Автор: Малашихина Ольга Алексеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МОУ СОШ №2
Населённый пункт: с. Александровское
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся
Раздел: полное образование
Краеведение -
одна из составляющих
содержания
образования учащихся
Из опыта работы
учителя географии
МОУ СОШ №2
с. Александровского
Малашихиной О.А.
Свою любовь к родным, представление о том, чем они знамениты, какова
природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что
чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств,
так
как
основным
источником
впечатлений
является
их
ближайшее
окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий
материал
становится
основой
понимания
человеком
своеобразия
других
стран, краев, областей.
Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся,
потому что закон « Российской Федерации об образовании» предусматривает
федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего
образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие
«краеведческий подход» или «краеведческий принцип» вошло как один из
педагогических
принципов
обучения,
который
означает
уточнение,
конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и
явлениями
окружающей
действительности.
Краеведческий
материал,
используемый в преподавании школьной географии, является типичным как в
физико-географическом,
так
и
в
экономико-географическом
отношении
и
способствует более глубокому и прочному усвоению учащимися основных
географических
знаний,
конкретизации
и
раскрытию
научных
понятий.
Задача заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и
от локальных фактов вел школьников в широкий мир, чтобы в местных
фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и
человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через
частное.
С
особенностями
государственного
устройства
России
(наличие
административно-территориальных
образований)
связаны
понятия
«Национально-региональный
компонент»
и
«региональный
компонент
образования».
Все
процессы
(географические,
социально
экономические,
исторические,
этнографические
и
другие)
происходят
на
определенной
территории. Именно по этой причине содержание регионального компонента
должно иметь географическую основу. Введение регионального компонента
не
противоречит,
а
способствует
дальнейшему
развитию
школьного
краеведения и реализации краеведческого принципа обучения, ставшего в
настоящее время регионоведческим.
Региональный
компонент
включает
в
свой
состав
не
только
знания
о
природе, населении, хозяйстве, но также сведения из истории, литературы,
этнографии,
музыки
и
других
наук
о
данном
регионе.
Процессы
регионализации
имеют
характер
объективной
необходимости
в
силу
территориальной
обширности
и
этнического
многообразия
Российской
Федерации.
Изучение
проце ссов
и
явлений,
происходящих
в
территориальных границах субъектов Федерации, становится значимым и
жизненно важным для учащихся, так как в сложившихся в стране социально-
экономических
условиях
выпускники
дальнейшую
жизнь
связывают
в
большинстве случаев со своей Малой Родиной.
Цель краеведческого образования: формирование у учащихся системного
представления
о
территории
проживания
как
целостном
географическом
регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового
географического пространства, в котором локализуются и развиваются как
общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а
также
развитие
представлений
о
регионе
как
сложном,
динамически
развивающемся
географическом
пространстве,
в
котором
осуществляется
жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности, в
котором
взаимосвязи
природных,
экономических,
социа льных,
демографических,
этнокультурных,
геоэкологических
явлений
имеют
большое
практическое
значение;
формирование
географической
культуры
учащихся через приобщение к конкретным знаниям по краеведению.
Воспитывая любовь к малой Родине и, формируя гражданскую позицию,
показывает учащимся связь родного края, села с Родиной, помогает уяснить
неразрывную
связь:
единства
села
с
историей
и
жизнью
нашей
страны,
почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и
честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.
Краеведческая работа играет существенную роль в учебном процессе, в
трудовом, нравственном и эстетическом воспитании учащихся.
В школьном образовании краеведение призвано сыграть определенную роль
в формировании у учащихся современного научного понятия о триединстве
системы, - «природа – человек – общество» и наглядно раскрыть учащимся
роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные
примеры
ее
изменений,
под
воздействием
хозяйственной
деятельности
человека. Показать положительные и отрицательные результаты воздействия
человека на природу .
Знания
роли человека, своей роли в изменении
окружающей среды
включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый
интерес к природе и желание охранять и приумножать родные богатства.
Понимая важность проблемы, поставила перед собой следующие задачи:
-
формировать
у
учащихся
системное
представление
о
территории
проживания
как
целостном
географическом
регионе
и
одновременно
как
субъекте
РФ
и
мирового
географического
пространства,
в
котором
развиваются региональные процессы и явления;
-
развивать
представления
о
регионе
как
сложном,
динамически
развивающемся
географическом
пространстве,
в
котором
осуществляется
жизненное и профессиональное самоопределение;
- сформировать систему знаний
о физико-географических особенностях
территории родного края и района;
При реализации данных задач определила объем, содержание и формы
краеведческой работы.
Методы ее разнообразны: комбинированный урок,
исследовательские
проекты,
практические
работы,
фенологические
наблюдения, экскурсии,
туристические походы, конкурсы… Наряду с
наблюдениями,
записями
и
зарисовками
на
экскурсиях,
чтением
дополнительной литературы по своему краю, подбором материала из газет и
журналов,
большое
значение
придаю
поисковой
и
исследовательской
деятельности учащихся.
На изучение географического краеведения отводится
10 % от общего
учебного
материала.
Системное
изучение
регионального
компонента
проходит в 6, 7, 8, 9, 10 классах.
Для успешной реализации поставленной задачи разработала и внедрила в
практическую деятельность систему региональных уроков.
Таблица. Система региональных уроков.
Темы
региональных
уроков
Т е м ы
ф е д е р а л ь н ы х
уроков
Типы уроков
Домашние
задания
6 класс
1.Вклад
российских
и
ставропольских
ученых
в
изучение
Ставропольского
края.
В в ед е н и е .
Р а з в и т и е
географических
знаний.
Современные
географические знания.
Урок-конференция
Сообщения
2.Географическое
положение
края
и
место в нем своего
р а й о н а
и
населенного пункта.
П л а н
и
к а р т а .
Определение
географических
координат.
Урок
практических
работ.
Задания в тетради
«Ставропольеведе
ние»
3.Поверхность
Ставропольского
края.
Лито сфера.
П о р од ы ,
слагающие земную кору.
Практические
работы. Экскурсии в
природу.
Коллекции
горных
пород
и
минералов.
4.Особенности
климата
и
с во е й
местности.
Атмосфера Атмосферное
д а в л е н и е .
В е т е р
Атмосферные
о садки.
П о г о д а .
К л и м а т .
Тепловые пояса Земли.
Комбинированный
урок.
Практические
работы.
Задания в тетради
«Ставропольеведе
ние»
5.Внутренние
воды
Ставропольского
края, села.
Гидросфера.
Мировой
оке ан.
Реки.
О з е р а .
Ледники. Искусственные
водоемы.
Экскурсии,
практические
р а б о т ы
н а
местности.
Р а б о т а
с
контурной
картой.
6.Почвы
Ставропольского
края.
Биосфера.
Природный
комплекс.
Воздействие
человека
на
природный
комплекс.
Урок-беседа.
Комбинированные
уроки.
Сообщения.
7.Растительный
и
ж и в о т н ы й
м и р
Ставропольского
края.
Биосфера.
Распространение
организмов. Воздействие
организмов
на
земные
оболочки.
Комбинированные
уроки.
Экскурсия.
Практическая
работа.
Сообщения,
гербарии,
отчеты
по
ре зульт ат ам
практических
работ.
7 класс
1 . О б щ и й
о б з о р
географического
положения
Ставропольского
края
в
п р е д е л а х
Кавказского
перешейка.
Введение.
Материки,
острова,
части
света.
О б щ и й
о б з о р
особенностей
природы
Северных
материков.
Евразия.
Комбинированные
у р о к и .
У р о к и
практических работ.
Задания в рабочей
тетради
«Ставропольеведе
ние»
2.Общие
закономерности
формирования
рельефа и полезных
ископаемых
Северного Кавказа и
Литосфера
и
релье ф
Земли. Основные формы
рельефа Евразии.
Комбинированные
у р о к и .
У р о к и
практических работ.
Задания в рабочей
т е т р а д и
«
Ставропольеведе
ние».
села
Александровского
3.Особенности
климата
Северного
К а в к а з а .
О б щ а я
характеристика
в н у т р е н н и х
в о д
К а в к а з а
и
с е л а
Александровского.
Атмосфера
и
климаты
Земли.
Климатические
пояса
Земли.
Евразия.
Внутренние
воды,
реки,
о з е р а ,
с о в р е м е н н о е
оледенение.
Комбинированные
уроки, практические
работы.
Дневники
наблюдений
з а
погодой,
составление
климатограмм,
сообщения.
4 .
Н а с е л е н и е
Северного Кавказа и
Александровского
района.
О с в о е н и е
З е м л и
человеком. Страны мира.
Население Евразии.
Урок-конференция.
З а д а н и я
п о
тетради
«Ставропольеведе
ние»
5.Политико-
административная
карт а
С е в е р н о го
Кавказа.
Страны Юго-западной и
Центральной Азии.
Комбинированные
уроки, практическая
работа.
Заполнение
контурной карты.
8 класс
1.Географический
адрес
Ставропольского
края.
Географическое
положение России.
Практические
работы.
Задания в рабочей
тетради
«Ставропольеведе
ние»
2.Геологическое
строение
и
рельеф
Ставропольского
края.
Главные
о собенно сти
р е л ь е ф а
Р о с с и и . .
Влияние
рельефа
на
жизнь
и
хозяйственную
деятельность человека.
Комбинированные
уроки.
Заполнение
контурных карт.
3.Геологическое
строение
и
рельеф
края
Главные
о собенно сти
рельефа России. Влияние
рельефа
на
жизнь
и
хозяйственную
деятельность
человека.
Геологическое
летоисчисление.
Движения земной коры.
Комбинированные
уроки
Задания в рабочей
тетради
«Ставропольеведе
ние»
4.Общие
закономерности
к л и м а т а
к р а я .
Различие
климатов
по районам
Климатообразующие
факторы. Синоптическая
карта,
прогноз
погоды.
Климат и человек
Комбинированные
уроки. Экскурсия на
метеостанцию.
Уроки практических
работ
Заполнение
контурных карт и
выполнение
з а д а н и й
в
рабочих тетрадях
5.Внутренние воды
Распределение
в н у т р е н н и х
в од
п о
т е р р и то р и и
Р о с с и и .
Зависимость речной сети
от
рельефа.
Опасные
явления,
связанные
с
водам,
пути
и
способы
и х
п р о г н о з а
и
предупреждения.
Уроки практических
работ.
Комбинированные
уроки.
Интегрированный
урок.
Заполнение
контурных карт в
рабочих тетрадях
Водохранилища
6.Внутренние
воды
с в о е г о
р а й о н а ,
населённого пункта
Состав
внутренних
вод.
Зависимо сть
рек
о т
климата
Уроки практических
работ.
Комбинированные
уроки. Экскурсия
Творческое
задание о реках с.
Александровского
7. Почвы - одно из
важнейших
природных
богатств
края
Г л а в н ы е
ф а к т о р ы
почвообразования.
Почвенное
плодородие,
гумус. Борьба с эрозией,
истощением
почвенного
плодородия
Комбинированные
у р о к и .
У р о к и
практических работ.
Составление
коллекции
почв.
Заполнение
контурных карт в
рабочих тетрадях
9 класс
1.Население
Ставропольского
края.
История
заселения.
Национальный
состав. Казачество
2. Трудовые
ресурсы края.
Административное
деление. Городские
и
с е л ь с к и е
поселения
Численность
населения
России
и
причины,
её
определяющие.
Зоны
расселения. Формы
расселения, типы
населённых
пунктов.
Национальный
состав населения
Российской
Федерации.
Разнообразие
языков, своеобразие
быта и религий,
межнациональные
проблемы
Трудовые ресурсы
и экономически активное
население,
их
роль
в
развитии
и
размещении
хозяйства.
н е р а в н о м е р н о с т ь
в
обеспеченности
трудовыми
ресурсами
различных
территорий
страны.
Ст руктурная
перестройка хозяйства и
перераспределение числа
занятых
в
различных
от р а с л я х
и
с ф е р а х .
Формы расселения, типы
населённых пунктов
Комбинированные
уроки, уроки-
лекции.
Комбинированные
у р о к и .
У р о к и
практических работ.
Подготовка
рефератов.
Заполнение
контурных
карт
в
рабочих
тетрадях по
географии
края
Заполнение
контурных
карт
в
рабочих
тетрадях
3. Ставрополь -
единственный
крупный город
края - краевой
цент р.
Б о л ь ш и е ,
средние
и
малые
города края
Крупные города и
городские
агломерации.
Проблемы
малых городов.
Сельские
населённые
пункты
Комбинированные
уроки. Экскурсии
Составление
рефератов,
выполнение
з а д а н и й
в
рабочих тетрадях
4.
Особенно сти
э к о н о м и к о
–
географического
положения
(ЭГП)
края
Общая
характеристика
х о з я й с т в а
Р о с с и и .
Уровень
развития экономики
России в сравнении
с
другими
ст ранам и
мира. Основные факторы
формирования хозяйства
Комбинированные
уроки.
Выполнение
з а д а н и й
в
рабочих тетрадях,
заполнение
контурных
5 .
С е л ь с к о е
х о з я й с т в о ,
е г о
структура
Агропромышленный
комплекс России
Уроки практических
работ.
Комбинированные
на
сельскохозяйственн
ое предприятие
Выполнение
з а д а н и й
в
рабочих тетрадях
6.
Земледелие
и
животноводство
География АПК
России
Комбинированные
уроки. Урок-диспут
Исследования уч-
ся
по
заданиям
темы
7.
Промышленность
края и её структура
Общая
характеристика
хозяйства России
Комбинированные
уроки
Выполнение
з а д а н и й
в
рабочих тетрадях
8.
Экскурсии
на
промышленные
предприятия
Составление
отчётов
1 0 .
К у р о р т н о -
рекреационное
хозяйство
–
особое
звено
в
экономике
края
Отрасли
с о ц и а л ь н о й
сферы России. Курортно
– историческое значение
крупных городов России
Комбинированные
у р о к и .
У р о к
практических работ,
заочное
путешествие
Заполнение
к о н т у р о в
в
рабочих тетрадях
10 класс
1
.
О б щ и й
о б з о р
природно-
ресурсного
потенциала
Ставропольского
края
Политическая
карта
м и р а .
Г е о г р а ф и я
мировых природных
ресурсов.
П олит ико-
географическое
(геополитическое)
п о л ож е н и е
с т р а н
и
р е г и о н о в
к а к
историческая категория
Лекция, семинар.
Урок-конференция.
Заполнение
контурной карты
2.
Внешнеэкономическ
ие
связи
Ставропольского
края
География
международных
экономических
отношений.
Открытая
экономика и
свободные
экономические зоны
Комбинированные
уроки.
Практические
работы
Подготовка
рефератов
3. Экспорт и импорт
края
Территориальная
структура хозяйства
и
р е г и о н а л ь н а я
политика.
Отраслевая
структура
материального
производства.
Воздействие
НТР
на
р а з м е щ е н и е
и
территориальную
структуру хозяйства
Комбинированные
уроки.
Проектные
работы
4. География
иностранных
инвестиций и
совместных
предприятий
(СП) в крае
Понятие
о
м и р о в ом
хозяйстве.
Международная
экономическая
интеграция
Ур о к
–
л е к ц и я .
Комбинированные
уроки.
Подготовка
рефератов
5 .
Т р у д о в ы е
миграции.
Демографическая
ситуация в крае
Состав (структура)
населения.
Р а з м е щ е н и е
и
миграции населения.
Демографическая
политика
Комбинированные
уроки.
Рефераты
6. Культурные связи
Ставропольского
края
Территориальная
структура
непроизводственной
сферы.
Пространственные
ф о рм ы
о р г а н и з а ц и и
н а у к и ,
к у л ь т у р ы ,
образования. Культурные
регионы-мира
Комбинированные
уроки.
Рефераты
7 .
М е с т о
Ставрополья
в
экономике страны
и
м и р а .
Конкурентоспособн
ые отрасли
экономики
Формы
международных
экономических
отношений.
Международный
туризм
как
форма обмена услугами.
Г л а в н ы е
р а й о н ы
Урок - конференция
Рефераты,
презентации
международного туризма
Реализуя
данную
систему,
использую
различные
методы
и
приемы
в
зависимости от темы, содержания и структуры урока.
Первый урок по теме «Географическое положение края» имеет особо
важное
образовательно-воспитательное
значение.
Он
проводится
чётко,
содержательно и эмоционально.
При
изучении
данной
темы
использую
политико-административные
карты края и России (для выяснения географического положения края и
сравнения величины её территории с площадью других областей, краёв и
республик),
физическую
карту
России
и
политическую
карту
мира
(для
сравнения
величины
и
географического
положения
с
некоторыми
зарубежными странами).
Содержание темы раскрывается в следующем плане:
1. Введение.
2. Географическое положение республики и его хозяйственная оценка.
3. Величина территории
и границы. Связи Ставропольского края с
другими областями, автономными республиками.
4. Административное деление Ставропольского края.
Во введении излагаю цели и задачи для изучения географии родного края,
знакомлю
учащихся
с
учебно-методическим
комплектом,
его
структурой,
показываю,
как
нужно
пользоваться
оглавлением,
приложениями,
иллюстрациями, картами, поясняю вопросы и задания.
Приступая
к
раскрытию
содержания
темы,
знакомлю
учащихся
с
величиной
территории
края
и,
сравнивая
её
с
территорией
некоторых
отдельных
западно–европейских
государств,
перехожу
к
общей
характеристике края, отмечая при этом её величие и красоту, богатство и
разнообразие природных условий и ресурсов.
При определении географического положения и границ края предлагаю
учащимся следующие задания:
1.
Найти на политико-административной карте России Ставропольский
край, установить, с какими областями и республиками он граничит.
2.
Определить положение Ставропольского края относительно границ
России, установить его крайние точки.
3.
Определить широту и долготу крайних точек края
4.
Определить географическое положение Ставрополья по отношению
к
промышленным
центрам
Краснодарского
края,
Ростовской
и
Астраханской
областей,
республики
Калмыкия,
установить
основные линии экономических связей.
5.
Объяснить выгодность географического положения Ставропольского
края
6.
Пользуясь
административной
и
физической
картами
края,
определить положение Александровского района в Ставропольском
крае и установить соседние районы, определить кратчайшие связи
между селом Александровским, городом Ставрополем, Москвой.
Уточнив и обобщив
ответы учащихся, перехожу к рассмотрению
административного деления края.
В
заключительной
части
урока
предлагаю
по
контурным
картам
выполнить практическую работу.
Изучение
темы «Рельеф и полезные ископаемые Ставропольского
края» провожу по следующему плану:
1.Общая характеристика. История развития рельефа территории края.
2.Горная территория Ставрополья.
3.Скифская плита – молодая платформа края. Карстовые образования
на территории Ставропольского края.
4.Полезные ископаемые Ставропольского края.
5.Горы – памятники природы.
Оборудование
урока:
физические
карты
России
и
Ставропольского
края,
контурные
карты,
коллекции
минералов
и
горных
пород,
схема
геологического строения.
Изучая
данную
тему,
учащиеся
работают
с
картами
и
схематическим
изображением основных форм рельефа.
После общего обзора геологического строения и рельефа поверхности,
перехожу
к
изучению
территории
края,
в
пределах
которой
расположен
Александровский
район.
Основываясь
на
известных
формах
строения
поверхности
своей
местности
и
сведениях,
полученных
учащимися
на
экскурсии, в процессе беседы, подвожу к выяснению характерных признаков
рельефа Александровского района как части рельефа края.
Основная методическая установка при изучении полезных ископаемых –
раскрыть закономерности их образования и связь с геологическим строением
территории края.
По физической карте края и картосхеме полезных ископаемых предлагаю
учащимся практическую работу со следующими вопросами и заданиями:
1.
Пользуясь физической картой Ставропольского края, нанести на контур
рудные
и
нерудные
полезные
ископаемые:
установить,
к
каким
тектоническим структурам и к каким формам рельефа они приурочены.
2.
В
каких
районах
добываются
строительные
материалы?
Как
они
используются?
3.
На контуре условными знаками покажите размещение минеральных
источников Кавказских Минеральных Вод.
4.
Какие
полезные
ископаемые
имеются
в
Александровском
районе?
Эффективно ли они используются?
5.
Соотнесите геологическое строение с формами рельефа.
6.
Рассмотрите
особенности
рельефа
на
карте
и
конкретизируйте
их
примерами на основе анализа карт.
7.
Как и когда образовались магматические горы Пятигорья? Обозначьте
их на контуре.
8.
Подпишите
на
контуре
название
основных
форм
рельефа
Ставропольского края.
9.
В
каких
местах
и
почему
образуются
оползни
в
крае
и
в
с.
Александровском?
10.Где и как проявлен карст?
11.Как образуются травертины? Где они распространены?
12.Где и какие формы рельефа возникли в результате деятельности ветра?
Перечислите горы-памятники природы.
В качестве домашнего задания ученикам рекомендую: дать описание
рельефа своей местности с точки зрения его хозяйственного использования.
Необходимым
оборудованием
для
изучения
темы: «Климат
и
агроклиматические
ресурсы
Ставропольского
края» являются
физические, климатические карты России и края, контурные карты края,
сведения погоды с. Александровского по сезонам года. Сводка погоды своей
местности
составляется
по
материалам
систематических
наблюдений
учащихся.
Она
включает
средние
месячные
и
сезонные
сведения
о
температуре
и
давлении
воздуха,
направлений
господствующих
ветров,
характере и количестве осадков и сведения об особых явлениях природы.
Изучение климата начинаю с выявления климатообразующих факторов,
определяющих особенности климатических условий Ставропольского края.
Содержание материала о климате раскрываю по следующему плану:
1.
Восстановить
в
памяти
учащихся
знания
о
климатообразующих
факторах.
2.
Определить
возможности
проявления
общих
климатообразующих
факторов на территории края.
3.
Общая характеристика климата.
4.
Климат с. Александровского.
5.
Характеристика особенностей времен года в Ставропольском крае и
Александровском районе.
При раскрытии содержания использую беседу, сопровождающую работой с
картой.
Для беседы даю такие вопросы и задания:
1.
Какие вы знаете климатообразующие факторы?
2.
Определив
географические
координаты
края,
установить
тепловой
пояс.
3.
Каково
географическое
положение
края
по
отношению
к
морям
Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов и каково их
влияние на климат края?
4.
По
физической
карте
России
установить
основные
направления
возвышенностей, горных хребтов Ставропольского края и их роль в
распределении атмосферных осадков.
Установив общие климатообразующие факторы и проявление их на
территории
края,
перехожу
к
рассмотрению
основных
вопросов
климата
Ставропольского края и предлагаю учащимся следующие вопросы и задания:
1.
По
климатической
карте
России
установите
климатический
пояс
и
климатическую область, в которой расположен Ставропольский край.
2.
Охарактеризуйте
влияние
различных
факторов
на
процессы
климатообразования в крае.
3.
Используя климатическую карту края, нанесите на контур изотермы
июля +20˚, +25˚ и января -3˚, -4+˚ красной и синей линиями.
4.
Затушуйте зоны с количеством осадков: а) 300 мм; б) от 300 до 500 мм;
в) свыше 500 мм желтым и оттенками зеленого цвета.
5.
Какое влияние на климат края оказывают циклоны и антициклоны?
6.
Дайте оценку агроклиматических ресурсов края и Александровского
района.
7.
Какое влияние оказывает климат края на здоровье человека?
8.
Что
такое
климатические
курорты?
Где
они
расположены
на
территории края?
В процессе работы с картой учащиеся выясняют и лучше запоминают
основные направления изотерм июля и января и их причины, преобладающие
направления
ветров,
распределения
осадков
на
территории
края
и
их
закономерности.
Изучение темы завершается рассмотрением особенностей климата с.
Александровского. При этом важное значение приобретает изучение таких
вопросов, как влияние климата на развитие различных отраслей сельского
хозяйства,
зависимость
сельскохозяйственных
работ
от
климатических
условий данной местности, меры борьбы с засухой, суховеями, заморозками.
На дом учащимся дается задание: подготовить сведения о сезонных
явлениях погоды в своей местности, прочитать тему «Климат» из учебного
пособия.
Цель изучения темы «Внутренние воды и водные ресурсы» - раскрытие
взаимосвязей
внутренних
вод
края
с
её
рельефом
и
климатическими
условиями, выяснение физико-географических особенностей рек и озер, их
народнохозяйственного
значения
и
ознакомление
учащихся
с
вопросами
охраны водных бассейнов и источников края.
Урок оборудован физическими и климатическими картами России и края,
атласами и контурными картами.
Для
раскрытия
содержания
учебного
материала
темы
использую
следующий план:
1.
Определение
зависимости
характера
и
режима
внутренних
вод
Ставропольского
края
от
особенностей
рельефа
и
климатических
условий.
2.
Общая характеристика внутренних вод.
3.
Географическая характеристика важнейших рек Ставрополья (Кубань,
Терек, Кума, Калаус, Егорлык, Томузловка).
4.
Географический обзор озер, водохранилищ и грунтовых вод края.
5.
Народнохозяйственное значение внутренних вод.
6.
Вопросы охраны водных бассейнов, источников в крае.
Разобрав и обобщив путем беседы и работы с картой предлагаю учащимся
следующие задания:
1.
Пользуясь
картами
Ставропольского
края,
надпишите
на
конуре
названия
крупных
рек.
Какие
из
них
относятся
к
бассейну
Атлантического океана, какие к области внутреннего стока?
2.
На контуре проведите от с. Дивного через Ставрополь к горе Эльбрус
водораздельную линию. Это часть Главного водораздела мира.
3.
В какой части края больше каналов? Почему? Какие территории края
обводнены водой Большого Ставропольского канала и Терско-Кумской
системы?
4.
Какие вы знаете водохранилища в крае? Как они используются?
5.
Каковы
неблагоприятные
явления,
связанные
с
орошением
и
обводнением?
6.
Источниками питьевой воды в с. Александровском являются…
Характеризуя грунтовые воды, освещаю их роль как источника питания рек
и
озер,
физико-химические
свойства
и
подчеркиваю
лечебное
значение
подземных
вод,
минеральных
источников
Ставропольского
края.
В
заключение
на
конкретных
примерах
рассказываю
об
охране
водных
источников
с.
Александровского
и
мерах,
принимаемых
местными
организациями, школой в решении этой государственной и общенародной
проблемы.
Характеристику озер Ставропольского края предлагаю в следующем
порядке:
1.
Западины и лиманы степных междуречий.
2.
Бессточные озера равнин и предгорий.
3.
Карстовые озера.
4.
Народнохозяйственное значение озер.
Дома учащиеся повторяют пройденное на уроке и заполняют таблицу.
Заполните таблицу “Озера Ставропольского края”:
При прохождении темы «Природные
комплексы,
растительный
и
животный
мир
Ставропольского
края»,
используя
физическую
и
климатическую
карты
России
и
края,
карту
природных
зон,
образцы
основных типов почв края, гербарии…
Вначале выясняю общие вопросы взаимосвязи природных компонентов. В
этих целях во вводной беседе предлагаю классу следующие вопросы:
1.
В
чем
выражается
зависимость
почвы
и
растительности
от
климатических условий, характера рельефа?
2.
Каковы почвообразующие факторы?
3.
В какой природной зоне России находится территория края?
4.
Какие почвенно-растительные зоны можно выделить на территории
края?
Ответы учащихся дополняю, уточняю, обобщаю, подвожу к выводу, что
почва,
растительный
покров
и
животный
мир
любой
территории
взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Далее изучение темы происходит по следующим вопросам и заданиям:
1.
Какие
природные
комплексы
имеются
в
окрестностях
вашего
населенного пункта?
2.
Что мы понимаем под “антропогенным ландшафтом”?
3.
На контуре покажите ареалы размещения растительных ресурсов и
промыслово-охотничьих ресурсов.
4.
Какую
роль
выполняют
ботанические
и
зоологические
заказники?
Назовите их.
5.
Какие группы животных обитают в крае, в с. Александровском?
Основные методы раскрытия вопросов: рассказ, беседа, объяснение,
которые сопровождаются работой учащихся с картой (анализ, сравнение,
наложение).
На
примерах
показываю
роль
человека
в
охране
и
восстановлении
природного богатства родного края. Вопросы охраны природы рассматриваю
в следующем порядке:
1.
Закон об охране природы и меры, проводимые в крае для сохранения
флоры и фауны.
2.
Конкретные
меры,
осуществляемые
местными
организациями
по
охране и воспроизводству природных богатств.
3.
Вопросы практического участия школы и учащихся в охране природы в
с. Александровском.
В качестве домашнего задания рекомендую подготовить презентацию о
животном и растительном мире с. Александровского или Ставропольского
края.
При изучении экономической географии Ставропольского края учащиеся
сталкиваются
с
определенными
трудностями,
связанными
с
обилием
цифрового
материала
новыми
терминами
и
понятиями,
описанием
технологических
процессов.
Для
преодоления
этих
трудно стей
руководствуюсь следующими методическими установками:
1.
При
работе
с
цифровым
материалом
необходимо
пользоваться
округленными числами, чаще сравнивать.
2.
При изучении учебного материала, насыщенного новыми понятиями,
терминами
и
названиями,
применяю
метод
объяснения
и
широко
использую иллюстративный материал, провожу словарную работу.
Приведу
некоторые
формы
и
методы
изучения
основных
вопросов
экономической географии Ставропольского края.
Цель изучения темы: «Население Ставропольского края» – познакомить
учащихся
с
историей
формирования
населения
на
территории
края,
численностью,
национальным
составом,
вопросом
размещения,
ростом
материального благосостояния культурного уровня родного края.
Вначале изучения темы ставлю перед учащимися цели и определяю задачи
изучения экономической географии края и знакомлю их с дополнительной
литературой, рассматриваю вопросы заселения современной территории края
и формирования многонационального состава.
Приступая к изучению численности и размещения населения края, его
национального
состава,
использую
статистические
данные,
секторные
диаграммы, картосхемы.
При изучении темы «Промышленность Ставропольского края» ставлю
цель познакомить учащихся с изменением отраслевой структуры хозяйства,
её специализацией в масштабе Российской Федерации. Изучение этой темы
сопровождается использованием экономических карт России и края, схем.
Анализируя
отраслевую
схему
промышленности,
подвожу
учащихся
к
выводу,
что
Ставрополье
–
край
многоотраслевого
хозяйства,
отраслями
специализации
которого
являются
горнодобывающая,
нефтеперераба
-
тывающая, химической промышленности. Сельское хозяйство развивается в
направлении зернового и мясо-молочного производства.
Характерные особенности промышленности края:
1.
Сравнительно
быст рый
темп
развития
м н о го о т р а с л е в о й
промышленности и роста её продукции;
2.
Возникновение и ускоренное развитие в крае нефтеэнергохимического
индустриального комплекса;
3.
Высокий
удельный
вес
края
в
общественном
географическом
разделении
труда
по
производству
и
вывозу
п р од у к ц и и
н е фт ех и ми ч е с ко й
п р омы шле н н о с т и ,
ма ши н о с т р о е н и я
и
продовольственной продукции;
Изучение темы: «География отраслей промышленности» провожу в
сочетании с работой над картой, предлагаю учащимся вопросы и задания:
1.
Каковы
природные
предпосылки
для
развития
в
крае
энергетики,
нефтяной и нефтехимической промышленности?
2.
Назовите основные полезные ископаемые, используемые в указанных
отраслях промышленности, указав их месторождения на карте.
Изучение темы «География сельского хозяйства края» осуществляю теми
же методами и приемами, что и при изучении географии промышленности.
Примерный ход раскрытия учебного материала на уроке:
1.
Общая
характеристика
сельского
хозяйства
края.
Природные
и
экономические предпосылки для развития сельского хозяйства.
2.
Изучение
структуры
земельных
угодий
и
отраслей
специализации
сельского хозяйства края.
3.
Изучение географии основных отраслей сельского хозяйства.
Каждую
отрасль
сельского
хозяйства
рассматриваю
по
следующим
вопросам: значение отрасли в хозяйстве и её место в экономическом районе;
основные районы размещения; перспективы развития данной отрасли.
В заключение урока изучается сельское хозяйство Александровского района
по плану:
1.
Основные отрасли сельского хозяйства района и его экономические
показатели.
2.
Перспективы развития сельского хозяйства района в будущем году.
3.
Ими гордится район.
Изучая географию транспорта и внешние экономические связи края,
использую картосхемы, контурные карты. Общий обзор темы «Транспорт»
веду по следующему плану:
1.
Значение транспорта в хозяйстве края.
2.
Основные виды транспорта края.
3.
Экономико-географические условия для развития транспорта (величина
территории,
разнообразие
природных
условий,
внутрикраевые
и
внешние экономические связи).
Предлагаю учащимся следующие вопросы и задания для работы с картой:
1.
Перечислите основные виды транспорта, которые получили развитие в
Ставропольском крае.
2.
Какой вид транспорта и почему является ведущим?
3.
Как обеспечен край автомобильными дорогами? железными дорогами?
Их
значение
для
внутренних
и
внешних
экономических
связей
Ставрополья.
4.
Расскажите о воздушном виде транспорта, его значении для развития
края.
5.
Какой
вид
транспорта
называется
гужевым?
Развит
ли
он
на
Ставрополье? Какова его роль в настоящее время?
6.
Как
обеспечен
транспортом
ваш
населенный
пункт,
район?
Какие
дороги
связывают
его
со
Ставрополем,
Пятигорском,
Ростовом,
Москвой?
7.
На
контуре
нанесите
и
надпишите
названия
международных
аэропортов, железнодорожных магистралей и автомобильную дорогу
Ростов-Ставрополь-Баку,
главные
промышленно-транспортные
узлы.
Красным цветом выделите дорогу, по которой вы ездили. Через какие
населенные пункты она проходит?
Тема «Экономико-географические
районы
Ставропольского
края.
Александровский район» обобщающая. Цель её обобщение и закрепление
экономико-географических
знаний
учащихся,
привитие
им
навыков
самостоятельной
и
практической
работы.
Для
этого
на
уроке
использую
физическую,
административную
и
контурную
карты
края.
В
изучении
экономико-географических
районов
края
организовываю
самостоятельную
практическую работу. Предложив учащимся следующие вопросы и задания:
1.
Пользуясь учебником и административной картой края, выделить на
контуре
четыре
экономико-географических
района:
Центральный,
Восточный, Западный и Южный (КМВ).
2.
Перечислите
административные
районы,
входящие
в
Центральный
район.
3.
В чем заключается их специализация хозяйства?
4.
Почему г. Буденновск считается самым старым городом Ставрополья?
Как он в прошлом назывался?
5.
Какие
административные
районы
входят
в
Восточный
район?
Перечислите их.
6.
Что способствовало развитию тонкорунного овцеводства в восточных
районах края?
7.
Какая отрасль промышленности занимает ведущее место в хозяйстве
Восточного района?
8.
Назовите центр нефтехимии в этом районе, нанесите название этого
города на контур.
9.
Какие административные районы входят в состав Западного экономико-
географического района?
10.Особенности его экономико-географического положения в крае.
11.Когда
и
кем
основан
Ставрополь?
Каково
его
историко-культурное
значение? Как он назывался в прошлом? Как назывался наш край в
прошлом? В XIX в., в XX в., в советский период?
12.Какова
специализация
промышленности
и
сельского
хозяйства
Западного района края? Нанесите на контур названия городов, центров
промышленности
и
переработки
сельскохозяйственного
сырья
в
районе.
13.Назовите
предприятия
Западного
экономического
района,
имеющие
всероссийское значение.
14.Перечислите
административные
районы,
входящие
в
экономико-
географический район КМВ.
15.Вспомните об особенностях формирования хозяйственного комплекса
района Кавказских Минеральных Вод. Какие отрасли промышленности
здесь лучше развиты?
16.Какие отрасли хозяйства КМВ имеют всероссийское значение?
17.Составьте
картосхему
ЭГР
края
с
отображением
их
хозяйственной
специализации
и
выделением
основных
промышленных
и
аграрно-
промышленных центров с использованием соответствующих условных
знаков на контуре.
18.Моя точка зрения: почему стабильная ситуация на Северном Кавказе
является
залогом
успешного
развития
экономико-географических
регионов Ставропольского края.
В качестве домашнего задания предлагаю учащимся составить экономико-
географическую характеристику одного из городов КМВ.
На
заключительном
уроке
изучения
экономической
географии
Ставропольского края провожу урок-зачет. Заранее сообщаю о предстоящей
работе, объяснив порядок выполнения работы, учащиеся приступают к её
выполнению. Примерные вопросы и задания зачета:
1.
Каковы особенности экономико-географического положения западного
р-на Ставропольского края?
2.
Назовите ведущие отрасли хозяйства западного р-на края.
3.
Назовите
два
города,
в
которых
сосредоточена
большая
часть
промышленных предприятий.
4.
Каковы
особенности
экономико-географического
положения
района
КМВ?
5.
Назовите города-курорты р-на КМВ.
6.
Какие отрасли хозяйства р-на КМВ имеют всероссийское значение?
7.
Какие
административные
районы
входят
в
центральный
район
Ставропольского края?
8.
Какие природные факторы определили развитие в центральном р-не
края виноградарства и плодово-овощного хозяйства?
9.
Какова
связь
специализации
хозяйства
восточного
р-на
края
с
его
природными особенностями?
10.Назовите
отрасль
промышленности,
занимающую
ведущее
место
в
хозяйстве восточного р-на.
11.Заполнить таблицу:
Виды транспорта
Достоинства
Недостатки
Ж/Д
Автотранспорт
Авиатранспорт
Трубопроводный
вид
транспорта
12.Назовите факторы, способствующие развитию края.
13.Какова плотность населения края? Перспективы в будущем?
Краеведческий материал, используемый на уроках, является типичным как
в физико-географическом, так и в экономико-географическом отношении и
способствует
более
глубокому
и
прочному
усвоению
учащимся
географических знаний.
Интегрируя знания, учащиеся, совершившие туристическую поездку в
район КМВ выступают с творческими проектами на тему: « Эоловы формы
рельефа», « Формы рельефа, созданные деятельностью подземных вод».
В 7 классе при изучении курса « География материков и океанов» для
реализации регионального компонента чаще использую метод сравнения и
прогнозирования.
Например,
при
изучении
климатических
поясов
мы
сравниваем: во сколько раз больше выпадает осадков на экваторе, чем в
нашей местности, или во сколько раз холоднее в Антарктиде, чем у нас,
находим и объясняем причины.
При
изучении
вопросов
краеведения
на
уроках
географии,
наиболее
эффективны бывают уроки, опирающиеся на знания, полученные учащимися
раньше и сочетающие повторение и проверку знаний с самостоятельной
работой
класса.
На
таких
уроках
преобладают
задания:
«Подумайте»,
«Вспомните», «Сделайте вывод» и вопросы: «Почему, по какой причине?».
Учащиеся меньше слушают учителя и больше работают сами, выполняя
задания, отвечая на вопросы.
Изучение
природы
и
участие
детей
в
охране
её
богатств
не
только
способствует накоплению знаний, но и воспитывает их. Особенно важно
вовлечь
в
работу
по
охране
природы
слабых
по
успеваемости
и
недисциплинированных учеников. В конце учебного года каждому ученику 5-
го и 6-го класса даю индивидуальные и групповые задания с учетом их
интересов, умений и навыков. Ученики, делясь на группы, получают летнее
задание.
Выполнение
заданий
способствует
расширению
практических
знаний по географии.
Предлагаю примерные вопросы заданий:
1.
Собрать
гербарий
растений
и
коллекции
горных
пород
с .
Александровского.
2.
Принять участие в сборе семян цветущих растений для озеленения
школьного двора.
3.
Вести охрану птиц, муравьёв, насекомых.
4.
Следить
за
соблюдением
правил
при
разведении
костров
и
своевременно извещать о начинающихся пожарах, помогать при их
тушении и самим тушить небольшие пожары.
5.
Принимать
участие
в
посадке
деревьев
и
уходе
за
молодыми
насаждениями.
Краеведческие знания учащихся о физико-географических условиях родного
края являются основой и источником для осуществления краеведческого
подхода при изучении природных условий и естественных ресурсов крупных
территорий страны.
Краеведческого материал является средством связи обучения географии с
жизнью,
трудовой
деятельностью
населения
родного
края,
активизацией
познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и повышения
его
воспитывающего
значения.
В
моей
работе
первостепенное
значение
приобретают
вопросы
содержания
краеведческого
материала,
методы
и
приемы
осуществления
краеведческого
подхода.
Систематическое
и
целенаправленное осуществление краеведческого подхода в преподавании
географии
требует
от
меня
больших
усилий,
постоянного
поиска,
систематической
работы
над
собой,
изучения
и
накопления
обширного
краеведческого материала, его анализа и дидактической обработки.
Краеведческий материал способствует вооружению учащихся знаниями,
умениями, навыками, овладению представлений о природно-экономических
условиях
своей
местности,
дает
возможность
активнее
участвовать
в
решении
учебных
проблем,
сравнивать
изучаемые
факты
с
жизненными
наблюдениями, синтезировать в них черты сходства и различия.
Большое
познавательное
и
воспитательное
значение
при
изучении
экономической
географии
края
и
села
имеет
выполнение
учащимися
творческих
проектов.
Мои
учащиеся
охотно
посещают
уроки,
занятия
спецкурсов
«Экология
ландшафтов
края»,
«Природа
Александровского
района» участвуют в конкурсах, олимпиадах и занимают призовые места.
Ученик Кондрюков Евгений проявляя интерес к изучению Александровского
района
составил
комплексное
описание
формирования
населения
Александровского
района,
изучил
динамику
численности
населения,
механическое
движение,
в
процессе
воспроизводства
населения
района,
миграционные процессы, динамику сети сельских поселений.
Евгений
был
участником
17-го
краевого
слета
туристко-краеведческого
движения «Отечество», его работа была отмечена почетной грамотой. А за
последние
3
года
двое
выпускников
поступили
в
СГУ
на
факультет
географии.
Тема:
Географическое
положение
и
размеры
территории.
Цель: дать общее представление о ГП края и размерах его территории.
Ход урока
Ставропольский край образован 13 февраля 1924 года. Он располагается в двух крупных природных
территориальных комплексах (ПТК) – Крымско-Кавказской горной стране и на Восточно-Европейской
равнине, занимая часть северного склона Большого Кавказа и центр Предкавказья.
Географические координаты Ставропольского края легко запомнить. Через г. Ставрополь проходит
45 параллель северного полушария, которая означает равное угловое расстояние от экватора и до
северного полюса.. Северная точка лежит на 46˚ с.ш. (46˚47 ٰ
), южные – почти на 43˚ с.ш. (43˚39
ٰ).Крайняя западная точка имеет 41˚ в.д. (40˚58ٰ),крайняя восточная – около 46˚в.д.(45˚47ٰ).
1. Найдите на карте Ставропольского края крайние точки по географическим координатам и
надпишите их на контуре.
2. На контуре перечислите моря, обозначенные буквами А, Б, В.
Площадь края составляет 66,3 тыс. км². С северо-востока на юго-запад он протянулся на 450 км.
Ставрополье по своей площади крупнее Дагестана (9,3 тыс. км²), Кабардино-Балкарской республики
(12,5 тыс. км²), Швейцарии (41 тыс. км²), Бельгии (30 тыс. км²).
3. Пользуясь данными учебника, определите площадь района, в котором вы живете. Какое место
по размерам территории он занимает среди других районов края?
4. По плану составьте характеристику географического положения Ставрополья.
4.1. Положение на материке
4.2. Крайние точки
4.3. Положение в тепловых поясах
4.4. Определи омывающие моря. Расстояние до морей
4.5. Пограничные республики, края, области
4.6. Сделайте вывод об особенностях ФГП Ставропольского края
5. Используя административную карту Северного Кавказа, определите соседей первого, второго
порядка Ставропольского края, подпишите их на контуре.
6. Укажите наиболее сложные в географическом отношении участки границ Ставрополья. Какие
меры принимаются для стабильного положения в крае?
7. Когда и как возник ваш населенный пункт, в котором вы живете?
8.Каковы положительные стороны края? В чем недостатки?
2. В каких районах добываются строительные материалы? Как они используются?
3. На контуре условными знаками покажите размещение минеральных источников Кавказских
Минеральных Вод.
4.Какие полезные ископаемые имеются в вашем районе? Эффектно ли они используются?
Тема: Климат и агроклиматические ресурсы
Цель:
выявление
климатообразующих
факторов,
определяющих
особенности
климатических условий Ставропольского края.
Ход урока.
Формирование
климата
края
определяется
широтой
места,
обуславливающей
распределение
солнечной
радиации,
положением
относительно
морских
бассейнов,
пустынь
и
горных
систем,
разнообразием рельефа, циркуляционными процессами в атмосфере.
Суммарная солнечная радиация за год составляет около 120 ккал. на см². На территории России
это наиболее высокий показатель.
Для края характерны неблагоприятные погодные условия и атмосферные процессы, которые влекут
за собой опасные последствия: весенние заморозки, изморозь и гололед, засухи и суховеи, сильные
ветры, град, что наносит большой вред сельскому хозяйству.
1. По климатической карте России установите климатический пояс и климатическую область, в
которой расположен Ставропольский край.
2. Охарактеризуйте влияние различных факторов на процессы климатообразования в крае.
3. Используя климатическую карту края, нанесите на контур 5 изотермы июля +20˚, +25˚ и января
-3˚, -4+˚ красной и синей линиями.
4.Затушуйте зоны с количеством осадков: а) 300 мм; б) от 300 до 500 мм; в) свыше 500 мм желтым
и оттенками зеленого цвета.
5. Какое влияние на климат края оказывают циклоны и антициклоны?
6. Дайте оценку агроклиматических ресурсов края, своего района.
7. Какое влияние оказывает климат края на здоровье человека?
8. Что такое климатические курорты? Где они расположены на территории края?
Тема:
Растительный
покров,
живой
мир
и
природные комплексы
Цель:
выяснить общие вопросы взаимосвязи природных компонентов с растительным и
животным миром.
Ход урока.
На карте природных зон России Ставропольский край лежит целиком в зоне степей. Но это не так, -
могут
сказать
жители
края.
Выделяются
3
ландшафтные
провинции:
степей,
лесостепей,
полупустынь,
которые
переплетаются
причудливым
образом.
Это
самые
крупные
природные
комплексы. Связано это с рельефом и речной сетью. В пределах Ставропольской возвышенности,
Прикалаусских
высот,
в
окрестностях
г.
Кисловодска
можем
наблюдать
примеры
высотной
поясности.
Территория
края
хорошо
освоена
человеком,
естественных
ландшафтов
почти
не
сохранилось,
а
есть
окультуренные,
мало
измененные
человеческой
деятельностью
комплексы.
Видовой
состав
растений
и
животных
богат
и
разнообразен.
Сохранению
его
способствует
природоохранные мероприятия, проводимые в крае.
1. Какие природные комплексы имеются в окрестностях вашего населенного пункта?
2. Что мы понимаем под “антропогенным ландшафтом”?
3. На контуре покажите ареалы размещения растительных ресурсов и промыслово-охотничьих
ресурсов.
4. Какую роль выполняют ботанические и зоологические заказники? Назовите их.
5. Какие группы животных обитают в крае?
Тема
:
Ставропольский
край
.
Политико
-
административное
деление
.
История
заселения
территории края
.
Цель: дать общее представление о политико-административном делении края, истории
заселения; развивать навык работы с картами.
Ход урока.
Ставропольский край расположен в центральной части Предкавказья и входит в
состав Северо-Кавказского экономико-географического р-на. Площадь края 66,4
тыс.
км.
По
площади
Ставрополье
уступает
Ростовской
области,
почти
равно
Краснодарскому краю и превосходит все отдельно взятые республики Северного
Кавказа. Ставрополье расположено между Чёрным и Каспийским морями, но в
силу
особенностей
гидрографической
сети
Предкавказья
не
имеет
водного
сообщения
и
выхода
в
эти
моря.
Важной
чертой
ГП
Ставрополья
является
размещение
его
на
этническом
перекрестке.
Населенный
преимущественно
русскими, край граничит с ареалом расселения народов дагестанской, нахской,
адыло-абхазской,
тюрской,
монгольской
языковых
групп.
Находясь
в
непосредственной
близости
от
«горячих
точек»
Кавказа,
край
выступает
посредником
в
решении
спорных
проблем,
служит
буферной
зоной,
ограничивающей распространение последствий военных конфликтов на другие
территории России.
Первоначально территория края входила в состав Астраханской области. В 1785г
была
образована
Кавказская
область,
в
составе
Ст а в р о п ол ь с ко го ,
Александровского, Георгиевского, Екатеринодарского, Кизлярского, Моздокского
уездов. В настоящее время в крае 26 районов, 10 городов краевого подчинения, 8
районного, 7 рабочих и курортных поселков.
Красногвардейский
р-он
–
Красногвардейское;
●Новоалександровский
р-он
–
Новоалександровск; ●Изобильненский – Изобильный; ●Труновский – с. Донское
Шпаковский
–
г.
Михайловск;
●Грачевский
–
с.
Грачевка;
●Петровский
–
г.
Светлоград;
●Ипатовский
–
г.
Ипатово;
●Апанасенковский
–
с.
Дивное;
●Туркменский – с. Летняя Ставка; ●Арзирский – с. Арзир; ●Благодарненский – г.
Благодарный; ●Кочубеевский – с. Кочубеевское; ●Андроповский – с. Курсавка;
●Александровский
–
с.
Александровское;
●Новоселицкий
–
с.
Новоселицкое;
●Буденовский – г.Будённовск; ●Левокумский – с. Левокумское; ●Нефтекумский –
г. Нефтекумск; ●Предгорный – станица Ессентукская; ●Минераловодский – г.
Мин.
Воды;
●Георгиевский
–
г.
Георгиевск;
●Кировский
–
г.
Новопавловск;
●Советский – г.Зеленокумск; ●Степановский – с. Степное; ●Курской – станица
Курская.
Природные условия. Природные ресурсы.
По строению поверхности, территория края делится на 3 части: низменная,
предгорная, Ставропольская возвышенность. Недра края слабо изучены, и поэтому
месторождение П. И. не велико. Из топливных ресурсов выделяются нефть и газ.
Край беден хим. сырьем, но в озерах «Соленое» и «Довсун» имеются небольшие
залежи
соли.
Земли
Ставрополья
относятся
к
категории
плодородных.
Климат
формируется под влиянием ряда факторов. В агроклиматическом отношении край
разделен на 4 зоны: северо-восточную, восточную, западную, и предгорную.
Уникальным богатством Ставрополья являются рекреационные ресурсы.
1. Нанести на контурную карту районы Ставропольского края с их административными центрами.
2. Указать отрасли специализации каждого экономического района.
3. Легенду карты составить самостоятельно.
Тема: Транспорт
Цели:
сформировать
общее
представление
об
основных
видах
транспорта
края;
совершенствовать экологическое образование учащихся.
Ход урока.
1. Перечислите основные виды транспорта, которые получили развитие в Ставропольском крае.
2. Какой вид транспорта и почему является ведущим?
3.
Как
обеспечен
край
автомобильными
дорогами?
железными
дорогами?
Их
значение
для
внутренних и внешних экономических связей Ставрополья.
4. Расскажите о воздушном виде транспорта, его значении для развития края.
5. Какой вид транспорта называется гужевым? Развит ли он на Ставрополье? Какова его роль в
настоящее время?
6. Как обеспечен транспортом ваш населенный пункт, район? Какие дороги связывают его со
Ставрополем, Пятигорском, Ростовом, Москвой?
7. На контуре нанесите и надпишите названия международных аэропортов, железнодорожных
магистралей
и
автомобильную
дорогу
Ростов-Ставрополь-Баку,
главные
промышленно-
транспортные
узлы.
Красным
цветом
выделите
дорогу,
по
которой
вы
ездили.
Через
какие
населенные пункты она проходит?
Тема:
Экономико-географические
районы
Ставропольского края.
Цель:
сформировать
у
учащихся
общее
представление
об
экономико-географических
районах Ставропольского края; познакомить со специализацией географических районов
края.
Ход урока
1. Пользуясь учебником и административной картой края, выделить на контуре четыре экономико-
географических района: Центральный, Восточный, Западный и Южный (КМВ).
2. Перечислите административные районы, входящие в Центральный район.
3. В чем заключается их специализация хозяйства?
4.
Почему
г.
Буденовск
считается
самым
старым
городом
Ставрополья?
Как
он
в
прошлом
назывался?
5. Какие административные районы входят в Восточный район? Перечислите их.
6. Что способствовало развитию тонкорунного овцеводства в восточных районах края?
7. Какая отрасль промышленности занимает ведущее место в хозяйстве Восточного района?
8. Назовите центр нефтехимии в этом районе, нанесите название этого города на контур.
9.
Какие
административные
районы
входят
в
состав
Западного
экономико-географического
района?
10. Особенности его экономико-географического положения в крае.
11. Когда и кем основан Ставрополь? Каково его историко-культурное значение? Как он назывался
в прошлом? Как назывался наш край в прошлом? В XIX в., в XX в., в советский период?
12.
Какова
специализация
промышленности
и
сельского
хозяйства
Западного
района
края?
Нанесите
на
контур
названия
городов,
центров
промышленности
и
переработки
сельскохозяйственного сырья в районе.
13. Назовите предприятия Западного экономического района, имеющие всероссийское значение.
14. Перечислите административные районы, входящие в экономико-географический район КМВ.
15.
Вспомните
об
особенностях
формирования
хозяйственного
комплекса
района
Кавказских
Минеральных Вод. Какие отрасли промышленности здесь лучше развиты?
16. Какие отрасли хозяйства КМВ имеют всероссийское значение?
17.
Составьте
картосхему
ЭГР
края
с
отображением
их
хозяйственной
специализации
и
выделением
основных
промышленных
и
аграрно-промышленных
центров
с
использованием
соответствующих условных знаков на контуре.
18.
Моя
точка
зрения:
почему
стабильная
ситуация
на
Северном
Кавказе
является
залогом
успешного развития экономико-географических регионов Ставропольского края.
Т е м а :
А л е к с а н д р о в с к и й
р а й о н ,
с е л о
Александровское.
Цель: познакомить учащихся с ЭГП Александровского района, развивать навык работы с
картами.
Ход урока.
1. Вспомните экономико-географическое положение своего района в составе Ставропольского
края, его административный центр. Нанесите на контур, подпишите название соседних районов.
2. Пользуясь физической, геологической картами края, выявите, каковы особенности рельефа
района, полезных ископаемых. Обозначьте рельеф на контуре.
3. Назовите природную зону (ландшафтную провинцию), в которой расположен район.
4.
Используя
карты
(климатическую,
почвенную,
растительности
края),
охарактеризуйте
природные возможности района для развития хозяйства.
Тема:
Зачет
к
уроку
Обобщающего
повторения
раздела «Ставропольский край».
Цель: проверить знания учащихся по теме: «Ставропольский край»
Ход урока
Вопросы зачета
1. Каковы особенности экономико-географического положения западного р-
на Ставропольского края?
2. Назовите ведущие отрасли хозяйства западного р-на края.
3.
Назовите
два
города,
в
которых
сосредоточена
большая
часть
промышленных предприятий.
4. Каковы особенности экономико-географического положения района КМВ?
5. Назовите города-курорты р-на КМВ.
6. Какие отрасли хозяйства р-на КМВ имеют всероссийское значение?
7.
Какие
административные
районы
входят
в
центральный
район
Ставропольского края?
8. Какие природные факторы определили развитие в центральном р-не края
виноградарства и плодово-овощного хозяйства?
9.Какова
связь
специализации
хозяйства
восточного
р-на
края
с
его
природными особенностями?
10.
Назовите
отрасль
промышленности,
занимающую
ведущее
место
в
хозяйстве восточного р-на.
11.
Виды транспорта
Достоинства
Недостатки
Ж/Д
Автотранспорт
Авиатранспорт
Трубопроводный
вид
транспорта
12. Назовите факторы, способствующие развитию края.
13. Какова плотность населения края? Перспективы в будущем?