Напоминание

Адаптация обучающихся


Автор: Мельникова Валентина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГК ОУ ЛО "Школа-интернат "Красные Зори"
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Петергоф
Наименование материала: Программа адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено
Тема: Адаптация обучающихся
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат «Красные Зори»»

Программа

адаптации обучающихся при переходе

из начальной школы в школу среднего звена

Составитель программы Мельникова В.А.

2014 год

Цель программы:

Способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы /

2 ступени/;

Создать условия, позволяющие как можно легче и комфортнее вступить в новый этап

школьного образования;

Способствовать формированию мотивации учащихся, поддержанию интереса к знаниям.

Задачи программы:

Формирование:

умения осознавать требования учителя и соответствовать им;

умения устанавливать межличностные отношения с педагогами;

умения принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

навыков общения и правильного социального поведения в коллективе;

навыков уверенного поведения;

навыков совместной /коллективной/ деятельности;

навыков самостоятельного решения конфликтов;

навыков адекватной оценки собственных возможностей и способностей;

Переход из школы 1 ступени в школу 2 ступени является важным, сложным и

подчас травмирующим моментом в жизни школьника. В это переломное время в жизни

ребенка осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности,

к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, сверстниками,

с учителями, с родителями. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного

процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической

атмосферой в семье.

Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни

ребенка. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного

к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным

обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего

подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает

потребность в отчуждении от всех, кто до этого оказывал на ребенка привычное влияние, в

первую очередь это семья, родители. Чаще всего внешне это проявляется в негативизме –

противостоянии или стремлении к противостоянию любым предложениям, суждениям,

чувствам взрослых. Результат – конфликты. Ребенок пытается познать собственное «Я».

Устанавливается ориентация на доверительные отношения со сверстниками. Именно в

этих отношениях моделируются социальные взаимоотношения, усваиваются навыки

рефлексии последствий своего или чьего-либо поведения, определяются социальные

нормы взаимодействия людей и моральные ценности.

Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерно для

начальной школы) ан ведущую деятельность общения. Происходит замена приоритетов

подростка. Способности младшего подростка развиваются только в деятельности, которая

вызывает положительные эмоции, несмотря на высокую умственную активность .Высока

степень влияния успеха на мотивацию и оценка играет очень важную роль – высокая

оценка дает возможность подтвердить свои способности. Неизбежен внутренний

дискомфорт /конфликт/ при несовпадении оценки и самооценки, т.е. отсутствует

эмоциональное благополучие подростка. Учитывая рассогласование темпов роста и

развития различных функциональных систем организма /возрастные физиологические

особенности/, становится понятной крайняя эмоциональная нестабильность подростков.

Внешние факторы, влияющие на учеников при переходе в 5-ый класс:

-- новые учителя;

-- новый режим жизни и учебной деятельности;

-- новые требования, предъявляемые к учащимся со стороны взрослых;

-- новые правила, которые отличаются от требований предыдущего периода.

Основные трудности учащихся при переходе в 5-ый класс:

-- возросший темп работы: недостаточная скорость письма – не все учащиеся успевают;

-- увеличивающийся объём материала, выдаваемый учителем на уроке, увеличивающийся

объём работы при выполнении домашнего задания;

-- изменяющиеся требования к выполнению и оформлению работ;

-- возникающая необходимость самостоятельного поиска альтернативного учебнику

источника информации / литература, ЦОР/ и формирование умения работать с

источниками.

При

переходе

из

1

ступени

во

2-ую

объективно

необходим

адаптационный

период,

который длится в среднем у младших подростков 2-4 недели. В течение этого периода

дети могут быть более тревожными, робкими или, напротив, суетливыми, шумными, вести

себя вызывающе. Иногда этот период характеризуется снижением работоспособности,

неорганизованностью, нарушением сна и аппетита / характерно для 70-80 %/.

В период адаптации важно обеспечить спокойную, щадящую обстановку, четкий

режим, необходимо сделать так, чтобы пятиклассник чувствовал поддержку и помощь со

стороны окружающих его взрослых.

В

результате

осознания

педагогами

важности

переходного

периода

для

пятиклассников

возникает

необходимость

проведения

планомерной

работы

при

обеспечении преемственности. Работа ведется по нескольким направлениям:

--

совместная

методическая

работа

учителей

начальной

школы

и

воспитателей

на

начальном

этапе,

совместная

работа

учителей

начальной

школы

и

воспитателей

и

учителей-предметников среднего звена на конечном этапе;

-- работа непосредственно с детьми /учитель, психолог, соцпедагог, педиатр/

-- работа с родителями /учитель, психолог, соцпедагог, педиатр/

Непосредственно преемственность обеспечивается:

-- согласованностью образовательных программ;

-- организацией образовательного процесса;

-- единством требований в поле педагогического воздействия;

-- структурированием уроков;

-- выполнением социометрии, технологических карт учеников.

План работы по решению проблемы преемственности между 1 и 2

ступенью обучения на

2011-2012 учебный год

Задачи

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1.

Выявить уровень подготовленности

пятиклассников к обучению в

средней школе

Контрольные

работы

сентябрь

Учителя

рус. языка и

математики

2.

Изучение индивидуальные

особенности и определить качество

обученности пятиклассников

Педагогический

консилиум

1-я

неделя

ноября

ЗД по УВР,

пред. МО,

психолог,

педиатр,

соцпедагог

3.

Определить индивидуальные цели

учителей-предметников в решении

проблемы преемственности

Круглый стол

2-я

неделя

сентября

Пред.МО,

ЗД по УВР,

учителя –

предметники,

психолог

4.

Изучить подготовленность

учащихся 4-ых классов к обучению

в среднем звене

МО

сентябрь

ЗД по УВР,

пред. МО,

Учителя-

предметники

5.

Согласовать нормы выставления

оценок и требований к учащимся

Заседание

3-я

неделя

сентября

пред.МО,

ЗД по УВР,

учителя-

предметники

6.

Изучить организацию выполнения

домашнего задания

Беседы с

учителями,

воспитателями,

анкетирование

октябрь

ЗД по УВР,

пред. МО,

учителя-

предметники

7.

Скоординировать работу по

домашнему заданию

Индивидуальная

работа с

учителями

октябрь

ЗД по УВР

8.

Организовать обмен опытом по

проблеме «Активизация обучения

младших школьников»

МО, открытые

уроки

октябрь

ЗД по УВР,

учителя-

предметники

9.

Организовать обмен опытом по

проблеме «Методы и приёмы в

обучении детей младшего

школьного возраста»

Открытые уроки

октябрь-

апрель

ЗД по УВР,

учителя

начальной

школы,

учителя-

предметники

10.

Подвести итоги обучения учащихся

5 классов в 1 четверти

Контрольная

работа

4-я

неделя

октября

учителя

11.

Проанализировать результаты

обучения пятиклассников в 1

четверти.

Методический

совет

ноябрь

ЗД по УВР

12.

Подготовить учителей начальной

школы к решению проблемы

развития ОУУН учащихся

Открытые уроки

декабрь

ЗД по УВР,

пред. МО

13.

Организовать разработку

Беседы с

февраль

ЗД по УВР,

диагностических заданий для

выявления уровня ОУУН учащихся

4-х классов

учителями

пред. МО

14.

Провести диагностические

контрольные работы для выявления

уровня усвоения ОУУН базисного

компонента учащимися 4-х классов

Контрольная

работа

март

учителя 4-х

классов

15.

Провести анализ результатов

диагностических контрольных

работ 4-го класса

Беседа

март

ЗД по УВР,

учителя

начальной

школы

16.

Составить график дополнительных

занятий с учащимися 4-х классов.

плохо усваивающими базисный

компонент

Издание приказа

март

Директор,

ЗД по УВР

17.

Изучение личности выпускника

начальной школы

Тестирование,

индивидуальная

работа

апрель

психолог

18.

Проконтролировать проведение

индивидуальных занятий со

слабоуспевающими учащимися 4-го

класса

посещение

занятий, беседы

апрель

ЗД по УВР

19.

Организация занятий

психологического развития для

учащихся 4-х классов

Внеурочные

занятия

в течение

года

психолог

20.

Организовать проверку ОУУН и

предметных знаний и умений в 5-м

классе в соответствии со

стандартами

Контрольные

работы

2-я

неделя

мая

ЗД по УВР,

учителя-

предметники

21.

Изучить подготовленность

выпускников 4-х классов к

обучению в средней школе и

состояние здоровья

Педагогический

консилиум

май

ЗД по УВР,

пред. МО,

учителя-

предметники

22.

Проконтролировать состояние

учебного процесса на предмет

преемственности с начальной

школой

Посещение

уроков

в течение

года

ЗД по УВР,

пред.МО

23.

Проверка документации

журналы,

дневники,

рабочие тетради,

тетради для

контрольных

работ

в течение

года

ЗД по УВР

Кроме основной работы по линии заместителя директора по учебно-воспитательной

работы предполагается:

-- по линии работы психолога школы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1.

Определить уровень групповой

сплоченности, сформированности

навыков поведения в разных

ситуациях, умения ориентирования

в пространстве школы

4 и 5-х классов

Беседы,

тестирование,

ролевые игры,

дискуссии,

индивидуальная

работа

сентябрь-

октябрь

психолог

2.

Оценить уровень формирования

конструктивного отношения к

неудачам, ошибкам, уровня

самооценки учащихся 4 и 5-х

классов

Беседы,

тестирование,

моделирование

ситуаций,

образцов

поведения

ноябрь-

декабрь

психолог

3.

Определить уровень осознанности

учащимися требований

преподавателей, принятия правил и

режима школы учащимися 4 и 5-х

классов

Беседы,

тестирование,

метафорические

истории и

притчи

январь-

март

психолог

4.

Выявить уровень формирования

самоорганизации и самоконтроля в

учебной деятельности учащихся 4 и

5-х классов

Тестирование,

ролевые игры,

моделирование

ситуаций

апрель-

май

психолог

В течение учебного года психолог во время внеурочных занятий, тренингов, бесед с

учащимися 4-х и 5-х классов проводит диагностику и коррекцию, на педагогических

консилиумах дает рекомендации по работе с отдельными «сложными» учащимися. На

итоговом заседании полностью характеризует классы /4 и 5/, дает рекомендации по

адаптации учащихся 4-го класса, дает заключение по итогам прохождения адаптации

учащихся 5-го класса в школе среднего звена.

-- по линии работы учителей-предметников:

Задачи

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1.

Ознакомление с системой работы

учителей начальной школы

Посещение

уроков

сентябрь-

май

учителя-

предметники

2.

Ознакомление с системой

оценивания, требованиями к

оформлению работ учителей

начальной школы

Заседание

сентябрь

учителя-

предметники

3.

Составление психологического

портрета 4-го класса

Посещение

уроков, беседа

В течение

года

учителя-

предметники

4.

Выявление уровня ОУУН,

подготовленности учащихся 4-го

класса к обучению в средней школе

Составление и

проведение

контрольных

работ

апрель,

май

учителя-

предметники

5.

Изучение социометрии 4-го класса

Беседа

май

учителя-

предметники

6.

Выработка основных направлений

работы в семье в период перехода

ребенка в школу 2-ой ступени

Родительское

собрание

май

учителя-

предметники

-- по линии работы учителей начальной школы:

Задачи

Мероприятия

Сроки

Исполнитель

1.

Ознакомление с системой работы

учителей - предметников

Посещение

уроков

сентябрь-

май

учителя

начальной

школы

2.

Ознакомление с системой

оценивания, требованиями к

оформлению работ учителей -

предметников

Заседание

сентябрь

учителя

начальной

школы

3.

Подготовить учеников 4-го класса к

изменениям режима, требованиям к

выполнению домашних заданий

Посещение

уроков, беседа

В течение

года

учителя

начальной

школы

4.

Выявление уровня ОУУН,

подготовленности учащихся 4-го

класса к обучению в средней школе

Составление и

проведение

контрольных

работ

апрель,

май

учителя

начальной

школы

5.

Ознакомить с особенностями

развития учащихся 4-го класса

Беседа

май

учителя

начальной

школы

6.

Выработка основных направлений

работы в семье в период перехода

ребенка в школу 2-ой ступени

Родительское

собрание

май

учителя-

предметники

Необходима консультация школьного педиатра по особенностям развития каждого

ученика 4-го класса, его заболеваниям и возникающим в связи с ними ограничениями для

учащегося. Основное направление – здоровьсбережение, поэтому рекомендации врача

необходимы при общей характеристике класса. Правильная работа в этом направлении

поможет избежать обострения хронических заболеваний у ребёнка, пропуска уроков по

болезни, и как следствие, снижения мотивации к учению, ухудшения результатов освоения

учебных программ.

Необходимо провести работу с родителями во время родительских собраний,

индивидуальных встреч и бесед. Работу по разъяснению трудностей переходного периода

для детей должны вести не только классные руководители- учителя начальной школы, но

обязательно с привлечением психолога школы, и рационально раннее знакомство

учителей-предметников, которые будут работать в классе, с родителями.

Документация, оформляемая при переходе учащихся из начальной школы в среднюю:

1. Психолого-педагогическая карта учащегося.

/характеристика составляется классным руководителем и психологом школы, заносятся

также результаты определения качества знаний и умений в различных формах:

тестирование, зачеты, письменные контрольные работы/

2. Контрольные работы, выполненные учащимися.

Контрольные работы выполняются в мае, по этим же текстам выполняются контрольные

работы в 5-м классе по завершении темы «Повторение».

3. Личные дела учащихся.

4. Психологическая характеристика класса, составленная психологом.



В раздел образования