Напоминание

Эффективная организация взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОУ


Автор: Коптева Александра Георгиевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Эффективная организация взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОУ
Раздел: среднее образование





Назад




Коптева А.Г.

социальный педагог ГБОУ СОШ № 262

Красносельского района Санкт-Петербурга

Эффективная организация взаимодействия субъектов профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОУ

Большую и важную роль в работе социального педагога занимает осуществление

межведомственного

взаимодействия

с

субъектами

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

среди

несовершеннолетних.

При

осуществлении

деятельности

социальный педагог опирается в первую очередь на Федеральный закон № 120-ФЗ от

24.06.1999

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений

несовершеннолетних» и Федеральный закон

№ 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных

гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», а также на Федеральный закон № 273-

ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».

Следует обратить внимание на организации и учреждения, которые указаны в

статье 4 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999. В этой статье указаны субъекты

профилактики, деятельность которых направлена

непосредственно на профилактику

правонарушений и безнадзорности.

Следует

обратить

внимание

на

алгоритм

осуществления

межведомственного

взаимодействия с Комплексными центрами обслуживания населения. При обращении в

КЦСОН

администрация

школы

направляет

ходатайство

о

взятии

с емь и

несовершеннолетнего

на

социальное

сопровождение,

в

котором

даёт

краткую

характеристику

семьи,

указывает

уже

проделанную

работу

с

данной

семьёй.

Приблизительно через 2-3 недели с момента отправления документа по факсимильной

связи специалистам первичного приёма социальному педагогу необходимо связаться со

специалистами и проконсультироваться о проведённой ими работе. В течение двух недель

специалисты отделения первичного приёма присылают ответ на наше ходатайство.

При осуществлении межведомственного взаимодействия необходимо помнить о

сроках направления ответа на обращения, которые указаны в Федеральном законе № 59-

ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ».

Взаимодействие по работе с учащимися, состоящими на сопровождении в КЦСОН,

в нашей школе осуществляется следующим образом. При получении из отделения помощи

семье и детям запроса на характеристику учащегося, специалисты школы (классный

руководитель, социальный педагог) связываются со специалистом, указанным в документе

1

как

исполнитель.

Во

время

общения

со

специалистом

проясняется

вся

я

по

интересующему учащемуся, после чего формируется ответ на запрос. Алгоритм работы

именно такой, потому что каждый человек воспринимает одну и ту же информацию по-

разному.

Также специалисты отделения помощи семьи и детям стараются всегда по просьбе

школы осуществлять совместный выход в адрес проживания семьи своих подопечных.

В 2015-2016 стало актуальным и другое направление совместной работы с КЦСОН:

проведение профилактических мероприятий с учащимися. В рамках антинаркотического

месячника специалисты КЦСОН провели лекционные занятия с учащимися нашей школы

по

ответственности

несовершеннолетних

в

области

употребления

и

распространения

наркотических средств. Психолог КЦСОН провела тренинги для учащихся 9-х классов по

теме «Профилактика употребления ПАВ».

С органами опеки и попечительства работа сводится к обмену информацией. В

основном

это

характеристики

учащихся.

Хотя

специалисты

органов

опеки

и

попечительства всегда стараются выйти в адрес проживания семьи по просьбе школы.

В

области

организации

досуга

несовершеннолетних

значительную

помощь

оказывает

Подростково-молодёжный

клуб

«Восход».

5

февраля

2016

года

ПМК

организовал на своей базе встречу субъектов профилактики с участие представителей от

школ МО Красное Село и МО Горелово. На этой встрече было выдвинуто предложение

для

более

успешного

взаимодействия

использовать

в

работе

направления.

Эти

направления

специалисты

школы

выдают

родителям

учащихся,

когда

рекомендуют

организовать

досуг

ребёнка.

На

практике

выявлено,

что

родители

более

серьёзно

относятся к рекомендации, подкреплённой этим документом. Количество обратившихся в

ПМК наших учащихся выросло.

Следующий субъект профилактики, с которым в нашей школе осуществляется

тесное

взаимодействие

это

СПб

ГБУ

«ГЦСП

«КОНТАКТ».

Помимо

обмена

документацией,

специалисты

школы

совместно

со

специалистом

Центра

проводят

еженедельные

беседы

с

учащимися,

которые

состоят

на

сопровождении

в

этом

учреждении.

Осуществляются

совместные

выходы

в

адрес

проживания

семьи

и

х

подопечных.

Агентство занятости Красносельского района уже на протяжении третьего учебного

года (2014-2015, 2015-2016, 2016-2017) проводит диагностические занятия с учащимися 9-

х и 10-х классах в рамках профориентационной работы.

Конечно,

важным

субъектом

профилактики

является

отдел

по

делам

несовершеннолетних.

Ежемесячно

социальный

педагог

школы

осуществляет

2

информирование инспектора ОДН об учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.

Инспектор ОДН регулярно совместно с социальным педагогом проводит мотивационные

беседы

с

данными

учащимися.

Также

в

Единые

информационные

дни

и

месячники

правовых знаний инспектор осуществляет выходы в классы, доя того, чтобы провести

встречи

с

учащимися

школы,

ознакомить

(или

напомнить)

об

ответственности

несовершеннолетних перед законом.

В

заключении

хотелось

бы

сказать

о

помощниках,

которые

не

относятся

к

субъектам профилактики.

Во-первых, это сотрудники центральной библиотечной системы. Уже три учебных

года

(2014-2015,

2015-2016,

2016-2017)

сотрудники

проводят

беседы

с

учащимися,

лекционные и интерактивные занятия различной направленности. Например, большой

популярностью среди учащихся пользуется цикл лекций для 6-7 классов по циклу книг

Павла Астахова («Я и государство», «Я и магазин», «Я и школа», «Детям о праве», «Я и

семья», «Я и улица»). Также проводят лекции по теме здорового образа жизни, например

«Письмо курящей девушки», интерактивные занятия по Правилам дорожного движения.

Во-вторых,

неожиданным

помощником

в

работе

с

трудными

подростками

представителями других национальностей стало Представительство Республики Дагестан

в

Санкт-Петербурге.

Здесь

специалисты

оказали

помощь

в

привлечении

несовершеннолетних

к

обучению

и

дальнейшему

их

обучению

в

колледжах

Санкт-

Петербурга, чего не в состоянии была сделать мать несовершеннолетних.

И

последним

интересным

опытом

стало

привлечение

к

профилактике

правонарушений родителей учащихся. Например, активно с учащимися школы работает

сотрудник Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу,

находящийся на пенсии – отец одной из учащихся школы: его лекции и профилактические

беседы находят отклик среди учащихся.

Как мы все понимаем, система профилактики далека от совершенства и в её работе

есть

ряд

проблем.

Но

от

специалистов

субъектов

самой

системы

зависит

её

совершенствование.

3



В раздел образования