Автор: Скромова Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2 г. Осы"
Населённый пункт: г. Оса, Пермский край
Наименование материала: Развитие раннего самоопределения у младших школьников.
Тема: Рабочая программа кружка "Фокусы"
Раздел: начальное образование
Рабочая программа кружка
«Фокусы»
2 класс
(Общеинтеллектуальное направление)
Класс: 2
Учитель: Т.В. Скромова
Должность: учитель начальных классов
Квалификационная категория - первая
Срок реализации: 1 год
Объём учебного времени: 8 - 9 часов (34 часа)
Режим занятий: 1 час в неделю
Возраст детей: 8– 9 лет
Пояснительная записка.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в
структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи —
вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения
и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна
быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть
ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);
уметь
самостоятельно
контролировать
процесс
своей
учебной
работы
(контроль)
и
адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится
субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его
участие в познавательно - исследовательской деятельности.
Познавательно
-
исследовательская
деятельность является
средством
освоения
действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией,
формирование
исследовательского
стиля
мышления.
Особенно
это
актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная
деятельность
является
ведущей
и
определяет
развитие
главных
познавательных
особенностей
развивающейся
личности.
Результатом
этой
деятельности
является
формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний и способов деятельности.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.
В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие,
эмоциональное
благополучие
детей
и
взрослых.
Она
способствует
ознакомлению
с
организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии,
побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный
опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
ФГОС
нового
поколения
требует
использования
в
образовательном
процессе
технологий
деятельностного
типа,
методы
проектно-исследовательской
деятельности
определены
как
одно
из
условий
реализации
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования.
Современные
развивающие
программы
начального
образования
включают
проектную
деятельность
в
содержание
различных
курсов
и
внеурочной деятельности.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,
субъектность,
деятельностный
и
личностный
подходы,
преемственно сть,
результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель
программы: создание
условий
для
формирования
познавательно
–
исследовательского интереса с помощью фокусов.
Задачи программы:
1.
Развить логическое мышление у детей,
2.
Развивать
социальные
эмоции,
способствующие
налаживанию
межличностных
отношений;
3.
Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных
исследований;
4.
Развивать познавательные потребности и способности, креативность, смекалку и
сообразительность.
Б
лаготворно скажутся на становлении памяти, воображения,
развитии
таких
качеств,
как
целеустремленность
и
концентрация
внимания.
Развивать моторику рук и координацию движений;
5.
Формировать устойчивый интерес к фокусам.
Юные физики и химики лихо демонстрируют все те несложные чудеса, которыми еще
недавно
так
поражалась
большая
часть
человечества.
Фокус
—
это
правда,
замаскированная
под
сказку.
Древнее,
но
вечно
молодое
искусство
—
утонченное
и
захватывающее, оттачивающее ум и дающее наслаждение. Оно возбуждает то самое
удивление, с которого начинается познание. Фокусов сколько угодно, на любой вкус.
Смотришь с одной — удивляешься (этого не может быть!), с другой — тоже удивляешься
( к а к
э т о ,
о к а з ы в а е т с я ,
п р о с т о ! ) .
Прежде всего нужно запомнить, что главное в искусстве фокуса не столько знание
секрета,
сколько
умение
внушить
эффект
правдоподобия,
заставить
поверить,
что
невозможное
возможно.
От
зрителей
фокус
всегда
скрыт
наполовину:
они
знают
о
существовании той, тайной, половины, но представляют ее себе как нечто нереальное,
непостижимое. Эта обратная, невидимая, сторона фокуса основывается либо на ловкости
рук, либо на разнообразных вспомогательных приспособлениях. Многие из них к тому же
основаны на разных математических, физических и химических законах, хотя кажется, что
они, наоборот, нарушают все общеизвестные законы.
Особенно интересно заниматься фокусами, когда сам создаешь новые трюки и сам их
выполняешь.
Не
думайте,
что
в
основе
фокусов
непременно
должны
быть
сложные
технические приспособления. Это не совсем так. Секрет может быть и очень простым. И
чем
он
проще,
тем
эффектней
может
быть
фокус.
Главное,
чтобы
он
был
новым,
оригинальным. А сколько фокусов, построенных на зрительном обмане, или оптическом
эффекте. Вот пример. На рисунке — клетка, а рядом — птичка. Хотите, чтобы птичка
попала в клетку? Прикоснитесь к рисунку кончиком носа — только не отрывайте взгляда
от птички. Это фокусы-шутки, они не имеют секретов. Зато в каждом из них довольно
остроумные решения.
№ Темы:
Дата
Кор-ка
1
«Удивительные» фокусы.
1.
«Шашлык» из воздушного шарика.
2.
Игрушка «тауматроп».
3.
«Белая лилия».
2
«Эффектные» фокусы. Фокусы с бумагой.
1.
«Невозможный лист»
2.
Лента Августа Мёбиуса.
3.
Лист сквозь себя.
3
«Потрясающие» фокусы. Химические фокусы. Вулкан.
4
«Нереальные» фокусы. Фокусы с предметами.
1.
«Живая купюра»
2.
«Открытка» с фокусом.
5
«Эффектные» фокусы. Фокусы с водой.
6
Весёлые фокусы с угадыванием.
7
Математические фокусы.
1.
С карточками.
2.
Любимая цифра.
8
«Крутые» фокусы.
«Разноцветные шляпы.»
9
«Лучшие» фокусы. «Бермудский треугольник»
Формы и методы работы.
Процесс
обучения
должен
быть
занимательным
по
форме.
Это
обусловлено
возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип
программы: «От игры к
знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и
малоизвестные.
Игра
–
особо
организованное
занятие,
требующее
напряжения
эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как
поступить, что сказать, как выиграть.
Традиционные формы: работа в парах, группах, индивидуальная работа.
Методы
и
приемы: сюрпризный
момент,
игровой
приём,
вопросы
к
детям,
экспериментирование.
Новости с сайта школы. В этом учебном году в Школе проходит эксперимент. Во 2-х классах
одно из направлений по внеурочной деятельности организовано по поточно-групповой модели.
Второклассникам предложено сделать самостоятельный выбор из 6 кружков выбор (без помощи
родителей).
По отзывам детей это для них было «сделать нелегко, т.к. хотелось все посетить и сразу…».
Считаем, что такая модель организации внеурочной деятельности будет способствовать развитию
раннего самоопределения у младших школьников.
Приложение.
Разноцветные шляпы
Описание фокуса: Покажите картинку с зайцем в черной шляпе. Поверните картинку - там
такой же заяц, по в красной шляпе. Обратно поверните - заяц уже в желтой шляпе. Снова
поворот - заяц в зеленой шляпе.
Секрет фокуса:
Изготавливается картинка с изображением головы зайца и ее зеркальное изображение. В
середине делается тонкая прорезь, через которую будет протягиваться одна из цветных
полосок материи.
По шаблону вырезаются силуэты шляпы из черного, красного, желтого и зеленого картона
такого
размера,
чтобы
она
могла
полностью
скрыть
одну
из
голов
зайца.
"Шляпы"
склеиваются
между
собой,
чтобы
материя
о ка з а л а с ь
внутри:
черная
-
с
желтой
шляпой и красная - с зеленой.
При повороте картинки вокруг
вертикальной оси картинка не
м е н я е т с я ,
в о к р у г
г о р и з о н т а л ь н о й
-
е с л и
предварительно
от кину т ь
шляпу
па
обратной
стороне
вверх - цвет шляпы изменится.
Шарик – йог.
Проверяем воздушный шарик на уколоустойчивость.
Решил учиться йоге,
Он сидел, скрестивши ноги,
Даже спал он на спине,
Чтобы йогом стать к весне...
В нашем опыте настоящим йогом может стать хрупкий воздушный шарик!
Понадобится: - воздушный шарик, - кнопки или доска с гвоздями.
Этапы эксперимента:
Надуваем два воздушных шарика.
Вбиваем в доску много гвоздей так, что бы острые кончики гвоздей были на одной
расстоянии от доски.
Кладем шарик на кончики гвоздей, торчащие из доски, и слегка надавливаем на
шарик.
Суть опыта.
Если в воздушный шарик ткнуть острым кончиком гвоздя - шарик лопнет. А если шарик
положить на поверхность состоящую из множества таких острых гвоздей, то силы нужно
будет приложить гораздо больше, что бы шарик лопнул. Это объясняется тем, что площадь
соприкосновения
становится
больше
и
сила
распределяется
между
всеми
участками
соприкосновения поверхности шарика с гвоздями.
Шашлык из воздушных шариков или игольница.
Понадобится:
- воздушный шарик,
- иголки и острая пика.
Этапы эксперимента:
•
Надуваем два воздушных шарика.
•
Прокалываем шарик в определённых местах, а именно у хвостика и верхушку
вращательными движениями.
Суть опыта.
Поверхностное натяжение, в местах прокола (а
именно около хвостика и на верхушке) латекса
больше
и
резина
туже
обхватывает
шпику
и
шарик не рвётся.
Бесконечная шоколадка?!.
Суть
ребуса
в
том,
что
путем
правильного
нарезания и перемещения деталей у вас остается
один лишний кусочек! Который можно съесть.:)
Сказка про мышонка. (Яйцо в бутылке)
Жил – был милый мышонок, любил он есть
вкусный сыр. Вот как то гулял мышонок, видит за ним бежит кошка, быстро побежал он к
норке. Но беда, переел мышонок сыра, давайте ребята поможем мышонку, скажем
заклинание огня.
Понадобится:
вареное куриное яйцо
бутылка
спички
бумага
Этапы эксперимента:
Очищаем вареное яйцо от скорлупы.
Поджигаем бумагу от спички.
Бросаем горящую бумагу в бутылку.
Помещаем яйцо на горлышко бутылки.
Суть опыта.
Яйцо
втягивается
в
бутылку
из-за
разности
давления
внутри
и
снаружи
бутылки,
благодаря разности температур. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении
сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая бумага, воздух в бутылке становится
более объемным. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода
прекращается и горение бумаги останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и
сжимается. Из-за разности давления в бутылке и за ее пределами, яйцо втягивается внутрь
бутылки.
Карусель.
Понадобится:
•
бутылочная пробка
•
иголка, воткнутая ушком в пробку в самом центре
•
2 вилки
•
бутылка
Суть опыта.
От
положения
центра
тяжести
зависит
равновесие
предмета.
Если
центр
тяжести
находится ниже точки опоры и точно под ней, то будет самое устойчивое равновесие.
Центр тяжести нашей конструкции будет находиться чуть ниже
конца иголки. Этим и объясняется устойчивость нашей конструкции.
Как сделать увеличительное стекло?
Понадобится:
-
Объект - мелко напечатанный текст
-
Прозрачная ёмкость с водой
Этапы эксперимента:
В емкость налейте воду, которая и будет увеличительным стеклом.
Фокусы с лентой Мёбиуса.
Фокус №1. Сделаем лист Мёбиуса и разрежем его вдоль ленты посередине, пока не
вернёмся в исходную точку. Получим одно кольцо, которое вдвое длиннее исходного.
Фокус№2. Теперь разрежем ленту Мёбиуса на расстоянии в одну треть ширины от края.
Получим два кольца: одно большое и сцепленное с ним маленькое.
Фокус №3. Перед склейкой закрутим бумажную ленту на два полуоборота, то есть на
3600 . Разрезав её, получим два сцепленных друг с другом кольца.
Фокус №4. Трижды перекрутим лист перед склейкой и разрежем его посередине. Получим
лист, закрученный узлом. Этот же фокус можно повторить следующим образом: трижды
перекрученную ленту продеть сквозь перстень, склеить концы, а затем разрезать вдоль
посередине. Получится одно большое кольцо с узлом, завязанным вокруг перстня.
Фокус №5. Если сделать гармошку, состоящую из одного перегиба, и перед склейкой
повернуть
конец
бумажной
ленты
на
3600,
а
затем
разрезать
полученное
кольцо
посередине, то мы увидим три сцепленных между собой кольца.
Фокус №6. В другом варианте фокуса кольцо разрезается на два отдельных кольца, одно из
которых при разрезании посередине превращается тоже в два отдельных кольца, а другое-
в одно большое. Как приготовить ленту для такого фокуса показано в приложении.
Фокус №7.Если изготовить кольцо, то после первого разрезания получится большое
кольцо, размер которого вдвое больше первоначального, а второе разрезание даст два
сцепленных между собой кольца.
Фокус №8. Склеим лист Мебиуса, проведём вдоль него посередине линию. Теперь склеим
обыкновенное кольцо, на одной из его сторон посередине также проведём линию. Далее
склеим лист Мебиуса и кольцо так, чтобы в месте склейки получился крест. Разрезаем
кольцо и лист Мебиуса по проведенным линиям. Получилась квадратная рамка.
Стихотворение Наталии Юрьевны Ивановой
«Лист Мебиуса»
Лист Мебиуса – символ математики,
Что служит высшей мудрости венцом…
Он полон неосознанной романтики:
В нем бесконечность свернута кольцом.
В нем – простота, и вместе с нею – сложность,
Что недоступна даже мудрецам:
Здесь на глазах преобразилась плоскость
В поверхность без начала и конца.
Здесь нет пределов, нет ограничений,
Стремись вперед и открывай миры,
Почувствуй силу новых ощущений,
Прими познанья высшего дары:
Познай любовь и ненависть изведай,
Низвергнись в ад – тотчас увидишь рай.
Ты в одночасье насладись победой
И горечь пораженья испытай.
На грани бесконечного блаженства
Испытывая суеверный страх,
Найдешь свой путь. Достигнув совершенства,
Окажешься в таинственных мирах.
И, вдохновленный этим дерзновеньем,
По экспоненте поднимаясь в высь,
Ты ощутишь восторг освобожденья,
Почувствуешь, как возникает Мысль.
Покажется, что распростерлась Вечность,
Что взломан Мироздания пароль.
И вдруг твое стремленье в бесконечность
Тебя вернет к исходной точке: в ноль.
Как о порог, об этот ноль споткнешься.
Но как бы ни был прежний путь тернист,
Вновь выбирай (и ты не ошибешься!)
Путь в бесконечность – Мёбиуса лист.