Напоминание

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности на уроках физической культуры


Автор: Беднов Павел Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 36"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности на уроках физической культуры
Раздел: полное образование





Назад




ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ВЫПОЛНИЛ:

БЕДНОВ П.А.,

УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,

МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 36»

1

ПЛАН

Что такое Здоровьесберегающие технологии и зачем они нужны

Здоровьесберегающие требования, предъявляемые к методике, средствам обучения и

подходов к образовательному процессу

Положения здоровьеформирующего образования

урока физической культуры в школе

Перечень внутришкольных факторов,

представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся

1.

Гигиенические условия, факторы

2.

Учебно-организационные факторы

3.

Психолого-педагогические факторы

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий

2

ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ

Здоровьесберегающие технологии

– это совокупность приёмов,

методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному

процессу.

Цель

здоровьесберегающей

педагогики

Обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,

вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,

необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него

культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из

приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется

на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о

реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их

внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия

негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным

процессом.

3

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИКЕ,

СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ И ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать

себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам

психологической защиты.

Не допускать чрезмерной изнуряющей физической,

эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного

материала.

Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который

гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-

психологического климата в коллективе.

4

ПОЛОЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ:

Создание такой общеобразовательной программы, которая формирует и

обеспечивает здоровье учащихся

Создание условий для заинтересованного отношения к учебе

Включение в процесс занятий элементов активного отдыха

Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях

5

ПЕРЕЧЕНЬ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ,

ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

УЧАЩИХСЯ:

Гигиенические

условия

,

факторы

Учебно

-

организационные

факторы

Психолого

-

педагогические

факторы

6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ:

шум

освещенность

воздушная среда

размер помещений, кубатура

дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)

используемые стройматериалы, краска

мебель: размеры, размещение в помещении

видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры

пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания

. качество питьевой воды, используемой в школе

экологическое состояние прилегающей к школе территории

состояние сантехнического оборудования.

7

УЧЕБНО

-

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ФАКТОРЫ

объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным

возможностям школьника

расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году

организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование

видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения

и т.п.)

объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры,

на переменах, во внеучебное время)

особенности устава школы и норм жизни школы

медицинское и психологическое обеспечение школы

участие родителей учащихся в жизни школы

стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»

психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по

горизонтали»

интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и

других организаций на жизнь школы

наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и

здорового образа жизни учащихся

позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и

укрепления здоровья учащихся.

8

ПСИХОЛОГО

-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ФАКТОРЫ

психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок

стиль педагогического общения учителя с учащимися

характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок

степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)

особенности работы с «трудными подростками» в классе

соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным

возможностям школьников

степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных

проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)

личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений

состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью

обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального

переключения

степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя

профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих

образовательных технологий.

9

КРИТЕРИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КАЧЕСТВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных

технологий при решении с их помощью защиты от патогенных

факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья

учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с

воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся

у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться

к врачам надо только тогда когда заболеешь), но вступает в

противоречие с принципами профилактической медицины и

концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией

здравоохранения, согласно которой здоровье - не только

отсутствие болезни, но и состояние полного физического,

психического и социального благополучия.

10



В раздел образования