Автор: Морозов Дмитрий Львович
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 60
Населённый пункт: с. Тхамаха Северский район Краснодарского края
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологии мальчиков и девочек
Раздел: среднее образование
Особенности психологии мальчиков и девочек
Как всем известно, девочки до определённого возраста обгоняют мальчиков по
развитию многих психических функций. Они взрослее мальчиков-ровесников при
поступлении в школу, и в подростковом возрасте это уже просто невозможно не заметить.
Помимо этого, у девочек и мальчиков по-разному развиваются и мозговые структуры. Так,
мы знаем, что у человека разные полушария мозга осуществляют разные функции: левое
полушарие отвечает за логическую переработку информации, а правое – за образно-
эмоциональную. У мужчин полушарная асимметрия выражена более ярко, у женщин же
пучок нервных волокон, соединяющий левое и правое полушарие и позволяющий
обмениваться информацией между полушариями, толще, обмен информацией
осуществляется легче и функциональная специализация полушарий выражена меньше. Но
это у взрослых. У детей же есть и ещё такая особенность – у мальчиков логическое левое
полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстаёт. Вследствие этого, у
мальчиков до определённого возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Хотя бытует представление, что девочки более эмоциональны, чем мальчики, с точки
зрения нейропсихологии дело обстоит не совсем так. Дело в том, что среди мальчиков и
мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин набор индивидуальных различий, то
есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, писателей, художников,
математиков, учёных так и ярко-эмоциональных людей и преступников. Девочки и
женщины же помимо того, что эта группа более однородна, ещё и более речевые, и то, что
мы часто принимаем за эмоции, на самом деле просто эмоциональные метки, проявленные
в их речи. То есть они склонны больше говорить о чувствах, по силе же проявления
эмоций мальчики могут превосходить девочек, хотя и не всегда способны про это сказать.
Женщина может воскликнуть выразительно «Ах, как мне её жалко!», но это совсем не
значит, что её сейчас так переполняют отрицательные эмоции, что ей трудно себя
сдержать. Это просто эмоциональная метка ситуации- она дала обозначение не своим
переживаниям, а своему отношению к ситуации и классифицировала её как
отрицательную. После этого она спокойно может переключиться и заняться каким-нибудь
совершенно другим делом. Мальчики же, хотя и не проявляют этого внешне, могут
переживать ситуации более глубоко.
Итак, мы видим, что при смешанном обучении реально мы имеем разновозрастный
класс. Причём, мальчики находятся в заведомо невыгодной позиции по сравнению с
девочками – так как девочки старше по биологическому возрасту и у них лучше развита
речь.
Следует отметить и некоторые различия в умственной деятельности мальчиков и
девочек.
У девочек короче период врабатываемости, а мальчики медленнее входят в работу. И
пики работоспособности у них разные. Мальчикам нужен высокий темп. Как только
начинается повторение, закрепление – они выпадают из процесса, внимание ослабевает.
Девочки ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит – тишина (даже если ответ знают)
до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Они как
бы работают «на подхвате». Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают на
пошаговых технологиях.
У мальчиков хорошо работает соревнование. Для девочек же соревнование надо
применять очень аккуратно, есть риск всех их перессорить. Для девочек очень важна
оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и
оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей, мальчики и девочки и
ссорятся по-разному. Мальчики поссорились – подрались, смотришь – на другой перемене
опять вместе.
Девочки же – если поссорятся – в ситуацию вовлечён весь класс. Они переживают,
обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней
обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего
класса.
Следует учитывать и такую особенность – мальчиков необходимо включать в поисковую
деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов открытый, когда нужно
самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и
запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность,
тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть,
им больше подходит обучение через самостоятельное решение проблемной ситуации.
Мальчики лучше работают «от противного»: сначала результат, потом – как мы к этому
пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков
работать сложнее, но интереснее.
Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда
информация уложена в схему. Обычно для них не составляет труда запомнить правило или
порядок операций и затем применять его в подобных типовых ситуациях.
Есть и ещё одна объективная трудность, которая мешает детям и в первую очередь
мальчикам быть успешными в обучении. Дело в том, что учебники в основном пишут
левополушарники – люди рационально-логического типа. Просто потому что
правополушарники вообще не любят писать. Они лучше расскажут, чем изложат на
бумаге, им, чтобы облечь мысль в грамматическую форму, нужен контакт с аудиторией.
Левополушарники же перегружают текст сложными грамматическими формами,
трудными для восприятия. У нас большинство школьных технологий рассчитано на
левополушарников. Но при этом мало того, что правое полушарие плохо развивается,
люди правополушарного типа просто отсеиваются при такой системе. А поскольку в
начале обучения мальчики в целом более правополушарны, то страдают от таких методов
обучения в первую очередь они.
Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить
материал в действии, а не умозрительно. Девочкам же обычно проще понять схему,
алгоритм. А учителя требуют полного ответа, чтобы было хорошо сформулировано, да
ещё и так, как в учебнике. А мальчики, всё понимая, иногда не могут объяснить того, что
поняли, кому-то другому.
Что ещё важно отметить, у девочек с педагогами контакт теснее. В классе учитель
скорее всего обратит внимание на то, как работают девочки – они, как более
ориентированные на контакт, чаще смотрят в глаза учителю, что служит для него знаком
готовности их к работе. Мальчики же, как правило, значительно меньше смотрят на
учителя. А если ещё учесть, что и педагоги большей частью - женщины, и им проще
ориентироваться на девочек, то выходит, что мальчики в школе находятся под неким
прессингом девочек и женщин-учительниц.
Разное восприятие мира мужчиной и женщиной объясняется разным строением мозга
и разными социальными ролями которые люди играли сотни тысяч лет. В глубокой
древности мужчина должен был охотиться и исследовать новые места для обитания своего
рода, а женщина сидеть в пещере, поддерживать огонь, готовить еду и заботиться о детях.
Исследовательница Уилсон, определявшая области мозга, отвечающие за
эмоциональность, установила, что у мужчин эта область локализована и находится в
правом полушарии. У женщин подобной локализации нет – у них множество областей
мозга связаны с эмоциями. Поэтому, мужчина, решая проблему, может совершенно не
задействовать эмоциональную область мозга (логика всё равно «лежит» в левом
полушарии, и они никак не пересекаются). У женщин так не получается из-за большого
перекрытия зон. Какую задачу не решаешь, обязательно затронешь эмоции.
У мужчин есть в мозгу определённая область, специализирующаяся на решении
пространственно-координатных задач. А у женщин – нет, у них координатная задача
решается другими, неспециализированными отделами мозга, что называется «по
остаточному принципу». То есть хуже. Поэтому женщины так плохо паркуются задним
ходом, определяют расстояние до цели и не разбираются в географических картах.
Зато у женщин есть специализированный отдел мозга, отвечающий за речь. Поэтому
женщины предпочитают профессии, связанные с общением. И поэтому женщины такие
неостановимые болтушки. Известно, что информация до собеседника доносится не только
словами, но и интонацией, жестами. Женщина употребляет в сутки до 8000 слов (данные
справедливы для английского языка). К этому можно добавить пару тысяч междометий и
до 10 000 жестов и мимических сигналов. Итого: около 20 000 единиц сигналов. Из
мужчины в сутки выпадают 2000 – 4000 слов, тысячи полторы междометий, плюс в
скупом мужском арсенале имеются около 3000 жестов и мимических сигналов. Итого 6000
– 8000 единиц информационного обмена.
Девочки при просмотре фильмов чаще мальчиков издают различные возгласы не только
потому, что они более эмоциональны, эмпатичны и тоньше чувствуют чужие переживания.
Но ещё и потому, что спешат вербально выразить свои ощущения, поделиться ими с
окружающими.
Мужчины более молчаливы – чтобы не спугнуть дичь. Или не сказать что-нибудь не
то… Мужское нежелание болтать часто выводит женщин из себя. Она хочет поделиться с
ним интересным рассказом об увлекательном хождении в магазин, а он мычит и что-
нибудь жуёт.
За движение рта и рук у женщин отвечают передние зоны левого полушария – те, что
находятся рядом с моторной зоной мозга, отвечающей за движения. У мужчин за те же
действия отвечает задний отдел мозга – тот, что ближе к зрительному отделу. Поэтому
женщины и имеют преимущества в тонкой моторике рук (им хорошо удаётся шитьё,
например, или вязание). А у мужчин из-за близости «рукомоторной» зоны и зрительной
ощутимое преимущество в «прицельной» деятельности.
Каждую секунду через человеческий глаз в мозг поступает порядка 100 Мегабайт
зрительной информации. Обработать столько мозг не в состоянии, поэтому он отбирает
самое необходимое. Мозг мужчины, естественно-отобранный для охоты, обеспечивает
отбор и анализ информации, нужной для работы «на дальность». Поэтому у мужчины
узкое поле зрения. Зрение охотника. У женщины, как у лошади, зрение осторожности –
широкоохватное. (Здесь имеется в виду не разница в собственно зрении, то есть строении
глаза, а именно аппаратурная разница – в обработке информации. То есть разница в
принципах мышления. Глаза - то у нас одинаковые, мозги разные.)
Именно из-за узости поля зрения мужчина не может сразу найти нужный предмет в
холодильнике или на полке в магазине. Подходит жена и, одним взглядом окинув
пространство холодильника или витрины, тут же находит искомое.
Происходит следующее – мужчина-охотник, остановившись рядом с полкой, начинает
беспомощно сканировать своим направленным взглядом её содержимое, пытаясь
обнаружить предмет. Женский взгляд не сканирует, он охватывает пространство целиком.
Плюс к тому, женщины – «душевники», мужчины – «предметники». Девочки и
женщины более интересуются отношениями, а мальчики – вещами, Именно поэтому,
войдя в незнакомое помещение, полное людей, женщина всеохватным зрением сразу
отмечает, кто там присутствует, кто с кем находится в каких отношениях, кто скован, а кто
весел. Мужчина, войдя в ту же комнату, подсознательно делает предметный анализ:
отмечает входы, выходы, возможные пути к отступлению. Именно поэтому мужчины в
ресторанах не любят садиться спиной к залу или к выходу. Мужчины должны держать зал
в поле зрения.
Кстати, мужчины и женщины и спят по-разному. Мужчина спит глубоко, как хищник, -
электрическая активность его мозга падает на 70%. Женщина спит как жертва, - её
мозговая активность падает только на 10%. Она постоянно настороже. ( Данные из работы
нейропсихолога Р. Гура, Пенсильванский университет.)
Всезнающая статистика отмечает, что в гостиничных номерах мужчины чаще занимают
ту кровать, которая ближе к выходу, к внешнему миру, - срабатывает самцовая потребность
обороны логова против напастей внешнего мира. Часто бывает, что если мужчина по
каким-то причинам не ночует дома, жена совершенно бессознательно кладёт ребёнка спать
на своё место, а сама занимает на ночь место мужа – с краю кровати или ближе к двери:
защищает детёныша, заменяя собой отсутствующего самца.
Мужчины и женщины по-разному реагируют на звуки. Мужчины запросто могут
проспать писк младенца – звук, который сразу пробудит женщину. Зато мужчина сразу
проснётся, если под окном хрустнет ветка: мужчины лучше слышат звуки, по частотно-
амплитудным характеристикам похожие на шорох или хруст. И они ненавидят
высокочастотные звуки – женский крик или детский плач выводят мужчин из себя, точнее
говоря, приводят их в состояние агрессии или паники. Это нормальная оборонительная
реакция: высокий звук – это сигнал опасности…..
Недавно моя коллега – учитель английского языка из соседнего села сказала мне: « Я
только недавно поняла, что мужчины и женщины – это просто разные зверушки».
Подводя итог, можно сказать что именно на разности способностей двух полов и
построилась наша цивилизация. На протяжении всей истории мужчины и женщины в
обществе были необходимы друг другу так же, как гайка болту, а болт гайке. У каждого
своя задача, свои функции….всё это было справедливо до тех пор, пока семья была
хозяйственной ячейкой общества. Но парадокс новейшего времени состоит в том, что
последние два-три поколения землян живут в условиях, совершенно отличных от тех, в
которых жили сотни поколений до них. Уровень развития технологий сейчас такой, что
семья перестала быть хозяйственной ячейкой. Отсюда и разводы и брошенные дети и
вообще разрушение института семьи. Но это уже, как говорится, совсем другая история.