Напоминание

Работа с неблагополучной семьей


Автор: Уйнукай-Оол Алдынай Содунамовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока
Населённый пункт: с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Республики Тыва
Наименование материала: доклад
Тема: Работа с неблагополучной семьей
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад

«Работа с неблагополучными семьями в

МБОУ СОШ №2 им. С.К.Тока с. Сарыг-Сеп».

"Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей - это

взаимоотношения мужа и жены, отца и матери" В. А. Сухомлинский.

В Конституции записано, что родители обязаны заботиться о

воспитании детей, готовить их к общественному труду, растить достойными

членами нашего общества. Совместная работа воспитателей, учителей и

родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет

глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Атмосфера

семейных отношений, постоянство и длительность общений взрослых с

детьми в самых разных жизненных ситуациях, трудовая деятельность - все

это должно оказывать сильнейшее воздействие на впечатлительного,

склонного к подражанию дошкольника.

Причины неблагополучия:

1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с

отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие

опасность для общества.

2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые).

3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его

воспитании и духовном развитии.

4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный

вид.

Общие критерии неблагополучия семьи:

1. Асоциальное поведение

2. Ненадлежащее выполнение родительских обязанностей (педагогическая

заброшенность, родители не обеспечивают ребёнка всем необходимым для

нормального развития, ребёнок по каким-либо причинам не обучается в

школе и т.д.)

3. Насилие в семье.

Эти критерии касаются не только родителей непосредственно, но и всех

членов семьи.

Также необходимо помнить, что понятие благополучной или

неблагополучной семьи может применяться только в отношении конкретного

ребёнка. Только система «семья-ребёнок» имеет право рассматриваться как

благополучная или неблагополучная.

Факторы неблагополучной семьи:

1) медико-биологические: группа здоровья, наследственные причины,

врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии,

условия рождения ребенка, заболевания матери, пренатальный и

постнатальный (первые 3 года) периоды развития;

2) социально-экономические: многодетность, неполная семья,

несовершеннолетние родители, безработные родители;

3) социальная изоляция семьи, связанная как с утратой семьей социальных

связей одного из супругов, так и с социальной дискриминацией матери-

одиночки;

4) факторы социального риска : как правило, худшее, чем в полных семьях,

материальное положение, неприспособленность к жизни в обществе:

бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, агрессивное

поведение);

5) психологические: отчуждение от социальной среды, неприятие себя,

невротические реакции, нарушение общения с окружающими,

эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в

социальной адаптации, трудности общения и взаимодействия со взрослыми и

сверстниками, фрустрация базовых потребностей;

6) педагогические: несоответствие содержания программ ОУ и условий

обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа

психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных

оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к познанию,

закрытость для положительного опыта и др.

Характерными чертами неблагополучных семей является внутренняя

нестабильность, не осознание возможностей удовлетворения своих

потребностей в семье, отсутствие единых ориентаций. Дети не всегда

способны успешно преодолеть стрессовые ситуации, поэтому перед всем

педагогическим коллективом встаёт вопрос о том, как помочь им устоять

перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть

травмирующую ситуацию и совпадать с негативными эмоциональными

переживаниями. В силу своих возрастных особенностей дети оказываются

особенно восприимчивыми к негативным социальным воздействиям. Говоря

о способах помощи таким детям, нужно в первую очередь сказать, что для

этого требуется изменить ситуацию в семье, т.к. семья - основа воспитания и

развития ребёнка, именно родители и близкие люди формируют личность,

характер маленького человека. Без этого все старания специалистов по

коррекции отклоняющегося поведения, по его адаптации окажутся

напрасными.

Главный метод помощи неблагополучным семьям - сопровождение.

Сущностной характеристикой сопровождения в психологическом плане

является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно

можно сказать, что в процессе комплексного сопровождения специалист

создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но ни в коем

случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «Я не могу» к

позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».

Методы работы с неблагополучными семьями:

Недостаточная информированность родителей о методах воспитании

Наблюдение и консультации учителя, психолога, социального педагога.

Помощь психотерапевта семье и детям.

Проведение семинаров, бесед на темы воспитания, просмотр

видеофильмов, кинофильмов.

Вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции.

Принципами работы с социально неблагополучными семьями

определяются:

- презумпция невиновности, фасилитация и стимулирующая оценка (на

основе помощи и поддержки специалистов создаются предпосылки для

преодоления кризиса в семье);

- индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь

семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского

сообщества);

- систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают

постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность школы,

ДОУ в течение всего периода адаптации ребенка);

- доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами

семей воспитанников;

- уважение норм и ценностей семьи;

- ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к

самопомощи;

- адекватное показаниям использование различных методов в работе

социального педагога и других специалистов школы, ДОУ.

В деятельности школ определяются следующие этапы в работе с

семьей:

1. Ознакомительный (сбор информации, оценка ситуации, знакомство).

2. Изучение семьи (определение внутрисемейных проблем и затруднений в

воспитании детей).

3. Просветительский (оказание помощи в семье в ситуации кризиса).

4. Коррекционный (решение конкретных проблем семьи, повышение уровня

социальной компетентности родителей, социально-педагогическая работа в

семье).

Основные критерии оценки степени социального благополучия семьи,

которыми руководствуются педагоги в работе, следующие:

1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный,

образовательный, материальный статус).

2. Организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия

жизни ребенка в семье).

3. Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика,

гигиена).

4. Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, психологическое

благополучие).

5. Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая,

психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).

6. Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип

семьи, характер детско- родительских взаимоотношений, отношения между

супругами).

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей.

1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем,

изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий

неблагополучной (проблемной) семьи;

3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями,

оценка условий их жизни;

4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье,

изучение их действий, выводов;

5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей,

ценностных ориентаций;

6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

7-й этап: составление карты семьи.

8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными

организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения,

центр социальной помощи семье и детям, органы опеки и попечительства,

комиссия по делам несовершеннолетних, ОПДН, ЦКБ, и т. д.);

9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

1, 2, 3 этап предполагает диагностику, результатом которой должно стать

отнесение семьи к той или иной категории.

Рекомендуемые методики диагностики семьи: наблюдение, опросные

методики, самодиагностика (диагностика типового семейного состояния,

самодиагностика родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В.

Столин), беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики

(«Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» изучение продуктов детской

деятельности).

Кроме этого, изучению семьи способствует ее посещение: здесь важны

беседа с родителями и детьми, наблюдение за их взаимоотношениями во

время встреч. Уделять внимание нужно всем категориям семей. Это будет

являться профилактикой, предупреждая переход благополучной семьи в

неблагополучную. При ознакомлении с игровой деятельностью можно

уделить внимание следующим вопросам:

- наличие игрушек, их соответствие возрасту ребенка и его интересам; -

размещение игрушек, их состояние;

- что побуждает родителей покупать игрушки;

- любимые игрушки ребенка, какими игрушками ребенок любит играть дома

и знают ли об этом родители;

- решают ли родители педагогические задачи с помощью игры;

- когда и с кем дети играют (с братьями, сестрами, с другими детьми и т.п.).

При выявлении характера трудового воспитания педагог выясняет:

- есть ли у ребенка систематические трудовые обязанности в семье, их

содержание, направленность;

- как дети выполняют эти обязанности;

- какие орудия труда есть у ребенка, где они хранятся;

- установлено ли определенное время для выполнения ребенком трудовых

обязанностей;

- учат ли родители детей работать, практикуют ли совместный труд с детьми;

- интерес ребенка к отдельным видам труда.

“Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше

собственное поведение” (А.С.Макаренко)



В раздел образования