Напоминание

Современные образовательные технологии в ДОУ


Автор: Камбур Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: доклад
Тема: Современные образовательные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщающий доклад по МО:

«Современные образовательные технологии в ДОУ»

Подготовила: Камбур Ольга Викторовна

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу

инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения –

выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические

технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию

государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в

воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в

общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-

содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют

этому.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве

(толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,

воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий

педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Концептуальность

Системность

Управляемость

Эффективность

Воспроизводимость

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые

заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и

форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала,

диагностика обучающего процесса.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники,

родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

здоровье сберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя

здоровьесберегающие технологии;

технология «ТРИЗ» и др.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения

здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу

жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на

здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования

его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

от типа дошкольного учреждения,

от продолжительности пребывания в нем детей,

от программы, по которой работают педагоги,

конкретных условий ДОУ,

профессиональной компетентности педагога,

показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих

технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под

руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с

использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья

дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий,

здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья

ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое

и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и

позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и

взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения

развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры

здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к

здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования

подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика,

динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного

воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,

коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые

(игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология

музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую

технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная

совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и

методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в

сферу межличностного взаимодействия.

3. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные

ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования

ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации

работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно

решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3. Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации

(например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в

котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному

воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием

современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

идти в ногу со временем,

стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

наставником в выборе компьютерных программ,

сформировать основы информационной культуры его личности,

повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы

детского сада в контексте информатизации.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

Исследовательский характер

Легкость для самостоятельных занятий детей

Развитие широкого спектра навыков и представлений

Возрастное соответствие

Занимательность.

Классификация программ:

Развитие воображения, мышления, памяти

Говорящие словари иностранных языков

Простейшие графические редакторы

Игры-путешествия

Обучение чтению, математике

Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный

интерес;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

обладает стимулом познавательной активности детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:

Недостаточная методическая подготовленность педагога

Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях

Бесплановость, случайность применения ИКТ

Перегруженность занятия демонстрацией.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов

(сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями

праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и

анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить

необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности

образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе

проведения родительских собраний.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования

личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,

бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных

потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей

требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в

развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее

полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том,

что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий,

именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен

различными занятиями, на игру остается мало времени.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями

выделяются:

гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью

психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным

здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,

равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый

- ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки,

подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры,

труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе

заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные

ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать

современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для

индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне

развития.

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-

образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии

с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

постановка целей и их максимальное уточнен

ие (воспитание и обучение с ориентацией на

достижение результата;

подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными

целями и задачами;

оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение

целей;

заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и

объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,

сравнивать, сопоставлять их;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления

от нереальных;

группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический

слух, смекалку и др.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

Технология «ТРИЗ»

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют

достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание

технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом

уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся

состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться

другим».

Чарльз Диккенс

Творите сами.

Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.



В раздел образования