Напоминание

Древнейшая Греция. Греки и критяне


Автор: Ямолова Галина Леонидовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Алексеевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: п.Алексеевский, Марий Эл
Наименование материала: методическая разработка урока с применением технологии критического мышления
Тема: Древнейшая Греция. Греки и критяне
Раздел: среднее образование





Назад





Урок в 5 классе на тему:

Древнейшая Греция. Греки и критяне.

Цель:
 Создание условий для изучения местоположения и природных условий Древней Греции, мифов Древней Греции
Задачи:
 Овладевать знаниями об истории Древней Греции, а именно о ее местоположении и природных условиях  Дать возможность проявить чувства уважения, доброжелательности, терпения  Совершенствовать навыки работы в группах, с картой, документом и материалом учебника  Развивать рефлексивные умения и навыки.
Планируемые результаты

Предметные результаты
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;  способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности
Личностные результаты
 проявление творческого отношения к процессу изучения темы.  формирование мотивации учения;  осознание возможностей самореализации;  стремление к совершенствованию;
Метапредметные результаты

Познавательные результаты
Умение: 1
 работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы);  использовать современные источники информации, в том числе из исторической литературы  обобщать полученную информацию.
Регулятивные результаты
Умение:  составить план работы и работать по предложенному плану;  выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;  формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.
Коммуникативные результаты
Умение:  аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;  адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;  формулировать ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке ;  согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Применяемые технологии:
технология критического мышления, групповая технология.
Оборудование:
компьютер, презентация; раздаточный материал (по 3 на каждый стол), листы бумаги для черновиков; лист бумаги А4, шахматная фигура, стекло, монета, компас, сахар, чай, цифры, буквы. 2

Учебник
: Вигасин А.А, Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс. М.:Просвещение, 2014
1.

Организационный момент.
Цель: проверка наличия всех необходимых для урока принадлежностей. - Здравствуйте, ребята. Давайте проверим вашу готовность к уроку. СЛАЙД 1
.
Посмотрите внимательно на слайд. Какое слово написано? Слово «
ТРУД».
Что такое труд? Возможные ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке? Труд на нашем уроке - это шифровка: где Т- это наши тетради . Покажите ваши тетради (учебные и рабочие). (Дети поднимают и показывают тетради). Р. - это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У - это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку. Сегодня мы с вами будем работать в 3 группах, а для этого вспомним правила работы в группах (Каждая группа проговаривает свои правила). - Уважай мнение товарища - Терпеливо выслушай товарища - Любое мнение ценно - В каждой мысли есть доля истины
2.Актуализация знаний.
Цель: Активизировать известные школьникам знания по истории Древнего востока и Азии и закрепить их. Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии, познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения, структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности. А сейчас я прошу вас обратить внимание на ваши столы, здесь собраны предметы из разных стран. Это обычные предметы, которыми мы пользуемся, одними часто, другими реже, но мы с вами теперь знаем из каких стран они к нам пришли. Задача групп: вспомнить, из какой страны они к нам попали? Каждой группе даны
по три предмета.
Предметы: 3
1) Лист бумаги – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае. 2) Шахматные фигуры – ответ учащихся: шахматы - игра для царей была придумана в Индии. 3) Прозрачное стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло. 4) Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии. 5) Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае. 6) Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника. 7) Пачка чая – ответ учащихся: В Древнем Китае научились выращивать чайные кусты. 8) Лилово-красная краска – ответ учащихся: В Финикии из раковин улиток добывали пурпурную, лилово-красную краску. 9) Цифры– ответ учащихся: цифры придумали индийцы, затем их заимствовали арабы СЛАЙД 2
.


А теперь посмотрите на слайд, на котором написаны имена некоторых учащихся вашего класса. Почему я выбрала именно эти имена? (Все они имеют греческое происхождение). Андрей – мужественный, Софья – мудрость Ангелина – посланница, вестница Артем - здоровый Итак, с историей какого государства начнет наше знакомство? ( Учащиеся: с историей Древней Греции) СЛАЙД 3
.
Записываем в тетрадь тему нашего урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне.
3.Стадия вызова
. Цель: актуализация имеющихся знаний по Греции, пробуждение интереса, постановка учениками собственных целей обучения. Используется прием «Ассоциация» по группам. Учитель:Какие ассоциации вызывает слово «Греция»? (Выслушиваются ответы учащихся) Учитель: Как вы думаете, у вас достаточно знаний по Греции? А зачем вам нужны знания по Греции? (выслушиваются ответы учащихся – мотивация к изучению новой темы). По какому плану мы будем изучать новую тему? При изучении новых стран мы заполняли Визитную карточку страны. Давайте откроем в вашей тетради Визитную карточку Египта. Предлагаю по этому плану заполнить Визитную 4
карточку Греции и сравнить особенности развития Египта и Греции. Список вопросов для сравнения можем дополнить по ходу урока. СЛАЙД 4. Группы получают Визитную карточку и заполняют ее по учебнику (стр.116), карте, и дополнительному материалу (раздаточный материал). 1. Название страны Египет Греция 2. Географи ческое положение Северо-Восточная Африка 3. Моря Средиземное море, Красное море 4. Реки Нил 5. Горы Мало гор 6. Климат Жаркий 7. Почвы Плодородные 8. Занятия Земледелие, ремёсла 9. Города Фивы, Мемфис, Асуан 10.
4.

Стадия осмысления
Работа в группах. Объяснение климатических и природных и других особенностей Греции в сравнении с Египтом.
Работа с источниками, учебником и картой.
Группы получают дополнительный материал для заполнения таблицы:
Горы.
Греция – горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов. В горах Греции было много полезных ископаемых: руды – железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея) и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня.
Реки.
5
В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру и Евфрату. Мелкие реки уже в мае мелеют. В летние месяцы, с июля по сентябрь, в Греции стоит нестерпимая жара; средняя температура июля в Афинах 27°, причем нередко она достигает 40° в тени. В течение этих месяцев не только не бывает ни разу дождя, но даже не показывается на небе ни малейшего облачка. Вся трава выгорает. Впрочем, иногда эта жара умеряется прохладными ветрами, дующими с моря.
Почвы.
Значительная часть страны не только в древнейшее время, но и позже была покрыта лесами, колючими кустарниками, нагромождением камней или представляла собой скалистые обрывы. Даже там, где почва была плодородной, слой ее был очень тонким. Более выгодным делом было разведение трудоемких культур — винограда и оливы, в обмен на которые можно было получить значительно больше хлеба, чем могло родиться на данном участке. На крутых горных склонах и на плоскогорьях (в Аркадии), каменистых и покрытых кустарником пространствах, было и в более позднюю эпоху широко развито скотоводство, в первую голову разведение коз и овец. Группы представляют Визитную карточку Греции и обмениваются информацией в сопровождении слайдов: Слайд 5. Карта Европы. Слайд 6. Карта Греции. Слайд 7. Климат (иллюстрации) Слайд 8. Занятия (иллюстрации) Учитель: Какие пункты вы бы еще внесли в Визитную карточку. (Возможные ответы: острова, мифы …). Одним из крупных греческих островов был остров Крит, найдите его по карте. Греки и критяне. Как складывались отношения между ними? Как мы можем об этом узнать? (Мифы, археологически раскопки). Дома вы читали мифы. По этим мифам мы будем работать сейчас. Кратко напомним содержание мифов.
Физкультминутка.
Командам дается задание экранизировать миф о Тесее и Минотавре и Миф о Дедале и Икаре.
1 команда.
Подоспел срок посылать дань в третий раз. -Афиняне, - обратился к согражданам седой Эгей, царь Афин. –Решайте жребием, кому из ваших детей суждено погибнуть! Люди стали негодовать на то, что собственный сын Эгея избавлен от жеребьевки. Тогда царский сын Тесей не мог оставаться безучастным. 6
-Я поеду на Крит добровольно. Да помогут мне боги одолеть Минотавра.
2 команда.
Взяв с собой Ариадну, Тесей с греками отправились в обратный путь. Они так радовались своему спасению, что Тесей забыл просьбу своего отца. Между тем Эгей подолгу стоял на крутом берегу. И вот показался корабль. - Афиняне, Я узнаю корабль, но не могу различить цвет парусов,- закричал Эгей. - Мужайся, царь, - был ответ, - парус остался черным.
3 команда.
Царь Минос догадался, кто помог бежать Ариадне и Тесею: - Ты предал меня, Дедал, и будешь казнен! Дедал тотчас разыскал своего сына Икара: - Царь угрожает расправой! - Мы погибли, отец, путей к спасению нет: суша и море принадлежат Миносу! - Ты забыл про воздух, сын мой , - ответил Дедал и сразу же приступил к работе. Учитель: мы вспомнили содержание мифов. Теперь группы получают следующее задание: 1 группа. СЛАЙД 9. Проанализировать Миф о Тесее и Минотавре. 1. В каких местах происходят действие действия мифа? 2. Назвать основные действующие лица мифа и дать им характеристику. 3. Что сказочного в мифе, а что могло быть действительно? 2 группа. СЛАЙД 10. Проанализировать Миф о Дедале и Икаре. 1. На каком острове происходит действие мифа? 2. Назвать основные действующие лица мифа и дать им характеристику. 3. Чему нас учит этот миф? 3 группа. СЛАЙД 11-12. Побыть в роли археологов. 1. Какие находки были сделаны археологами на острове Крит? 2. Насколько сильным было Критское государство? 3. Какова судьба Критского царства. 4. Покажите острова Крит и Фера на карте. 7
Классу вопрос: в каких отношениях состояли Афины и Крит? Кто кому подчинялся.
Для закрепления работаем с заданием №3 в рабочей тетради.

5.Рефлексия
Прием «Шесть шляп мышления» Каждой группе предлагается выбрать две шляпы по цвету. Цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить.
Красная шляпа
предполагает выражение своих чувств, без объяснения причин их возникновения.
Белая
– перечень фактов (какие новые знания получили).
Черная
– выявление недостатков и их обоснование (негативное мышление).
Желтая
– позитивное мышление, что было хорошего и почему. Ученики, выбравшие
зеленую
шляпу, ищут ответы на вопрос, где и как можно применить изученный материал.
Синяя
шляпа предполагает общий, философский вывод по уроку.
6 . Домашнее задание.
СЛАЙД 13. Задание на выбор: 1). Мечтой многих сейчас является отдых на о. Крит. Подготовьте для желающих экскурсию на Древний Крит. 2) Выполнить задания № 5-7 в рабочей тетради. . 8


В раздел образования