Автор: Айдамирова Гульнара Габтульнуровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ гимназия №2
Населённый пункт: город Александров, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков здоровьесбережения у учащихся 5 классов на уроках музыки средствами музыкотерапии.
Раздел: среднее образование
Формирование навыков здоровьесбережения у учащихся 5 классов
на уроках музыки средствами музыкотерапии
Из опыта работы учителя музыки Айдамировой Г. Г.
Владимирская обл. г. Александров МБОУ гимназия №2
“Здоровье – всему голова” – гласит народная мудрость. Среди всех
земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить
который нельзя ничем. Здоровье – самая актуальная тема для всех времён и
народов, а в XXI веке становится первостепенной.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его
бодрствования.
В
то
же
время
в
этот
период
происходит
наиболее
интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю жизнь.
По данным института возрастной физиологии РАО [13], школьная
образовательная
среда
порождает
факторы
риска
нарушений
здоровья,
с
действием
которых
связано
20-40
%
негативных
влияний,
ухудшающих
здоровье
детей
школьного
возраста.
Исследования
ИВФ
РАО
позволяют
проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы
влияния на здоровье учащихся:
- стрессовая педагогическая тактика;
-несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
и
функциональным возможностям школьников;
- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований
к организации учебного процесса;
-
недостаточная
грамотность
родителей
в
вопросах
сохранения
здоровья
детей;
- провалы в существующей системе физического воспитания;
- интенсификация учебного процесса;
- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления
здоровья;
- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
-
отсутствие
системной
работы
по
формированию
ценности
здоровья
и
здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса
создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят
к
поломке
механизмов
саморегуляции
физиологических
функций
и
способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая
система
школьного
образования
имеет
здоровьезатратный
характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем
здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической
работы
учителей,
т.е.
связано
с
их
профессиональной
деятельностью.
Поэтому учителю необходимо изменить:
1. Собственное мировоззрение, отношение к себе, своему жизненному опыту
в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиций проблем
здоровье сбережения;
2. Отношение к учащимся (педагог должен полностью принимать ученика
таким,
каков
он
есть,
и
на
этой
основе
стараться
понять,
каковы
его
способности);
3. Отношение к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое
предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие
учащихся с максимально сохраненным здоровьем.
Потребность в здоровьесберегающих технологиях обучения возникает в
связи с необходимостью в разрешении следующих противоречий:
- между заказом общества на социально здоровое, гармонично развитое
поколение и резким ухудшением психосоциального здоровья детей;
- между инициативой педагогов, проявляющейся в их творческом подходе к
организации образовательного процесса, и отсутствием знаний и умений
использования здоровьесберегающих технологий.
- между высоким уровнем требований к здоровью детей и возможностями
педагогических кадров создавать здоровьесохраняющую среду, использовать
в
своей
деятельности
программы,
методики
и
технологии,
отвечающие
принципам здоровьесберегающего обучения.
Разрешение выявленных противоречий и явилось условием к возникновению
данного опыта и создании методики «Аккорд здоровья».
С учётом ФГОС, предусматривающим здоровьесбережение как одно из
ведущих
направлений
в
образовательном
процессе,
в
соответствии
с
«Концепцией содержания образовательной области «Искусство» определена
одна
из
основных
задач
уроков
музыки:
снимать
нервно-психические
перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический
тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы
с детьми на уроках использую музыкотерапию.
Огромные возможности для поддержания душевного и телесного
здоровья
детей
имеет
музыкотерапия
или
оздоровление
музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением,
которое используется во многих странах (США, Германия, Франция и т.д.) в
лечебных целях. Музыкотерапия становится признанной наукой. Педагогам-
музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке.
Музыкальная
терапия
вместе
с
арт-терапией
может
стать
эффективным
методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают
учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в
школе здоровьесберегающие технологии.
ФГОС второго поколения определяет задачу здоровьесбережения как
одну
из
приоритетных.
Результатом
решения
этой
задачи
должно
стать
создание
комфортной
развивающей
образовательной
с р е д ы .
Данное
понятие
в
концепции
ФГОС
определяется
как
образовательное
пространство,
гарантирующее
охрану
и
укрепление
физического,
психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно
такое образовательное пространство является комфортным по отношению к
обучающимся.
В
Примерной
образовательной
программе
начального
общего
образования
[8]
четко
обозначены
цели
и
задачи
деятельности
образовательного учреждения по данному направлению. К данному опыту
работы, применительно следующие цели и задачи, указанные в программе:
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на
основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
-
сформировать
навыки
позитивного
коммуникативного
общения;
-
научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
п о з в о л я ю щ и х
с о х р а н я т ь
и
у к р е п л я т ь
з д о р о в ь е ;
-
сформировать
представления
об
основных
компонентах
культуры
здоровья и здорового образа жизни.
Теоретической базой к возникновению опыта послужили исследования
В.И.Петрушина, А.Н.Стрельниковой, В.В.Емельянова.
В.И.
Петрушин
в
своих
работах
уделял
внимание
вопросам
влияния
музыкальной
рациональной
терапии
на
психо-эмоциональное
состояние
человека. По его мнению сочетание лада и темпа в наибольшей степени, по
сравнению с другими средствами музыкальной выразительности, определяет
эмоциональный
«заряд»
того
или
иного
произведения.
Специально
подобранные
музыкальные
произведения
позволяют
дозировано
«тренировать» эмоциональный мир ребенка.
В своих исследованиях по музыкотерапии В.И.Петрушин отмечает
положительное
воздействие
этого
вида
арттерапии,
выделяя
в
качестве
проявления лечебного и коррекционного воздействия следующее:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций
организма;
- катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;
-
повышение
социальной
активности,
приобретение
новых
средств
эмоциональной экспрессии;
- облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения,
коррекция коммуникативной функции;
- активизация творческих проявлений.
Изучив методику музыкальной терапии Валентина Ивановича
Петрушина,
пришла
к
выводу,
что
её
(методику)
можно
адаптировать
к
урокам музыки. Слушание релаксационной музыки меняет эмоциональный
настрой учеников, помогает снять напряжение и усталость. Опираясь на
содержание программы по предмету музыка, на тематическое построение
уроков, подбираю музыкальный материал, используя не только программные
произведения, но и специальные музыкальные композиции релаксационного
характера. Учащиеся постепенно приобретают навык подбора музыкального
материала, навык эмоционального слушания.
Одним из компонентов «Аккорда здоровья» является дыхательная
гимнастика
Александры
Николаевны
Стрельниковой.
Эта
гимнастика
используется мною давно. Она выполняет функцию разогрева певческого
аппарата, а также имеет профилактическую направленность. Конечно, из-за
ограниченности времени урока, выполняется не весь комплекс упражнений.
В своей практике я использую наиболее доступные и простые упражнения.
Помимо того, что эти упражнения восстанавливают нарушенное носовое
дыхание, улучшают работу бронхов, повышают общую сопротивляемость
организма, поднимают настроение у детей, происходит смена деятельности
на уроке, гимнастика включает в себя двигательную активность.
По мнению хормейстеров, вокалистов, врачей (таких как Щетинин
М.И.
-
врач-фониатор,
терапевт)
дыхательная
гимнастика
А.Н.
Стрельниковой хороша тем, что:
-
сочетается
со
всеми
циклическими
упражнениями:
ходьбой,
бегом,
плаванием;
- восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
- является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
- положительно влияет на организм в целом – в работу включаются все
мышцы;
- для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной
одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;
- после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
- дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного
аппарата и грудной клетки.
В методику «Аккорд здоровья» входят и фонопедические упражнения
В.В.
Емельянова.
Он
исследовал
возможности
человеческого
голоса,
предложив
фонопедический
метод
развития
голоса. Этот
метод
имеет,
прежде
всего,
технологическую
направленность,
основан
на
критериях
физиологической
целесообразности,
энергетической
экономичности
и
акустической
эффективности
голосового
аппарата
в
пении.
Целью
фонопедических
упражнений
является
решение
координационных
и
тренажных
задач
работы
над
голосом.
Эти
упражнения
являются
подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе.
Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимающие участие в
голосообразовании,
усиливают
микроциркуляцию
в
мышцах,
что
предупреждает заболевание гортани.
Новизна данного опыта заключается:
- во включении опыта работы В.И. Петрушина, А.Н. Стрельниковой, В. В.
Емельянова в серию уроков музыки в 5 классах;
- в создании на их основе адаптированной здоровьесберегающей методики
«Аккорд здоровья», с последующей реализацией;
- в адаптации этой методики к условиям гимназии;
-
во
включении
её
в
рабочую
программу
по
предмету
«Музыка»
для
5
классов.
За время работы над опытом был проведён ряд диагностических
процедур. Их целью было изучение настроения и творческой активности
учащихся
во
время
традиционного
урока
и
урока
с
использованием
здоровьесберегающей
методики.
На
основе
исследований
можно
сделать
следующие выводы:
-на уроке с использованием «Аккорда здоровья» преобладает радостное и
восторженное настроение.
-активность
творческого
потенциала
на
уроках
с
использованием
здоровьесберегающей методики в 2 раза выше, чем на традиционном уроке.
Разработанная методика «Аккорд здоровья» решает следующие задачи:
- создание условий для психологического комфорта на уроке.
- обучить приёмам данной методики с целью профилактики утомляемости и
заболеваемости.
- повышение интереса к предмету «музыка» и мотивации к обучению.
Опыт
работы
показывает,
что
внедрение
методики
«Аккорд
здоровья»
позволил повысить:
- мотивацию учащихся к ведению здорового образа жизни;
- компетентность по вопросам здоровьесбережения;
-эффективность учебного процесса;
-творческую активность учащихся.
И самое главное, что в процессе применения методики «Аккорд
здоровья» у учащихся формируются следующие навыки:
-через
слушание
релаксационной
музыки
–
навык
контроля
за
эмоциональным
состоянием,
умение
подбирать
музыкальный
материал
соответствующий эмоциональному состоянию.
-дыхательная
гимнастика
Стрельниковой
формирует
навыки
правильного
дыхания.
-фонопедические упражнения формируют навыки дикции и охраны голоса.
-рефлексия формирует навык самоанализа. Применяя в комплексе данную
методику,
учащимся
предоставляется
возможность
формирования
специализированных здоровьесберегающих навыков.
В период работы над опытом заметила, что учащиеся активно
заинтересовались проблемой сохранения и укрепления здоровья, вопросами
влияния
музыки
на
организм
человека.
Им
была
предложена
исследовательская работа в ходе, которой выдвигались гипотезы, строились
предположения,
делались
презентации
и
их
защита.
Исследовательские
проекты
были
представлены
на
методических
объединениях
и
классных
часах.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных
ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого
раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем
личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом
случае, можно надеяться, что будущие поколения будут больше здоровы и
развиты, не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Используемая литература
1. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 6-е изд., стер.
/СПб.: Издательство «Лань»; «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. —
192 стр.
2. Музыкальный словарь. Начальная школа/Сост.Давыдова М. А. Москва
«ВАКО», 2009-96стр.
3.
Нейтрализации
стрессов
и
оздоровление
школьника.
Практическое
пособие.\ Составитель Онишина В.В. Москва: «Аркти» 2008-150стр.
4.
Музыка
в
школе.(3-2005)
ст.Е.А.Лобанова
«Возможности
урока
как
средства реализации здоровьесберегающих технологий».
5. Музыка в школе.(1-2008 ) ст.Е.М.Барвинская «Как защитить голос»
6. Музыка в школе.(1-2008 )ст. Проект-исследование о влиянии музыки на
состояние здоровья человека»
7. Петрушин В.И.
Музыкальная психотерапия. Теория и практика/Москва
«Владос» 2000.-175стр.
8. Примерные программы по учебным предметам. Музыка 5-7 класс. Москва
«Просвещение» 2011. - 55 стр.
9. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С Петербург/ « Питер», 2003-98стр.
10.
Смирнов
Н.
К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
современной школе. – Москва/ АПК и ПРО, 2002 – 92стр.
11.
Советова
Е.
В..
Эффективные
образовательные
технологии.
Ростов
н/Дону: «Феникс», 2007 – 285 стр.
12.
Стандарты
второго
поколения.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования.
Москва
«Просвещение» 2011.