Автор: Газибагандова Фаузия Габдулкадыровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №8" Населённый пункт: Тюменская область, г. Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: проект Тема: "Мы памяти твоей верны, Победа!" Раздел: начальное образование
«Мы памяти твоей верны, Победа!»
(в рамках реализации концепции духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России)
Автор: Газибагандова Ф.Г.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 8
т. 8-908-856-71-65
г.Новый Уренгой
2010 г.
Актуальность проекта :
Проблема
патриотического
воспитания
и
гражданского
становления
подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства,
общества и образовательных учреждений нашей страны.
В
национальной
доктрине
образования
определена
не
только
государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ
государства
на
воспитание
человека
с
активной
жизненной
позицией,
трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего
права и свободы личности, традиции и культуры других народов.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность –
самое благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников
чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим
свершениям
и
достойным
страницам
прошлого.
Невозможно
вырастить
достойного
человека
без
уважительного,
трепетного
отношения
к
своим
истокам.
К
сожалению,
в
последнее
время
школьному
патриотическому
воспитанию,
не
отводилось
должного
внимания.
Этому
способствовало
немало факторов: усиленное обсуждение в СМИ мнения об ошибочном пути
развития
России,
отсутствие
общей
государственной
идеологии,
которая
смогла бы стать базовой в деле гражданско-патриотического воспитания.
Школьники,
как
и
некоторые
взрослые,
зачастую
не
могут
ответить
на
вопрос, для чего живет человек, в чем высший смысл человеческой жизни,
какие великие исторические события из истории своей страны вы знаете?
Таким образом, на первый план выходит проблема формирования личности
младших
школьников
на
основе
духовно-нравственных
традиций, тех
ценностных
ориентаций,
которые
позволят
развивать
ключевые
компетентности
обучающихся
и
сделать
их
деятельность
социально-
позитивной, направленной на становление ее гражданской и патриотической
составляющей.
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться,
учитывая
возрастные
психологические
особенности
детей,
уровень
их
познавательной
активности. У
подрастающего
поколения
наметилась
устойчивая тенденция роста интереса к прошлому своей семьи. Многие дети
расспрашивают
родителей
о
том,
кем
были
их
предки,
где
жили,
чем
занимались и т. д. Дошкольники и младшие школьники очень любят делиться
со сверстниками этими знаниями (“А мой дедушка... А моя бабушка...” и т.
п.),
составляют
“древо
фамилии”,
или
родословную.
С
каждым
годом
становится все меньше живых свидетелей событий Великой Отечественной
войны. Современные дети имеют слабые представления о том, что пережил
наш народ в тяжелые годы военного лихолетья. Исходя из этого, разработан
проект «Мы правнуки твои, Победа!», целью которого является создание
условий для формирования ключевых компетентностей младших школьников
посредством
социализации,
в
результате
чего
должна
возрасти
роль
познавательной
активности
учащихся,
их
мотивированность
к
самостоятельной деятельности и мотивация к учению в целом. Что позволит
вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не словах,
а на деле.
Цель проекта:
Формирование
и
развитие
информационной,
культурной,
коммуникативной компетентностей
младших школьников, посредством
нравственно-патриотического воспитания.
Задачи проекта:
1. Разработать и апробировать план мероприятий по вовлечению
обучающихся в социально-значимую деятельность в рамках реализации
проекта;
2.
Ознакомить
учащихся
с
основными
событиями
Великой
Отечественной войны;
3. Показать учащимся грандиозность подвига советского народа в
годы Великой Отечественной войны;
4.
Установить
связь
и
сотрудничество
с
ветеранами
Великой
Отечественной войны г. Новый Уренгой и ветеранами, проживающими за
пределами города и ЯНАО;
5. Воспитывать у обучающихся чувство гордости за свою Родину,
способствовать сохранению исторической памяти поколений;
6.
Способствовать
формированию
у
младших
школьников
гражданско-патриотической позиции;
7. Формировать активную жизненную позицию "Я знаю, я помню, я
расскажу другому".
Ожидаемые результаты:
повышение уровня информированности учащихся о великом
прошлом нашей Родины, об истории ВОВ;
установление связи с ветеранами ВОВ посредством переписки
и личных встреч;
создание видеосюжетов в ходе реализации проекта.
положительная динамика роста информационной, культурной,
коммуникативной компетентностей младших школьников.
Расширение
поля
взаимодействия
с
ветеранами
ВОВ
и
их
потомками;
Создание
шефской
ячейки
из
числа
выпускников
4
класса
(2011/2012 учебный год) с целью передачи накопленного опыта и развития
проекта «Мы памяти твоей верны, Победа!»
Новизна проекта связана с:
- определением методов, организационных форм и условий развития
субъективного социального опыта младших школьников;
-
разработкой
комплекса
мероприятий
социально-значимой
деятельности
обучающихся,
направленного
на
развитие
ключевых
компетентностей.
Практическая значимость:
1. Данный проект направлен на формирование системно-целостного
подхода к патриотическому воспитанию младших школьников;
2.
Проект «Мы
памяти
твоей
верны,
Победа!»
может
быть
использован в практике учебно-воспитательного процесса для работы со
всеми участниками образовательного процесса.
Условия реализации проекта:
Проект реализуется на территории МО г.Новый Уренгой, на базе
МОУ СОШ № 8. Реализация проекта предполагается силами классного
руководителя и родителей класса, с привлечением СМИ и общественной
организации «Совет ветеранов» города Новый Уренгой. Запланированные
мероприятия будут реализовываться как в урочной, так и во внеурочной
деятельности.
Срок реализации проекта – 3 года.
База реализации проекта:
Реализация проекта будет осуществляться:
2009\2010 учебный год - 2в класс
2010\2011 учебный год - 3в класс
2011\2012 учебный год - 4в класс
Основные направления проекта :
1.
Организационно
–
методическая
работа
и
информационно-
аналитическая деятельность.
2.
Учебная деятельность.
3.
Внеклассные и внешкольные мероприятия.
4.
Работа с учащимися.
5.
Совместная работа с советом ветеранов г. Новый Уренгой.
Результативность реализации проекта :
I этап: 2009/2010 учебный год – 2в класс:
- 1 место – в городской выставке-конкурсе детского творчества «Мир
без войны»;
- Диплом участника городского конкурса стенных газет «Дети о
Великой Отечественной войне»;
- статья в газета «Правда Севера» от 24.04.2010г. №16 «Письмо
ветерану»;
- созданы видеосюжеты совместно с ОГРТК «Регион Ямал», ТРК
«Сигма», ТРК «г. Челябинск»;
- установлена переписка с ветераном Великой Отечественной войны
Габайдулиным Г.О. (письма прилагаются).
Список литературы :
1.
Захаренко, А. А. О целенаправленности воспитательной работы.-М.:
Советская педагогика, 1979.
2.
Классное руководство и воспитание школьников: классная
методическая газета для классного руководителя// Первое сентября.-2010.-
№18-20.
3.
Развитие адаптационной готовности молодежи. Кол. монография. –
Екат.:
НИИ УрО РАО, 2008.
4.
Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1985.
5.
Храпов, В. Е. Твой лучший учитель, школа! – М.: Педагогика, 1987.