Автор: Камбур Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №86 "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: доклад
Тема: Современные образовательные технологии в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Обобщающий доклад по МО:
«Современные образовательные технологии в ДОУ»
Подготовила: Камбур Ольга Викторовна
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу
инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения –
выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические
технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию
государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в
воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в
общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-
содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют
этому.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
(толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,
воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий
педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые
заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и
форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала,
диагностика обучающего процесса.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники,
родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровье сберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
здоровьесберегающие технологии;
технология «ТРИЗ» и др.
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу
жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на
здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования
его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
от типа дошкольного учреждения,
от продолжительности пребывания в нем детей,
от программы, по которой работают педагоги,
конкретных условий ДОУ,
профессиональной компетентности педагога,
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих
технологий:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под
руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с
использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья
дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий,
здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья
ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое
и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и
позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и
взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения
развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры
здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к
здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования
подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика,
динамические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного
воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий,
коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые
(игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология
музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую
технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная
совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и
методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в
сферу межличностного взаимодействия.
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования
ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации
работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно
решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.
2. Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.
3. Путешествие по карте
Стороны света.
Рельефы местности.
Природные ландшафты и их обитатели.
Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени»
Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации
(например, Египет — пирамиды).
История жилища и благоустройства.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в
котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному
воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием
современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы
детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность.
Классификация программ:
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов
(сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями
праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и
анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить
необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе
проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования
личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных
потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей
требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в
развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее
полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том,
что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий,
именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен
различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями
выделяются:
гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью
психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным
здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования,
равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый
- ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки,
подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры,
труд, концерты, праздники, развлечения).
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе
заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные
ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать
современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для
индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне
развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-
образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии
с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
постановка целей и их максимальное уточнен
ие (воспитание и обучение с ориентацией на
достижение результата;
подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными
целями и задачами;
оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение
целей;
заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и
объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления
от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический
слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Технология «ТРИЗ»
Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют
достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание
технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом
уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
«Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим».
Чарльз Диккенс
Творите сами.
Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.