Напоминание

"Практическое применение нотного редактора Finale в работе концертмейстера"


Автор: Волегова Инна Борисовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств г.Югорска"
Населённый пункт: г.Югорск, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Практическое применение нотного редактора Finale в работе концертмейстера"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г.Югорска» Доклад на тему: «Практическое применение нотного редактора Finale в работе концертмейстера» Выполнила: Волегова И.Б. концертмейстер МБУ ДО «Детская школа искусств г.Югорска» Югорск, 2015
Развитие современного образования тесно связано с широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Потому введение компьютерных технологий в образовательный процесс детских музыкальных школ, как для учащихся, так и для педагогов, является на данный момент одной из самых актуальных проблем музыкального образования. В данном случае речь пойдет об использовании нотного редактора Finale в работе музыканта-концертмейстера. Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие «концертмейстер» включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Концертмейстер должен обладать целым комплексом необходимых навыков – хорошо владеть инструментом, как в техническом, так и в музыкальном плане, быстро ориентироваться в нотном тексте, проявлять чуткость и внимание к фразировке солиста, умение сразу охватить характер и настроение произведения. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Работа концертмейстера уникальна и увлекательна, а его роль в учебном процессе детских школ искусств неоспоримо велика, Хороший концертмейстер востребован в разных сферах музыкальной деятельности, начиная с домашнего музицирования, заканчивая концертным исполнительством. Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера, помимо чтения с листа, является умение транспонировать музыку в другую тональность. Это входит в число непременных условий, определяющих его профессиональную пригодность.
В современной практике музыкантов-исполнителей транспозиция производится с целью: - изменить регистр (например, если нужно, чтобы высокий голос исполнил произведение, написанное для более низкого); - изменить тональность, чтобы получить более удобную для того или иного инструмента; - облегчить чтение нот, перемести их в более привычную октаву (октавный транспорт). Самое главное в транспонировании, это практика и нотная тетрадь. Однако владение техникой работы в нотном редакторе Finale позволяет концертмейстеру значительно сэкономить время для творческих задач. В вокальном или хоровом классе концертмейстеру нередко приходится играть аккомпанемент не в тональности оригинала. Это объясняется возможностями тесситуры и состоянием голосового аппарата учащихся на данный момент. С помощью всего лишь одного нажатия клавиши возможно транспонирование произведения в любую тональность, на нужное количество тонов. По мере овладения знаниями искусства концертмейстерства, перед музыкантом открываются широкие возможности самостоятельного творческого поиска. При всем разнообразии концертмейстерских навыков и умений доминирующим звеном в работе музыканта-исполнителя является точность выбора типа аккомпанемента. Палитра инструментов в нотном редакторе Finale значительно упрощать фактуру аккомпанемента, добиваясь более рационального способа его изложения; умение грамотно облегчить трудные места – снятие подголосков, украшений, удвоений, отказ от каких-либо гармонических фигураций, настройка полей партитуры (формат страницы, нотной системы, определить масштабирование нот), т.е. создать правильный и красочный аккомпанемент к произведению.
Тщательно отработанная и откорректированная партия фортепиано позволяет концертмейстеру быстро ориентироваться в нотном тексте при визуальном прочтении партитуры. С появлением компьютера, в музыке наступило время больших возможностей. Теперь любой человек может воспроизводить на нем звучание целого оркестра, монтировать звуковые файлы точь-в-точь как в профессиональной студии, добавлять к ним всевозможные эффекты. Компьютерные программы для нотации, которые стали возникать еще в 1970-х годах, довольно сильно усовершенствовавшись, сегодня имеют широкое поле действия: творческое, учебное, производственное. Ими пользуются издательства, они востребованы в киноиндустрии и на телевидении (для подготовки партитур и отдельных инструментальных партий), в них работают многие профессиональные композиторы и аранжировщики, они прочно вошли в образовательные программы. Нотные цифровые технологии настолько масштабно вошли в действующую практику, что превратились в важную единицу музыкальной культуры. При этом, цифровые ноты играют роль не только знаков на экране, но непосредственно связаны со звуком и его тембрами (электронные ноты звучат), они становятся мультимедийными учебными материалами (аудио- и видео-ноты обучают музыке), автоматизированным помощником (развернутые инструментальные нотные партитуры в цифровом формате мгновенно транспонируются), встроенным цифровым модулем (например, к аудио- или видео-редактору), и т.д. Это внедрение нотных средств в смежные области творчества и образования стало главным принципом развития нотно-цифровых технологий XXI века, благодаря которым, возможности нотографии стали доступны более широкому кругу пользователей. Большинство людей, которые, так или иначе, связаны с набором нотного текста, т.е. созданием различных аранжировок, нотных переложений и т.д., знакомы с программой Finale.
Это нотный редактор, разработанный компанией MakeMusic, в 1988 году. В настоящее время является лидером в мировой индустрии музыки и во многом диктует направление развития цифрового нотопечатания и цифровых стандартов. Первую версию программы Finale разработал Фил Фэрренд, пианист, композитор, писатель, кинокритик. Данная программа широко используется в профессиональном создании музыки для издательских и образовательных учреждений, для кино, телевидения и театра, позволяет вводить, редактировать и печатать нотный текст разной сложности в диапозоне от простых мелодий, фортепианных пьес или гитарных табулатур до симфонических партитур, специальной нотации (от ранней музыки до авангарда) и нотных изданий. Программа Finale глубоко внедрилась в образовательный процесс, построенный на музыкально-компьютерных технологиях, что предоставляет немалое количество по-разному настраиваемых заданий музыкального образования: всевозможные карточки-задачи, головоломки, упражнения и развернутый словарь, словарь музыкальных терминов. Finale идеально подходит для образовательных целей, так как включает в себя, помимо функций нотного редактора, еще и функции секвенсора, проигрывателя для набранного нотного текста. Как правило, компьютерный набор нотной информации происходит посредством виртуальной клавиатуры (мышью). Приятное и очевидное управление этим нотным редактором позволяет пользователю найти любую функцию с помощью всего лишь нескольких кликов. Все объекты отображаются графически прямо в файловом меню, поэтому разобраться в программе сможет даже человек не очень хорошо владеющий английским языком. В нотном редакторе Finale присутствует много дополнительных алгоритмов, например, позволяющих создавать в нотах автоматическую гармонизацию мелодии, распознавать сканированный текст, сохранять изображение не только в растровом (TIFF), но и в веторном (EPS)
графическом формате (при этом возможна печать нотных партитур абсолютно разного размера – от микроскопического до гигантского). Finale - это тот нотный редактор, лицензионная версия которого доступна по цене любому учебному заведению, а также соответствует всем требованиям отечественной музыкальной науки. Основная палитра инструментов редактора следующая: - аккордовая цифровка; - изменение ключа внутри партитуры (например, внутри такта); - изменение знаков альтерации как при ключе (транспонирование), так и внутри такта); - атрибуты нотоносца и системы нотоносцев (ключ, акколада, текстовое обозначение, транспозиция и т.д.); - изменение количества тактов (добавить-удалить), изменение вида тактовой черты; с помощью этого инструмента также расставляются номера тактов в заданной области и многотактовые паузы; - знаки реприз, вольты, фонари, сеньо; - палитра умных графем – создание crescendo,diminuendo, пунктирной лиги, глиссандо, трели и т.д.; - нюансы, которые относятся ко всем голосам многоголосной партитуры к конкретному нотоносцу или к произвольно выбранной группе нотоносцев; - штрихи (staccato, акцент, фермата, форшлаг и т.д.); - подтекстовка, лирика (текст в вокальной музыке). Можно с уверенностью сказать, что сегодня музыкальный звук и нотография соединились в универсальном языке цифрового искусства и образования. Ведь неслучайно, что интерес к его созданию часто проявляли вовсе не программисты, а музыканты, обратившиеся к компьютерным средствам и создавшие первые версии цифровых нотных редакторов. Таким образом, возможности нотного редактора Finale находят практическое применение в работе концертмейстера.
Список литературы. 1. Концертмейстерский класс: Метод. Разработка по курсу/ Моск.ин-т культуры. Сост. Курасова Т.И., Норинская Л.Д.- М.,1993. – 44 с. 2. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс: учебное пособие. – М., 2002. – 192 с. 3. Кубанцева Е.И. Процесс учебной работы концертмейстера с солистом и хором // Музыка в школе. - 2001.- №5 4. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. СПб «Композитор» Санкт-Петербург. - 2003.- 208 с. 5. Музыкальный энциклопедический словарь/ под ред. Г.В.Келдыш.- 2-е изд. – М., 1998. 6. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 128 с., ил., компакт-диск. 7. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 120 с., ил. 8. Тараева Г. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом «Классика – XXI», 2007. – 128 с., ил.


В раздел образования