Автор: Петроченко Наталья Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: БДОУ города Омска "Детский сад №204 комбинированного вида" Населённый пункт: город Омск, Омская область Наименование материала: методическая разработка Тема: День семьи Раздел: дошкольное образование
ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры
детей и их родителей посредством ознакомления с народным декоративно-
прикладным искусством.
ЗАДАЧИ:
1.
Познакомить детей и их родителей с видами народного декоративно-
прикладного искусства, с прекрасными творениями народных
умельцев.
2.
Вызвать интерес и привлечь родителей к активному участию по
созданию мини-музея в детском саду
3.
создать комфортную и благоприятную атмосферу для сплочения и
объединения детского коллектива и взрослых;
4.
воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество,
дружелюбие, справедливость; способствовать налаживанию
межличностных отношений между детьми группы, их родителями и
педагогами; интерес к народному искусству
Ход:
- Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!
В этом году в нашем детском саду разработана и утверждена департаментом
образования программа «Развитие» «Нравственное воспитание через любовь
к родному краю». В рамках реализации программы с октября 2015 г. в
детском саду реализуется проект к 300 летию Омска «Наш любимый город
Омск». Целью проекта является создание музейной комнаты в детском саду.
Нравственное воспитание – это воспитание любви к родному краю, к
природе, истории родного края, к прикладному искусству.
Чем дальше в старину мы смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим…
Культуру России невозможно представить себе без народного искусства.
Художественные произведения , созданные народными мастерами, всегда
отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий
мир. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью
материала, который находился с ним рядом – это дерево, глина, кость и т.д.
Как дерево не может жить без корней, так и человек не может чувствовать
себя свободным в обществе, не опираясь на обычаи и традиции своего
народа.
Чтение стихотворений:
Ребёнок 1
Богата и привольна Родина моя.
И промыслом народным славится она
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Пасад,
Загорская матрёшка,
И хохломской наряд.
Ребёнок 2
По всей России – матушке,
Куда не бросишь взгляд
Народные умельцы с любовью мастерят.
- А сейчас родители вместе со своими детьми разделятся на две команды,
каждая команда представляют своё название.
- Все мастера трудились, создавая что-то своими руками. Давайте мы с вами
вспомним пословицы и поговорки о труде. (За каждую пословицу команда
получает по фишке).
- А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк», но мы не
просто будем играть, а направлять наш «»ручеёк к волшебному столу. (на
столе выставлены изделия народных мастеров) (Под русскую народную
музыку) (фото1,2)
Фото1 В ручеёк играют дети фото2 В ручеёк играют родители
- А сейчас вы внимательно посмотрите и послушаете о изделиях народно-
прикладного искусства.
Хохлома : Жил когда- то в нижегородс ких лесах чудо-мастер. Построил он
дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Чашки и
ложки были похожи на золотые, передал мастер свой секрет жителям села
«Хохлома», а сам исчез. Хохлома представляет собой декаративную роспись
посуды и мебели чёрным и красным , а так же изредка жёлтым и зелёным
цветом по золотистому фону. Традиционные элементы хохломы – травяные
узоры, ягоды, цветы и ветки.
Полхов-Майданская матрёшка: Характеризуют яркие цветы с отчётливым
чёрным контуром. Сделаны матрёшки в селе Полх-Майдан.
Розовые, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые и зелёные краски, звонкие
под лаком, делают их очень нарядными!
Жостовские подносы: Вначале подносы делали из «битой бумаги» - папье-
маше. Обычно подносы бывают чёрного цвета, на них изображают яркие,
очень красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц.
Гжель: Самый известный крупный народный керамический промысел –
подмосковная гжель. Мастера создавали нарядную посуду (Квасники,
кувшины, кружки, блюда). Для гжели используется одна краска – синяя,
самый излюбленный узор мастеров – гжельская роза. Кроме роз и другие
цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с
ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.
Дымковская игрушка: С высокого берега реки Вятки, на котором стоит
город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину –
и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой
окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка.,
которую так и называли – «дымковская». Вначале были свистульки.
Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках,
барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с
козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины,
затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие.
Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И
выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски,
клеточки, пятнышки, точки.
Городецкая роспись: Отличается яркой росписью, выполненной
свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Основные
мотивы: цветочные узоры (розы, купавки с симметричными
листьями), фигурки коней и птиц, жанровые сцены (всадники на конях,
барышни с кавалерами), дерево жизни. Росписью украшали прялки, мебель,
ставни, двери, бытовую утварь.
- Сейчас каждой команде по очереди будем загадывать загадки о народных
промыслах.
1 . Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома.)
2 . Эта роспись
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы
На веточках тонких.
(Гжель)
3 . Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит … .
(городец)
4 .
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
(Дымково.)