Напоминание

Факультативное занятие "Числовые ребусы"


Автор: Рочева Зинаида Питиримовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ №2" г.Сосногорска"
Населённый пункт: г. Сосногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Факультативное занятие "Числовые ребусы"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска

Числовые ребусы

Внеклассные занятия

для 5-6 классов

Учитель Рочева З.П.

2016 год

г. Сосногорск

Цели деятельности

учителя

Главная дидактическая цель: формировать представления о решении числовых ребусов, способствовать развитию

математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания , наглядно-действенного мышления; воспитывать

культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регуляторные:

умения

определять

и

формулировать

цель

на

уроке

с

помощью

учителя;

проговаривать

последовательность

действий

на

уроке;

работать

по

коллективно

составленному

плану;

оценивать

правильность

выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с

поставленной задачей ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и

учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно

договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью

учителя);

добывать

новые

знания

(находить

ответы

на

вопросы,

используя

учебник,

свой

жизненный

опыт

и

информацию, полученную на уроке)

планируемые

образовательные

результаты

Предметные: иметь представление о числовом ребусе; уметь составлять и решать числовые ребусы.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные-

уметь

определять

и

формулировать

цель

на

уроке

с

помощью

учителя;

проговаривать

последовательность

действий

на

уроке;

работать

по

коллективно

составленному

плану;

оценивать

правильность выполнения действия на уроке ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с

поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета

характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в

устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и

следовать им; познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с

помощью учителя) добывать новые знания (находить ответы на вопросы, использую учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке)

Основные понятия

Числовой ребус. Решение и составление числовых ребусов

Ресурсы

Учебник, тетрадь; алгоритм самооценки

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Тип занятия: комбинированный

Тип занятия и

технология

проведения

Деятельность

учителя

Задания для обучающихся,

выполнение которых приведет к

достижению запланированных

результатов

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

предметные

Универсальные

учебные действия

(УУД)

1

2

3

4

5

6

I.

М о т и в а ц и я

к

учебной

деятельности.

Цели:

актуализировать

т р е б о в а н и я

к

у ч е б н и к а м

с

позиций

учебной

деятельности;

создать условия для

формирования

внутренней

п о т р е б н о с т и

в о

в к л ю ч е н и и

в

учебную

деятельность;

установить

тематические рамки;

уточнить тип урока

и

наметить

шаги

учебной

деятельности

Актуализирует

т р е б о в а н и я

к

у ч е б н и к а м

с

позиций

учебной

деятельности.

Устанавливает

тематические

рамки

- С у щ е с т в у е т

т а к а я

разновидность

ребусов,

как

числовые.

Это

выражения,

требующие

арифметические

решения,

составленные

в

виде

математических

равенств,

где

числа

заменяются

другими

знаками-буквами,

геометрическими

фигурами,

звездочками и т.д.

Для решения числовых ребусов

н е о бход и м о

и с п о л ь з о в а т ь

логические

рассуждения.

Они

помогают расшифровать каждый

с и м в о л

и

в о с с т а н о в и т ь

числовую запись.

Числовым

ребусам

уже

почти

тысяча

лет.

Впервые

о н и

появлялись

в

Китае,

затем

в

Индии. В европейских странах

числовые

ребусы

с н ач а л а

н а з ы в а л и

« к р и п т -

арифметические

задачи».

Их

появление

в

Европе

впервые

было отмечено только ХХ веке,

несмотря на то что математика

Слушают учителя

З н а ю т,

ч т о

такое

«числовой

ребус»

Коммуникативные:

Уметь

с о вм е с т н о

договариваться

о

правилах

поведения

и

о б щ е н и я ,

с л е д о в а т ь

и м ;

о ф о р м л я т ь

с в о и

м ы с л и

в

у с т н о й

форме.

Личностные:

Проявлять

учебно-

познавательный

интерес

к

новому

материалу

развивалась уже долгое время.

При

со ст авлении

р е бу с о в

числового типа важно знать, что

о д и н а к о в ы м

ц и ф р а м

соответствуют

одинаков ы е

буквы.

Числовые

ребусы

могут

быть

составлены из нескольких рядов

символов.

М е ж д у

н и м и

с т а в и т с я

о п р ед е л е н н о е

ко л и ч е с т в о

математических знаков, которые

указывают на то, какие действия

необходимо

произвести

по

в е р т и к а л и ,

а

к а к и е - п о

горизонтали.

Вс е

используемые

ц и ф р ы

заменяют буквами.

Некоторые

числовые

ребусы-

очень сложные, иногда требуют

д л и т е л ь н о г о

п о э т а п н о г о

р е ш е н и я .

Н о

в

о с н о в н о м

ч и с л о в ы е

р е б у с ы -

э т о

увлекательные

математические

задачи,

которые

развивают

логику и сообразительность

II. Актуализация и

фиксирование

индивидуального

з а т р у д н е н и я

в

пробном

действии,

выявление места и

причины

затруднения.

Ц е л и :

с о з д а т ь

Организует

фиксирование

индивидуального

затруднения,

обобщение

актуализированных

знаний,

выявление

места затруднения,

фиксирование

во

-При решении числовых ребусов

необходимо

знать

свойства

честных

и

нечетных

чисел.

Давайте вспомним: сумма двух

четных чисел-это какое число?

(Четное)

-

Каким

числом

будет

сумма

двух

нечетных

чисел? (четным

числом)

О т в е ч а ю т

н а

вопросы

учителя.

Разгадывают

числовой ребус

Уметь

разгадывать

числовые

ребусы

Познавательные:

уметь

ориентироваться

в

с в о е й

с и с т е м е

знаний

(отли ч ат ь

н о в о е

о т

у ж е

и з в е с т н о г о

с

помощью

учителя);

преобразовывать

у с л о в и я

д л я

выполнения

учащимися

пробного

учебного

действия;

организовать

фиксирование

индивидуального

затруднения;

выявить место (шаг,

операцию)

затруднения;

зафиксировать

во

в н е ш н е й

р е ч и

причину

затруднения

в н е ш н е й

р е ч и

причины

затруднения

-Каким

числом

будет

сумма

четного

и

нечетного

чисел?

(нечетным числом)

-Попробуйте разгадать числовой

ребус.

Запись на доске:

и н ф о р м а ц и ю

и з

о д н о й

ф о р м ы

в

другую.

Коммуникативные:

Уметь

слушать

и

п о н и м а т ь

р е ч ь

других;

оформлять

м ы с л и

в

у с т н о й

форме.

Регулятивные:

уметь проговаривать

последовательность

действий

на

уроке;

высказывать

сво е

предложение

III.

Построение

проекта выхода из

затруднения.

Цель:

организовать

составление

совместного

плана

действий;

определить средства

достижения цели

Организует

уточнение

следующего

шага

учебной

деятельности,

составления

совместного

плана

действия

1)

Умножим 4 на 12,

получим 48. Значит:

_**0|12

48 |4*

_ 6*

**

0

2)

Какое двузначное число

6* делится на 12?

(60:12=5,)

_**0|12

48 |45

_ 60

60

С о с т а в л я ю т

и

проговаривают

план

действий

с

помощью учителя

Уметь

разгадывать

числовые

ребусы

Регулятивные:

уметь

формулировать

учебную

задачу

на

основе

соотнесения

т о г о ,

ч т о

у ж е

известно, и того, что

предстоит

узнать;

определять

последовательность

промежуточных

ц е л е й

с

у ч е т о м

конечного результата

0

3)

Осталось 12*45=540,

_540|12

48 |45

_ 60

60

0

- уточним цель нашего урока

IV.

Р е а л и з а ц и я

построенного

п р о е к т а

и

первичное

з а к р е п л е н и е

с

проговариванием

во внешней речи.

Цели:

реализовать

построенный проект

в

соответствии

с

планом;

зафиксировать

новое знание в речи

и

з н а к а х ,

преодоление

затруднения

Организует

реализацию

построенного

п р о е к т а

в

с о от в е т с т в и и

с

планом,

подводящим

диалог,

фиксирование

нового

знания

в

р еч и

и

з н а к а х ,

реализацию

построенного

п р о е к т а

в

с о от в е т с т в и и

с

планом

- Замените звездочки цифрами:

а)

Х

95 б)

Х

95

** **

+

*5 + **5

1** **

**** **3*

Ответ: а) 95*21=1995

б) 95*13=1235

-Разгадайте числовые ребусы:

а) +УРАН б) +ТУЗИК

УРАН ТУЗИК

НАУКА КАРТУЗ

Ответ: а) 6321+6321=12 642

б) 54271+54271=108 542

в) +ОДИН г) + ЛЮБА

ОДИН ЛЮБИТ

Под

руководством

учителя

выполняют

составленный

план действий.

О т в е ч а ю т

н а

вопросы

учителя.

Фиксируют

новое

з н а н и е

р еч и

и

знаках

Уметь

разгадывать

числовые

ребусы

Познавательные:

у м е т ь

д о б ы в а т ь

н о в ы е

з н а н и я

(находить ответы на

вопросы,

используя

у ч е б н и к ,

с в о й

жизненный

опыт

и

информацию,

п о л у ч е н н у ю

н а

уроке).

Коммуникативные:

Уметь

слушать

и

п о н и м а т ь

р е ч ь

других,

оформлять

с в о и

м ы с л и

в

п и с ь м е н н о й

и

устной форме.

Регулятивные:

МНОГО АРБУЗЫ

Ответ: в) 6823+6823=13 646

г) 9321+9321=102 568

-Какое правило важно помнить?

(при сложении любых двух цифр

в

следующий

разряд

может

перейти только единица)

-Вместо букв поставьте цифры

так,

чтобы

получилась

верная

запись:

а)+ α3bα б) _ αb60

3α5b 6bα

10 000 2907

в) +αbc г) +αα

cbα

α2

888 bαb

Ответ: а) 6346+3654=10 000

б) 3560-653=2907

в) 543+345=888

г) 99+92=191

Уметь

работать

по

коллективно

составленному

плану, проговаривать

последовательность

действий на уроке

V.

Р е ф л е к с и я

учебной

деятельности

на

уроке.

Цели:

зафиксировать

новое

содержание

урока;

организовать

р е ф л е к с и ю

и

самооценку

учениками

собственной

учебной

Организует

фиксирование

нового

содержания,

рефлексию,

самооценку

учебной

деятельности

-Подведем итог работы на уроке.

-Назовите тему урока.

-Расскажите, чему вы научились.

-Оцените свою деятельность на

уроке,

используя

один

и з

кружочков:

зеленый,

красный,

желтый.

О т в е ч а ю т

н а

вопросы

учителя.

Рассказывают,

что

нового

узнали

на

уроке.

Осуществляют

самооценку.

Уметь

анализировать

и

оценивать

свою

деятельность

Регулятивные:

уметь проговаривать

последовательность

действий

на

уроке,

оценивать

правильность

выполнения

действия

на

уровне

адекватной

ретроспективной

оценки.

Л и ч н о с т и : уметь

осуществлять

деятельности

с а м о о ц е н к у

н а

о снове

к р и т е р и я

успешной

учебной

деятельности.



В раздел образования