Напоминание

"Подготовка вокалиста к пению"


Автор: Прынь Ольга Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГДДТ
Населённый пункт: г.Шахты,Ростовская область
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Подготовка вокалиста к пению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования г.Шахты Ростовской области

«Городской Дом детского творчества»

Образцовый коллектив эстрадной песни «Крещендо»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

«Подготовка вокалиста к пению»

Педагог дополнительного

образования Прынь О.Г.

ШАХТЫ 2017

Открытое занятие «Подготовка вокалиста к пению» проводится в

группе 3 года обучения, возраст обучающихся 9-12 лет, на острове

«Звонкоголосый».

В учебно-тематическом плане раздел №2 «Повторение-мать

учения» /повторение и закрепление материала предыдущих лет

обучения на певческих «островах»/.

По типу занятие - комбинированное.

Занятие проводится в кабинете №13 ГДДТ, специально

оборудованном для музыкальных занятий./фортепиано,DVD,микшерский

пульт, микрофоны и т.д./

Цель занятия:

Овладение учащимися основными певческими навыками.

Задачи:

Выявление слабых мест в овладении певческими навыками

Развитие у учащихся мотивации к использованию специальных

упражнений для развития певческих навыков

Воспитание осмысленного использования данных упражнений.

План и структура занятия-45 мин.

1.

Вводное слово, сообщение о теме, цели и задачах занятия /3 мин/

2.

Выполнение специальных упражнение для выработки основных

певческих навыков /певческая установка, дыхание, опора, дикция и

т.д./12 мин/

Певческая установка

Подготовка к пению:

Прочистка носоглоточной системы

Смягчение и размягчение голосовых связок

Комплекс упражнений для:

Формирования правильного вдоха и выдоха при пении

Ощущение опоры

Мышц языка

Тренировка мышц нижней челюсти

Открытия гортани и активизации мышц мягкого неба

Разработки корня языка

Правильного звукообразования

3.

Работа над основными певческими навыками, качествами

звука/позиция, ровность звучания гласных, полетность и т.д./на

материале вокально-хоровых упражнений /-14 мин//

Работа над дикцией на материале скороговорок

Проведение конкурса на лучшую скороговорку

Победителю- приз!

4.

Пение песен из разучиваемого репертуара-/8 мин/

«Новогодние игрушки»

«Планета детства»

5.

Подведение итогов занятия /3 мин/

P.S. Домашнее задание

ПЛАН-КОНСПЕКТ

1.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся на остров «Звонкоголосый» и

поработаем над основными певческими навыками.

Процесс пения по своей природе комплексный.

В нем учувствует весь организм : его нервно-мышечный, дыхательный,

звукообразующий аппарат. Неправильная работа какого-либо из них может

нарушить нормальное протекание всего певческого процесса. Скажите, ребята,

вы все хорошо себя чувствуете? И ,конечно, пришли на занятия в хорошем

настроении. Ведь от состояния вашего здоровья и эмоционального настроения

зависит как будет звучать ваш голос. Все здоровы. Отлично.

Итак ,начнем работать!

2.

Встанем и примем правильную певческую установку. /Стоять прямо, упершись

на обе ноги, плечи распрямлены, голова не поднята и не опущена.

Подготовимся к пению:

Прочистим носоглоточную систему

«Нюхаем цветок»- вдох- носом втягиваем воздух, выдох резко- «Ах»

через рот.

Смягчим и размягчим голосовые связки

«пожовывание» языка /копим слюну и проглатываем/

«шпага» -укалывание кончиком ящика каждой щеки

«бежит лошадка»-поцокивание языком

«сосем соску»- вытянув губы в трубочку

Дыхание-это основа вокального искусства.

Искусство пения- это искусство вдоха и выдоха

Поработаем над дыханием:

«пьем воздух»/чай/,контролируем попадание воздуха в

легкие/стенка живота за счет поднятия диафрагмы уходит вперед

на вдох и назад на выдох/

Дышим «животом»

Делаем вдох и ставим на опору /задерживаем/на слова

«Даша»,»Эх»,»Эй»/

Делаем вдох и как можно дальше удерживаем воздух

Вдох через нос «надуваем шарик» через рот, шарик сдувается на

звук «с-с-с-с» через рот вдох,- а на выдохе, на одном дыхании

счет от 1 до 10 постепенно увеличивая громкость

Вдох- на выдохе, на одном дыхании счет от 1 до 10 с постепенным

уменьшением силы звука

Вдох через нос, на выдохе назвать дни недели, название месяцев

с постепенной сменой тональности от самой высокой до самой

низкой и наоборот

Вдохнуть полное дыхание через ноздри, задержать дыхание,

считая мысленно до 5,выдохнуть воздух очень сильно, одним

дыханием через широко открытый рот «Ха»

Вдохнуть полное дыхание ,удержать дыхание на 5 сек, сжать губы,

как бы для свистка, затем со значительной силой выдохнуть

немного воздуха, затем на секунду остановится ,удерживая

выдыхаемый воздух, и, затем выдохнуть с силой еще немного и

т.д., пока воздух не будет выдохнут весь.

А сейчас ,ребята, проведем соревнование. Кто из вас сможет набрать полное

дыхание и как можно дальше выдыхать его. И произнести на одном выдохе

скороговорку. «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки. Раз Егорка и до 33 Егорка.

Имя Егорка не изменяется. /Игровой, стимулирующий метод и применение

дифференцированного подхода/. Победителю приз!

Для формирования правильного звукообразования и красивого звука

необходимо правильное положение гортани и мягкого неба.

Для разработки корня языка:

Покашливание как старики -кха,-кха,-кха

Кричит ворона кар-кар

Для мышц языка:

«трубочка»-широкий язык свернуть в трубочку, удержать его на

счет до 10, затем вдох носом, выдох в плотно сжатую трубочку.

Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к «Зажатости» звука и

ухудшают голос. Их необходимо расслабить.

Для тренировки мышц нижней челюсти:

Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное

состояние

Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом

Мысленно представить ,что между ушами на палке подвешена

челюсть, поработать ею, открывая и закрывая

Произнести сочетания «ма-ма-ма»,»!на-на-на»,»ба-ба-ба»,»га-га-

га»,»да-да-да».

Для открытия гортани и активизации мышц мягкого неба:

Позевывание с закрытым ртом

Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос

Произнесение и пение гласных

а,о,у,ы,э

Имитация «рвотного» движения

Произнесение сочетаний звуков, слогов, слов со звуками

п.т.к

/кот-кот-кот,ток-ток-ток,тук-тук-тук,поп-поп-поп,топ-топ-топ,пот-пот-пот,путь-

путь-путь и т.д.

Купать-купать-купать,копать-копать-копать,топать-топать-топать и т.д.

Круг,куст,крот,кость,ком и т.д./

Для правильного звукообразования необходимо ,чтобы хорошо работал рот:

Для дикции- проговаривание скороговорок:

«Выпала косточка из-под костреца»

«Шли сорок мышей, несли сорок грошей»

Две мыши поплоше ,несли по 2 гроша!»

«Летели 3 пичужки, через 3 пустые избушки»

Проведем конкурс: Кто лучше произнесет скороговорку. Победителю- приз!

3.

Ребята сейчас мы с вами поработаем над основными певческими

навыками, качествами звука /позиция звука, ровность звучания гласных/ на

материале вокально-хоровых упражнений.

Вот теперь мы с вами действительно подготовились к пению.

4.

Поем песни:

«Планета детства»

«Новогодние игрушки»

5.

Подведение итогов занятия /что получилось и над чем еще нужно

позаниматься/

P.S. Домашнее задание

Дыхание /лечь на спину, положить на живот тяжелые книги и

поднимать их «животом»/

Подготовить скороговорки.

Самоанализ открытого занятия

«Подготовка вокалиста к пению»

Занятие было проведено 17.02.2015 в кабинете № 13 Городского

дома детского творчества в группе 3 года обучения, возраст

обучающихся 9-12 лет, на острове «Звонкоголосый».

В учебно-тематическом плане раздел №2 «Повторение-мать

учения» /повторение и закрепление материала предыдущих лет

обучения на певческих «островах».

По типу занятие - комбинированное.

Цель занятия:

Овладение учащимися основными певческими навыками.

На занятии решались следующие задачи:

Задачи:

Выявление слабых мест в овладении певческими навыками

Развитие у учащихся мотивации к использованию специальных

упражнений для развития певческих навыков

Воспитание осмысленного использования данных упражнений.

План и структура занятия-45 мин

1.Вводное слово, сообщение о теме, цели и задачах занятия /3 мин/

2.Выполнение специальных упражнение для выработки основных

певческих навыков/12мин/

3.Работа над основными певческими навыками, качествами звука на

материале вокально-хоровых упражнений/14 мин/

4. Пение песен из разучиваемого репертуара-/8 мин/

5. Подведение итогов занятия /3 мин/

P.S. Домашнее задание

На занятии использовались различные методы:

Объяснительно-иллюстративный /показ педагогом упражнений/,

Репродуктивный /учащиеся воспроизводили сообщенные из

знания/,

Частично-поисковый или эвристический /дети самостоятельно

делали выводы как правильно или неправильно использовать то

или иное упражнение/,

Стимулирующий /проведение конкурса на лучшую дикцию

(конкурс-скороговорка)/.

Учащиеся работали с полной отдачей, заинтересовано, не

ощущалось перегрузки.

Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся.

/проведение эстафеты в исполнении упражнений, вокально-

хоровых упражнений/.

Занятие прошло в оптимальном темпоритме, удалось решить на

необходимом уровне поставленные задачи.



В раздел образования