Напоминание

"Проектная деятельность на уроках географии"


Автор: Смирнова Елена Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Большеучинская СОШ"
Населённый пункт: село Большая Уча, Можгинский район, Удмуртия
Наименование материала: реферат
Тема: "Проектная деятельность на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад





МБОУ «Б

ОЛЬШЕУЧИНСКАЯ

СОШ»

реферат

«Проектная деятельность на уроках

географии»

Автор: Смирнова Е.В.,

учитель географии
Большая Уча 2016 1

Содержание
Введение……………………………………………………………………...3 1. Метод проектов……………………………………………………………...4 1.1. История метода проектов…………………………………………………...5 1.2. Сущность метода проектов………….………………….…………………..6 1.3. Классификация типов проектов..…………………………………………...8 1.4. Требования к проекту………………………………………………………..9 1.5. Последовательность работы над проектом………………….....................11 1.6. Критерии оценивания проекта………………………………......................12 2. Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)…………….15 2.1. План действий учащихся в проекте………………………………………...16 3. Использование метода проектов на уроках географии…………………...17 3.1. Примерная тематика проектов по географии……………………………...18 3.2. Результативность использования метода проектов……………………….22 Заключение…………………………………………………………………...24 Список литературы…………………………………………………………..25





2

«
Умеет учить тот, кто учит интересно
…»

А.Эйнштейн

Введение
Одним из приоритетов современного образования является организация проектно- исследовательской деятельности на уроках. Она призвана формировать умения, сопряжённые с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания изразных областей науки.
Цель моего исследования-
определить насколько применение методапроектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умения планировать работу, доводить ее до конца.
Объект исследования-
процесс преподавания школьного курса географии.
Предмет исследования
- использование проектной технологии в преподавании географии. Перед собой я поставила такие
задачи
: 1. Изучить педагогическую и методическую литературу о методе проектов. 2. Отобрать и структурировать педагогические приемы проектной деятельности. 3. Разработать примерную тематику проектов для разных курсов географии. 4. Внедрить этот метод в процесс преподавания географии. 5. Проанализировать и обобщить результаты использования метода проектов в учебном процессе. 6. Наметить задачи для последующей работы по данному методу. Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Решением этой проблемы занимались учёные всех времён. Эта проблема является актуальной и сейчас, так как самостоятельность играет большую роль не только в школе, при получении среднего образования, но и за её пределами, а так же в дальнейшей трудовой деятельности школьников.Проектная технология дает возможность: ● Реализовать деятельностный поход в обучении географии ● Решить проблему сокращения часов на изучение географии ● Формирования у школьников информационной компетентности ● Овладения школьниками методами географического прогнозирования ● Участия школьников в общественных экспертизах В результате использования метода проектов на уроках, школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Учащиеся, занимающиеся проектно- исследовательской деятельностью, становятся более коммуникативными, уверенней чувствуют себя на уроках, учатся грамотно задавать вопросы. 3
1.
Метод проектов

Проект
(от латинского projectus – «выдвинутый вперед») – это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий ее реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов
– это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности». (Е.С.Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»).
Учебный проект
– это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса.
Цель проектно- исследовательской деятельности на уроке
- формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию. Реализация данной цели требует выполнения комплекса задач: ● обучение деятельности- умению ставить цели, организовать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты этой деятельности; ● формирование личностных качеств- мышления, воли, чувств, творческих способностей, мотивов деятельности; ● формирование картины мира, адекватной образовательной программе и уровню знаний.
Результатом
выполненного проекта должен быть конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). 4
1.1.
История метода проектов
История возникновения метода проектов относится ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США, как метод «обучения посредством делания». Авторы этого метода- Дж. и Э.Дьюи, Х.Килпатрик, Э.Коллингс. Ведущая идея данного метода состояла в том, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по принципу «Все из жизни, все для жизни». Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В Советское время от этого метода решили отказаться. И лишь в 90-е годы XX века, метод проектов стал широко применяться в связи с модернизацией географического образования. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашел широкое распространение. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов – это педагогическая технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. 5
1.2.
Сущность метода проектов
В настоящее время метод проектов вновь приобрел довольно широкую популярность. В современное время нужно понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Вот и возникает потребность обучения проектированию практически на всех уровнях образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования -
способность проектировать
. Система образования не стоит на месте, практически каждый год что- либо меняется. Это требует от учителей и учеников высокой мобильности. Актуальна и поговорка- «век живи- век учись». Каждый учитель должен стремиться к постоянному саморазвитию. Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов. Метод проектов имеет ряд
преимуществ:
● этот метод обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; ● проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу; ● форма работы над проектом и конечный результат повышает интерес и вовлеченность в работу по мере ее выполнения; ● позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; ● приносит удовлетворение учащимся, использующим продукт своего труда. Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать основные направления
модернизации
общего образования: ● интеграцию учебного содержания; ● развитие пользовательских навыков в информационных технологиях; ● формирование информационных, коммуникативных и социальных компетенций; 6
● формирование у учащихся, практических умений и способностей. Используя метод проектов на уроке, учитель развивает в учениках различные умения, такие как: ● умение планировать действия, то есть распоряжаться бюджетом времени, сил, средств; ● умение составлять последовательность действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы; ● умение выполнять обобщенный алгоритм проектирования; ● умение вносить коррективы в ранее принятые решения; ● умение грамотно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа проектирования; ● формулировать грамотные вопросы и запросы о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т. п.); ● умение выражать замыслы, решения с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов, презентаций, коллажей; ● умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно; ● умение составлять схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических); ● умение оценивать результаты по достижению планируемого результата, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне; ● умение оценивать проекты, выполненные другими; ● умение понимать критерии оценивания проектов; ● умение защищать свой проект на уроке и вне урока; Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. 7
1.3.
Классификация типов проектов
В настоящее время существуют различные типы проектов: 1.По содержанию проекта: экологические, физико-географические, социально-экономические, комплексные, краеведческие и др. 2. С точки зрения доминирующей в проекте деятельности: - исследовательские - поисковые - творческие - ролевые - прикладные (практико-ориентированные) - ознакомительно-ориентировочные 3. С точки зрения предметно-содержательной области: - монопроекты (в рамках одной области знаний) - межпредметные проекты 4. По характеру контактов: - внутренние (региональные) (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны) - международные (участники проекта являются представителями разных стран) 5. По количеству участников проекта: - индивидуальные - парные (между парами участников) - групповые (между группами участников) 6. По продолжительности выполнения: - краткосрочные (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы) - средней продолжительности (от недели до месяца) - долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). 7. По включенности проектов в учебные планы: - текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения) - итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала). 8. По использованию средств обучения: - печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярная и художественная литература) - наглядные (таблицы, схемы, рисунки и карты) - технические средства - средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. 8
1.4.
Требования к проекту
Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов: 1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей? 2. Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам? 3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы? 4. Как лучше распределить обязанности среди членов бригады, если исполнителей несколько? Таким образом, приступая к реализации проекта, руководитель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Конечный вид проекта может быть любой формы: Web-сайт, анализ данных социологического опроса, сравнительно-сопоставительный анализ, атлас, карта, учебное пособие, видеофильм, выставка, газета, журнал, справочник, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, экскурсия и т.д. Существуют единые требования к проекту: 1. Проект должен быть полностью ориентирован на действующую программу и учебный план. 2. Содержание проекта должно быть изложено логично, доступным и понятным языком. 3. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав, то есть ссылки на источник информации, на автора цитаты и пр. Цитирование, оформление списка использованной литературы и информационных ресурсов должно быть произведено в соответствии с общепринятыми правилами. 4. Приветствуются оригинальные идеи, исследовательский подход к собранным и проанализированным материалам, использование большого количества первоисточников. 5. Приветствуется проект, материалы которого богаты оригинальными элементами мультимедиа, усиливающими содержательную часть и помогающими восприятию наиболее сложных вопросов, элементы дизайна должны соответствовать содержанию проекта, эстетика оформления. 9
6. Если проект выполняется группой учащихся, то в этом случае должна быть видна роль каждого разработчика проекта. 7. При создании проекта учащиеся должны продемонстрировать все те знания и умения, которые представлены в критериях оценивания знаний и умений на достаточно высоком уровне. 8. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, точность информации. 9. Использование в проекте соответствующей научной терминологии. 10. В проекте должна быть отражена последовательность мероприятий по его внедрению. Так же существует единое содержание проекта: 1. Название темы проекта 2. Краткая аннотация проекта (для старшеклассников) 3. Цели и задачи проекта 4. Актуальность проекта, проблема, гипотезы 5. Основа проекта (содержание, оформленные материалы) 6. Заключение (проблемы, с которыми столкнулись авторы в ходе работы над проектом, как решали их, чему научились) 7. Использованная литература и информационные ресурсы 8. Лист самооценки проекта в соответствии с критериями оценки (для старшеклассников) 10

1.5.Последовательность работы над проектом
В проектной деятельности принято выделять несколько этапов:
1. Подготовка.
Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Учащиеся обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Учитель знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает в постановке цели проекта, наблюдает за деятельностью учащихся.
2. Планирование.
Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагают идеи, высказывают предположения. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся.
3. Исследование.
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом "мозгового штурма". Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4. Формулирование результатов или выводов.
Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Учитель консультирует учащихся.
5. Защита проекта.
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Учитель слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Учитель оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета. 11

1.6. Критерии оценивания проекта
Оценка вообще и оценка проекта, в частности, - этоспособ достижения качества. Она показывает достигнутые успехи, позволяет определить слабые стороны, определить, что можно изменить или улучшить, приносит радость и доставляет удовольствие. По итогам оценки формулируются рекомендации на будущее
.
Каждый учитель может предложить свои критерии оценивания, но все они так или иначе похожи. Параметры внешней оценки проекта: • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; • корректность используемых методов исследования и метода обработки полученных результатов; • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; • коллективный характер принимаемых решений; • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; • доказанность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; • эстетика в оформлении результатов выполненного проекта; • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. Перед защитой проекта целесообразно ознакомить учащихся с нормами и критериями оценивания проекта. Выдать жюри карту анализа защиты проекта. 12

Карта анализа защиты проекта по географии
№ п / п Ф.И.О. Кла сс Кри тери и оцен ки Ответы на дополни тельные вопросы Отметка Позн авате льна я ценн ость Оригина льность и ценност ь собствен ного материа ла Исследо вательск ое мастерст во Структ ура и логика работы Язык и стиль изложе ния В проекте можно оценить каждый этап по баллам. В итоге учащиеся видят где они достигли максимального балла, а какие этапы проекта требуют доработки.
Критерии

оценки

проекта

Содержание критерия оценки

Кол-во

баллов

Актуальность

поставленной

проблемы
Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? От 0 до 1 Насколько работа является новой? обращается ли автор к проблеме, для комплексного решения которой нет готовых ответов? От 0 до 1 Верно ли определил автор актуальность работы? От 0 до 1 Верно ли определены цели, задачи работы? От 0 до 2 Насколько работа интересна в практическом или теоретическом плане? От 0 до 1
Теоретическа

я и \ или

практическая

ценность
Результаты исследования доведены до идеи (потенциальной возможности) применения на практике. От 0 до 2 Проделанная работа решает или детально прорабатывает на материале проблемные От 0 до 2 13
теоретические вопросы в определенной научной области Автор в работе указал теоретическую и / или практическую значимость От 0 до 1
Методы

исследования
Целесообразность применяемых методов 1 Соблюдение технологии использования методов 1
Качество

содержания

проектной

работы
выводы работы соответствуют поставленным целям 2 оригинальность, неповторимость проекта 2 в проекте есть разделение на части, компоненты, в каждом из которых освещается отдельная сторона работы 1 есть ли исследовательский аспект в работе 2 есть ли у работы перспектива развития 1
Качество

продукта

проекта

(презентации,

сайта,

информацион

ного диска)
интересная форма представления, но в рамках делового стиля От 0 до 2 логичность, последовательность слайдов, фотографий и т.д. От 0 до 2 форма материала соответствует задумке 1 текст легко воспринимается, 1 отсутствие грамматических ошибок, стиль речи. 1
Компетентнос

ть участника

при защите

работы
Четкие представления о целях работы, о направлениях ее развития, критическая оценка работы и полученных результатов От 0 до 2 Докладчик изъясняется ясно, четко, понятно, умеет заинтересовать аудиторию, обращает внимание на главные моменты в работе От 0 до 2 Докладчик опирается на краткие тезисы, выводы, оформленные в презентации, и распространяет, объясняет их аудитории. От 0 до 2 Докладчик выдержал временные рамки выступления и успел раскрыть основную суть работы. От 0 до 2 14
Докладчик смог аргументировано ответить на заданные вопросы либо определить возможные пути поиска ответа на вопрос (если вопрос не касается непосредственно проделанной работы). Если проект групповой – то вопросы задаются не только докладчику, но и остальным авторам проекта. От 0 до 2
Итого

Сумма баллов

Максимум

45 баллов
Общая оценка за проект выставляется при выполнении вышеуказанных требований на: 29-35 б. - оценка «3» 36-40 б. - оценка «4» 41-45 б. - оценка «5» 15
2.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)
Для того чтобы проект был успешным учащимся следует придерживаться следующих правил: ● В команде нет лидеров. Все члены команды равны. ● Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, и от того, что они вместе выполняют проектное задание. ● Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе. ● Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих» партнеров. ● Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание. ● Каждая группа, участвующая в проекте, получает «План действий учащихся в проекте». Необходимо помнить, что в итоге оценка за исследовательскую работу складывается из ряда моментов: соблюдения формальных требований к работе, грамотного раскрытия темы, умения четко рассказать о проведенном исследовании, способности понять суть задаваемых по работе вопросов и формулировать точные ответы на них. 16

2.1. План действий учащихся в проекте
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы. Для этого учащихся следует ознакомить с планом действий: ● Выбор темы проекта (исследования). ● Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы). ● Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы). ● Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага). ● Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага). ● Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат). Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой). ● Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе. ● Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов. Степень активности учеников на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним - двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом. 17
3.
Использование метода проектов на уроках географии
География – наука многогранная, в которой тесно переплелись многие науки: этнография, биология, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен. Работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом. Школьники воспринимают уроки географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я преследую такие цели: • выявление талантливых детей; • активизация учебного процесса; • формирование у учащихся интереса к научной работе; • формирование навыков публичного выступления; • профессиональной ориентации учащихся старших классов; • повышение уровня научной и методической работы. На заключительном этапе проектной деятельности ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее сильные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьников. 18

3.1. Примерная тематика проектов по географии

6 класс
При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебного предмета или близкие к нему; проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития - интерес к работе и посильность во многом определяют успех; длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования. Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время. № п/п Наименование проекта 1. Необитаемый остров в подарок. (Рассказ с использованием условных знаков) 2. План школьного двора (съёмка местности) 3. Как поспорили план и карта, кто из них важнее и нужнее? (сочинение- сказка- исследование) 4. Путешествие капельки по большому круговороту воды. 5. Подземные и поверхностные воды Удмуртии. (сканворд, кроссворд) 6. «Розы ветров» Большой Учи.
7 - 8 класс
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Школьники самостоятельно 19
подбирают методы, адекватные для решения поставленных задач исследования, составляют план работы и осуществляют поиск. На данном этапе формируются умения планировать и самостоятельно организовывать свой поиск. Учащиеся получают опыт постановки проблемы и нахождения ответов на самостоятельно поставленные вопросы. Предметом усвоения становятся также умения, связанные с логическими методами научного поиска: наблюдение, анализ, синтез, аналогия и т.п. Результаты исследования оформляются в виде реферата, статьи, тезисов. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления. Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока. № п/п Наименование проекта 1. Коллаж Африки. (население, растительный и животный мир Африки) 2. Туристический проспект (памятка): Посетите Австралию. 3. Составление «каталога» стран Европы и Азии. (группировка их по различным признакам) 4. Рельеф и полезные ископаемые России. (презентация) 5. Зависимость человека от климата. 6. Механический состав почв Большой Учи. 7. Зависимость между компонентами природы в зоне тундры. 8. Растения-эфимеры и животные степей. 9. «Один день в степи» или «Один день в пустыне». 10. По Золотому кольцу России. 11. Уникальность природы озера Байкал. 12. Заповедные зоны страны.
9 - 11 класс
Самостоятельное практическое владение технологией исследования должно достигаться к концу 9 класса. Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов. Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно. 20
№ п/п Наименование проекта 21
1. География машиностроения. 2. Предприятия Большой Учи, Удмуртии. 3. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования. 4. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира. 5. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее. 6. География крупных мегаполисов мира. 7. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы. 8. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы. 9. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства. 10. Нетрадиционные источники энергии и их использование человеком. 11. Промышленность России. Нужны ли ей иностранные инвестиции? 12. Структура экспорта России. Как ее изменить? 13. Продолжительность жизни и ее зависимость от окружающей среды и образа жизни. 14. Демографическая политика? Не ущемляет ли она права личности? 15. Месторождения нефти и газа в Западной Сибири. Это освоение или разорение? 16. Помощь географии в выборе профессии. 17. Рынок труда и занятость населения России. 18. Глобальные проблемы человечества. 19. Может ли 21 век стать веком старения населения? 20. Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало человечество? 21. Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль открывателя мира и объединить его в единое целое? 22. В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов? 23. Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию? 24. Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века? 25. Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука? 26. Что нас ждёт в будущем? ( Сценарий третьего тысячелетия) 27. Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»? 28. Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма? 29. Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным 22
транспортом? ( В том числе в Большой Уче.) 30. Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе? (Рекомендации абитуриентам и студентам). 31. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Можгинского района? 32. Важна ли для человека национальность? 33. Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо? 34. Можно ли управлять миграционными процессами? 35. Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой? Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками. 10-11 классам при затруднении самостоятельного выбора темы исследовательского проекта, учителем предлагается список тем. Дети имеют возможность выбрать ту тему, которая их наиболее заинтересовала; проблему, которая их наиболее волнует.
3.2. Результативность использования методов проектов на уроках

географии
23
При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это и активизирует их познавательную деятельность и повышает мотивацию к предмету география. Используя метод проектов на уроках географии и внеклассных занятиях я пришла к выводу: 1. Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно. 2. Проектная технология всегда должна работать на результат. Результативность проявляется во всей педагогической деятельности. 3. Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках. Метод учебного проекта работает на повышение уровня знаний и качества обучения как на уроках, так и внеурочной деятельности, результативность его использования доказывает актуальность и эффективность в применении в процессе образования и воспитания школьников. Метод исследовательских проектов наиболее важен при работе со старшеклассниками. Овладение навыками исследовательской деятельности предполагает наличие у старшеклассников системы базовых знаний и непосредственного участия в исследовательской работе. Чтобы старшеклассники с интересом включались в работу над исследовательским проектом, я начинаю с пятого класса формировать у учащихся исследовательские навыки не только на уроках, но и во внеклассной работе. Результативность изложенного опыта работы позволяет отметить развитие у учащихся творческой и коммуникативной активности, познавательной самостоятельности, интеллектуальных способностей, уровня обученности и воспитанности. Повысился интерес к предмету. Ежегодно новые учащиеся включаются в поисковую деятельность. Увеличился объем знаний, приобретаемых и контролируемых самостоятельно. Качество обучения повысилось до 75-80 %. Повысилась самооценка учащихся участвующих в проектах. Уроки стали проходить более оживленно. У ребят проявился стимул не только получить хорошую оценку, но и добиться успехов в выполняемой работе. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Немотивированные на учебу дети, заинтересовавшись какой-нибудь проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, приобретают уверенность в своих силах, таким образом для них создается реальная ситуация успеха в обучении. Для одаренных детей участие в проекте еще одна возможность проявления творчества, развития в совместной деятельности с учителем, родителями и одноклассниками творческого потенциала, накопление опыта самостоятельной работы. Дети, которые занимаются проектной деятельностью на уроках, часто выступают со своими проектами на различного уровня олимпиадах, научных конференциях, конкурсах. 24
Было проведено анкетирование (анонимно) с целью выяснения у учащихся разных классов предпочтения видов учебной деятельности на уроке, определения сформированности навыков проектной деятельности. Ответы на вопрос, «Какие виды деятельности на уроке тебе особенно нравятся», учащиеся указывают на предпочтение творческих видов, из них «работа над проектом» была в выборах у 80% учеников. Ребята среднего звена предпочитают работать в парах, группах или «со всем классом над одним заданием», что соответствует 70%, 60% и 60%, то есть можно судить о наличии навыков групповой работы и развитии коммуникативных умений. Старшие же классы более предпочитают работать над проектами индивидуально. Оказывают помощь при выполнении творческих заданий, судя по выборам детей, – учитель (100% выборов), родители (60%), одноклассники (40%), значит можно говорить о том, что цель создания единого творческого образовательного пространства «ученик- учитель - родитель» достигнута. Детям было предложено отметить те виды умений проектной деятельности, которые они выполняют хорошо и с удовольствием. Практически каждый подчеркнул три из предложенных четырех пунктов: «готовить сообщение»- 60%, «презентовать итоги своей работы по заданной теме»-60%, «высказывать предложения по тому, что надо сделать по данной работе»- 50%, «работать в группе сообща»-80%.

Полученные ответы на вопрос «Ты участвуешь в проектной деятельности потому, что…» тоже предполагал несколько выборов, предпочтительных для каждого ученика: «узнать что-то новое» выделили 80% обучающихся, «можно раскрыть свои способности, подняться в глазах своих одноклассников на более высокий уровень»-50%, «пообщаться с одноклассниками»-30%. Для детей, выполняющих творческие задания, в том числе в рамках проектов, школьная жизнь вызывает положительные эмоции. Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока. Например, при изучении темы: «Открытие и исследование Антарктиды» сначала рассказываю об особенностях материка Антарктиды, об его открытии, а далее планирую проектную деятельность, предлагая готовую проблему: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие на Южный полюс. И нам необходимо выбрать надежное оборудование».Задание распределяю между группами: Первой группе - снабдить экспедицию необходимым продовольствием (предлагаю учащимся картинки продуктов: хлеб, сахар, парное молоко, рыбные и мясные консервы, халву, лимонад, сухофрукты и т.д.). Второй группе – подобрать для экспедиции необходимое снаряжение (предлагаем учащимся картинки: рюкзак вместительный, палатка, спальный мешок, зонтик, дамскую сумку и т.д.). Третьей группе - подобрать современные средства связи (предлагаем учащимся картинки: стационарный компьютер, рупор, сотовый телефон, 25
ноутбук на сотовых батарейках для общения, спутниковая навигация, спутниковый телефон и т.д.) Четвёртой группе- обеспечить команду современными средствами передвижения ( предлагаем учащимся картинки: упряжка ездовых собак, снегоход, коньки, лошади- маньчжурские пони, гусеничный дизель, современные пластиковые лыжи, современный скоростной автомобиль и т.д.). Пятой группе - обеспечить членов экспедиции обовью и одеждой (предлагаем учащимся картинки: валенки, шубу из натурального меха, туфли на высоком каблуке, пуховая длинная куртка, солнцезащитные очки, ботинки влагоустойчивые и т.д.). Учащиеся, отбирая по картинкам оборудование для своей будущей экспедиции, обнаружат знания (причины успеха экспедиции Амундсена и причины гибели экспедиции Скотта), которые и используют для решения проблемной ситуации, возьмут информацию о том, каким должно быть снаряжение. Организация мини проекта на уроке строго ограничена временем. За 40 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта. Как успеть за один урок пройти вместе с учениками все этапы проектной деятельности? Сложно, но как мы видим возможно. Если разграничить мини проект по этапам и времени, то на формулирование проблемы, темы, цели, планирование задач по достижению цели отвожу 7 минут, если необходимо повторить ключевые знания для изучения нового материала, в этом случае озвучиваю сама проблему и сама предлагаю алгоритм действий по её решению. На планирование информационного поиска, извлечение информации и её обработки, выделяю 15 минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока. Как за 15 минут извлечь необходимую информацию переработать, другими словами добыть недостающие знания для решения проблемы. Основываясь на свой опыт, предлагаю варианты подачи информации для учащихся при выполнении учебного проекта: Предлагаю учащимся тексты с готовой информацией, им остается выделить из предложенной информации ту, которая формирует знания по теме. При организации мини-проекта по теме урока в 9 классе «Проблемы АПК и пути их решения» учащимся предложена проблема: «Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю на территории Европейского Севера. Выберите из предложенных сельскохозяйственных культур те, которые будете выращивать, обоснуйте свой выбор. Составьте бизнес план развития растениеводства». Предлагаю учащимся разные информационные тексты, например, текст описание природной зоны тайги, который как бы на первый взгляд, и не связаны с проблемой урока, но именно здесь указываю причины формирования подзолистой почвы и предлагаю варианты её использования в сельском хозяйстве. Учащимся эта информация необходима 26
для письменного составления бизнес-плана развития растениеводства. Так же можно организовать работу и по теме «Животноводство в России». Предлагаю информацию в виде готовой таблицы. Например, мини проект по теме « Электроэнергетика» в 9 классе, где показываю принципы размещения всех типов электростанций. Решая проблему: «Какой тип электростанции построить в городе Певеке», учащиеся не только изучают принципы размещения всех типов электростанций, отмечая преимущества и недостатки каждой, но и применяют новые знания в нестандартной ситуации, находят в таблице аргументы в пользу той электростанции, размещение которой наиболее целесообразно в городе Певеке. Можно предложить учащимся тему этого мини-проекта на примере своего населенного пункта. Чтобы дети предложили альтернативные источники получения электроэнергии наиболее выгодные, во всех смыслах, для нашего села. Предлагаю 3 источника информации. Например, используя источники, необходимо написать выступление на экологическую конференцию на тему «Современные демографические процессы», с точки зрения демографа– оптимиста или демографа-пессимиста, привести тезисы оппонента, опровергая собственную позицию по этому вопросу. Это один из самых сложных вариантов работы с информацией, где учащиеся извлекают информацию по трем источникам, содержащих прямую и косвенную информацию, исходя из собственного понимания целей, при этом одна информация противопоставлена другой. В нашей школе каждый год проводится научно-практическая конференция, где ребята защищают свои проекты на различные темы. Работа над исследовательским проектом ведёт не только к развитию учащегося во всех отношениях, но изменяет позицию учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. За последние три года в нашей школе изменилось содержание учебных работ школьников. Заметно влияние частого использования технологии проектной деятельности и компьютерной грамотности на уроках.
Заключение
Ребята с большим интересом относятся к урокам с элементами проектирования. В дальнейшем они сами проявляют инициативу и 27
предлагают по тем или иным темам разработать проекты. Они учатся находить возможности творчески применять свои знания на практике. В свою очередь практика делает более прочными знания. Конечно, учитель должен быть вооружен различными образовательными технологиями, адекватными обновленному содержанию образования. Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности – необходимые качества развитого интеллекта. Если выпускник приобретает эти качества, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах. Научить ученика думать – это значит сделать для него значительно больше, чем только снабдить определенным объемом знаний. Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем учителя новаторы, это ученые прикладники и методисты в этой области одновременно. Обучение учителей проектной деятельности – необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Список литературы
1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000. 28
2. Огородникова Н.В. “Проектная деятельность старшеклассников” “География в школе” 1, 2006 г. 3. В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г. 4. Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42. 7. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1988. – с. 401. 8. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. «Школьные технологии», №2, 2002. 29


В раздел образования