Автор: Рябухина Олеся Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Детский сад № 58 "Жемчужинка" Населённый пункт: город Озёрск, Челябинская область Наименование материала: педагогический проект Тема: "Расту здоровым" Раздел: дошкольное образование
Составили:
Руководитель проекта - воспитатель
первой квалификационной категории
Рябухина О.А.
Участник проекта – воспитатель
Волкова О.А.
г. Озёрск, 2013-2014 уч. год
Проект «Расту здоровым».
Тезисы проекта:
Практико–ориентированный
проект «Расту
здоровым»
адресован
воспитателям
дошкольных
образовательных
учреждений,
материалы
его
можно
использовать
в
совместной деятельности с детьми. Тема проекта актуальна. Показатели заболеваемости
дошкольников продолжают ухудшаться.
Данный
проект
способствует
приобщению
участников педагогического процесса к формированию у детей дошкольного возраста
основ здорового образа жизни.
У детей с раннего возраста необходимо формировать
ответственное отношение к своему здоровью.
В
приложении
к
проекту
даны
разработки
занятий
по
приобщению
детей
к
здоровому образу жизни. Формы работы с детьми весьма разнообразны: дидактические
игры, подвижные игры, беседы, чтение и обсуждение прочитанного, развлечение.
Реализация проекта осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями в форме
бесед, консультаций, анкетирования, проведения совместных мероприятий.
Возраст детей:
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Типология проекта:
практико-ориентированный, познавательный.
Длительность проекта
:
среднесрочный (октябрь – апрель).
Актуальность проекта:
В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях
д е т с ко г о
с а д а .
О с н о в н а я
ц е л ь
–
с н и ж е н и е
з а б о л е в а е м о с т и
д е т е й .
От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми
умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы
для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей
разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое
развитие. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную
работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические
особенности
детей,
создавать
благоприятные
гигиенические
условия,
оптимальное
сочетание
разнообразных
видов
деятельности.
Фундамент
здоровья
человека
закладывается в раннем детстве. Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм
взаимодействия с семьей воспитанников.
Цель проекта:
Создание условий для полноценной работы по укреплению физического и психического
здоровья детей младшего дошкольного возраста .
Задачи проекта:
1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой и
условия для организации двигательной
активности и проведения
закаливания
детей.
2. Популяризация спорта и укрепление связей с семьёй.
3. Обогащать знания детей о строении своего тела, о необходимости ухода за ним, о пользе
питания и об охране своей жизни и здоровья;
4. Сформировать культурно-гигиенические навыки.
5. Обучить детей элементарным здоровьесберегающим технологиям.
Ожидаемый результат:
Итогом
всей
нашей
работы
станет
развлечение «Здоровей-ка» ,
на
которое
мы
пригласим родителей. Мы уверены, что дети покажут соответствующие своему возрасту
необходимые знания, навыки и умения по укреплению собственного здоровья. Свободно
будут ориентироваться в вопросах гигиены и закаливания, с удовольствием применят их
на практике. Занятия спортом станут неотъемлемой частью жизни многих из них.
Работа в данном направлении очень интересна не только для педагога, но и для
родителей. Главный результат проекта будет заключаться в том, что родители будут, не
только
вовлечены
воспитательно-образовательный
процесс,
но
и
научатся
делать
правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.
Продукт проекта:
Развлечение «Здоровей-ка». Цель: формирование потребности заботиться о своём
здоровье.
Участники проекта:
педагоги, инструктор по физической культуре, дети,
родители.
Ресурсы:
Материально-технические: музыкальный центр, инвентарь для подвижных игр,
спортивный инвентарь.
Информационные: методическая литература, сюжетные картинки.
Нормативно-правовые: соблюдение СанПиН в плане режима, организации детской
деятельности в ДОУ.
Работа с родителями:
1. Беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной
двигательной деятельности с детьми, о здоровом образе жизни, о личной гигиене ребенка
и др.
2. Анкетирование родителей.
3. Наглядность в виде информационных стендов.
4. Совместное развлечение и тематические прогулки с детьми.
Организация и планирование деятельности.
№
Название
мероприятия
Тема/Название
Цели/Задачи
Сроки
реализации
Подготовительный этап
Определение
темы (проблемы
проекта)
Вызвать интерес детей и родителей к теме
проекта.
сентябрь
Составление
плана-схемы
проекта.
Сбор
информации,
литературы,
дополнительного
материала.
Основной этап
1
Консультации для
родителей
«Формирование
основ здорового
образа жизни».
Способствовать
сознанию
родителями
ответственности
за
формирование
у
ребенка
бережного
отношения
к
своему
здоровью
.
сентябрь
«Прогулка с
пользой для
здоровья».
октябрь
«Как одевать
детей на
прогулку».
ноябрь
«Закаливание
детей в домашних
условиях».
декабрь
Папка-
раскладушка
«Здоровый образ
жизни семьи».
февраль
«
Здоровый
образ
жизни
формируется
в
семье
».
апрель
2
Беседы с детьми
«
Что
такое
личная
гигиена
?»
1.
Уточнить
и
систематизиро
вать
знания
детей
о
необходимости
гигиенических
процедур
;
2.
Закрепить
представления
о
правилах
личной
гигиены
;
3.
Формировать
навыки
контроля
за
выполнением
правил
личной
гигиены
.
октябрь
«Виды спорта».
Знакомство с зимними и летними видами
спорта.
ноябрь
«Полезная и
вредная еда».
Научить
детей
заботиться
о
своём
здоровье
.
январь
«Сохрани своё
здоровье».
Учить
детей
самостоятельно
следить
за
своим
здоровьем
,
знать
несложные
приемы
самооздоровления
,
уметь
оказывать
себе
элементарную
помощь
.
Развивать
разговорную
речь
детей
.
февраль
«Витамины я
люблю – быть
здоровым я хочу».
Научить
детей
заботиться
о
своём
здоровье
.
март
«Чистота залог
здоровья».
1.
Помочь
детям
в
занимательной
форме
,
играх
усвоить
понятие
«
здоровый
образ
жизни
», «
охрана
здоровья
»,
убедить
в
необходимости
соблюдения
личной
гигиены
.
2.
Воспитывать
умение
слушать
друг
-
друга
,
общаться
,
быть
терпимым
,
уважать
мнение
товарища
,
чувствовать
ответственность
за
знания
других
.
апрель
«Почему болят
зубы».
Способствовать
расширению
знаний
детей
о
зубах
и
их
функциях
;
привитию
гигиенических
навыков
:
полоскать
рот
после
еды
,
чистить
зубы
;
воспитывать
элементарные
валеологические
представления
,
стремление
заботиться
о
зубах
.
май
3
Дидактические
игры
«Собери
продукты»
(разрезные
картинки).
Знакомство с различными видами продуктов
питания.
Учить видеть целое в частях.
в течение
года
«Виды спорта»
(разрезные
картинки).
Учить видеть целое в частях.
Знакомство с различными видами спорта.
«Режимные
моменты»
(разрезные
картинки).
Знакомство с этапами режимных моментов.
«Здоровый
малыш. Зубы,
зрение, слух».
Учить правильным действиям в отношении
своего тела и здоровья.
«Здоровый
малыш. Кожа,
питание, сон».
Учить правильным действиям в отношении
своего тела и здоровья.
«Что за чем
следует.
Режимные
моменты».
Учить узнавать этап и находить правильную
последовательность выполнения.
«Что к чему.
Продукты
вредные и
полезные».
Знакомство с продуктами питания и их
вредными и полезными свойствами.
«Назови вид
спорта».
Закреплять умение узнавать и называть вид
спорта, его составляющие.
«Четвёртый
лишний. Виды
спорта».
Учить различать зимние виды спорта от
летних.
«Найди отличия.
Виды спорта».
Закрепление знаний и представлений по
разным видам спорта.
«Путаница. Виды
спорта».
Обогащение и закрепление понятий зимние
виды спорта.
4
Рассматривание
картин (альбомов)
«Виды спорта».
Знакомство в наглядной форме с видами
спорта, этапами режимных моментов,
продуктами питания.
в течение
года
«Режим дня».
«Продукты
вредные и
полезные».
5
Чтение
художественной
литературы
Пословицы и
поговорки про
спорт и здоровый
образ жизни.
Обогащение знаний детей о элементах
здорового образа жизни с применением
художественного слова.
в течение
года
Стихи о спорте.
Потешки о частях
тела.
Потешки о
формировании
культурно –
гигиенических
навыков.
Режимные
моменты в стихах.
6
Опыт семейного
воспитания
«Мама, папа, я –
спортивная
семья»
Привлечение родителей к мероприятиям
проводимых в группе, развитие желания
делиться опытом.
в течение
года
«Режим дня –
залог здоровья».
«Здоровое
питание».
«Личная гигиена
– залог здоровья».
7
Тематические
газеты
«Столовый
этикет».
Привлечение родителей к мероприятиям
проводимых в группе, обогащении знаний
по данным темам.
в течение
года
«Витамины на
деревьях и
грядках».
«Питаемся
правильно».
«Спорт – залог
здоровья».
«Жизнь по
расписанию».
8
Анкетирование
родителей
«Сохранение и
укрепление
здоровья ребёнка
в семье».
1. Уточнение уровня знаний родителей в
вопросе физического развития ребенка, а
также знаний по укреплению здоровья.
2. Оптимизация учебно-воспитательного
процесса и проведения эффективной
работы, по оздоровлению детей учитывая их
индивидуальные особенности.
сентябрь
«Оздоравливание
в д/с».
9
Подвижные игры
«Картотека
подвижных игр».
Развитие двигательной активности.
в течение
года
10
День здоровья
«Зимняя
экскурсия на
каток».
Знакомство с зимними и летними видами
спорта.
январь
май
«Весенняя
экскурсия на
стадион».
11
Викторина
«Здоровей-ка».
Выявить и закрепить полученные детьми
знания и представления о себе, своём
здоровье, физической культуре, правильном
питании.
май
Заключительный этап
Подведение итогов, представление проекта коллегам учреждения и города.
Список использованной литературы:
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово, 1981.
Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика –
Синтез,2005.
Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. – М.:Медицина,1989.
Кожухова Н. Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание. -
№3. – 2000.
Кудрявцев В.А. Физическая культура и развитие здоровья ребенка// Дошкольное воспитание. - №1. - 2004.
Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ,
1999
Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника/ под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ
Сфера,2011.
Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // дошкольное воспитание. - №3. –
1996.