Автор: Шестопалов Анатолий Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Боржигантайская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Боржигантай, Могойтуйский район, Забайкальский край
Наименование материала: учебная прграмма
Тема: Использование 3 часа на уроках физической культуры (Туризм) 5 класс
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Туристско-краеведческая деятельность является одной из самых доступных и
эффективных форм интерактивного развития ребёнка.
Туристские
занятия,
походы,
экскурсии,
правильно
подготовленные
и
хорошо
проведённые, благотворно влияют на здоровье ребенка. Вместе с тем они обогащают детей
знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют
и организуют, дают высокий оздоровительный эффект, снимают нервное напряжение, улучшают
настроение, повышают бодрость, работоспособность. В походе рождается чувство дружбы,
любовь к природе.
В
курсе
физического
воспитания
по
ОФП
для
учащихся 5-х
классов программой
третьего часа предусмотрены учебно-тренировочные занятия по туризму.
Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности
ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении
поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и
найти
подход
к
нему.
Они
способствуют
настоящему
взаимопониманию
и
установлению
отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Учащиеся 5-х классов кроме прохождения маршрута должны уметь ориентироваться на
местности (на открытой и в лесу), пользоваться картой, компасом, выбрать и оборудовать место
для бивака, разжечь костер, приготовить пищу, избрать способ преодоления препятствий, знать
правила охраны природы и др.
Исходя
из
условий
школы
и
возможностей
учащихся,
более
приемлемыми по
способу
передвижения
являются пешие, лыжные и велосипедные виды похода. Данный вид туризма
является прекрасным средством увеличения двигательной активности учащихся.
Цель :
оздоровление детей посредством включения их в туристско-краеведческую деятельность
Задачи:
Обучающие:
обучать воспитанников туристским навыкам;
повышать
образовательный
уровень
школьников
через
туристско-краеведческую
деятельность;
Развивающие:
развивать
творческую
активность воспитанников объединения в процессе освоения
краеведческого материала.
Воспитательные:
воспитывать у детей патриотические чувства к родному краю;
формировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни.
Содержательные цели туризма:
1.
Физическая
активность
– туризм
прекрасно
подходит
для
привлечения
детей
и
подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять
преимущества регулярных занятий.
2.
Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций,
занимающихся
спортом.
Она
заключается
в
том,
чтобы
поощрять
желание
детей
заниматься
спортивным
туризмом
для
сохранения
здоровья.
Хорошее
физическое
здоровье достигается за счёт активного образа жизни.
3.
Социальная
активность
– создание
команды
и
социальная
активность
в
ходе
выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член
команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного
вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности
сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.
4.
Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к
нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком
туристского
похода
является
неизвестность
конечного
результата,
и
делают
его
интересным.
Предполагается, что большая часть занятий будет проводиться на открытом воздухе,
Концепции программы:
оздоровление учащихся в процессе практических занятий (ОФП);
повышение духовной культуры учащихся;
развитие индивидуальных психологических качеств ребёнка в
процессе коллективной деятельности в сфере спортивного туризма и краеведения;
изучение истории, географии и экологии родного края.
Ожидаемые результаты:
Должны знать
Должны уметь
- правила поведения юных туристов;
- требования техники безопасности в
походе;
- правила поведения в природной среде;
-перечень группового и личного снаряжения
и правила ухода за ним;
-правила обустройства бивуака;
-нормы личной и общественной гигиены,
экологические требования к группе;
-основы топографии и ориентирования;
-значение и правила применение узлов.
-применять указанные знания на практике;
-ориентироваться на местности при помощи
карты и компаса;
-выполнять общие обязанности участника
похода;
-обустраивать бивуак;
-завязывать 10 узлов;
-выполнять отдельные элементы техники
пешеходного туризма.
Примерный тематический план
5 класс (Туризм-34 часа)
№
Темы занятий
Количество часов
Всего
Tеоретические
занятия
Практические занятия
В помещении
На местности
I.
Введение (2 часа)
1
1.Оздоровительная роль
туризма
2.Правила поведения юных
туристов
2
1
1
II.
Основы краеведения (4 часа)
2
1. Природа родного края и его
история.
2. Краеведческая работа в
походе
4
1
1
1
1
III.
Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста (16 часов)
3
1.Основы безопасности в
природной среде.
2. Личное снаряжение и уход
за ним
3. Питьевой режим на
туристской прогулке
4. Групповое снаряжение и
уход за ним
5. Индивидуальный и
групповой ремонтный набор
6.Организация биваков и
охрана природы
7.Туристская группа на
прогулке (экскурсии)
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
IV.
Азбука топографии (6 часов)
4
1.План местности
2.Условные знаки
6
1
1
1
3
V.
Азбука спортивно-оздоровительного туризма
5
1.Туристская группа в походе.
(Пешеходный туризм)
6
ИТОГО:
34
12
4
18
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Раздел «Введение»
1. Оздоровительная роль туризма
Теория
Значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения для оздоровления организма человека,
познания окружающего мира и самого себя. Польза чистого воздуха парков, лесов и полей для
организма человека. Укрепление костно-мышечной системы, сердца, легких и других органов
человека при активном передвижении на прогулках и экскурсиях.
2.
Правила поведения юных туристов
Практика
Правила поведения в учебном классе, спортивном зале, на учебно-тренировочной площадке, в
поле (лесу). Порядок хранения снаряжения, оборудования, инвентаря и материалов.
Правила поведения юных туристов на экскурсиях и туристских прогулках.
II. Раздел «Основы краеведения»
1.Природа родного края
Теория
Погода, климат своей местности. Местные признаки погоды. Времена года, сезонные изменения
в природе. Растения и животные своей местности в разные времена года.
Практика
Экскурсии на реку «Онон» . Выполнение краеведческих заданий (сбор листвы различных пород
деревьев, поиск и зарисовка отпечатков следов животных и птиц, сбор растений для гербариев и
пр.).
2. Краеведческая работа в походе
Теория
Растительность и животный мир родного края.
Практика
Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. История края, памятные исторические места.
III. Раздел «Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста»
1. Основы безопасности в природной среде
Теория
Правила поведения и соблюдение тишины во время туристской прогулки, экскурсии на реку
«Онон». Правила поведения юных туристов во время различных природных явлений
(снегопада, гололеда, грозы, ливня, тумана и пр.). Правила поведения в степи (лесу) при
обнаружении задымления или очага возгорания. Правила безопасности при встрече в
природной среде с представителями животного мира (в том числе домашними животными).
Необходимость выполнения требований руководителя туристской (экскурсионной) группы.
Взаимопомощь в туристской группе.
2. Личное снаряжение и уход за ним
Теория
Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки, экскурсии: Требования к упаковке
продуктов для перекуса. Укладка рюкзачка, соблюдение гигиенических требований. Подбор
личного снаряжения в соответствии с сезонными и погодными условиями. Уход за личным
снаряжением.
Практика
Игра «Собери рюкзачок к туристской прогулке». Сбор группы и прогулка по окрестностям
школы в межсезонье для проверки умений готовиться к туристским мероприятиям.
3.Питьевой режим на туристской прогулке
Практика
Питьевой режим во время туристской прогулки, экскурсии. Необходимый запас воды для питья
и правила его транспортировки во время туристской прогулки.
Соблюдение правил гигиены при заборе воды для питья во время туристской прогулки
(экскурсии). Рациональное расходование воды во время туристской прогулки (экскурсии).
4.Групповое снаряжение и уход за ним
Теория
Требования к групповому снаряжению и правила ухода за ним. Палатки и тенты, их виды и
назначение. Кухонное и костровое снаряжение.
Снаряжение для наблюдений за природой и выполнения простейших краеведческих заданий.
Маршрутные документы и схемы (карты) для туристской прогулки (экскурсии).
Практика
Упаковка и распределение между участниками группового снаряжения для туристской
прогулки. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его во
время туристской прогулки.
5.Индивидуальный и групповой ремонтный набор
Теория
Состав ремонтного набора. Назначение предметов ремонтного набора и правила пользования
ими. Обязанности ремонтного мастера группы. Ремонт личного и группового снаряжения.
6.Организация биваков и охрана природы
Теория
Бивак на туристской прогулке. Охрана природы при организации привалов и биваков.
Требования к бивакам Устройство и оборудование
Выбор места на площадке (поляне) для установки палатки.
Практика
Планирование места организации бивака по плану местности. Планирование и организация
бивака на местности во время туристской прогулки. Организация бивачных работ.
Проверка комплектации палатки и ее целостности перед выходом на прогулку. Упаковка палатки
для транспортировки.
Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки (на пришкольной площадке).
7.Туристская группа на прогулке (экскурсии)
Теория
Строй туристской группы. Ритм и темп движения туристской группы во время прогулки
(экскурсии). Взаимопомощь в туристской группе. Привалы промежуточный, обеденный.
Практика
Построение в походную колонну, отработка движения группы. Работа направляющего и
замыкающего. Туристская прогулка (экскурсия).
IV. Раздел «Азбука топографии»
1.План местности
Теория
История развития способов изображения земной поверхности и их значение для человечества.
Рисунок и простейший план местности (школьного двора, двора своего дома или своей улицы).
Изображение местности (школьного двора) на рисунке, фотографии, схеме или плане.
Практика
Рисовка плана класса, своей комнаты. Знакомство с планом расположения школы, школьного
двора, двора своего дома или своей улицы.
Измерение расстояний (шагами и парами шагов) на школьном дворе. Освоение навыков чтения
и движение по схеме (плану) школы или школьного двора.
2.Условные знаки
Теория
Способы изображения на рисунках, схемах и планах водных объектов, искусственных
сооружений, растительности и пр. Простейшие условные знаки.
Знакомство с изображением местности, школьного двора. Роль топографа в туристской группе.
Карта туристского маршрута.
Практика
Рисовка условных знаков. Кроссворды по условным знакам. Рисовка условными знаками
поляны, лагеря группы на туристской прогулке, экскурсии.
Овладение навыками чтения карты-маршрута во время туристской прогулки. Составление
карты-маршрута движения группы условными знаками.
V.Раздел «Азбука спортивно-оздоровительного туризма»
1.Туристская группа в походе.
(Пешеходный туризм)
Практика
Порядок движения по дорогам (тропинкам). Способы преодоления простейших естественных
препятствий (без специального туристского снаряжения); организация движения группы по
слабопересеченной и равнинной местности. Преодоление простых водных преград (ручьев,
канав). Техника преодоление крутых склонов (спуски, подъемы).
Отработка практических умений и навыков преодоления естественных и искусственных
препятствий. Переправа через условное болото по наведенным кладям (жердям). Переправа
через условное болото по кочкам. Переправа по бревну. Преодоление завалов.