Автор: Уйнукай-Оол Алдынай Содунамовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока
Населённый пункт: с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва
Наименование материала: доклад
Тема: Работа с неблагополучной семьей
Раздел: среднее образование
Доклад
«Работа с неблагополучными семьями в
МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с. Сарыг-Сеп».
"Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей - это
взаимоотношения мужа и жены, отца и матери" В. А. Сухомлинский.
В Конституции записано, что родители обязаны заботиться о
воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными
членами нашего общества. Совместная работа воспитателей, учителей и
родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет
глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Атмосфера
семейных отношений, постоянство и длительность общений взрослых с
детьми в самых разных жизненных ситуациях, трудовая деятельность - все
это должно оказывать сильнейшее воздействие на впечатлительного,
склонного к подражанию дошкольника.
Причины неблагополучия:
1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с
отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие
опасность для общества.
2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).
3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его
воспитании и духовном развитии.
4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный
вид.
Общие критерии неблагополучия семьи:
1. Асоциальное поведение
2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (педагогическая
заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для
нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в
школе и т.д.)
3. Насилие в семье.
Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех
членов семьи.
Также необходимо помнить, что понятие благополучной или
неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного
ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как
благополучная или неблагополучная.
Факторы неблагополучной семьи:
1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины,
врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии,
условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и
постнатальный (первые 3 года) периоды развития;
2) социально-экономические: многодетность, неполная семья,
несовершеннолетние родители, безработные родители;
3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных
связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-
одиночки;
4) факторы социального риска : как правило, худшее, чем в полных семьях,
материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе:
бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное
поведение);
5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя,
невротические реакции, нарушение общения с окружающими,
эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в
социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и
сверстниками, фрустрация базовых потребностей;
6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий
обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа
психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных
оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию,
закрытость для положительного опыта и др.
Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя
нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих
потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда
способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем
педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять
перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть
травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными
переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются
особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря
о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для
этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья - основа воспитания и
развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность,
характер маленького человека. Без этого все старания специалистов по
коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся
напрасными.
Главный метод помощи неблагополучным семьям - сопровождение.
Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане
является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно
можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист
создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем
случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к
позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Методы работы с неблагополучными семьями:
Недостаточная информированность родителей о методах воспитании
Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.
Помощь психотерапевта семье и детям.
Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр
видеофильмов, кинофильмов.
Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.
Принципами работы с социально неблагополучными семьями
определяются:
- презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на
основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для
преодоления кризиса в семье);
- индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь
семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского
сообщества);
- систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают
постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность школы,
ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);
- доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами
семей воспитанников;
- уважение норм и ценностей семьи;
- ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к
самопомощи;
- адекватное показаниям использование различных методов в работе
социального педагога и других специалистов школы, ДОУ.
В деятельности школ определяются следующие этапы в работе с
семьей:
1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).
2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в
воспитании детей).
3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).
4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня
социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в
семье).
Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи,
которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:
1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный,
образовательный, материальный статус).
2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия
жизни ребенка в семье).
3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика,
гигиена).
4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, психологическое
благополучие).
5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая,
психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип
семьи, характер детско- родительских взаимоотношений, отношения между
супругами).
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,
изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий
неблагополучной (проблемной) семьи;
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями,
оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье,
изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей,
ценностных ориентаций;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи.
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными
организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения,
центр социальной помощи семье и детям, органы опеки и попечительства,
комиссия по делам несовершеннолетних, ОПДН, ЦКБ, и т. д.);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать
отнесение семьи к той или иной категории.
Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные
методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния,
самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В.
Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики
(«Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» изучение продуктов детской
деятельности).
Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны
беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во
время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет
являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в
неблагополучную. При ознакомлении с игровой деятельностью можно
уделить внимание следующим вопросам:
- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам; -
размещение игрушек, их состояние;
- что побуждает родителей покупать игрушки;
- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома
и знают ли об этом родители;
- решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;
- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).
При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:
- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их
содержание, направленность;
- как дети выполняют эти обязанности;
- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;
- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых
обязанностей;
- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;
- интерес ребенка к отдельным видам труда.
“Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше
собственное поведение” (А.С.Макаренко)