Напоминание

Рабочая программа кружка "Фокусы"


Автор: Скромова Татьяна Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2 г. Осы"
Населённый пункт: г. Оса, Пермский край
Наименование материала: Развитие раннего самоопределения у младших школьников.
Тема: Рабочая программа кружка "Фокусы"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа кружка

«Фокусы»

2 класс

(Общеинтеллектуальное направление)

Класс: 2

Учитель: Т.В. Скромова

Должность: учитель начальных классов

Квалификационная категория - первая

Срок реализации: 1 год

Объём учебного времени: 8 - 9 часов (34 часа)

Режим занятий: 1 час в неделю

Возраст детей: 8– 9 лет

Пояснительная записка.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в

структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи —

вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения

и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна

быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть

ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),

хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия);

уметь

самостоятельно

контролировать

процесс

своей

учебной

работы

(контроль)

и

адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится

субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его

участие в познавательно - исследовательской деятельности.

Познавательно

-

исследовательская

деятельность является

средством

освоения

действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с

информацией,

формирование

исследовательского

стиля

мышления.

Особенно

это

актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная

деятельность

является

ведущей

и

определяет

развитие

главных

познавательных

особенностей

развивающейся

личности.

Результатом

этой

деятельности

является

формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых

для учащихся знаний и способов деятельности.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей.

В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие,

эмоциональное

благополучие

детей

и

взрослых.

Она

способствует

ознакомлению

с

организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии,

побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный

опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

ФГОС

нового

поколения

требует

использования

в

образовательном

процессе

технологий

деятельностного

типа,

методы

проектно-исследовательской

деятельности

определены

как

одно

из

условий

реализации

основной

образовательной

программы

начального

общего

образования.

Современные

развивающие

программы

начального

образования

включают

проектную

деятельность

в

содержание

различных

курсов

и

внеурочной деятельности.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,

личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,

субъектность,

деятельностный

и

личностный

подходы,

преемственно сть,

результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель

программы: создание

условий

для

формирования

познавательно

исследовательского интереса с помощью фокусов.

Задачи программы:

1.

Развить логическое мышление у детей,

2.

Развивать

социальные

эмоции,

способствующие

налаживанию

межличностных

отношений;

3.

Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных

исследований;

4.

Развивать познавательные потребности и способности, креативность, смекалку и

сообразительность.

Б

лаготворно скажутся на становлении памяти, воображения,

развитии

таких

качеств,

как

целеустремленность

и

концентрация

внимания.

Развивать моторику рук и координацию движений;

5.

Формировать устойчивый интерес к фокусам.

Юные физики и химики лихо демонстрируют все те несложные чудеса, которыми еще

недавно

так

поражалась

большая

часть

человечества.

Фокус

это

правда,

замаскированная

под

сказку.

Древнее,

но

вечно

молодое

искусство

утонченное

и

захватывающее, оттачивающее ум и дающее наслаждение. Оно возбуждает то самое

удивление, с которого начинается познание. Фокусов сколько угодно, на любой вкус.

Смотришь с одной — удивляешься (этого не может быть!), с другой — тоже удивляешься

( к а к

э т о ,

о к а з ы в а е т с я ,

п р о с т о ! ) .

Прежде всего нужно запомнить, что главное в искусстве фокуса не столько знание

секрета,

сколько

умение

внушить

эффект

правдоподобия,

заставить

поверить,

что

невозможное

возможно.

От

зрителей

фокус

всегда

скрыт

наполовину:

они

знают

о

существовании той, тайной, половины, но представляют ее себе как нечто нереальное,

непостижимое. Эта обратная, невидимая, сторона фокуса основывается либо на ловкости

рук, либо на разнообразных вспомогательных приспособлениях. Многие из них к тому же

основаны на разных математических, физических и химических законах, хотя кажется, что

они, наоборот, нарушают все общеизвестные законы.

Особенно интересно заниматься фокусами, когда сам создаешь новые трюки и сам их

выполняешь.

Не

думайте,

что

в

основе

фокусов

непременно

должны

быть

сложные

технические приспособления. Это не совсем так. Секрет может быть и очень простым. И

чем

он

проще,

тем

эффектней

может

быть

фокус.

Главное,

чтобы

он

был

новым,

оригинальным. А сколько фокусов, построенных на зрительном обмане, или оптическом

эффекте. Вот пример. На рисунке — клетка, а рядом — птичка. Хотите, чтобы птичка

попала в клетку? Прикоснитесь к рисунку кончиком носа — только не отрывайте взгляда

от птички. Это фокусы-шутки, они не имеют секретов. Зато в каждом из них довольно

остроумные решения.

№ Темы:

Дата

Кор-ка

1

«Удивительные» фокусы.

1.

«Шашлык» из воздушного шарика.

2.

Игрушка «тауматроп».

3.

«Белая лилия».

2

«Эффектные» фокусы. Фокусы с бумагой.

1.

«Невозможный лист»

2.

Лента Августа Мёбиуса.

3.

Лист сквозь себя.

3

«Потрясающие» фокусы. Химические фокусы. Вулкан.

4

«Нереальные» фокусы. Фокусы с предметами.

1.

«Живая купюра»

2.

«Открытка» с фокусом.

5

«Эффектные» фокусы. Фокусы с водой.

6

Весёлые фокусы с угадыванием.

7

Математические фокусы.

1.

С карточками.

2.

Любимая цифра.

8

«Крутые» фокусы.

«Разноцветные шляпы.»

9

«Лучшие» фокусы. «Бермудский треугольник»

Формы и методы работы.

Процесс

обучения

должен

быть

занимательным

по

форме.

Это

обусловлено

возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип

программы: «От игры к

знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и

малоизвестные.

Игра

особо

организованное

занятие,

требующее

напряжения

эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как

поступить, что сказать, как выиграть.

Традиционные формы: работа в парах, группах, индивидуальная работа.

Методы

и

приемы: сюрпризный

момент,

игровой

приём,

вопросы

к

детям,

экспериментирование.

Новости с сайта школы. В этом учебном году в Школе проходит эксперимент. Во 2-х классах

одно из направлений по внеурочной деятельности организовано по поточно-групповой модели.

Второклассникам предложено сделать самостоятельный выбор из 6 кружков выбор (без помощи

родителей).

По отзывам детей это для них было «сделать нелегко, т.к. хотелось все посетить и сразу…».

Считаем, что такая модель организации внеурочной деятельности будет способствовать развитию

раннего самоопределения у младших школьников.

Приложение.

Разноцветные шляпы

Описание фокуса: Покажите картинку с зайцем в черной шляпе. Поверните картинку - там

такой же заяц, по в красной шляпе. Обратно поверните - заяц уже в желтой шляпе. Снова

поворот - заяц в зеленой шляпе.

Секрет фокуса:

Изготавливается картинка с изображением головы зайца и ее зеркальное изображение. В

середине делается тонкая прорезь, через которую будет протягиваться одна из цветных

полосок материи.

По шаблону вырезаются силуэты шляпы из черного, красного, желтого и зеленого картона

такого

размера,

чтобы

она

могла

полностью

скрыть

одну

из

голов

зайца.

"Шляпы"

склеиваются

между

собой,

чтобы

материя

о ка з а л а с ь

внутри:

черная

-

с

желтой

шляпой и красная - с зеленой.

При повороте картинки вокруг

вертикальной оси картинка не

м е н я е т с я ,

в о к р у г

г о р и з о н т а л ь н о й

-

е с л и

предварительно

от кину т ь

шляпу

па

обратной

стороне

вверх - цвет шляпы изменится.

Шарик – йог.

Проверяем воздушный шарик на уколоустойчивость.

Решил учиться йоге,

Он сидел, скрестивши ноги,

Даже спал он на спине,

Чтобы йогом стать к весне...

В нашем опыте настоящим йогом может стать хрупкий воздушный шарик!

Понадобится: - воздушный шарик, - кнопки или доска с гвоздями.

Этапы эксперимента:

Надуваем два воздушных шарика.

Вбиваем в доску много гвоздей так, что бы острые кончики гвоздей были на одной

расстоянии от доски.

Кладем шарик на кончики гвоздей, торчащие из доски, и слегка надавливаем на

шарик.

Суть опыта.

Если в воздушный шарик ткнуть острым кончиком гвоздя - шарик лопнет. А если шарик

положить на поверхность состоящую из множества таких острых гвоздей, то силы нужно

будет приложить гораздо больше, что бы шарик лопнул. Это объясняется тем, что площадь

соприкосновения

становится

больше

и

сила

распределяется

между

всеми

участками

соприкосновения поверхности шарика с гвоздями.

Шашлык из воздушных шариков или игольница.

Понадобится:

- воздушный шарик,

- иголки и острая пика.

Этапы эксперимента:

Надуваем два воздушных шарика.

Прокалываем шарик в определённых местах, а именно у хвостика и верхушку

вращательными движениями.

Суть опыта.

Поверхностное натяжение, в местах прокола (а

именно около хвостика и на верхушке) латекса

больше

и

резина

туже

обхватывает

шпику

и

шарик не рвётся.

Бесконечная шоколадка?!.

Суть

ребуса

в

том,

что

путем

правильного

нарезания и перемещения деталей у вас остается

один лишний кусочек! Который можно съесть.:)

Сказка про мышонка. (Яйцо в бутылке)

Жил – был милый мышонок, любил он есть

вкусный сыр. Вот как то гулял мышонок, видит за ним бежит кошка, быстро побежал он к

норке. Но беда, переел мышонок сыра, давайте ребята поможем мышонку, скажем

заклинание огня.

Понадобится:

вареное куриное яйцо

бутылка

спички

бумага

Этапы эксперимента:

Очищаем вареное яйцо от скорлупы.

Поджигаем бумагу от спички.

Бросаем горящую бумагу в бутылку.

Помещаем яйцо на горлышко бутылки.

Суть опыта.

Яйцо

втягивается

в

бутылку

из-за

разности

давления

внутри

и

снаружи

бутылки,

благодаря разности температур. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении

сжимается. Когда в бутылке оказывается горящая бумага, воздух в бутылке становится

более объемным. Как только мы закрываем яйцом горлышко бутылки, доступ кислорода

прекращается и горение бумаги останавливается. После этого воздух в бутылке остывает и

сжимается. Из-за разности давления в бутылке и за ее пределами, яйцо втягивается внутрь

бутылки.

Карусель.

Понадобится:

бутылочная пробка

иголка, воткнутая ушком в пробку в самом центре

2 вилки

бутылка

Суть опыта.

От

положения

центра

тяжести

зависит

равновесие

предмета.

Если

центр

тяжести

находится ниже точки опоры и точно под ней, то будет самое устойчивое равновесие.

Центр тяжести нашей конструкции будет находиться чуть ниже

конца иголки. Этим и объясняется устойчивость нашей конструкции.

Как сделать увеличительное стекло?

Понадобится:

-

Объект - мелко напечатанный текст

-

Прозрачная ёмкость с водой

Этапы эксперимента:

В емкость налейте воду, которая и будет увеличительным стеклом.

Фокусы с лентой Мёбиуса.

Фокус №1. Сделаем лист Мёбиуса и разрежем его вдоль ленты посередине, пока не

вернёмся в исходную точку. Получим одно кольцо, которое вдвое длиннее исходного.

Фокус№2. Теперь разрежем ленту Мёбиуса на расстоянии в одну треть ширины от края.

Получим два кольца: одно большое и сцепленное с ним маленькое.

Фокус №3. Перед склейкой закрутим бумажную ленту на два полуоборота, то есть на

3600 . Разрезав её, получим два сцепленных друг с другом кольца.

Фокус №4. Трижды перекрутим лист перед склейкой и разрежем его посередине. Получим

лист, закрученный узлом. Этот же фокус можно повторить следующим образом: трижды

перекрученную ленту продеть сквозь перстень, склеить концы, а затем разрезать вдоль

посередине. Получится одно большое кольцо с узлом, завязанным вокруг перстня.

Фокус №5. Если сделать гармошку, состоящую из одного перегиба, и перед склейкой

повернуть

конец

бумажной

ленты

на

3600,

а

затем

разрезать

полученное

кольцо

посередине, то мы увидим три сцепленных между собой кольца.

Фокус №6. В другом варианте фокуса кольцо разрезается на два отдельных кольца, одно из

которых при разрезании посередине превращается тоже в два отдельных кольца, а другое-

в одно большое. Как приготовить ленту для такого фокуса показано в приложении.

Фокус №7.Если изготовить кольцо, то после первого разрезания получится большое

кольцо, размер которого вдвое больше первоначального, а второе разрезание даст два

сцепленных между собой кольца.

Фокус №8. Склеим лист Мебиуса, проведём вдоль него посередине линию. Теперь склеим

обыкновенное кольцо, на одной из его сторон посередине также проведём линию. Далее

склеим лист Мебиуса и кольцо так, чтобы в месте склейки получился крест. Разрезаем

кольцо и лист Мебиуса по проведенным линиям. Получилась квадратная рамка.

Стихотворение Наталии Юрьевны Ивановой

«Лист Мебиуса»

Лист Мебиуса – символ математики,

Что служит высшей мудрости венцом…

Он полон неосознанной романтики:

В нем бесконечность свернута кольцом.

В нем – простота, и вместе с нею – сложность,

Что недоступна даже мудрецам:

Здесь на глазах преобразилась плоскость

В поверхность без начала и конца.

Здесь нет пределов, нет ограничений,

Стремись вперед и открывай миры,

Почувствуй силу новых ощущений,

Прими познанья высшего дары:

Познай любовь и ненависть изведай,

Низвергнись в ад – тотчас увидишь рай.

Ты в одночасье насладись победой

И горечь пораженья испытай.

На грани бесконечного блаженства

Испытывая суеверный страх,

Найдешь свой путь. Достигнув совершенства,

Окажешься в таинственных мирах.

И, вдохновленный этим дерзновеньем,

По экспоненте поднимаясь в высь,

Ты ощутишь восторг освобожденья,

Почувствуешь, как возникает Мысль.

Покажется, что распростерлась Вечность,

Что взломан Мироздания пароль.

И вдруг твое стремленье в бесконечность

Тебя вернет к исходной точке: в ноль.

Как о порог, об этот ноль споткнешься.

Но как бы ни был прежний путь тернист,

Вновь выбирай (и ты не ошибешься!)

Путь в бесконечность – Мёбиуса лист.



В раздел образования