Напоминание

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ


Автор: Барсукова Елена Дмитриевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: Государственная организация образования "Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности""
Населённый пункт: город Новокузнецк Кемеровскакя область
Наименование материала: статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Выполнил: учитель-дефектолог

Барсукова Елена Дмитриевна

Категория

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

неоднородна

и

включает

детей

с

задержкой

и

нарушениями

психофизического развития различной этиологии. Сюда входят обучающиеся с

различными нарушениями речи, зрительного и слухового анализаторов, опорно-

двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и др.

По

мнению

таких

исследователей

в

области

дефектологии,

как

И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, Е.А.Стребелева, Л.М.Шипицина и др., для детей

с

ограниченными возможностями

здоровья характерна

дефицитарность

(недостаточность)

высших

корковых

функций,

что

влечет

за

собой

несформированность

познавательных

психических

процессов

(внимания,

восприятия, памяти, мышления) и речи.

Детям данной категории свойственны:

нарушения целостности восприятия образа предмета,

затруднения в осмыслении и обобщении воспринимаемого,

недостаточность пространственных и временных представлений,

неточность и несоразмерность движений,

трудность

осуществления

предметных

действий

и

осмысленной

целенаправленной деятельности.

Все вышеперечисленное обуславливает возникновение у детей с ОВЗ

специфических

трудностей

в

усвоении

в

будущем

общеобразовательной

школьной программы.

Ограниченные

возможности

здоровья

проявляются

в

выраженной

соматической ослабленности (такие дети часто болеют и пропускают большое

количество

уроков),

повышенной

психической

истощаемости

(такие

дети

быстро устают на уроке и начинают отвлекаться, в результате чего не усваивают

важный учебный материал), низкой работоспособности (дети с ОВЗ работают в

медленном

темпе

и

не

успевают

выполнить

половину

за да н и й ,

запланированных

на

уроке

учителем).

Поэтому,

очень

часто

дети

с

ОВЗ

попадают в категорию детей с трудностями в обучении. Обучающиеся данной

категории

нуждаются

на

уроке

в

индивидуальной

организующей,

стимулирующей,

обучающей

помощи

педагога.

Среди

обучающихся

с

ОВЗ

выявляется

значительный

процент

детей

с

дефицитом

внимания

и

гиперактивностью (30% и более). Хотелось бы остановить наше внимание на

детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), потому,

что именно они очень часто являются «мешающим фактором» на занятии, на

прогулке, на уроке, и «нервирующим фактором» дома.

При

более

глубоком

изучении

данного

вопроса

выяснилось,

что

гиперактивность и дефицит внимания — это не только поведенческая проблема,

не

только

результат

неправильного

воспитания,

а

медицинский

диагноз,

который

может

быть

поставлен

в

результате

специального

комплексного

исследования. Поэтому, проблему гиперактивности невозможно решить только

волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.

У

ребенка

с

гипердинамическим

синдромом

наряду

с

основными

характеристиками

данного

расстройства

(повышенной

двигательной

активностью, импульсивностью поведения и недостаточным вниманием) могут

отмечаться

иные

эмоциональные

и

когнитивные

нарушения,

в

частности,

снижение

болевой

чувствительности.

Функциональные

нарушения

ретикулярной

формации

и

стволовых

отделов

мозга

обусловливают

эти

нарушения,

которые

могут

быть

неправильно

истолкованы

окружающими.

Такие дети часто слабее чувствуют боль и, следовательно, могут не только не

сочувствовать

другим,

но

толкнуть,

ударить

или

иным

способом

проявить

агрессию, не отдавая в полной мере отчета в своих действиях. Очень часто,

дисциплинарные

меры

воздействия

не

только

не

приводят

к

улучшению

поведения

ребенка,

а,

даже,

ухудшают

его.

Это

происходит

потому,

что

гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, с которыми он

не

может

справиться

самостоятельно,

только

волевым

усилием.

Неврологические проблемы помогает решать врач невролог, который назначает

специальное медикаментозное лечение при гиперактивности, при нарушениях

речевого

развития

ребенка.

Поэтому,

родители,

имеющие

ребенка

с

неврологическими проблемами обязательно должны пролечивать его два раза в

год (весной и осенью) у невролога.

Но одного лечения недостаточно для снятия синдрома гиперактивности.

Необходимым

условием

изменения

этого

состояния

является

комплексный

подход: лечение, обучение, воспитание и коррекция нежелательных личностных

проявлений. Для достижения устойчивого позитивного результата необходимо

соблюдение таких условий, как спокойное, терпеливое отношение к ребенку и

длительная систематическая работы с ним.

Психолого-педагогическое

сопровождение

воспитанников

рассматриваемой

категории

подразумевает

усиление

л и ч н о стн о

ориентированной направленности процесса воспитания и обучения. Педагог

должен создавать условия личностной заинтересованности ребенка в получении

новых знаний. Для этого детям должна предоставляться возможность выбора

учебного задания, их необходимо привлекать к изложению собственной точки

зрения по изучаемой теме. При работе с гиперактивными детьми педагогу

рекомендуется

особое

внимание

уделять

эмоционально-рефлексивному

и

оценочному

компонентам

урока,

чтобы

урок

способствовал

как

внешней,

эмоциональной, так и внутренней содержательной, самоактуализации личности

гиперактивного ребенка.

Для

таких

детей

особо

необходимо

создавать

положительную

эмоциональную мотивацию, ситуацию успеха на занятии, чтобы ребенок мог

показать свои сильные стороны. Этому могут содействовать дидактические

игры,

использование

элементов

соревнования,

приемов

проблемного

и

поискового

обучения.

Негативные

поступки

в

какой-то

мере

лучше

игнорировать, зато всячески поощрять позитивные.

При работе с гиперактивными детьми необходимо использовать такое

сильное

средство,

как

воздействие

«через

тело»,

через

одобряющее

прикосновение. В специальной литературе описан случай использования этого

сильного

стимулятора

для

формирования

поведения.

Педагоги

начальной

школы

в

Канаде

провели

эксперимент

с

прикосновением.

Учителя

сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе. Не

менее

пяти

раз

в

день

каждый

учитель

поощрительно

касался

выбранных

обучающихся, сообщая в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда

же данные обучающиеся нарушали правила поведения, учителя игнорировали

это, как-будто не замечая. На протяжении первых двух недель эти учащиеся

стали хорошо себя вести и сдавать тетради с домашними работами.

Данный эксперимент показал, что работа с гиперактивным ребенком

требует постоянного анализа и поиска. В данном случае эффективны не столько

ограничения и запрещения, сколько гибкая система вознаграждений за хорошо

выполненные

задания.

Педагогам

и

родителям

важно

понимать,

что

порог

чувствительности к отрицательным стимулам у этих детей очень высок, по-

этому гиперактивные дети слабо реагируют на выговоры и наказания. Однако

эти дети чувствительны к поощрениям, поэтому их надо чаще хвалить, чаще

поощрять, ставить перед ними позитивные перспективы их результативной

деятельности (например: «Если ты правильно выполнишь домашнее задание,

мы пойдем на каток» или др.).

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.

Дома

должны

быть

максимально

созданы эмоционально

спокойные

условия, обстановка понимания и терпения, возможен дневной отдых и сон

ребенка.

2.

При

выполнении

заданий

необходимо

иск лючение

любых

отвлекающих факторов: в комнате и на столе не должно быть никого и ничего

лишнего, не связанного с выполнением домашнего задания.

3. Во избежание переутомления, следует оградить ребенка от длительных

занятий за

компьютером,

от

продолжительного

просмотра

телевизионных

передач, от большого скопления людей в домашних условиях.

4.

Эффективны

не

столько

ограничения

и

запрещения,

сколько гибкая

система

вознаграждений,

создание

радостной

перспективы

за

хорошо

выполненное задания.

5. Если наказания не избежать, можно использовать такие приемы, как:

запрещение

пользоваться

компьютером,

смотреть

телепередачи,

лишение

удовольствия, в том числе лакомства.

6. Рекомендуется совместно с ребенком составлять режим дня, список

обязанностей ребенка по дому на неделю, перечень поручений на день, которые,

по договоренности с родителями ребенок должен обязательно выполнять.

7.

Уважаемые

родители, интересуйтесь

жизнью

своих

детей,

их

увлечениями, занятиями в течение дня; держите тесный контакт с педагогами.

8. Проводите с ребенком свое свободное время, обучая его тому, что умеете

сами, ведь основные учителя для ребенка – это его родители.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1. Гиперактивный

ребенок

всегда

должен

находиться перед

глазами

педагога: лучше, чтобы он сидел за первой партой, чтобы чаще отвечал на

занятии с места или у доски.

2. Энергия гиперактивных детей направляется в полезное русло: они с

удовольствием выполняют различные простые поручения педагога.

3. Необходимо проводить на занятиях через каждые 10 минут физминутки;

в некоторых случаях можно

разрешать гиперактивному ребенку вставать и

ходить, но так, чтобы не мешать остальным детям.

4. Устную

инструкцию

необходимо

подкрепить

зрительным

показом;

инструкция должна быть простой и четко расчлененной на отдельные звенья;

ни в коем случае не дается одновременно несколько указаний.

5. В

п р о ц е с с е

о бу ч е н и я

с о зд а е т с я положительная

мотивация,

ориентированная на успех; негативные поступки ребенка в какой-то мере

игнорируются, зато всячески поощряются позитивные.

6. Наиболее

эффективный

результат

дают активные

методы

обучения:

приемы

проблемного изложения материала, дидактические игры, элементы

соревнования,

воспитанникам

необходимо

разрешать

осуществлять

выбор

учебных заданий на изученную тему, привлекать их к изложению собственной

точки зрения по изучаемой теме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вартапетова Г.М. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях инклюзии. Программа коррекционной работы.

Методическое пособие. – Новосибирск, 2011.

2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Современные проблемы

организации

обучения

и

воспитания

детей

с

церебральными

параличами

/

И.Ю.Левченко,

О.Г.Приходько,

А.А.Гусейнова

//

Коррекционная

педагогика:

теория и практика. – 2007. - №3.

3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями развитии.

Книга для педагога-дефектолога / Е.А.Стребелева – М.: Владос, 2009.

4. Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация

детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии.- СПб. - 2006



В раздел образования