Автор: Хуторная Анна Михайловна Должность: преподаватель изобразительного искусства Учебное заведение: МБУ ДО "Иланская ДШИ" Населённый пункт: город Иланский, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка открытого урока. Беседы об искусстве Тема: "Музыка как вид искусства" Раздел: дополнительное образование
Урок-прослушивание (игра) по предмету «Беседы об искусстве»
Урок «Музыка как вид искусства»
А. М. Хуторная, преподаватель высшей категории МБО ДО " Иланская ДШИ" г.
Иланский, Красноярский край.
Комментарий
Приведённый далее материал является конспектом открытого занятия по уроку в 1-м
классе по предпрофессиональной общеобразовательной программе в области
изобразительного искусства «Живопись» 8(9) лет, отделения подготовки детей к обучению
в ДШИ. Предлагаемые задания призваны продемонстрировать уровень теоретических
знаний учащихся по предмету «Беседы об искусстве» и их практических навыков по изо-
бразительному искусству по программе ДШИ. Длительность урока 40 минут.
Цели:
образовательные: проверить уровень усвоения программного материала детьми;
развивающие: развивать творческую самостоятельность, аргументированную речь,
развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать; умение передавать
на формате впечатление от услышанной музыки;
воспитательные: прививать интерес к изобразительному искусству, умение
рационально организовывать бюджет времени; стимулировать становление
субъектной (активной) позиции учащихся в различных формах учебного
сотрудничества.
Оборудование:
мольберты (2 шт.);
стол для наблюдателей;
столы для работы (4 шт.);
гуашь (7 наборов.);
листы для рисования;
музыкальный центр;
набор дисков (классическая музыка, рок, вальс.);
корзинка с муляжами яблок (с разными оттенками.);
Оформление доски: на доске развешаны по одному рисунку (бал - танцуют вальс, играют
рок, оркестр играет.). На мольбертах закреплено наглядное пособие, нарисованы яблоки в
цветовых контрастах.
ХОД УРОКА
1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Слово учителя
— Здравствуйте, ребята и уважаемые родители! Сегодня мы собрались для того, чтобы
вместе узнать, что такое музыка: как мы её воспринимаем, какая разнообразная музыка
бывает, поучаствуем творческой работе. Во время урока узнаем много новых терминов
связанных с музыкой.
Всё это мы и продемонстрируем сегодня нашим родителям. Мы просим их занять места
для наблюдения.
Все родителей занимают места, где для них приготовлен материал, в которых
сравнительный анализ взаимосвязи основных характеристик цвета и звука.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
.
Негромко включаю музыку - звуки природы.
Слово учителя
Мы не можем одно исчерпывающе точное определение явлению (или субстанции),
называемому «музыка» невозможно. Материалом музыки - является звук, возникающий из
колебания струны, столба воздуха (принцип духовых инструментов). И с этой точки
зрения звуки (так же, как и ритмы) – явление самой природы: пение птиц и голоса
животных и людей, журчание воды.
Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств
наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями».
Язык души, так принято говорить о музыке именно потому, что она обладает сильным
воздействием на подсознательном уровне на область чувств человека, но нельзя
исключить при этом и воздействия на область разума
Классическая (или серьезная) – профессиональные музыкальные сочинения, рожденные в
культуре Европы преимущественно с Нового времени (рубеж 16–17 вв.) и в средние века;
Рок – музыка небольших вокально-инструментальных групп молодежи, отличающаяся
обязательным наличием ударных и электромузыкальных инструментов, в первую очередь
– гитар.
Вальс - (франц. - выкручивать ногами в танце, кружиться;) - парный танец, основанный
на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых
распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в проф. музыке
европ. стран. Муз. размер трёхдольный. Темп умеренно-быстрый.
Творческое задание №1:
Давайте сейчас с вами послушаем классическую музыку. Давайте ребята обсудим с вами,
какие цвета вы бы хотели нарисовать, слушая эту музыку. Выберем яблоко из корзинки,
которое больше всего подходит этой музыке. А теперь нарисуем яблоко в той цветовой
гамме, что мы выбрали.
Творческое задание №2:
2. Во втором задании мы с вами послушаем рок- музыку. Давайте ребята обсудим с вами,
какие цвета вы бы хотели нарисовать, слушая эту музыку. Выберем яблоко из корзинки,
которое больше всего подходит этой музыке. А теперь нарисуем яблоко в той цветовой
гамме, что мы выбрали.
Творческое задание №3:
3. И в третьем задании мы с вами послушаем вальс. Давайте ребята обсудим с вами,
какие цвета вы бы хотели нарисовать, слушая эту музыку. Выберем яблоко из корзинки,
которое больше всего подходит этой музыке. А теперь нарисуем яблоко в той цветовой
гамме, что мы выбрали.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Слово учителя
-Дорогие гости, ребята! Вот и подошло к концу наше занятие. Все вы достойно
продемонстрировали свои знания и умение работать в команде, делиться своими
впечатлениями и обсуждать цветовую гамму.
Подведение итогов.