Напоминание

"Средневековая литература"


Автор: Севостьянова Марина Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение Новохоперского района Воронежской области "Новохоперская средняя общеобразовательная школа №91"
Населённый пункт: РП Новохоперский, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Средневековая литература"
Раздел: полное образование





Назад




Конспект урока истории

6 класс

Тема: Средневековая литература

Цель: познакомить учащихся с известными произведениями средневековой литературы

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование умений анализировать различные виды художественных произведений,

делать выводы. Подвести к пониманию ценностей средневекового человека через художественные произведения этого

времени.

Воспитательные: воспитывать чувство эстетического вкуса, чувства уважения к тем людям, которые создавали шедевры

мировой культуры.

Развивающие: развитие мышления, памяти, умения анализировать, делать выводы.

Оборудование: учебник

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской

, шаблоны для викторины «Цветик-семицветик», проектор, экран,

мультимедийная презентация.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность

учителя

Содержание учебного

материала, деятельность

учащихся

Примечание

1.

Орг.момент

Приветствие учащихся.

2.

Повторение

ранее

изученного

материала.

Работа с классом. Игра «Цветик-семицветик»

1)

Класс делится на две команды

2)

Придумывают названия.

3)

Выбирают капитанов команд.

Каждой команде задается по одному вопросу, з а

правильный ответ команда получает лепесток.

Команда, собравшая «цветик-семицветик» с

наибольшим количеством лепестков выигрывает.

Главным условием викторины является

правильный развернутый ответ на каждый

вопрос.

Вопросы:

1.

Какой город считался для средневекового

человека центром Земли? ( Иерусалим)

2.

Какие реки вытекали прямо из рая по мнению

средневекового человека? (Тигр, Евфрат, Нил,

Ганг)

3.

Описать Индийский океан в представлении

средневекового человека?

4.

Сколько времени примерно занимал один час

средневековый? (3 часа)

5.

С каким праздником связан новый год в

средние века? Пасха или рождество)

6.

Как отсчитывалась по времени ночь в

Средние века? «Три свечи»

7.

Венецианский купец и путешественник,

который много лет жил в Китае, написал

Примерные ответы

учеников.

1. Иерусалим

2. Тигр, Евфрат, Нил, Ганг

3.Индийский океан в Средние

века считался замкнутым.

Воображение людей населяло

побережье и острова океана

сказочными людьми и

животными.

4. три часа.

5.Пасха или Рождество.

6. Три свечи.

7. Марко Поло.

8. 11-12 век. Испания.

книгу о жизни и обычаях народов Азии ?

8.

В каком веке появляется большое количество

переводов на латинский язык книг греческих

и арабских ученых? Назвать место или центр

переводов?

9.

Обособленная группа людей, которые

занимаются тем или иным общим делом,

живут соответствующим ему образом,

подчиняются особым правилам и распорядку?

(корпорация)

10. Как назывались объединения по предметам?

(Факультет)

11. Как называли главу университета? (ректор)

12. Что такое диспут?

13. Как называлось религиозно-философское

ученье, стремящиеся познать бога и мир, при

помощи логических рассуждений?

(схоластика)

14. Как называется направление средневековой

мысли, опирающаяся на разум называется…?

15. Как называется направление средневековой

мысли, опирающаяся на сверхъестественные

силы?

Задание для капитанов:

1 команда: Кто такой Роджер Бэкон?

2 команда: Кто такой Фома Аквинский?

9 корпорация.

10 . Факультет.

11. Ректор.

12. Словесный поединок.

13. Схоластика

14. Рационализм

15.Мистика

Ответы капитанов.

1.Ро́

джер

Бэкон около 1214,

графство Сомерсет, Англия —

1292, Оксфорд, Англия),

и з в е с т е н

т а к ж е

как Удивительный

доктор — английский филосо

ф и естествоиспытатель,

монах-францисканец (с

1257);

п р о ф е с с о р

б о г о с л о в и я

в Оксфорде.

З а н и м а л с я

м ат е м ат и ко й ,

х и м и е й

и

физикой; в оптике разработал

н о в ы е

т е о р и и

о б

увеличительных

стёклах, преломлении

лучей, перспективе,

величине

видимых предметов и другие.

2 . Фома́

Акви́

нский родился

п р и м е р н о

в 1225,

замок Рокказекка,близ Аквино

—умер 7

м а р т а 1274,

м о н а с т ы р ь

Ф о с с а н у о в а ,

Подводим итоги: капитаны подсчитывают лепестки, у

кого больше, та команда получает оценки «5»

около Рима) итальянский фил

ософ и теолог,систематизатор

ортодоксальной схоластики.

3.

Изучение

нового

материала.

Итак, мы продолжаем изучать тему "Культура

Западной Европы в XI-XV вв.". Частью культуры любого

народа является не только технические открытия,

образование и наука, орудия труда, различные изделия

ремесленников.

Ребята, как вы считаете, а стихи, различные рассказы,

описание или летописи будут относиться к культуре

Западной Европы XI – XV века?

- Верно. Предположите, как же будет звучать наша тема

урока?

Молодцы!

Тема нашего урока : « Средневековая литература»

(Слайд 1)

Целью сегодняшнего урока является не просто

познакомиться с выдающимися произведениями

литературы, а постараться понять, что ценили люди того

времени, что их волновало, радовало или огорчало, к

чему они стремились.

План урока представлен на доске (слайд 2).

Записываем:

1.Литература раннего Средневековья.

Записывают тему и план

урока.

2. Рыцарская литература

3. Городская литература

4. Данте Алигьери

1.

Литература раннего Средневековья.

В начале Средневековья больше всего люди читали

жития святых.

- Подумайте что это такое? ( Описание жизни людей,

которые истязали себя, ради приб терпели муки,

совершали чудеса и тд.)

С XI – XIII – появляются хроники.

Выпишите определение в тетрадь, используя учебник

параграф 27 пункт 1 стр. 224

А как назывался документ в истории России, в котором

история записывалась также по годам? ( Летопись)

Безвестные сказители и певцы создавали эпические

песни. Ярким примером таких песен является «Песнь о

Роланде»

Задание. Прослушайте аудиозапись и ответьте на

вопрос о чем писались эти песни? (Слайд 3)

аудиозапись «Песнь о Роланде»

Жития святых – это описание

жизни людей, которые

истязали себя, ради

приближения к Богу, терпели

муки, совершали чудеса и т.д.

Хроники - рукописи,

рассказывающие об истории

народов и о современной

хронисту жизни.

Предполагаемый ответ :

летопись.

Эпические песни - сказания о

великих героях прошлого, их

мужестве, силе и доблести.

Записывают ответы в тетрадь.

Рыцарская литература (слайд 3)

Задание.

Прочитать пункт 2, параграфа 27 и ответить письменно

на вопросы представленные на слайде. (Слайд3)

В каком веке возникла рыцарская литература?

Кого называли трубадурами?

Кто такие труверы?

О чем писали в рыцарских романах?

Работа с историческим источником (слайд 4)

Один из традиционных лирических жанров в

литературе - это Альба (в переводе "утренняя звезда",

песнь о расставании влюбленных).

Изображает тайное свидание рыцаря с женой сеньора,

прерываемое наступающей зарей. Сейчас мы

познакомимся с таким произведением, которое

называется "Боярышник в саду листвой поник".

Самостоятельно прочтите его.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Вспомните, каким было содержание рыцарской

морали?

2. Чему посвящено это стихотворение?

Читают произведение и

отвечают на вопросы учителя.

Примерные ответы учеников:

1. Настоящий рыцарь должен

совершать подвиги, защищать

слабых, нуждающихся в

помощи людей, быть щедрым,

великодушным, уметь

понравиться женщине....

2. Это стихотворение

посвящено самому

возвышенному чувству

молодого человека - любви).

Городская литература (слайд 5 )

В XII веке начался рассвет городской литературы.

Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на

бытовые темы. Их героями были ловкий, хитрый бюргер

или веселый, находчивый крестьянин. С городской

литературой связаны стихи вагантов (в переводе с

латинского - бродяг). Вагантами называли студентов,

которые кочевали по городам и университетам Европы в

поисках новых преподавателей. К ним прибивались

подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и

веселый народ. Ваганты сочиняли стихи на латинском

языке. Наиболее прославился своими стихами

французский вагант Франсуа Вийон, музыку к его

произведениям сочиняют и современные композиторы

Задание. Прочитайте исторический источник «Из

Ордена вагантов» стр. 226 и ответьте на вопрос

- что ценили средневековые студенты, судя по тексту

песни?

- Верно ребята, давайте сделаем вывод :

Они прославляли любовь и вино, высмеивали

лицемерие, жадность и обман, особенно в среде

священников и папском троне.

.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим,

Высказывают свое мнение,

размышляют.

Слушают сообщение.

Записывают годы жизни.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Поднимитесь на носочки столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руках у вас.

4. Данте Алигьери

Опережающее задание.

Данте Алигьери считается самым выдающимся

поэтом средневековья.

О нем нам расскажут учащиеся, которые заранее

подготовили сообщения.

4.

Закрепление

изученного

материала.

(Методика

синквейн)

Ключевое слово: Литература.

Придумать синквейн, раскрывающтй тему урока.

Вспомните с какими новыми словами мы сегодня

познакомились?

Посмотрите на доску и ответьте на следующие вопросы

(слайд 7).

Закончите предложения:

- Я приобрёл..

- Я научился..

- Я смог…

- Меня заинтересовало…

Отвечают на вопросы.

Ценили справедливость,

трудолюбие, находчивость,

острый ум, великодушие,

щедрость, умение любить.

- Мне захотелось..

- У меня получилось…

- Мне понравилось…

5.

Домашнее

задание.

Задание на дом представлено на слайде (слайд 8).

Параграф 27, вопросы устно стр. 228, в. 2,4 – письменно.

Выставление оценок.

Записывают домашнее

задание.



В раздел образования