Автор: Беднов Павел Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 36"
Населённый пункт: город Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности на уроках физической культуры
Раздел: полное образование
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВЫПОЛНИЛ:
БЕДНОВ П.А.,
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 36»
1
ПЛАН
Что такое Здоровьесберегающие технологии и зачем они нужны
Здоровьесберегающие требования, предъявляемые к методике, средствам обучения и
подходов к образовательному процессу
Положения здоровьеформирующего образования
урока физической культуры в школе
Перечень внутришкольных факторов,
представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся
1.
Гигиенические условия, факторы
2.
Учебно-организационные факторы
3.
Психолого-педагогические факторы
Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий
2
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
И ЗАЧЕМ ОНИ НУЖНЫ
Здоровьесберегающие технологии
– это совокупность приёмов,
методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному
процессу.
Цель
здоровьесберегающей
педагогики
Обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья,
вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков,
необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него
культуру здоровья. Если забота о здоровье учащихся является одним из
приоритетов работы всего педагогического коллектива и осуществляется
на профессиональной основе, то только тогда можно говорить о
реализации в школе здоровьесберегающих технологий, и результатом их
внедрения будет защита здоровья учащихся и педагогов от воздействия
негативных факторов, в первую очередь связанных с образовательным
процессом.
3
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИКЕ,
СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ И ПОДХОДОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать
себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам
психологической защиты.
Не допускать чрезмерной изнуряющей физической,
эмоциональной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного
материала.
Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который
гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-
психологического климата в коллективе.
4
ПОЛОЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ:
Создание такой общеобразовательной программы, которая формирует и
обеспечивает здоровье учащихся
Создание условий для заинтересованного отношения к учебе
Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях
5
ПЕРЕЧЕНЬ ВНУТРИШКОЛЬНЫХ ФАКТОРОВ,
ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ПОТЕНЦИАЛЬНУЮ УГРОЗУ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
УЧАЩИХСЯ:
Гигиенические
условия
,
факторы
Учебно
-
организационные
факторы
Психолого
-
педагогические
факторы
6
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ФАКТОРЫ:
шум
освещенность
воздушная среда
размер помещений, кубатура
дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
используемые стройматериалы, краска
мебель: размеры, размещение в помещении
видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
. качество питьевой воды, используемой в школе
экологическое состояние прилегающей к школе территории
состояние сантехнического оборудования.
7
УЧЕБНО
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ
объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным
возможностям школьника
расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование
видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения
и т.п.)
объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры,
на переменах, во внеучебное время)
особенности устава школы и норм жизни школы
медицинское и психологическое обеспечение школы
участие родителей учащихся в жизни школы
стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по
горизонтали»
интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и
других организаций на жизнь школы
наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и
здорового образа жизни учащихся
позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и
укрепления здоровья учащихся.
8
ПСИХОЛОГО
-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ
психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
стиль педагогического общения учителя с учащимися
характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
особенности работы с «трудными подростками» в классе
соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников
степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных
проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе)
личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
обременение учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального
переключения
степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих
образовательных технологий.
9
КРИТЕРИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КАЧЕСТВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных
технологий при решении с их помощью защиты от патогенных
факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья
учащихся и педагогов, находящееся в очевидной связи с
воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся
у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться
к врачам надо только тогда когда заболеешь), но вступает в
противоречие с принципами профилактической медицины и
концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией
здравоохранения, согласно которой здоровье - не только
отсутствие болезни, но и состояние полного физического,
психического и социального благополучия.
10