"Основы мультикультурного образования в детском саду"
Автор: Масензова Татьяна Александровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска, детский сад №31 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: методическая разработка Тема: "Основы мультикультурного образования в детском саду" Раздел: дошкольное образование
«Основы мультикультурного образования в детском саду»
Старший воспитатель
МБДОУ г.Иркутска детского сада №31
Масензова Татьяна Александровна
Мозаичность национального состава народов России отражается на
мультикультурном характере образовательного пространства, которое является
универсальной
образовательной
средой
для
социализации
детей
разных
национальностей.
Идея
традиционного
почитания
родителей,
близких,
родословной, предков, родного дома, детей и отражает специфику народной
культуры,
ценностных
установок.
Идея
воспитания
будущего
семьянина,
хозяина,
хозяйки,
ответственных
за
нравственный
микроклимат
семьи,
традиционна для всех народов. Семейные традиции и обычаи гостеприимства,
праздников,
обустройства
жилища,
ухода
за
больным,
помощи
людям,
попавшим
в беду,
и т.д.
являются
стереотипными
нормами
и правилами
взаимопомощи
в семье,
обществе,
реализующими
разные
стороны
жизни
народа законами, принципами жизни, эталонами поведения, по которым люди
сознательно
оценивают
свои
поступки,
деятельность.
Многонациональный
состав
Иркутской
области
определяется
уникальным
союзом
русского,
бурятского
и других народов. Реагируя на демократические изменения в
обществе, система дошкольного образования создает определенные условия для
воспитания подрастающего поколения в мультикультурном образовательном
пространстве,
с
учетом
социально-экономических,
духовно-нравственных,
национальных,
культурно-исторических
особенностей
региона
и
детского
коллектива.
Для этого нами определены следующие функции:
Активизирующая функция направлена на то, чтобы вызвать интерес, желание
дошкольников познакомиться с культурой родного народа и культурой народов
ближайшего национального окружения.
Развивающая функция, направлена на умения дошкольников, использовать
полученные знания о культуре народов ближайшего национального окружения
в игровой и культурно-досуговой деятельности.
Преобразовательная функция формирует способность дошкольников
самостоятельно и творчески использовать полученные знания в различных
видах детской деятельности.
Перспективный план работы с детьми был составлен с опирой на
междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-
исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный
подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную
психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику
достоинства и педагогику сотрудничества.
Содержание и реализация данного перспективного плана было направлено
на решение следующих задач:
– обогащение представлений старших дошкольников о культуре народов,
представленных в этнической среде группы;
–
формирование
уважительного
отношения
к
детям
разных
национальностей;
– обеспечение проявления эмоционального интереса к культуре народов,
представленных в этнической среде группы;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах
мультикультурного образования.
Были
выделены
основополагающие
принципы
мультикультурного
образования :
1 . Этнокультурная
направленность
образования. Освоение
родной
и
неродной этнокультуры, представление об их месте в отечественной и мировой
культуре, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной
модели поведения в полиэтнической среде.
2
. Этнопедагогизация
образовательного
процесса. Использование
национального
своеобразия
системы
воспитания,
складывавшейся
на
протяжении многих веков истории русского народа.
3
. Оптимальное
сочет ание
в
образовательном
п р о ц е с с е
общенационального и этнического, а также федерального и регионального.
4 . Организация активной деятельности воспитанников и их родителей
(законных представителей) в познании культуры окружающих воспитанников
иных этносов.
5
. Взаимообогащение
этнокультур
в
образовательном
процессе.
Возможность
сравнивать,
обобщать,
находить
общее
и
специфическое
в
культуре разных народов.
6.Краеведение, в
педагогической
литературе
трактуется
как
принцип
воспитательно-образовательной работы, выражающейся в ознакомлении детей с
природными
особенностями,
промышленностью,
сельским
хозяйством,
историей и культурой местного края, города, района.
А
также
обозначены
целевые
ориентиры
в
рамках
этнокультурной
компетентности:
- сформирован устойчивый эмоциональный интерес- отношение, наличие
эмпатии и уважительного отношения при взаимодействии в мультикультурном
образовательном пространстве;
- умеет использовать этнокультурные знания, умения, навыки в условиях
мультикультурного образовательного пространства;
- имеет достаточный объем этнокультурных знаний, владеет средствами и
способами их познания и описания.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их
проявлять
к
моменту
перехода
на
следующий
уровень
образования
могут
существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и
индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Критерии
сформированности
этнокультурной
компетентности
детей
старшего
дошкольного
возраста
были
разработаны
Е.А.Бояркиной
из
содержания
базового
понятия
этнокультурной
компетентности,
а
также
с
опорой на содержательный аспект понятия «этнокультуры», под которым мы
понимаем совокупность элементов, которые обладают этнической спецификой,
совокупность
традиционных
ценностей,
отношений
и
поведенческих
особенностей,
воплощенных
в
материальной,
духовной,
социальной
жизнедеятельности
этноса,
сложившихся
в
прошлом,
развивающихся
в
исторической
социодинамике
и
постоянно
обогащающих
этнической
спецификой культуру в различных формах самореализации людей. Исходя из
определения
этнокультуры,
мы
видим,
что
она
дуальна
по
своей
природе,
включает материальную и духовную составляющие, познание только одной из
ее сторон делает ее восприятие не полным или не точным.
В качестве методологического основания для разработки критериально-
оценочного
аппарата
определен
синергетический
подход,
выраженный
в
интегративной, проявляющейся в целостном подходе к познанию, функции
оценки,
диалектический
закон
перехода
количественных
изменений
в
качественные.
В
рамках
реализации
перспективного
плана
были
осуществлены
следующие формы взаимодействия:
- реализация проектов « Моя дружная семья», «Традиции нашей семьи»,
«Самый важный национальный праздник»;
- совместное изготовление национальных костюмов;
- организация вечеров национальной кухни;
- подготовка к концертам «Национальный танец»;
- выставка совместных поделок, рисунков и т.п.
-
участие
в
мероприятиях,
способствующих
развитию
познавательной
активности и установлению дружеских, уважительных
взаимоотношений в
детском коллективе: «Мы-дети планеты Земля», «Дружба народов», «Вечер
национальных игр», «Знатоки родного края», «Наша дружная семья»;
- оформление фотовыставки, фотоальбомов, тематических альбомов «Быт
и культура нашего народа»;
- организация совместных экскурсий, целевых прогулок;
- вечера родительских чтений.
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного
возраста
по мультикультурному образованию в рамках тематических недель
«Моя страна», «Коренные жители Сибири», «Народы России, народы
земли», «Мои земляки», «Мой край, мой город» в разных видах детской
деятельности
Задачи:
Познакомить детей с культурой другой страны. Расширить кругозор, дать
новые знания. Объяснить детям, что все люди равны и должны жить в мире и
согласии друг с другом. Формировать основы толерантности. Знакомить детей с
культурой
других
народов.
Учить
понимать
своих
сверстников
другой
национальности. Развивать основы толерантности по отношению к чужому
образу жизни и стилю поведения. Развивать интерес к познанию обычаев и
традиций
других
народов,
любознательность.
Знакомить
с
коренными
жителями
Сибири,
их
бытом,
обычаями
и
традициями.
Знакомить
дошкольников с национальными праздниками представителей этносов в группе.
Расширять представления о национальных литературных жанрах, музыкальных
инструментах,
танцах,
играх
разных
народов. Воспитывать
интерес,
терпимость и любовь к людям другой национальности. Воспитывать в детях
гордость за свой народ, желание сохранить и приумножить культурное наследие
своей страны. Продолжать знакомить детей с культурой своей и других стран.
Продолжать учить детей понимать своих сверстников другой национальности.
Расширять представления о культуре других и своего народов. Знакомить с
выдающимися
людьми,
прославившими
свой
народ.
Воспитывать
чувство
гордости за них. Расширять представления о коренных жителях Сибири, их
обычаях,
традициях.
Продолжать
знакомить
с
национальной
кухней,
особенностями национальных костюмов и праздников. Продолжать знакомить с
литературным и музыкальным фольклором, вовлекать детей в художественно-
творческую
деятельность.
Знакомить
с
культурными
и
архитектурными
памятниками своего города мультикультурной направленности. Воспитывать
желание знакомиться с культурой других народов. Воспитывать дружелюбное
отношение
к
людям,
вне
зависимости
от
национальной
принадлежности.
Воспитывать уважение к культуре, религии и обычаям других народов.
Совместная деятельность педагога и детей (групповая, подгрупповая) в
разных видах детской деятельности:
Познавательно-иследовательская:
Работа с этнокалендарем.
Реализация проектов «Моя дружная семья».
Проблемные ситуации: «Как справляют Новый год в …», «Из чего можно
сделать жилище в тундре, тайге, городе», «Что было бы если…»
Экспериментирование: «Свойства огня», «свойства воды».
Создание коллекций: альбом «Достопримечательности моей страны»,
«Животный мир Прибайкалья»
Знакомство с национальной кухней представителей этносов в группе.
Проблемной ситуации:"Что будет, если…", "У эвенков исчезли олени", «У
бурятов исчезли сети и удочки для ловли рыбы». Экспериментирование:
"Почему в меховой одежде зимой тепло?", «Свойства огня», «Свойства
воздуха». Создание коллекций: открыток "Народные промыслы сибиряков",
фарфоровой посуды Хайты, камней Сибири
Реализация проектов «Традиции нашей семьи», «Самый главный национальный
праздник»
Игровая:
Д\игры: «Кто, где живет?», «Чей наряд», «Чей дом?»,«Покажи и назови», «Чей
праздник?», «Одень куклу в национальный наряд» С/ролевые игры: «Домашнее
хозяйство», «Путешествие по родному городу», «Байкальские рыбаки»,
«Таежные охотники», «К нам гости пришли»
Т/игры: по народным сказкам
Д/игры: «Назови три предмета», «Из какой сказки герой», «Узнай орнамент»,
«Что нужно для блюда»
С/ролевые игры: «Путешествие в …», «Семейный уклад жизни в бурятской
юрте», «Охотники», «Лесник», «На берегу моря», «Путешествие на Байкал»
Театрализованные игры по сюжетам народных сказок.
Настольные игры: «Быстрый охотник», «Путешественники».
Коммуникативная:
Беседы «Быт и культура и традиции разных народов» (представителей этносов в
группе), «Буряты-коренные жители Сибири», «Быт и культура эвенков»,
«Тофалария- красивый край»
Словесные игры: «Скажи доброе словечко», «Продолжи фразу», «Я хочу
подарить тебе…»
Знакомство с фольклором представителей этносов в группе
Беседа «Что в имени тебе моем», "Народные традиции и промыслы сибиряков",
"Мы живем в Прибайкалье", "Сибирские писатели и поэты детям",
"Традиционные
блюда народов Сибири", "Семейный уклад народов Прибайкалья", «Культовые
сооружения нашего города»,
ситуативных разговоров по прочитанным сказкам разных народов Сибири
Словесные игры: «Зеркало», «Назови ласково», «Угадай и назови»
Двигательная:
Дни подвижных национальных игр, подвижные народные игры (приложение1)
Изобразительная:
Рисование, аппликация «Национальный костюм»
Рисование «Национальный праздник», «Природа родного края»
Лепка «Юрта»
Лепка из соленого теста «Национальный хлеб»
Рисование: «Рисуем по сказке», «Мы таки разные», «Укрась одежду деталями»,
«Роспись глиняной посуды», «Сибирское кружево»
Аппликация «Украшение бурятской юрты»
Лепка «Сибирские народные промыслы»
Чтение художественной литературы:
М.Д. Сергеева "Вот так чудеса", С. К.Устинова "Визит к Берендею", В.П.
Стародумова "Берестяное лукошко: байкальские сказки"
Народные сказки, пословицы, поговорки (приложение1)
Рассказы В.Г.Распутина «Тофалария- удивительный край»
Музыкальная:
Знакомство с национальными инструментами (приложение1)
Знакомство с национальными праздничными танцами, песнями, попевками.
Разучивание элементов некоторых народных танцев
Слушание национальных мелодий, песен.
Конструктивная :
Конструирование «Национальная кукла», «Мой город, деревня, село, аул»
Конструирование различных видов жилищ, «Заповедник», «Железная дорога»,
«Бурятское поселение», «Город».
Элементарная трудовая:
Знакомство с трудовыми функциями женщин и мужчин коренных жителей
Сибири.
Организация
трудовых
поручений.
Знакомство
с
особенностями
сельскохозяйственных профессий. Вовлечение детей в элементарную трудовую
деятельность.
Самостоятельная деятельность:
Этнокалендарь, атрибуты для экспериментирования, картотека опытов.
Интеллектуальные карты-схемы
Атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Дидактические игры. Материал для изготовления кукол для театрализованных
игр.
Наборы предметных тематических картинок. Атрибуты- помощники для
словесных игр.
Атрибуты для подвижных игр
Материал для различных видов изобразительной деятельности
Наличие, прочитанной литературы в книжном уголке. Наборы картинок: «Мой
город», «Природа моего края»
Аудио записи, макеты, картинки национальных музыкальных инструментов.
Различный конструктивный материал, тематические наборы «деревья»,
«животные», «дома», «транспорт» и т.п.
Атрибуты для трудовой деятельности.
Наборы тематических карточек.
Перечень литературных источников
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 кн. Кн. 6.
Педагогическая симфония. Ч. 1. Здравствуйте, Дети! / Шалва Амонашвили. —
М. :Амрита, 2013.
2. Антология дошкольного образования: Навигатор образовательных
программ дошкольного образования:сборник. – М.: Издательство
«Национальное образование», 2015.
3. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969.
4. Корчак Януш. Как любить ребенка / Януш Корчак; пер. с польск. К.Э.
Сенкевич. – Москва: АСТ, 2014. (Библиотека Ю. Гиппенрейтер).
5. Корчак Януш. Уважение к ребенку. –СПб.: Питер, 2015.
6. Кривцова С.В. ПатяеваЕ.Ю.Семья. Искуство общения с ребенком / под
ред. А.Г. Асмолова. – М.: Учебная книга БИС, 2008.
7. Кананчук Л.А. Мультикультурное образование в дошкольной
образовательной организации. Учебное пособие.- Иркутск.ФГБОУ «ВСГАО»,
2014.
8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.:
Питер, 2009.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.