Автор: Михлина Ольга Васильевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: Таврический колледж КФУ им.В.И.Вернадского
Населённый пункт: г.Симферополь
Наименование материала: статья
Тема: "Глобальные проблемы и социально-политические процессы современной цивилизации. Земля раздора – Палестина"
Раздел: высшее образование
«Глобальные проблемы и социально-политические процессы
современной цивилизации. Земля раздора – Палестина»
Арабо-израильский конфликт стал одним из самых долговременных
конфликтов ХХ века. Этому конфликту посвящены сотни книг, мемуаров,
научных
исследований,
авторы
которых
высказывали
противоположные
взгляды. Довольно объективной монографией является ««Земля раздора» -
действительность и фантазии в Эрец-Исраэль» Шмуэля Каца. В этой работе
автор
сравнивает
легенды
и
реалии
проблемы.
Автор
делает
вывод,
что
конфликт существует между арабской нацией, составляющей 18 государств
общей территорией 13 млн. кв. км, и еврейским народом, провозгласившим
свое
право
на
единственно
историческую
родину,
территория
которой
составляет менее 1% всей территории Палестины.
Какова же историческая связь арабов с Палестиной? На каком основании
они имеют право претендовать на эту землю?
Если углубиться в историю, то родина арабов –Аравийский полуостров в
юго-западной части Азии. Территория его охватывает Саудовскую Аравию,
Йемен, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман. В 7 веке, с рождением ислама, арабы
завоевали земли и создали империю, которая простиралась от Атлантического
океана до Китая, в том числе была завоевана у византийцев Палестина.
Династия Омейядов господствовало на всей территории этой империи около
100 лет. В 750 г. эта династия была свергнута династией Аббасидов, затем к
власти
пришли Фатимиды. Хотя
к тому времени империя практически
развалилась,
в
большей
ее
части
арабский
язык
и
ислам
были
господствующими.
Палестина для арабских правителей была источником получения налогов
и постоянных войн вплоть до 19 века. Таким образом, палестинские города
были разграблены, а земли были опустошены.
В истории есть не мало примеров, когда в результате войны территории
переходят в состав каких – либо государств, а историки затем «доказывают»
миру, что эта земля по праву принадлежит завоевателям. То есть, историки
пишут
ту
историю,
которую
им
«диктуют».
В
данном
конфликте
пропаганда
в
среде
арабского
населения
утверждает,
что
Иерусалим
–
арабский город,
священный город ислама, так как был таковым в течение
нескольких веков.
Иерусалим можно назвать городом двух религий – христианства и иудаизма,
но священным для ислама город не был никогда. Всем известно, что когда
Магомет провозгласил ислам на Аравийском полуострове, он надеялся, что
евреи
и
христиане
примут
новую
религию.
Просил
их
принять
его
как
наследника Моисея и Иисуса одновременно. Однако ни христиане, ни иудеи
не откликнулись на его призыв. Магомет признавал Иерусалим, как святой
для иудаизма город. Это и породило мусульманское предание о том, что
храмовая гора была местом, откуда Магомет взмыл на седьмое небо. Это
место было священным для евреев за две тысячи лет до Магомета – именно
поэтому
гора
была
выбрана
местом
вознесения
Магомета
на
небо.
В
настоящее
время
арабы
пытаются
доказать
свое
исключительное
право
обладать Палестиной.
Вся история Палестины за последние сто лет тесным образом связана с
тремя глобальными кризисами, перекроившими мировую карту и каждый из
этих
кризисов,
по-своему,
дал
толчок
очередному
этапу
развития
человечества.
Первым из этих кризисов стали первая мировая война, в итоге которой
перестала существовать Оттоманская империя. Во время этой войны арабы
не проявляли интереса к Палестине, в отличие от евреев. В этот период много
евреев жило в Германии и Австро-Венгрии.
В 1914 году
сионистское
руководство
провозгласило
нейтралитет,
но
затем
сионисты
начали
пропагандистскую кампанию в пользу Антанты. В рамках британской армии
был сформирован еврейский легион для освобождения Эрец-Исраэль. Так
как Османская империя воевала против Антанты, то положение у местного
еврейского населения в Эрец-Исраэль было тяжелым. Их пытались выдворить
из страны, притесняли, арестовывали. Арабы, жившие на этой территории,
не протестовали против правления турок, воевали за сохранение Турецкой
империи.
Таким
образом,
национально-освободительных
тенденций
у
арабов, в отличие от евреев, на тот момент не было. Единственное, к чему
стремились арабы – это полностью завладеть правом на Иерусалим.
Буржуазно - демократическая революция 1917 года, ликвидировавшая
монархию в России, привела к эмиграции еврейского населения. Возникли
основные
организационные
структуры
еврейской
диаспоры,
и
возникла
возможность создания еврейского государства.
Второй кризис – вторая мировая война, в ходе которой было уничтожено
6 млн.
европейских евреев.
Одно
из последствий войны –
распад
колониальной системы Великобритании и Франции. В результате, на руинах
этих империй,
возникли как еврейское государство, так и его основные
противники.
Государство Израиль – это единственное государство в мире
которое
с момента своего создания 14 мая 1948 года
на территории
Палестины и до сегодняшнего дня находится в состоянии войны.
Третий кризис – это « холодная война» и ее последствия. Во время этого
военно-политического противостояния был запрет на массовый выезд евреев
СССР в Израиль, и Израиль был одним из камней преткновения между США
и СССР. Как только окончилась, «холодная война» из порохового погреба
Ближнего Востока был устранен главный фитиль – противостояние СССР и
США. Из СССР на «историческую Родину» начался беспрецедентный отток
еврейского населения. В настоящее время в Израиле постоянно проживает
около
1
миллиона
человек,
приехавших
сюда
из
бывших
советских
республик.
Это
стало
главным
фактором,
определяющим
настоящее
и
будущее этой страны.
С 1991 года арабо-израильский конфликт приобрел автономный характер,
но
он представляет угрозу международной безопасности. На протяжении
истории арабо-израильского конфликта не раз применялись миротворческие
усилия,
призванные
по
замыслу
устранить
барьер
враждебности
между
Израилем и его арабскими соседями. По сути, даже известная резолюция
ООН о разделе Палестины на еврейское и арабское государства от 29 ноября
1947
года
принималась
с
целью
урегулировать
арабо-израильские
противоречия, возникшие в 20 – 40 годах.
Если бы сразу были учтены
региональные составляющие
ситуации на Ближнем Востоке, то проблема
была
бы
ликвидирована.
Иными
словами
если
бы
сразу
Палестину
справедливо размежевали, то к силовым методам уже не надо было прибегать.
С 1948 года Израиль – парламентская республика во главе с президентом,
обладающим преимущественно представительными функциями и премьер –
министром.
В Кнессет (парламент Израиля) входят различные партии (всего 11)
между которыми существуют разногласия по поводу внутренней и внешней
политики.
Но
по
отношению
к
арабам
насильственно
присоединённых
территорий мнение практически всегда было единым: палестинским арабам
не
следует
предоставлять
возможности
для
создания
самостоятельного
государства.
Именно
эта
установка
привела
не
только
к
конфронтации
Израиля
со
всем
арабским
миром,
но
и
к
возникновению
острой
ближневосточной проблемы. Эта проблема до сих пор не решена.
Израиль – это развитое государство с еврейским большинством и
арабским
меньшинством
(имеются
в
виду
те
арабы,
которые
изначально
проживали на территории Израиля и пользуются гражданскими правами).
Права арабского населения Израиля несколько ограничены по сравнению с
теми, которыми пользуются евреи, но они все же принципиально отличают
эту часть населения от тех арабов, которые были присоединены к Израилю в
результате
второй
арабо-израильской
войны
1967
года.
(Иорданские
территории, к западу от реки Иордан, сирийские Голанские высоты и часть
земель в полосе Газа). Арабское население на этих территориях имеет статус
беженцев.
Что касается
еврейского населения, то характерной проблемой для
Израиля на современном этапе является проблема ультра ортодоксов. Льготы
в
части
налогообложения,
социального
обеспечения
и
службы
в
армии,
предоставленные нескольким сотням учащихся религиозных школ, как дань
уважения
памяти
уничтоженных
нацистами
раввинов,
превратились
в
«кормушку» для сотен тысяч сегодняшних израильских ультра ортодоксов. Их
лидеры
фактически
создали
из
своих
последователей
замкнутые
касты,
целиком зависящие от поддержки государства и ничего не дающие взамен.
Роль лидеров религиозных партий заключается в том, чтобы в обмен на
голоса
контролируемых
ими
избирателей
они
требуют
выделить
из
государственного бюджета максимально возможные дотации, распределяемые
затем
среди
своих
приверженцев.
Власть
этих
лидеров
над
своими
последователями
абсолютна,
так
как
для
большинства
ультра
ортодоксов
помощь
эта
–
единственный
источник
существования,
так
как
семьи
их
многодетны, а квалифицированными специальностями
они не владеют. В
настоящее время основную часть людей, живущих в Израиле ниже черты
бедности, составляют мужчины-ультра ортодоксы. Они агрессивно настроены
в отношении светской части общества, за счет которой, по сути, живут.
Экспансия
религиозных
лидеров
в
таких
сферах
жизни
израильского
общества, как образование, социальное обеспечение приносит им реальную
власть, в том числе в области распределения бюджетных средств. Главной
целью ультра ортодоксов – создать теократию.
Парадокс заключается в том, что существуя за счет государства,
декларируя
свою
приверженность
«Великому
Израилю»
и
являясь
источником
постоянных
конфликтов
и
столкновений
с
арабами,
ультра
ортодоксы Израиля фактически не проявляют готовности поддерживать его
существование. Более того, их крайние круги, такие как «Натурей Карта»,
скорее
готовы
жить
на
правах
религиозного
меньшинства
в
арабском
государстве, чем в светском еврейском. Это хорошо известно в Израиле и
служит дополнительным источником напряженности в обществе. Никогда в
этой
проблеме
компромисса
не
достичь.
Так
как
обязательно
это
будет
сделано за счет какой-либо из сторон.
Пожалуй, единственная характерная общая черта для менталитета арабов
и евреев – это непреклоняемость. Какая же из сторон пожертвует своими
интересами и жизнью ради мира? Всем известно, что после Кэмп-дэвидских
соглашений 1978 года,
когда
президент Египта Садат
в Иерусалиме
заключил мир с премьер-министром Бегином, он был убит в 1981 году, а
Египет
был
исключен
из
Лиги
арабских
государств.
В
1993
году
в
Вашингтоне И.Рабин и председатель Организации Освобождения Палестины
(ООП)
Ясер
Арафат
подписали
декларацию
о
принципах
организации
временного
палестинского
самоуправления,
предусматривавшая
создание
палестинской автономии в пределах Израиля. В 1995, после того, как Ицхак
Рабин 28 сентября 1995 года в Вашингтоне подписал Временное соглашение
между
ООП
и
Израилем
(соглашением
предусматривалось
расширение
географических границ палестинского самоуправления на Западном берегу
реки
Иордан
и
избрание
Палестинского
Совета,
обладающего
законодательной
и
исполнительной
властью),
4
ноября
Рабин
был
убит.
Шимон Перес продолжал политику Рабина, а Беньямин Нетаньяху проводил
жесткую
политику
по
отношению
к
палестинцам
(отказался
от
территориальных
уступок
арабам,
категорически
отрицал
возможность
создания
палестинского
государства),
хотя
и
обещал
содействовать
установлению мира.
Что касается ООП, то по объему и характеру акций эта организация
единственная в истории освободительных движений. Самое интересное то,
что эта организация родилась не в среде арабов Эрец-Исраэль. ООП даже не
была принята их средой, не говоря уже о финансировании. ООП возникла в
Ливане в конце 1950-х годов. В 1963 году открылись первые официальные
отделения этой организации в Алжире, затем штаб-квартира была перенесена
в
Бейрут,
Дамаск.
Ясер
Арафат
–
лидер
ООП
яркая
и
противоречивая
личность. Первое выступление ООП против Израиля случилось в 1965 году –
совершали диверсии на приграничных территориях Израиля. Вглубь страны
они не рисковали продвигаться, так как не могли надеяться на надежное
прикрытие со стороны израильских арабов.
Однако
после
шестидневной
войны
ситуация
изменилась.
Увеличилось
финансирование, стали создаваться террористические организации. Самые
крупные «Хамас», «Хизболла» и другие. В Израиле против них
успешно
действует специальное подразделение полиции ЯМАМ.
С 1999 года премьер-министр Израиля Эхуд Барак, но он не в
состоянии решить этот конфликт. Террористические акты происходят почти
каждый день. Теперь у граждан Израиля есть главный критерий, по которому
они
избирают
свое
правительство
–
это
способы
разрешения
арабо-
израильского конфликта.
Ясно одно - этот конфликт можно решить только нестандартными,
новаторскими идеями:
1.
Вывести израильские войска с Голанских высот в обмен на полный
мир и безопасность для Израиля.
2.
Ради мира разделить Иерусалим между евреями и арабами. Кстати,
этот вопрос обсуждался в июле 2000 года на саммите в Кэмп-Дэвиде
под эгидой Клинтона и при участии Э.Барака и Я.Арафата. Хотя
конкретных результатов достичь не удалось, все же израильтяне пошли
на обсуждение вопроса об Иерусалиме (отдать палестинцам восточную
часть города).
3.
Не воевать ради мира, а просто сложить оружие, прекратить военные
действия.
Но! Даже если один из этих пунктов будет реальным, все равно арабы
не будут готовы к миру.
В целом, хотя главная тяжесть решений лежит на непосредственных
участниках конфликта, большое значение традиционно имеют,
и будут
иметь позиции и мнения других сторон, как в арабском мире, так и в
Европе и США. Это относится как к арабо-израильскому конфликту, так и
к
другим
локально-региональным
конфликтам,
так
как
в
условиях
глобализации (глобальной взаимозависимости) вмешательство и влияние
на ход событий извне будет безусловным.
Самое главное – это добиться совместными усилиями компромисса.
Все-таки, многолетнее противостояние арабов и евреев, арабских
государств и Израиля, даёт немало поводов для упрёка в относительной без -
результативности усилий по урегулированию конфликта в регионе. По сути
дела,
сформировался
некий
замкнутый
круг,
по
которому
движутся
участники спора, убежденные сами и убеждающие других в правоте своих
принципов и позиций и крайне враждебно относящиеся друг к другу.
Михлина О.В. преподаватель
истории Таврического колледжа
Список литературы.
1.
Шмуэль Кац. Земля раздора. Действительность и фантазии в Эрец –
Исраэль.- Израэль.-1992 г. – С. 326.
2.
А. Чистяков, М. Якушев. Мир на Ближнем Востоке только снится?
// ж-л « Международная жизнь».-№4.-2001 г.-с.60-69.
3.
В. Посувалюк. Мир и безопасность на Ближнем Востоке – достижима
ли цель?// Ж-л «Международная жизнь».-осень.- 1998.-С. 4-10.
4.
Евгений Сатановский. Россия и Израиль в ХХ1 веке.// Ж-л
«Международная жизнь».- Осень. - 1998.-С.50-59.