Автор: Мельникова Валентина Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГК ОУ ЛО "Школа-интернат "Красные Зори"
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Петергоф
Наименование материала: Программа адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в среднее звено
Тема: Адаптация обучающихся
Раздел: среднее образование
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение Ленинградской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат «Красные Зори»»
Программа
адаптации обучающихся при переходе
из начальной школы в школу среднего звена
Составитель программы Мельникова В.А.
2014 год
Цель программы:
Способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы /
2 ступени/;
Создать условия, позволяющие как можно легче и комфортнее вступить в новый этап
школьного образования;
Способствовать формированию мотивации учащихся, поддержанию интереса к знаниям.
Задачи программы:
Формирование:
умения осознавать требования учителя и соответствовать им;
умения устанавливать межличностные отношения с педагогами;
умения принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
навыков общения и правильного социального поведения в коллективе;
навыков уверенного поведения;
навыков совместной /коллективной/ деятельности;
навыков самостоятельного решения конфликтов;
навыков адекватной оценки собственных возможностей и способностей;
Переход из школы 1 ступени в школу 2 ступени является важным, сложным и
подчас травмирующим моментом в жизни школьника. В это переломное время в жизни
ребенка осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности,
к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с взрослыми, сверстниками,
с учителями, с родителями. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного
процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической
атмосферой в семье.
Этот период характеризуется внутренними и внешними изменениями в жизни
ребенка. Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного
к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным
обретением чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего
подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всех, кто до этого оказывал на ребенка привычное влияние, в
первую очередь это семья, родители. Чаще всего внешне это проявляется в негативизме –
противостоянии или стремлении к противостоянию любым предложениям, суждениям,
чувствам взрослых. Результат – конфликты. Ребенок пытается познать собственное «Я».
Устанавливается ориентация на доверительные отношения со сверстниками. Именно в
этих отношениях моделируются социальные взаимоотношения, усваиваются навыки
рефлексии последствий своего или чьего-либо поведения, определяются социальные
нормы взаимодействия людей и моральные ценности.
Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (характерно для
начальной школы) ан ведущую деятельность общения. Происходит замена приоритетов
подростка. Способности младшего подростка развиваются только в деятельности, которая
вызывает положительные эмоции, несмотря на высокую умственную активность .Высока
степень влияния успеха на мотивацию и оценка играет очень важную роль – высокая
оценка дает возможность подтвердить свои способности. Неизбежен внутренний
дискомфорт /конфликт/ при несовпадении оценки и самооценки, т.е. отсутствует
эмоциональное благополучие подростка. Учитывая рассогласование темпов роста и
развития различных функциональных систем организма /возрастные физиологические
особенности/, становится понятной крайняя эмоциональная нестабильность подростков.
Внешние факторы, влияющие на учеников при переходе в 5-ый класс:
-- новые учителя;
-- новый режим жизни и учебной деятельности;
-- новые требования, предъявляемые к учащимся со стороны взрослых;
-- новые правила, которые отличаются от требований предыдущего периода.
Основные трудности учащихся при переходе в 5-ый класс:
-- возросший темп работы: недостаточная скорость письма – не все учащиеся успевают;
-- увеличивающийся объём материала, выдаваемый учителем на уроке, увеличивающийся
объём работы при выполнении домашнего задания;
-- изменяющиеся требования к выполнению и оформлению работ;
-- возникающая необходимость самостоятельного поиска альтернативного учебнику
источника информации / литература, ЦОР/ и формирование умения работать с
источниками.
При
переходе
из
1
ступени
во
2-ую
объективно
необходим
адаптационный
период,
который длится в среднем у младших подростков 2-4 недели. В течение этого периода
дети могут быть более тревожными, робкими или, напротив, суетливыми, шумными, вести
себя вызывающе. Иногда этот период характеризуется снижением работоспособности,
неорганизованностью, нарушением сна и аппетита / характерно для 70-80 %/.
В период адаптации важно обеспечить спокойную, щадящую обстановку, четкий
режим, необходимо сделать так, чтобы пятиклассник чувствовал поддержку и помощь со
стороны окружающих его взрослых.
В
результате
осознания
педагогами
важности
переходного
периода
для
пятиклассников
возникает
необходимость
проведения
планомерной
работы
при
обеспечении преемственности. Работа ведется по нескольким направлениям:
--
совместная
методическая
работа
учителей
начальной
школы
и
воспитателей
на
начальном
этапе,
совместная
работа
учителей
начальной
школы
и
воспитателей
и
учителей-предметников среднего звена на конечном этапе;
-- работа непосредственно с детьми /учитель, психолог, соцпедагог, педиатр/
-- работа с родителями /учитель, психолог, соцпедагог, педиатр/
Непосредственно преемственность обеспечивается:
-- согласованностью образовательных программ;
-- организацией образовательного процесса;
-- единством требований в поле педагогического воздействия;
-- структурированием уроков;
-- выполнением социометрии, технологических карт учеников.
План работы по решению проблемы преемственности между 1 и 2
ступенью обучения на
2011-2012 учебный год
№
Задачи
Мероприятия
Сроки
Исполнитель
1.
Выявить уровень подготовленности
пятиклассников к обучению в
средней школе
Контрольные
работы
сентябрь
Учителя
рус. языка и
математики
2.
Изучение индивидуальные
особенности и определить качество
обученности пятиклассников
Педагогический
консилиум
1-я
неделя
ноября
ЗД по УВР,
пред. МО,
психолог,
педиатр,
соцпедагог
3.
Определить индивидуальные цели
учителей-предметников в решении
проблемы преемственности
Круглый стол
2-я
неделя
сентября
Пред.МО,
ЗД по УВР,
учителя –
предметники,
психолог
4.
Изучить подготовленность
учащихся 4-ых классов к обучению
в среднем звене
МО
сентябрь
ЗД по УВР,
пред. МО,
Учителя-
предметники
5.
Согласовать нормы выставления
оценок и требований к учащимся
Заседание
3-я
неделя
сентября
пред.МО,
ЗД по УВР,
учителя-
предметники
6.
Изучить организацию выполнения
домашнего задания
Беседы с
учителями,
воспитателями,
анкетирование
октябрь
ЗД по УВР,
пред. МО,
учителя-
предметники
7.
Скоординировать работу по
домашнему заданию
Индивидуальная
работа с
учителями
октябрь
ЗД по УВР
8.
Организовать обмен опытом по
проблеме «Активизация обучения
младших школьников»
МО, открытые
уроки
октябрь
ЗД по УВР,
учителя-
предметники
9.
Организовать обмен опытом по
проблеме «Методы и приёмы в
обучении детей младшего
школьного возраста»
Открытые уроки
октябрь-
апрель
ЗД по УВР,
учителя
начальной
школы,
учителя-
предметники
10.
Подвести итоги обучения учащихся
5 классов в 1 четверти
Контрольная
работа
4-я
неделя
октября
учителя
11.
Проанализировать результаты
обучения пятиклассников в 1
четверти.
Методический
совет
ноябрь
ЗД по УВР
12.
Подготовить учителей начальной
школы к решению проблемы
развития ОУУН учащихся
Открытые уроки
декабрь
ЗД по УВР,
пред. МО
13.
Организовать разработку
Беседы с
февраль
ЗД по УВР,
диагностических заданий для
выявления уровня ОУУН учащихся
4-х классов
учителями
пред. МО
14.
Провести диагностические
контрольные работы для выявления
уровня усвоения ОУУН базисного
компонента учащимися 4-х классов
Контрольная
работа
март
учителя 4-х
классов
15.
Провести анализ результатов
диагностических контрольных
работ 4-го класса
Беседа
март
ЗД по УВР,
учителя
начальной
школы
16.
Составить график дополнительных
занятий с учащимися 4-х классов.
плохо усваивающими базисный
компонент
Издание приказа
март
Директор,
ЗД по УВР
17.
Изучение личности выпускника
начальной школы
Тестирование,
индивидуальная
работа
апрель
психолог
18.
Проконтролировать проведение
индивидуальных занятий со
слабоуспевающими учащимися 4-го
класса
посещение
занятий, беседы
апрель
ЗД по УВР
19.
Организация занятий
психологического развития для
учащихся 4-х классов
Внеурочные
занятия
в течение
года
психолог
20.
Организовать проверку ОУУН и
предметных знаний и умений в 5-м
классе в соответствии со
стандартами
Контрольные
работы
2-я
неделя
мая
ЗД по УВР,
учителя-
предметники
21.
Изучить подготовленность
выпускников 4-х классов к
обучению в средней школе и
состояние здоровья
Педагогический
консилиум
май
ЗД по УВР,
пред. МО,
учителя-
предметники
22.
Проконтролировать состояние
учебного процесса на предмет
преемственности с начальной
школой
Посещение
уроков
в течение
года
ЗД по УВР,
пред.МО
23.
Проверка документации
журналы,
дневники,
рабочие тетради,
тетради для
контрольных
работ
в течение
года
ЗД по УВР
Кроме основной работы по линии заместителя директора по учебно-воспитательной
работы предполагается:
-- по линии работы психолога школы
№
Задачи
Мероприятия
Сроки
Исполнитель
1.
Определить уровень групповой
сплоченности, сформированности
навыков поведения в разных
ситуациях, умения ориентирования
в пространстве школы
4 и 5-х классов
Беседы,
тестирование,
ролевые игры,
дискуссии,
индивидуальная
работа
сентябрь-
октябрь
психолог
2.
Оценить уровень формирования
конструктивного отношения к
неудачам, ошибкам, уровня
самооценки учащихся 4 и 5-х
классов
Беседы,
тестирование,
моделирование
ситуаций,
образцов
поведения
ноябрь-
декабрь
психолог
3.
Определить уровень осознанности
учащимися требований
преподавателей, принятия правил и
режима школы учащимися 4 и 5-х
классов
Беседы,
тестирование,
метафорические
истории и
притчи
январь-
март
психолог
4.
Выявить уровень формирования
самоорганизации и самоконтроля в
учебной деятельности учащихся 4 и
5-х классов
Тестирование,
ролевые игры,
моделирование
ситуаций
апрель-
май
психолог
В течение учебного года психолог во время внеурочных занятий, тренингов, бесед с
учащимися 4-х и 5-х классов проводит диагностику и коррекцию, на педагогических
консилиумах дает рекомендации по работе с отдельными «сложными» учащимися. На
итоговом заседании полностью характеризует классы /4 и 5/, дает рекомендации по
адаптации учащихся 4-го класса, дает заключение по итогам прохождения адаптации
учащихся 5-го класса в школе среднего звена.
-- по линии работы учителей-предметников:
№
Задачи
Мероприятия
Сроки
Исполнитель
1.
Ознакомление с системой работы
учителей начальной школы
Посещение
уроков
сентябрь-
май
учителя-
предметники
2.
Ознакомление с системой
оценивания, требованиями к
оформлению работ учителей
начальной школы
Заседание
сентябрь
учителя-
предметники
3.
Составление психологического
портрета 4-го класса
Посещение
уроков, беседа
В течение
года
учителя-
предметники
4.
Выявление уровня ОУУН,
подготовленности учащихся 4-го
класса к обучению в средней школе
Составление и
проведение
контрольных
работ
апрель,
май
учителя-
предметники
5.
Изучение социометрии 4-го класса
Беседа
май
учителя-
предметники
6.
Выработка основных направлений
работы в семье в период перехода
ребенка в школу 2-ой ступени
Родительское
собрание
май
учителя-
предметники
-- по линии работы учителей начальной школы:
№
Задачи
Мероприятия
Сроки
Исполнитель
1.
Ознакомление с системой работы
учителей - предметников
Посещение
уроков
сентябрь-
май
учителя
начальной
школы
2.
Ознакомление с системой
оценивания, требованиями к
оформлению работ учителей -
предметников
Заседание
сентябрь
учителя
начальной
школы
3.
Подготовить учеников 4-го класса к
изменениям режима, требованиям к
выполнению домашних заданий
Посещение
уроков, беседа
В течение
года
учителя
начальной
школы
4.
Выявление уровня ОУУН,
подготовленности учащихся 4-го
класса к обучению в средней школе
Составление и
проведение
контрольных
работ
апрель,
май
учителя
начальной
школы
5.
Ознакомить с особенностями
развития учащихся 4-го класса
Беседа
май
учителя
начальной
школы
6.
Выработка основных направлений
работы в семье в период перехода
ребенка в школу 2-ой ступени
Родительское
собрание
май
учителя-
предметники
Необходима консультация школьного педиатра по особенностям развития каждого
ученика 4-го класса, его заболеваниям и возникающим в связи с ними ограничениями для
учащегося. Основное направление – здоровьсбережение, поэтому рекомендации врача
необходимы при общей характеристике класса. Правильная работа в этом направлении
поможет избежать обострения хронических заболеваний у ребёнка, пропуска уроков по
болезни, и как следствие, снижения мотивации к учению, ухудшения результатов освоения
учебных программ.
Необходимо провести работу с родителями во время родительских собраний,
индивидуальных встреч и бесед. Работу по разъяснению трудностей переходного периода
для детей должны вести не только классные руководители- учителя начальной школы, но
обязательно с привлечением психолога школы, и рационально раннее знакомство
учителей-предметников, которые будут работать в классе, с родителями.
Документация, оформляемая при переходе учащихся из начальной школы в среднюю:
1. Психолого-педагогическая карта учащегося.
/характеристика составляется классным руководителем и психологом школы, заносятся
также результаты определения качества знаний и умений в различных формах:
тестирование, зачеты, письменные контрольные работы/
2. Контрольные работы, выполненные учащимися.
Контрольные работы выполняются в мае, по этим же текстам выполняются контрольные
работы в 5-м классе по завершении темы «Повторение».
3. Личные дела учащихся.
4. Психологическая характеристика класса, составленная психологом.