Автор: Коптева Александра Георгиевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 262 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: Эффективная организация взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОУ
Раздел: среднее образование
Коптева А.Г.
социальный педагог ГБОУ СОШ № 262
Красносельского района Санкт-Петербурга
Эффективная организация взаимодействия субъектов профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ОУ
Большую и важную роль в работе социального педагога занимает осуществление
межведомственного
взаимодействия
с
субъектами
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних.
При
осуществлении
деятельности
социальный педагог опирается в первую очередь на Федеральный закон № 120-ФЗ от
24.06.1999
«Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних» и Федеральный закон
№ 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», а также на Федеральный закон № 273-
ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Следует обратить внимание на организации и учреждения, которые указаны в
статье 4 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999. В этой статье указаны субъекты
профилактики, деятельность которых направлена
непосредственно на профилактику
правонарушений и безнадзорности.
Следует
обратить
внимание
на
алгоритм
осуществления
межведомственного
взаимодействия с Комплексными центрами обслуживания населения. При обращении в
КЦСОН
администрация
школы
направляет
ходатайство
о
взятии
с емь и
несовершеннолетнего
на
социальное
сопровождение,
в
котором
даёт
краткую
характеристику
семьи,
указывает
уже
проделанную
работу
с
данной
семьёй.
Приблизительно через 2-3 недели с момента отправления документа по факсимильной
связи специалистам первичного приёма социальному педагогу необходимо связаться со
специалистами и проконсультироваться о проведённой ими работе. В течение двух недель
специалисты отделения первичного приёма присылают ответ на наше ходатайство.
При осуществлении межведомственного взаимодействия необходимо помнить о
сроках направления ответа на обращения, которые указаны в Федеральном законе № 59-
ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ».
Взаимодействие по работе с учащимися, состоящими на сопровождении в КЦСОН,
в нашей школе осуществляется следующим образом. При получении из отделения помощи
семье и детям запроса на характеристику учащегося, специалисты школы (классный
руководитель, социальный педагог) связываются со специалистом, указанным в документе
1
как
исполнитель.
Во
время
общения
со
специалистом
проясняется
вся
я
по
интересующему учащемуся, после чего формируется ответ на запрос. Алгоритм работы
именно такой, потому что каждый человек воспринимает одну и ту же информацию по-
разному.
Также специалисты отделения помощи семьи и детям стараются всегда по просьбе
школы осуществлять совместный выход в адрес проживания семьи своих подопечных.
В 2015-2016 стало актуальным и другое направление совместной работы с КЦСОН:
проведение профилактических мероприятий с учащимися. В рамках антинаркотического
месячника специалисты КЦСОН провели лекционные занятия с учащимися нашей школы
по
ответственности
несовершеннолетних
в
области
употребления
и
распространения
наркотических средств. Психолог КЦСОН провела тренинги для учащихся 9-х классов по
теме «Профилактика употребления ПАВ».
С органами опеки и попечительства работа сводится к обмену информацией. В
основном
это
характеристики
учащихся.
Хотя
специалисты
органов
опеки
и
попечительства всегда стараются выйти в адрес проживания семьи по просьбе школы.
В
области
организации
досуга
несовершеннолетних
значительную
помощь
оказывает
Подростково-молодёжный
клуб
«Восход».
5
февраля
2016
года
ПМК
организовал на своей базе встречу субъектов профилактики с участие представителей от
школ МО Красное Село и МО Горелово. На этой встрече было выдвинуто предложение
для
более
успешного
взаимодействия
использовать
в
работе
направления.
Эти
направления
специалисты
школы
выдают
родителям
учащихся,
когда
рекомендуют
организовать
досуг
ребёнка.
На
практике
выявлено,
что
родители
более
серьёзно
относятся к рекомендации, подкреплённой этим документом. Количество обратившихся в
ПМК наших учащихся выросло.
Следующий субъект профилактики, с которым в нашей школе осуществляется
тесное
взаимодействие
это
СПб
ГБУ
«ГЦСП
«КОНТАКТ».
Помимо
обмена
документацией,
специалисты
школы
совместно
со
специалистом
Центра
проводят
еженедельные
беседы
с
учащимися,
которые
состоят
на
сопровождении
в
этом
учреждении.
Осуществляются
совместные
выходы
в
адрес
проживания
семьи
и
х
подопечных.
Агентство занятости Красносельского района уже на протяжении третьего учебного
года (2014-2015, 2015-2016, 2016-2017) проводит диагностические занятия с учащимися 9-
х и 10-х классах в рамках профориентационной работы.
Конечно,
важным
субъектом
профилактики
является
отдел
по
делам
несовершеннолетних.
Ежемесячно
социальный
педагог
школы
осуществляет
2
информирование инспектора ОДН об учащихся, состоящих на внутришкольном контроле.
Инспектор ОДН регулярно совместно с социальным педагогом проводит мотивационные
беседы
с
данными
учащимися.
Также
в
Единые
информационные
дни
и
месячники
правовых знаний инспектор осуществляет выходы в классы, доя того, чтобы провести
встречи
с
учащимися
школы,
ознакомить
(или
напомнить)
об
ответственности
несовершеннолетних перед законом.
В
заключении
хотелось
бы
сказать
о
помощниках,
которые
не
относятся
к
субъектам профилактики.
Во-первых, это сотрудники центральной библиотечной системы. Уже три учебных
года
(2014-2015,
2015-2016,
2016-2017)
сотрудники
проводят
беседы
с
учащимися,
лекционные и интерактивные занятия различной направленности. Например, большой
популярностью среди учащихся пользуется цикл лекций для 6-7 классов по циклу книг
Павла Астахова («Я и государство», «Я и магазин», «Я и школа», «Детям о праве», «Я и
семья», «Я и улица»). Также проводят лекции по теме здорового образа жизни, например
«Письмо курящей девушки», интерактивные занятия по Правилам дорожного движения.
Во-вторых,
неожиданным
помощником
в
работе
с
трудными
подростками
–
представителями других национальностей стало Представительство Республики Дагестан
в
Санкт-Петербурге.
Здесь
специалисты
оказали
помощь
в
привлечении
несовершеннолетних
к
обучению
и
дальнейшему
их
обучению
в
колледжах
Санкт-
Петербурга, чего не в состоянии была сделать мать несовершеннолетних.
И
последним
интересным
опытом
стало
привлечение
к
профилактике
правонарушений родителей учащихся. Например, активно с учащимися школы работает
сотрудник Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу,
находящийся на пенсии – отец одной из учащихся школы: его лекции и профилактические
беседы находят отклик среди учащихся.
Как мы все понимаем, система профилактики далека от совершенства и в её работе
есть
ряд
проблем.
Но
от
специалистов
субъектов
самой
системы
зависит
её
совершенствование.
3