические
задачи,
которые
развивают
логику и сообразительность
II. Актуализация и
фиксирование
индивидуального
з а т р у д н е н и я
в
пробном
действии,
выявление места и
причины
затруднения.
Ц е л и :
с о з д а т ь
Организует
фиксирование
индивидуального
затруднения,
обобщение
актуализированных
знаний,
выявление
места затруднения,
фиксирование
во
-При решении числовых ребусов
необходимо
знать
свойства
честных
и
нечетных
чисел.
Давайте вспомним: сумма двух
четных чисел-это какое число?
(Четное)
-
Каким
числом
будет
сумма
двух
нечетных
чисел? (четным
числом)
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
учителя.
Разгадывают
числовой ребус
Уметь
разгадывать
числовые
ребусы
Познавательные:
уметь
ориентироваться
в
с в о е й
с и с т е м е
знаний
(отли ч ат ь
н о в о е
о т
у ж е
и з в е с т н о г о
с
помощью
учителя);
преобразовывать
у с л о в и я
д л я
выполнения
учащимися
пробного
учебного
действия;
организовать
фиксирование
индивидуального
затруднения;
выявить место (шаг,
операцию)
затруднения;
зафиксировать
во
в н е ш н е й
р е ч и
причину
затруднения
в н е ш н е й
р е ч и
причины
затруднения
-Каким
числом
будет
сумма
четного
и
нечетного
чисел?
(нечетным числом)
-Попробуйте разгадать числовой
ребус.
Запись на доске:
и н ф о р м а ц и ю
и з
о д н о й
ф о р м ы
в
другую.
Коммуникативные:
Уметь
слушать
и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других;
оформлять
м ы с л и
в
у с т н о й
форме.
Регулятивные:
уметь проговаривать
последовательность
действий
на
уроке;
высказывать
сво е
предложение
III.
Построение
проекта выхода из
затруднения.
Цель:
организовать
составление
совместного
плана
действий;
определить средства
достижения цели
Организует
уточнение
следующего
шага
учебной
деятельности,
составления
совместного
плана
действия
1)
Умножим 4 на 12,
получим 48. Значит:
_**0|12
48 |4*
_ 6*
**
0
2)
Какое двузначное число
6* делится на 12?
(60:12=5,)
_**0|12
48 |45
_ 60
60
С о с т а в л я ю т
и
проговаривают
план
действий
с
помощью учителя
Уметь
разгадывать
числовые
ребусы
Регулятивные:
уметь
формулировать
учебную
задачу
на
основе
соотнесения
т о г о ,
ч т о
у ж е
известно, и того, что
предстоит
узнать;
определять
последовательность
промежуточных
ц е л е й
с
у ч е т о м
конечного результата
0
3)
Осталось 12*45=540,
_540|12
48 |45
_ 60
60
0
- уточним цель нашего урока
IV.
Р е а л и з а ц и я
построенного
п р о е к т а
и
первичное
з а к р е п л е н и е
с
проговариванием
во внешней речи.
Цели:
реализовать
построенный проект
в
соответствии
с
планом;
зафиксировать
новое знание в речи
и
з н а к а х ,
преодоление
затруднения
Организует
реализацию
построенного
п р о е к т а
в
с о от в е т с т в и и
с
планом,
подводящим
диалог,
фиксирование
нового
знания
в
р еч и
и
з н а к а х ,
реализацию
построенного
п р о е к т а
в
с о от в е т с т в и и
с
планом
- Замените звездочки цифрами:
а)
Х
95 б)
Х
95
** **
+
*5 + **5
1** **
**** **3*
Ответ: а) 95*21=1995
б) 95*13=1235
-Разгадайте числовые ребусы:
а) +УРАН б) +ТУЗИК
УРАН ТУЗИК
НАУКА КАРТУЗ
Ответ: а) 6321+6321=12 642
б) 54271+54271=108 542
в) +ОДИН г) + ЛЮБА
ОДИН ЛЮБИТ
Под
руководством
учителя
выполняют
составленный
план действий.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
учителя.
Фиксируют
новое
з н а н и е
р еч и
и
знаках
Уметь
разгадывать
числовые
ребусы
Познавательные:
у м е т ь
д о б ы в а т ь
н о в ы е
з н а н и я
(находить ответы на
вопросы,
используя
у ч е б н и к ,
с в о й
жизненный
опыт
и
информацию,
п о л у ч е н н у ю
н а
уроке).
Коммуникативные:
Уметь
слушать
и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других,
оформлять
с в о и
м ы с л и
в
п и с ь м е н н о й
и
устной форме.
Регулятивные:
МНОГО АРБУЗЫ
Ответ: в) 6823+6823=13 646
г) 9321+9321=102 568
-Какое правило важно помнить?
(при сложении любых двух цифр
в
следующий
разряд
может
перейти только единица)
-Вместо букв поставьте цифры
так,
чтобы
получилась
верная
запись:
а)+ α3bα б) _ αb60
3α5b 6bα
10 000 2907
в) +αbc г) +αα
cbα
α2
888 bαb
Ответ: а) 6346+3654=10 000
б) 3560-653=2907
в) 543+345=888
г) 99+92=191
Уметь
работать
по
коллективно
составленному
плану, проговаривать
последовательность
действий на уроке
V.
Р е ф л е к с и я
учебной
деятельности
на
уроке.
Цели:
зафиксировать
новое
содержание
урока;
организовать
р е ф л е к с и ю
и
самооценку
учениками
собственной
учебной
Организует
фиксирование
нового
содержания,
рефлексию,
самооценку
учебной
деятельности
-Подведем итог работы на уроке.
-Назовите тему урока.
-Расскажите, чему вы научились.
-Оцените свою деятельность на
уроке,
используя
один
и з
кружочков:
зеленый,
красный,
желтый.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы
учителя.
Рассказывают,
что
нового
узнали
на
уроке.
Осуществляют
самооценку.
Уметь
анализировать
и
оценивать
свою
деятельность
Регулятивные:
уметь проговаривать
последовательность
действий
на
уроке,
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективной
оценки.
Л и ч н о с т и : уметь
осуществлять
деятельности
с а м о о ц е н к у
н а
о снове
к р и т е р и я
успешной
учебной
деятельности.