"Практическое применение нотного редактора Finale в работе концертмейстера"
Автор: Волегова Инна Борисовна Должность: концертмейстер Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств г.Югорска" Населённый пункт: г.Югорск, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: Методический доклад Тема: "Практическое применение нотного редактора Finale в работе концертмейстера" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г.Югорска»
Доклад на тему:
«Практическое применение нотного редактора Finale
в работе концертмейстера»
Выполнила:
Волегова И.Б.
концертмейстер
МБУ ДО «Детская школа искусств г.Югорска»
Югорск, 2015
Развитие
современного
образования
тесно
связано
с
широким
использованием
информационно-коммуникативных
технологий.
Потому
введение
компьютерных
технологий
в
образовательный
процесс
детских
музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на
данный
момент
одной
из
самых
актуальных
проблем
музыкального
образования.
В
данном
случае
речь
пойдет
об
использовании
нотного
редактора Finale в работе музыканта-концертмейстера.
Деятельность
аккомпаниатора-пианиста
подразумевает
обычно
лишь
концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя
нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать
качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин
возникновения
трудностей
в
исполнении,
умение
подсказать
правильный
путь к исправлению тех или иных недостатков. Концертмейстер должен
обладать
целым
комплексом
необходимых
навыков
–
хорошо
владеть
инструментом,
как
в
техническом,
так
и
в
музыкальном
плане,
быстро
ориентироваться
в
нотном
тексте,
проявлять
чуткость
и
внимание
к
фразировке
солиста,
умение
сразу
охватить
характер
и
настроение
произведения.
Таким
образом,
в
деятельности
концертмейстера
объединяются
творческие,
педагогические
и
психологические
функции,
и
их
трудно
отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.
Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, а его роль в учебном
процессе
детских
школ
искусств
неоспоримо
велика,
Хороший
концертмейстер востребован в разных сферах музыкальной деятельности,
начиная
с
домашнего
музицирования,
заканчивая
концертным
исполнительством.
Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, помимо
чтения
с
листа,
является
умение
транспонировать
музыку
в
другую
тональность. Это входит в число непременных условий, определяющих его
профессиональную пригодность.
В
современной
практике
музыкантов-исполнителей
транспозиция
производится с целью:
- изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил
произведение, написанное для более низкого);
- изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного
инструмента;
- облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный
транспорт).
Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь.
Однако
владение
техникой
работы
в
нотном
редакторе Finale
позволяет
концертмейстеру значительно сэкономить время для творческих задач.
В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко приходится
играть
аккомпанемент
не
в
тональности
оригинала.
Это
объясняется
возможностями тесситуры и состоянием голосового аппарата учащихся на
данный момент. С помощью всего лишь одного нажатия клавиши возможно
транспонирование произведения в любую тональность, на нужное количество
тонов.
По
мере
овладения
знаниями
искусства
концертмейстерства,
перед
музыкантом
открываются
широкие
возможности
самостоятельного
творческого поиска. При всем разнообразии концертмейстерских навыков и
умений доминирующим звеном в работе музыканта-исполнителя является
точность выбора типа аккомпанемента.
Палитра
инструментов
в
нотном
редакторе Finale
значительно
упрощать фактуру аккомпанемента, добиваясь более рационального способа
его
изложения;
умение
грамотно
облегчить
трудные
места
–
снятие
подголосков,
украшений,
удвоений,
отказ
от
каких-либо
гармонических
фигураций, настройка полей партитуры (формат страницы, нотной системы,
определить
масштабирование
нот),
т.е.
создать
правильный
и
красочный
аккомпанемент к произведению.
Тщательно
отработанная
и
откорректированная
партия
фортепиано
позволяет концертмейстеру быстро ориентироваться в нотном тексте при
визуальном прочтении партитуры.
С
появлением
компьютера,
в
музыке
наступило
время
больших
возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание
целого
оркестра,
монтировать
звуковые
файлы
точь-в-точь
как
в
профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты.
Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать еще в
1970-х
годах,
довольно
сильно
усовершенствовавшись,
сегодня
имеют
широкое
поле
действия:
творческое,
учебное,
производственное.
Ими
пользуются
издательства,
они
востребованы
в
киноиндустрии
и
на
телевидении
(для
подготовки
партитур
и
отдельных
инструментальных
партий),
в
них
работают
многие
профессиональные
композиторы
и
аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы.
Нотные
цифровые
технологии
настолько
масштабно
вошли
в
действующую практику, что превратились в важную единицу музыкальной
культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не только знаков на экране,
но непосредственно связаны со звуком и его тембрами (электронные ноты
звучат), они становятся мультимедийными учебными материалами (аудио- и
видео-ноты
обучают
музыке),
автоматизированным
помощником
(развернутые
инструментальные
нотные
партитуры
в
цифровом
формате
мгновенно транспонируются), встроенным цифровым модулем (например, к
аудио- или видео-редактору), и т.д.
Это
внедрение
нотных
средств
в
смежные
области
творчества
и
образования стало главным принципом развития нотно-цифровых технологий
XXI
века,
благодаря
которым,
возможности
нотографии
стали
доступны
более широкому кругу пользователей.
Большинство
людей,
которые,
так
или
иначе,
связаны
с
набором
нотного текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений
и т.д., знакомы с программой Finale.
Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988
году. В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во
многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и цифровых
стандартов.
Первую
версию
программы Finale
разработал
Фил
Фэрренд,
пианист,
композитор,
писатель,
кинокритик.
Данная
программа
широко
используется
в
профессиональном
создании
музыки
для
издательских
и
образовательных учреждений, для кино, телевидения и театра, позволяет
вводить,
редактировать
и
печатать
нотный
текст
разной
сложности
в
диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур
до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до
авангарда) и нотных изданий.
Программа Finale
глубоко
внедрилась
в
образовательный
процесс,
построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что предоставляет
немалое
количество
по-разному
настраиваемых
заданий
музыкального
образования:
всевозможные
карточки-задачи,
головоломки,
упражнения
и
развернутый словарь, словарь музыкальных терминов.
Finale идеально подходит для образовательных целей, так как включает
в себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора,
проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило, компьютерный
набор нотной информации происходит посредством виртуальной клавиатуры
(мышью).
Приятное
и
очевидное
управление
этим
нотным
редактором
позволяет
пользователю
найти
любую
функцию
с
помощью
всего
лишь
нескольких
кликов.
Все
объекты
отображаются
графически
прямо
в
файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не
очень хорошо владеющий английским языком.
В
нотном
редакторе Finale
присутствует
много
дополнительных
алгоритмов,
например,
позволяющих
создавать
в
нотах
автоматическую
гармонизацию
мелодии,
распознавать
сканированный
текст,
сохранять
изображение
не
только
в
растровом
(TIFF),
но
и
в
веторном
(EPS)
графическом
формате
(при
этом
возможна
печать
нотных
партитур
абсолютно разного размера – от микроскопического до гигантского).
Finale
-
это
тот
нотный
редактор,
лицензионная
версия
которого
доступна по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем
требованиям отечественной музыкальной науки.
Основная палитра инструментов редактора следующая:
- аккордовая цифровка;
- изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта);
- изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и
внутри такта);
-
атрибуты
нотоносца
и
системы
нотоносцев
(ключ,
акколада,
текстовое
обозначение, транспозиция и т.д.);
- изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида тактовой
черты; с помощью этого инструмента также расставляются номера тактов в
заданной области и многотактовые паузы;
- знаки реприз, вольты, фонари, сеньо;
- палитра умных графем – создание crescendo,diminuendo, пунктирной лиги,
глиссандо, трели и т.д.;
- нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к
конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев;
- штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.);
- подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке).
Можно
с
уверенностью
сказать,
что
сегодня
музыкальный
звук
и
нотография
соединились
в
универсальном
языке
цифрового
искусства
и
образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто проявляли
вовсе
не
программисты,
а
музыканты,
обратившиеся
к
компьютерным
средствам и создавшие первые версии цифровых нотных редакторов.
Таким
образом,
возможности
нотного
редактора Finale
находят
практическое применение в работе концертмейстера.
Список литературы.
1.
Концертмейстерский
класс:
Метод.
Разработка
по
курсу/
Моск.ин-т
культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с.
2.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М.,
2002. – 192 с.
3.
Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и
хором // Музыка в школе. - 2001.- №5
4.
Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор»
Санкт-Петербург. - 2003.- 208 с.
5.
Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е
изд. – М., 1998.
6.
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1:
Стратегии и методики.
– М.:
Издательский дом «Классика – XXI»,
2007. – 128 с., ил., компакт-диск.
7.
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2:
Технология презентации. – М.: Издательский дом «Классика – XXI»,
2007. – 120 с., ил.
8.
Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3:
Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом «Классика –
XXI», 2007. – 128 с., ил.