Автор: Прынь Ольга Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГДДТ
Населённый пункт: г.Шахты,Ростовская область
Наименование материала: Открытое занятие
Тема: "Подготовка вокалиста к пению"
Раздел: дополнительное образование
муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования г.Шахты Ростовской области
«Городской Дом детского творчества»
Образцовый коллектив эстрадной песни «Крещендо»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ
«Подготовка вокалиста к пению»
Педагог дополнительного
образования Прынь О.Г.
ШАХТЫ 2017
Открытое занятие «Подготовка вокалиста к пению» проводится в
группе 3 года обучения, возраст обучающихся 9-12 лет, на острове
«Звонкоголосый».
В учебно-тематическом плане раздел №2 «Повторение-мать
учения» /повторение и закрепление материала предыдущих лет
обучения на певческих «островах»/.
По типу занятие - комбинированное.
Занятие проводится в кабинете №13 ГДДТ, специально
оборудованном для музыкальных занятий./фортепиано,DVD,микшерский
пульт, микрофоны и т.д./
Цель занятия:
Овладение учащимися основными певческими навыками.
Задачи:
Выявление слабых мест в овладении певческими навыками
Развитие у учащихся мотивации к использованию специальных
упражнений для развития певческих навыков
Воспитание осмысленного использования данных упражнений.
План и структура занятия-45 мин.
1.
Вводное слово, сообщение о теме, цели и задачах занятия /3 мин/
2.
Выполнение специальных упражнение для выработки основных
певческих навыков /певческая установка, дыхание, опора, дикция и
т.д./12 мин/
Певческая установка
Подготовка к пению:
Прочистка носоглоточной системы
Смягчение и размягчение голосовых связок
Комплекс упражнений для:
Формирования правильного вдоха и выдоха при пении
Ощущение опоры
Мышц языка
Тренировка мышц нижней челюсти
Открытия гортани и активизации мышц мягкого неба
Разработки корня языка
Правильного звукообразования
3.
Работа над основными певческими навыками, качествами
звука/позиция, ровность звучания гласных, полетность и т.д./на
материале вокально-хоровых упражнений /-14 мин//
Работа над дикцией на материале скороговорок
Проведение конкурса на лучшую скороговорку
Победителю- приз!
4.
Пение песен из разучиваемого репертуара-/8 мин/
«Новогодние игрушки»
«Планета детства»
5.
Подведение итогов занятия /3 мин/
P.S. Домашнее задание
ПЛАН-КОНСПЕКТ
1.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на остров «Звонкоголосый» и
поработаем над основными певческими навыками.
Процесс пения по своей природе комплексный.
В нем учувствует весь организм : его нервно-мышечный, дыхательный,
звукообразующий аппарат. Неправильная работа какого-либо из них может
нарушить нормальное протекание всего певческого процесса. Скажите, ребята,
вы все хорошо себя чувствуете? И ,конечно, пришли на занятия в хорошем
настроении. Ведь от состояния вашего здоровья и эмоционального настроения
зависит как будет звучать ваш голос. Все здоровы. Отлично.
Итак ,начнем работать!
2.
Встанем и примем правильную певческую установку. /Стоять прямо, упершись
на обе ноги, плечи распрямлены, голова не поднята и не опущена.
Подготовимся к пению:
Прочистим носоглоточную систему
«Нюхаем цветок»- вдох- носом втягиваем воздух, выдох резко- «Ах»
через рот.
Смягчим и размягчим голосовые связки
«пожовывание» языка /копим слюну и проглатываем/
«шпага» -укалывание кончиком ящика каждой щеки
«бежит лошадка»-поцокивание языком
«сосем соску»- вытянув губы в трубочку
Дыхание-это основа вокального искусства.
Искусство пения- это искусство вдоха и выдоха
Поработаем над дыханием:
«пьем воздух»/чай/,контролируем попадание воздуха в
легкие/стенка живота за счет поднятия диафрагмы уходит вперед
на вдох и назад на выдох/
Дышим «животом»
Делаем вдох и ставим на опору /задерживаем/на слова
«Даша»,»Эх»,»Эй»/
Делаем вдох и как можно дальше удерживаем воздух
Вдох через нос «надуваем шарик» через рот, шарик сдувается на
звук «с-с-с-с» через рот вдох,- а на выдохе, на одном дыхании
счет от 1 до 10 постепенно увеличивая громкость
Вдох- на выдохе, на одном дыхании счет от 1 до 10 с постепенным
уменьшением силы звука
Вдох через нос, на выдохе назвать дни недели, название месяцев
с постепенной сменой тональности от самой высокой до самой
низкой и наоборот
Вдохнуть полное дыхание через ноздри, задержать дыхание,
считая мысленно до 5,выдохнуть воздух очень сильно, одним
дыханием через широко открытый рот «Ха»
Вдохнуть полное дыхание ,удержать дыхание на 5 сек, сжать губы,
как бы для свистка, затем со значительной силой выдохнуть
немного воздуха, затем на секунду остановится ,удерживая
выдыхаемый воздух, и, затем выдохнуть с силой еще немного и
т.д., пока воздух не будет выдохнут весь.
А сейчас ,ребята, проведем соревнование. Кто из вас сможет набрать полное
дыхание и как можно дальше выдыхать его. И произнести на одном выдохе
скороговорку. «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки. Раз Егорка и до 33 Егорка.
Имя Егорка не изменяется. /Игровой, стимулирующий метод и применение
дифференцированного подхода/. Победителю приз!
Для формирования правильного звукообразования и красивого звука
необходимо правильное положение гортани и мягкого неба.
Для разработки корня языка:
Покашливание как старики -кха,-кха,-кха
Кричит ворона кар-кар
Для мышц языка:
«трубочка»-широкий язык свернуть в трубочку, удержать его на
счет до 10, затем вдох носом, выдох в плотно сжатую трубочку.
Напряженные мышцы нижней челюсти приводят к «Зажатости» звука и
ухудшают голос. Их необходимо расслабить.
Для тренировки мышц нижней челюсти:
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное
состояние
Имитировать жевание с закрытым и открытым ртом
Мысленно представить ,что между ушами на палке подвешена
челюсть, поработать ею, открывая и закрывая
Произнести сочетания «ма-ма-ма»,»!на-на-на»,»ба-ба-ба»,»га-га-
га»,»да-да-да».
Для открытия гортани и активизации мышц мягкого неба:
Позевывание с закрытым ртом
Вдох с позевыванием через рот, выдох через нос
Произнесение и пение гласных
а,о,у,ы,э
Имитация «рвотного» движения
Произнесение сочетаний звуков, слогов, слов со звуками
п.т.к
/кот-кот-кот,ток-ток-ток,тук-тук-тук,поп-поп-поп,топ-топ-топ,пот-пот-пот,путь-
путь-путь и т.д.
Купать-купать-купать,копать-копать-копать,топать-топать-топать и т.д.
Круг,куст,крот,кость,ком и т.д./
Для правильного звукообразования необходимо ,чтобы хорошо работал рот:
Для дикции- проговаривание скороговорок:
«Выпала косточка из-под костреца»
«Шли сорок мышей, несли сорок грошей»
Две мыши поплоше ,несли по 2 гроша!»
«Летели 3 пичужки, через 3 пустые избушки»
Проведем конкурс: Кто лучше произнесет скороговорку. Победителю- приз!
3.
Ребята сейчас мы с вами поработаем над основными певческими
навыками, качествами звука /позиция звука, ровность звучания гласных/ на
материале вокально-хоровых упражнений.
Вот теперь мы с вами действительно подготовились к пению.
4.
Поем песни:
«Планета детства»
«Новогодние игрушки»
5.
Подведение итогов занятия /что получилось и над чем еще нужно
позаниматься/
P.S. Домашнее задание
Дыхание /лечь на спину, положить на живот тяжелые книги и
поднимать их «животом»/
Подготовить скороговорки.
Самоанализ открытого занятия
«Подготовка вокалиста к пению»
Занятие было проведено 17.02.2015 в кабинете № 13 Городского
дома детского творчества в группе 3 года обучения, возраст
обучающихся 9-12 лет, на острове «Звонкоголосый».
В учебно-тематическом плане раздел №2 «Повторение-мать
учения» /повторение и закрепление материала предыдущих лет
обучения на певческих «островах».
По типу занятие - комбинированное.
Цель занятия:
Овладение учащимися основными певческими навыками.
На занятии решались следующие задачи:
Задачи:
Выявление слабых мест в овладении певческими навыками
Развитие у учащихся мотивации к использованию специальных
упражнений для развития певческих навыков
Воспитание осмысленного использования данных упражнений.
План и структура занятия-45 мин
1.Вводное слово, сообщение о теме, цели и задачах занятия /3 мин/
2.Выполнение специальных упражнение для выработки основных
певческих навыков/12мин/
3.Работа над основными певческими навыками, качествами звука на
материале вокально-хоровых упражнений/14 мин/
4. Пение песен из разучиваемого репертуара-/8 мин/
5. Подведение итогов занятия /3 мин/
P.S. Домашнее задание
На занятии использовались различные методы:
Объяснительно-иллюстративный /показ педагогом упражнений/,
Репродуктивный /учащиеся воспроизводили сообщенные из
знания/,
Частично-поисковый или эвристический /дети самостоятельно
делали выводы как правильно или неправильно использовать то
или иное упражнение/,
Стимулирующий /проведение конкурса на лучшую дикцию
(конкурс-скороговорка)/.
Учащиеся работали с полной отдачей, заинтересовано, не
ощущалось перегрузки.
Осуществлялся дифференцированный подход к учащимся.
/проведение эстафеты в исполнении упражнений, вокально-
хоровых упражнений/.
Занятие прошло в оптимальном темпоритме, удалось решить на
необходимом уровне поставленные задачи.