Автор: Соколова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ центр образования № 195
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Уроки литературы в 10 классе.
Тема: Система уроков литературы в 10 классе по творчеству А.Н.Островского.
Раздел: полное образование
Система уроков литературы в 10 классе по
творчеству А.Н.Островского.
Реализуемая образовательная технология: групповая технология.
Показатели эффективности реализации: обеспечение активности учебного
процесса ( работает каждый ученик),
достижение высокого уровня
усвоения.
Результаты группового обучения: групповое обучение включает ученика в
поиск различных решений , при котором
возможны и ошибки, и неверные ответы.
А это заставляет педагога относиться к
ошибкам как необходимому этапу на пути
к знанию.
Учащиеся при таких условиях начинают
понимать, что учение- это не только
усвоение готовых выводов, но и процесс
познания. Могут быть и ошибки, и
неверные решения.
Виды позитивной взаимозависимости
Виды
Характеристика
По результату групповой
работы
У всех общая цель
По успеху (оценке)
Оценка работы группы учитывает вклад каждого из
участников.
По задаче
Задача поставлена так, что её нельзя выполнить друг
без друга. Распределение работы между членами
группы даёт большой эффект, каждый решает одну
из важных подзадач.
Учитель Соколова О.И.
Урок 1
Тема « Драма Островского «Гроза». Определение жанра.
Расстановка персонажей. Роль пейзажа. Быт и нравы города
Калинова».
Цель: дать определение жанра. Определить особенность
расстановки персонажей, показать роль пейзажа.
Ход урока
1 Проверка домашнего задания- выступление учащегося об
истории создания драмы «Гроза» по материалам учебника.
2 Работа по группам
Группа 1
1 Герои «Грозы» живут в городе, которого нет на карте, но
представить себе этот город можно детально, с его улицами,
переулками, заборами, домами. В произведении живёт своей
жизнью природа. Прочитайте описание пейзажа в первой ремарке.
2 Как звучит мысль о красоте природы в словах Кулигина и какой
отклик находят они у его собеседника Кудряша? О чём говорит
такая реакция?
Группа 2
1 Прочитайте монолог Кулигина о жестоких нравах города
Калинова. Какие черты русской провинциальной действительности
нашли в нём своё отражение?
2 Кажется, что Калинов отгорожен от всего мира высоким забором
и живёт своей особой , замкнутой жизнью. Драматург показал
убожество , дикость нравов русского патриархального общества,
затхлость быта, который поддерживается людьми, имеющими
власть. Такими людьми являются в городе Дикой и Кабанова.
Найдите в экспозиции имена «сильных мира сего» и те
характеристики, которые дают им Шапкин и Кудряш.
3 Выступления учащихся.
4 Слово учителя.
5 Групповое домашнее задание- проследить по тексту пьесы
антитезы: Катерина- Кабаниха, Кулигин- Дикой, Катерина-Варвара
Урок 2
Тема « Приём антитезы в пьесе «Гроза»
Цель: показать роль антитезы в создании образов.
Ход урока.
1 Вступительное слово учителя.
2 Групповая работа
Группа 1
1 Проследить по тексту пьесы антитезу Катерина- Кабаниха,
проанализировав сцену прощания Тихона с женой, монолог
Катерины , в котором она сравнивала себя с птицей, попавшей
в неволю, и сцены по выбору учащихся.
Группа 2
1 Проследить по тексту пьесы антитезу Кулигин – Дикой ,
проанализировав выбранные дома сцены.
Группа 3
1 Проследить по тексту пьесы антитезу Катерина- Варвара,
проанализировав выбранные дома сцены.
Рекомендованные сцены: 2 явление 2 действия, 10 явление
2 действия
3 Выступления учащихся.
4 Работа над 3 действием. Беседа по вопросам:
- почему 3 действие начинается с разговора Кабанихи с Феклушей
о конце света?
- почему сцена свидания сопровождается народными песнями?
- сравните песню , с которой начиналась драма « Гроза», с песней,
которую поёт Кудряш. В чём отличие?
- найдите в сцене свидания Катерины и Бориса слова,
подтверждающие мотив неминуемой гибели героини? Почему
Катерина идёт на самоубийство?
5 Вывод- слово учителя.
6 Домашнее задание- проанализировать образы Тихона Кабанова и
Бориса Григорьевича.
Урок 3
Тема « Символика названия драмы. Молодое поколение в пьесе
« Гроза»
Цель: показать смысл названия пьесы, дать характеристику
молодому поколению в пьесе.
Ход урока
1 Слово учителя.
2 Беседа по вопросам:
- как вы понимаете смысл названия пьесы?
- проследите , как Островский воссоздаёт в пьесе реальный образ
грозы как пейзажист?
- проследите, как раскрывается переносный смысл названия пьесы.
3 Работа по группам. Характеристика молодого поколения.
Группа 1
1 Проанализируйте подобранные дома сцены, позволяющие дать
характеристику Тихона Кабанова.
Группа 2
2 Проанализируйте подобранные дома сцены, позволяющие дать
характеристику Бориса Григорьевича.
4 Выступления учащихся
5 Слово учителя. Вывод по теме.
6 Домашнее задание- проанализировать монологи, раскрывающие
характер Катерины.
Урок 4
Тема « Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным
царством»
Цель: раскрыть суть конфликта Катерины с «тёмным царством»
Ход урока
1 Слово учителя
2 Групповая работа « Как внутренний мир Катерины отражается в
её монологах?»
Группа 1
1 Проанализировать первый монолог Катерины- воспоминания о
детстве. О чём он свидетельствует?
Группа 2
1 Проанализировать второй монолог Катерины, который она
произносит после отъезда Тихона. Особенности монолога.
2 Проанализировать третий монолог Катерины- диалог с самой
собою. Его роль в пьесе.
3 Выступления учащихся
4 Слово учителя. В чём своеобразие конфликта в драме «Гроза»?
5 Групповое домашнее задание- 1 группа « Записать основные
положения статей Добролюбова и Писарева». 2 группа «Записать
основные положения статей Добролюбова и Аполлона
Григорьева?»
Урок 5
Тема «Русская критика о творчестве А.Н.Островского»
Цель: показать различные точки зрения на одно и то же
произведение.
Ход урока
1 Слово учителя
2 Групповая работа.
Группа 1
1 В чём суть спора Писарева с Добролюбовым в оценке пьесы
«Гроза»? Чью точку зрения и почему вы считаете более
справедливой ?
Группа 2
1 В чём своеобразие взглядов Аполлона Григорьева? Прав ли он в
своей полемике с Н.Д.Добролюбовым?
Дискуссия.
Как вы оцениваете образ главной героини ? С кем из критиков вы
соглашаетесь?
3 Слово учителя. Подведение итогов по теме.
4 Домашнее задание – ответить на вопросы по пьесе
«Бесприданница»