Напоминание

Использование 3 часа на уроках физической культуры (Туризм) 5 класс


Автор: Шестопалов Анатолий Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Боржигантайская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Боржигантай, Могойтуйский район, Забайкальский край
Наименование материала: учебная прграмма
Тема: Использование 3 часа на уроках физической культуры (Туризм) 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Туристско-краеведческая деятельность является одной из самых доступных и

эффективных форм интерактивного развития ребёнка.

Туристские

занятия,

походы,

экскурсии,

правильно

подготовленные

и

хорошо

проведённые, благотворно влияют на здоровье ребенка. Вместе с тем они обогащают детей

знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют

и организуют, дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают

настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы,

любовь к природе.

В

курсе

физического

воспитания

по

ОФП

для

учащихся 5-х

классов программой

третьего часа предусмотрены учебно-тренировочные занятия по туризму.

Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности

ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении

поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и

найти

подход

к

нему.

Они

способствуют

настоящему

взаимопониманию

и

установлению

отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.

Учащиеся 5-х классов кроме прохождения маршрута должны уметь ориентироваться на

местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой, компасом, выбрать и оборудовать место

для бивака, разжечь костер, приготовить пищу, избрать способ преодоления препятствий, знать

правила охраны природы и др.

Исходя

из

условий

школы

и

возможностей

учащихся,

более

приемлемыми по

способу

передвижения

являются пешие, лыжные и велосипедные виды похода. Данный вид туризма

является прекрасным средством увеличения двигательной активности учащихся.

Цель :

оздоровление детей посредством включения их в туристско-краеведческую деятельность

Задачи:

Обучающие:

обучать воспитанников туристским навыкам;

повышать

образовательный

уровень

школьников

через

туристско-краеведческую

деятельность;

Развивающие:

развивать

творческую

активность воспитанников объединения в процессе освоения

краеведческого материала.

Воспитательные:

воспитывать у детей патриотические чувства к родному краю;

формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни.

Содержательные цели туризма:

1.

Физическая

активность

– туризм

прекрасно

подходит

для

привлечения

детей

и

подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять

преимущества регулярных занятий.

2.

Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций,

занимающихся

спортом.

Она

заключается

в

том,

чтобы

поощрять

желание

детей

заниматься

спортивным

туризмом

для

сохранения

здоровья.

Хорошее

физическое

здоровье достигается за счёт активного образа жизни.

3.

Социальная

активность

– создание

команды

и

социальная

активность

в

ходе

выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член

команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного

вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности

сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.

4.

Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к

нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком

туристского

похода

является

неизвестность

конечного

результата,

и

делают

его

интересным.

Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе,

Концепции программы:

оздоровление учащихся в процессе практических занятий (ОФП);

повышение духовной культуры учащихся;

развитие индивидуальных психологических качеств ребёнка в

процессе коллективной деятельности в сфере спортивного туризма и краеведения;

изучение истории, географии и экологии родного края.

Ожидаемые результаты:

Должны знать

Должны уметь

- правила поведения юных туристов;

- требования техники безопасности в

походе;

- правила поведения в природной среде;

-перечень группового и личного снаряжения

и правила ухода за ним;

-правила обустройства бивуака;

-нормы личной и общественной гигиены,

экологические требования к группе;

-основы топографии и ориентирования;

-значение и правила применение узлов.

-применять указанные знания на практике;

-ориентироваться на местности при помощи

карты и компаса;

-выполнять общие обязанности участника

похода;

-обустраивать бивуак;

-завязывать 10 узлов;

-выполнять отдельные элементы техники

пешеходного туризма.

Примерный тематический план

5 класс (Туризм-34 часа)

Темы занятий

Количество часов

Всего

Tеоретические

занятия

Практические занятия

В помещении

На местности

I.

Введение (2 часа)

1

1.Оздоровительная роль

туризма

2.Правила поведения юных

туристов

2

1

1

II.

Основы краеведения (4 часа)

2

1. Природа родного края и его

история.

2. Краеведческая работа в

походе

4

1

1

1

1

III.

Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста (16 часов)

3

1.Основы безопасности в

природной среде.

2. Личное снаряжение и уход

за ним

3. Питьевой режим на

туристской прогулке

4. Групповое снаряжение и

уход за ним

5. Индивидуальный и

групповой ремонтный набор

6.Организация биваков и

охрана природы

7.Туристская группа на

прогулке (экскурсии)

16

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

IV.

Азбука топографии (6 часов)

4

1.План местности

2.Условные знаки

6

1

1

1

3

V.

Азбука спортивно-оздоровительного туризма

5

1.Туристская группа в походе.

(Пешеходный туризм)

6

ИТОГО:

34

12

4

18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Раздел «Введение»

1. Оздоровительная роль туризма

Теория

Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека,

познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для

организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов

человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.

2.

Правила поведения юных туристов

Практика

Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочной площадке, в

поле (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.

Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.

II. Раздел «Основы краеведения»

1.Природа родного края

Теория

Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения

в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.

Практика

Экскурсии на реку «Онон» . Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород

деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и

пр.).

2. Краеведческая работа в походе

Теория

Растительность и животный мир родного края.

Практика

Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места.

III. Раздел «Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста»

1. Основы безопасности в природной среде

Теория

Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии на реку

«Онон». Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений

(снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в степи (лесу) при

обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в

природной среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными).

Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы.

Взаимопомощь в туристской группе.

2. Личное снаряжение и уход за ним

Теория

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: Требования к упаковке

продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор

личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным

снаряжением.

Практика

Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по окрестностям

школы в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.

3.Питьевой режим на туристской прогулке

Практика

Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья

и правила его транспортировки во время туристской прогулки.

Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки

(экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии).

4.Групповое снаряжение и уход за ним

Теория

Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и

назначение. Кухонное и костровое снаряжение.

Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.

Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).

Практика

Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской

прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во

время туристской прогулки.

5.Индивидуальный и групповой ремонтный набор

Теория

Состав ремонтного набора. Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования

ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.

6.Организация биваков и охрана природы

Теория

Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков.

Требования к бивакам Устройство и оборудование

Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки.

Практика

Планирование места организации бивака по плану местности. Планирование и организация

бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.

Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки

для транспортировки.

Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке).

7.Туристская группа на прогулке (экскурсии)

Теория

Строй туристской группы. Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки

(экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный.

Практика

Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и

замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).

IV. Раздел «Азбука топографии»

1.План местности

Теория

История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.

Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы).

Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.

Практика

Рисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного

двора, двора своего дома или своей улицы.

Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе. Освоение навыков чтения

и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.

2.Условные знаки

Теория

Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных

сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.

Знакомство с изображением местности, школьного двора. Роль топографа в туристской группе.

Карта туристского маршрута.

Практика

Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками

поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.

Овладение навыками чтения карты-маршрута во время туристской прогулки. Составление

карты-маршрута движения группы условными знаками.

V.Раздел «Азбука спортивно-оздоровительного туризма»

1.Туристская группа в походе.

(Пешеходный туризм)

Практика

Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных

препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы по

слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев,

канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).

Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных

препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа

через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов.



В раздел образования