Напоминание

Роль дружбы в жизни современных подростков


Авторы: Стрельцова Елена Алексеевна, Иванова Валерия Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Барабинского района Новосибирской области
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Роль дружбы в жизни современных подростков
Раздел: среднее образование





Назад




XIII районный конкурс творческих исследовательских работ школьников,

посвященный году экологии и 20-летию конкурса творческих

исследовательских работ

Исследовательская работа

«

Роль

дружбы

в

жизни

современных

подростков

»

Выполнила:

Иванова Валерия Андреевна

ученица8Б класса

МБОУ СОШ №3

Научный руководитель:

Стрельцова Елена Алексеевна,

педагог-психолог

МБОУ СОШ №3, IК.К.

0

г. Барабинск, 2017г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................. 2

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДРУЖБЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ...............4

1.1. Дружба на протяжении истории человечества…………………………….4

1.2. Определения дружбы....................................................................................... 5

1.3. Гендерные различия дружбы...........................................................................7

Выводы по первой главе………………………………………………………….8

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ ДРУЖБЫ ПОДРОСТКОВ…...9

2.1.Методы и организация исследования..............................................................9

2.2. Анализ полученных результатов...................................................................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................11

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................................12

ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................................................................... 13

1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы в том, что на современном этапе развития

общества термин "дружба" утрачивает свое истинное значение. Современное

общество в большинстве своем стало более формальным и деловым, а не

дружеским. Отношения чаще заводятся для получения односторонней выгоды,

а не для взаимопомощи. В условиях компьютеризации всего и вся общение

перешло в электронный вид (электронная почта, социальные сети, чаты и др.),

поэтому

изменилось

и

общепринятое

понимание

дружбы:

так

называемые

"друзья" в соц. сетях это просто люди, с которыми человек когда-то общался, но

он мог даже не встречаться с ними за пределами интернета. Да, безусловно, это

дает

возможность

общаться

с

людьми,

находящимися

за

многие

и

многие

километры, но проблема в том, что человек теряет смысл в реальном общении,

и реже встречается со своими друзьями вживую. Вследствие чего и происходит

обеднение человеческих взаимоотношений.

На основе литературных источников, можно сказать, что тема дружбы уже

давно является актуальной и её часто поднимают в своих работах многие

известные ученые, но их мнения часто расходятся, и нет единого понимания

дружбы для всех. Так как дружба часто граничит с понятиями семьи, любви и

сотрудничества,

то

сложно

в

полной

мере

определить

границы

между

"настоящей дружбой" и дружбой в семье, в любви или на службе. Тем более что

в

современном

обществе

происходят

процессы

обеднения

человеческих

отношений

и

перевод

общения

в

электронный

вариант,

что

и

является

механизмом забывания настоящих ценностей дружбы.

Целью работы является исследование значения дружбы для современных

подростков.

Что бы раскрыть тему своей исследовательской работы, я поставила перед

собой некоторые задачи:

провести анализ источников по данной проблеме;

на

полученной

теоретической

базе

провести

исследование

проблемы;

проанализировать полученные данные, представить в виде слайдов;

сделать

выводы,

актуализировать

их

для

респондентов

и

заинтересованной аудитории (детей, родителей, педагогов).

Объект исследования - дружба, как социально-психологическое явление.

Предмет исследования - отношение к дружбе учеников восьмого класса.

2

Гипотеза

-

отношение

к

дружбе

современных

п од р о с т ко в

характеризируется формальностью.

Методы - аналитический, опрос, сравнение, диагностический.

База исследования - 8 класс, МБОУ СОШ № 3 (24 человек: 7 юношей, 17

девушек). Выбор данной категории испытуемых объясняется этапом развития

общества, сейчас именно подростки активнее всего используют социальные

сети для общения. И им сложнее представить свою жизнь без интернета.

Дружба для них идеализированный вариант общения в сети.

Теоретическая значимость данной работы, заключается в обобщении

сведений

о

дружбе

в

рамках

социальной

психологии

и

выделении

общих

закономерностей данного социально-психологического явления.

Практическая

значимость

-

Данные

проведенного

социально-

психологического

исследования

могут

пригодиться

в

практике

школьных

психологов и учителей, а также будут полезны родителям подростков.

дружба старшеклассник социальный психологический

3

Г

ЛАВА

1. П

ОНЯТИЕ

ДРУЖБЫ

В

СОЦИАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

1.1 Д

РУЖБА

НА

ПРОТЯЖЕНИИ

ИСТОРИИ

РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Дружба

самая

странная

часть

человеческих

взаимоотношений,

ее

понимание в разные времена и в разных странах разнится в зависимости от

уровня развитости общества и от устоев и канонов, принятых в этом обществе.

В общем, само значение слова дружба или друг тесно связывается с понятиями

родства, воинского товарищества и даже любви. В древние времена дружбу

очень тесно связывали с кровным родством, и самыми близкими друзьями,

могли

становиться

только

родственники,

другие

формы

сближения

людей

отвергались. Тогда дружба очень жестко регламентировалась и не была столь

свободной

к

обязательствам

как

сейчас.

Позже

связь

родства

и

дружбы

ослабевает, и общество осознает различие между общественным и личным.

Главное отличие дружбы от родства — это ее осознанность и право выбора

друзей. Далее по ходу истории появляется еще одно понимание дружбы - это

воинская дружба. У воинственных народов высоко ценилась воинская дружба,

т.е.

друзья

приобретались

не

в

обыденной

жизни,

а

в

кровавых

боях

и

сражениях.

Сегодня

дружба

понимается

как

нечто

принципиально

неформальное,

чуждое какой бы то ни было регламентации. Но реальное соотношение дружбы

и других социальных институтов подвижно и многообразно. Это могут быть

отношения слияния, замещения, дополнения или конкуренции. В первом случае

дружба

сливается

с

какой-то

другой,

более

значимой

социальной

ролью,

выступая как ее частный аспект. Известно, что во многих обществах родство

автоматически предполагает дружбу, последняя мыслится как аспект родства.

Во втором случае дружба заменяет, компенсирует какие-то недостающие роли.

К примеру, человек, не имеющий или потерявший родственников, активизирует

общение с друзьями. В третьем случае дружба дополняет другие социальные

роли, не сливаясь с ними. Так, даже самые идеальные семейные отношения не

заменяют

подростку

дружбы

со

сверстниками,

семейные

и

дружеские

отношения выполняют здесь принципиально разные функции. В четвертом

случае дружба выступает как антитеза другим социальным ролям, конкурирует

с ними (дружеские обязанности могут, скажем, сталкиваться с семейными или

служебными). [1 стр.24]

Дружба необходима на всех этапах человеческой жизни, так как ни один

человек не может обойтись без близких, которые смогли бы помочь ему в

трудную

минуту,

поддержать

его

или

разделить

с

ним

радость.

В

детстве

4

дружба помогает узнавать новое об окружающем мире и учит нас тому, что все

люди

обладают

разными

характерами

и

привычками.

Общаясь

со

своими

сверстниками,

дети

развиваются

как

личность.

Многие

примеры

истинной

дружбы демонстрируют, что самая крепкая дружба начинается в детстве. Но не

только

в

детстве

может

начаться

истинная

дружба.

Чем

взрослее

мы

становимся, тем более устойчивыми становятся наши жизненные ценности. А

это означает, что нам становится необходимым общение с людьми, с которыми

мы

можем

быть

духовно

близки.

Это

и

порождает

истинную

дружбу.

Не

создавая духовную близость между людьми, отношения не могут быть названы

истинной дружбой, они лишь помогают человеку утолить жажду общения или

достичь другой корыстной цели. Следовательно, истинной дружбы не может

существовать без эмоциональной и духовной связи между друзьями.

1.2 О

ПРЕДЕЛЕНИЯ

ДРУЖБЫ

По мнению И.С. Кона, житейские определения дружбы высвечивают,

разные

функции

дружбы.

Так

"друг

-

товарищ"

подразумевает

наличие

совместной деятельности и общих интересов. "Друг - зеркало" подчеркивает

функцию самопознания, а партнеру отводится пассивная роль отражения. "Друг

-

сострадальник"

олицетворяет

эмоциональное

сопереживание.

"Друг

-

собеседник" высвечивает коммуникативную сторону дружбы, самораскрытие и

взаимопонимание.

"Друг

-

"Альтер

эго"

подразумевает

как

ассимиляцию,

уподобление другого себе, так и идентификацию, уподобление себя другому. [1

стр.78]

Существует четыре основных определения дружбы:

Определение

первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем

своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы

выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их

проблемы,

мы

считаем

их

близкими

нам

людьми,

обращаемся

к

ним

за

помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но

нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания.

Встреча с ними не делает нас счастливыми, не вызывает у нас невольной

радостной

улыбки.

Часто

за

внешне

сердечными

отношениями

прячутся

глубинные конфликты. Конечно, это не посторонние нам люди, между нами

существует определенная близость.

Определение

второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как

это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это

те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны,

друзья,

с

другой

-

враги.

В

такой

солидарности

нет

ничего

личностного.

Человек, одетый в тот же мундир, что и у меня, - друг, но я ничего о нем не

5

знаю. К этой же категории относятся формы солидарности, существующие в

сектах, в партиях, в церкви.

Определение

третье: функциональные отношения. Они относятся к типу

личностных связей, основанных на социальной функции. Здесь мы встречаемся

с "утилитарной" дружбой; такова дружба между компаньонами или между

политическими деятелями.

Определение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец,

к

той

категории

людей,

с

которыми

нам

хорошо,

которые

нам

приятны,

которыми

мы

восхищаемся.

Но

и

в

этом

случае

слово

дружба

следует

употреблять очень осторожно. Такие эмоциональные связи часто поверхностны

и непродолжительны. [3 стр.98]

Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская,

юношеская и взрослая.

Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со

сверстниками, групповой жизни и т.д. В основе юношеской тяги к дружбе -

страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии.

Одной

из

главных

неосознаваемых

функций

юношеской

дружбы

является

поддержание самоуважения.

Дружба

взрослых.

В

юности

дружба,

занимает

привилегированное,

даже

монопольное положение в системе личных отношений и привязанностей. С

появлением новых, "взрослых" привязанностей дружба постепенно утрачивает

свое привилегированное положение. Терпимость к различиям - один из главных

показателей уровня культуры и интеллектуального развития. Это проявляется и

в общении. Детская дружба может распасться из-за пустяка. Юноши уже готовы

мириться с частными недостатками своих друзей, но сама дружба все-таки

понимается как нечто тотальное. Духовная дружба - взаимное обогащение и

дополнение друг друга. Каждый восхищён и очарован превосходством другого.

Тем

самым

он

дает

своему

другу

возможность

получить

столь

желанное

признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем

ты признаешь это право. [8 стр.180]

Друг никогда не лжет нам и говорит с нами только на языке правды. Мы

слушаем его внимательно и беспристрастно, стараясь понять и трезво оценить

то, о чем он говорит. Никаких призраков и никакой театральности. Его опыт

несет в себе пафос чувств и трезвость разума. Поэтому он обогащает нас,

возвышая эмоционально и интеллектуально.

Друзья - это те, кто помогает нам в наших поисках, кто разделяет с нами

нашу тревогу, борется вместе с нами за наши интересы, у кого те же, что и у

6

нас, объекты любви. Настоящий друг остаётся рядом с нами и помогает нам,

когда

все

остальные

уходят.

Настоящий

друг

проходит

через

испытания

борьбой, ибо борьба заставляет выбирать. Он выбирает нас вместо кого-то

другого. Без выбора нет дружбы. Ситуация придает выбору драматизм, делает

его необратимым, отрезает путь назад. Друг - это тот, кто выбирает меня вместе

с моими проблемами. Но отправиться на поиски друзей должен я сам. В

тяжелые минуты я, прежде всего, обращаюсь за помощью к друзьям. Одни

решаются пойти со мной, другие - нет. Всякая ситуация потери действует как

естественный отбор: она выделяет те отношения, которым суждено выжить и

иметь продолжение. Помогая другу, мы помогаем и себе, ведь может случится

так, что мы поменяемся с ним ролями. Жертвой окажется он, а мы бросимся

ему на помощь. Жить рядом, разделять все переживания другого означает

вместе бороться с потерями, вместе выступать против сил зла. А значит, и

обретать со временем общие объекты любви. Ими становятся наши близкие, его

близкие, мы - объект его любви, он - объект нашей любви. Так рождается и

крепнет дружба. [7 стр.26]

1.3 Г

ЕНДЕРНЫЕ

РАЗЛИЧИЯ

ДРУЖБЫ

Традиционная теория дружбы, уходящая корнями в античность, считала,

как уже говорилось, ее преимущественно мужской добродетелью. М. Монтень

писал,

что

"обычный

уровень

женщин

отнюдь

не

таков,

чтобы

они

были

способны поддерживать ту духовную близость и единение, которым питается

этот возвышенный союз; да и душа их, по-видимому, не обладает достаточной

стойкостью,

чтобы

не

тяготиться

стеснительностью

столь

прочной

и

длительной связи". Возможность дружбы между женщинами начали понемногу

признавать только в XVIII в., но и сегодня многие убеждены, что женская

дружба существенно уступает мужской в глубине, силе и устойчивости. Многие

девушки, объясняя свое желание дружить с мальчиками, говорят, что они не

только интереснее и умнее, но и более искренни и верны в дружбе. [13 стр.37]

Что касается уровня общительности, способности вступать в контакт с

другими лицами, то психологи до недавнего времени отдавали предпочтение

мужчинам. Мальчики с самого раннего возраста активнее девочек вступают в

контакты

с

другими

детьми,

затевают

совместные

игры

и

т.д.

Чувство

принадлежности к группе сверстников и общение с ними для мужчин всех

возрастов значительно важнее, чем для женщин.

Однако

различия

между

полами

в

уровне

общительности

не

столько

количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят

мальчикам

громадное

эмоциональное

удовлетворение,

в

них

обычно

присутствует

дух

соревнования,

нередко

игра

переходит

в

драку.

Мальчик

выбирает прежде всего интересную игру, в которой он может проявить себя;

7

ради

этого

он

вступает

в

контакт,

даже

если

партнеры

ему

не

особенно

нравятся. Мужское общение, как и весь стиль жизни, скорее предметны и

инструментальны, чем экспрессивны.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и

избирательным. Они вступают в контакт главным образом с теми, кто им

нравится,

содержание

совместной

деятельности

для

них

сравнительно

второстепенно.

С ранних возрастов мальчики тяготеют к более широкому, а девочки - к

более узкому кругу общения. Мальчики чаще играют большими группами, а

девочки - по двое или по трое.

Выводы по первой главе.

Таким образом, все изученные источники доказывают важность дружбы в

жизни

общества

и

ее

значимость

в

социальной

психологии,

особенно

на

современном этапе развития. Дружба тоже не стоит на месте и развивается

вместе с обществом, представления о дружбе и ее идеалах расходятся у разных

авторов в разные эпохи и это обусловлено развитием общества и его моральных

ценностей, в том числе и дружбы. А сейчас на пороге новой эпохи цифровых

технологий, где все большие функции людей заменяют технологиями, особенно

важно: не забывать о духовности и о ценности человеческих взаимоотношений,

в том числе и дружбы.

Г

ЛАВА

2. И

ССЛЕДОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЯ

К

ДРУЖБЕ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

8

2.1 О

РГАНИЗАЦИЯ

И

МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

В первой части нашего исследования мы выдвинули гипотезу о том, что

отношение

к

дружбе

современных

старшеклассников

характеризируется

формальностью.

В нашей исследовательской работе, мы решили выявить и проанализировать

отношение к дружбе у современных старшеклассников в 8 «Б» классе МБОУ

СОШ №3.

Для проведения данного исследования были выбраны:

- анкета «Что значит для вас настоящий друг?»;

- анкета «Дружба всего дороже»;

- тест «Мой внутренний мир и мое отношение к друзьям»

Исследование первое:

Я провела анкетирование представлений о дружбе в подростковом возрасте.

Раздав анонимные анкеты (Приложение № 1) в 8 «Б» классе, я получила такие

результаты. На вопрос: «Что значит для вас настоящий друг?» учащиеся 8

класса ответили: «Друг- это тот, кто тебя не предаст» 44%; 28% считают, что

«Друг- это самый дорогой человек, которому ты доверяешь», а 8% учащихся

выбрали: «Друг –это одна тайна на двоих». (Приложение №2)

Вывод: большинство подростков считаю, что настоящий друг не придает, не

обманывает и ты ему доверяешь

Исследование второе:

анкета

««Дружба всего дороже»»

у нас получился такой

результат.

Что больше всего ценят в своих друзьях? 36% учащихся ответили верность,

28% понимание, 24% - доброта, 20% - помощь, 16% - искренность, честность,

заботу, 4%- юмор. (Приложение № 2).

Чего ты ждешь от друга? 44% - честности, 36% - верности, 20% - помощи,

4% - общения (Приложение № 3)

Какие качества мешают иметь друзей? Со словом «дружба» не соединяются

лживость,

высокомерие,

злобность,

грубость,

жадность,

вспыльчивость,

тщеславие, мелочность (Приложение № 3).

Чего для друга не жаль?

Выяснилось, что для друга готовы на все, что для

друга ничего не жалко 100%. (Приложение №4)

Как проверяется дружба? Друзья познаются в беде, в тяжелую минуту (56%).

Тогда-то

и

проявляется

способность

человека

оценить

случившиеся

чувствами, умом, болью друга… Дружба проверяется временем (32%). Но

9

дружба испытывается не только бедами, но обыденными мелочами (12%).

Причем испытание мелочами проходит труднее. Именно по пустякам, по

недоразумению чаще всего и ломаются отношения. (Приложение №4)

Исследование третье:

В этом исследовании надо было пройти тест, ребятам предлагалось ответить

на определенные вопросы (Приложение№ 1).

Таким образом, результаты теста показывают большинство ребят выбрали

тёплые и светлые тона, что показывает на душе у них хорошо и спокойно. Но

большинство

подростков

чувствуют

себя

одинокими,

заброшенными

и

нуждаются

в

друзьях.

И

друзья

им

нужны

которые

умеют

понять

их

и

посочувствовать,

им

нравится

их

порядочность

и

тактичность,

верность

и

твёрдость принципов. А также нравится их мягкость, нежность и способность

идти на компромисс.

2.2 А

НАЛИЗ

И

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПОЛУЧЕННЫХ

ДАННЫХ

После

анализа

полученных

данных

можно

сделать

вывод

о

том,

что

выдвинутая гипотеза не подтвердилась. У современных старшеклассников есть

сформированный положительный образ о дружбе, дружба для них не является

пустым словом и имеет очень большое значение в жизни, но некоторые ребята

сами достичь ее не способны и для этого им нужна помощь. Для этих детей мы

разработали

памятки

«Как

найти

друзей

и

сохранить

дружбу».

Провели

классный час на тему «Что такое дружба?».

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод о том,

что современные школьники к дружбе относятся не формально, и для них она

играет очень важную роль. Под значениями дружбы они ставят такие понятия,

как верность, честность, понимание которые относятся к истинной дружбе.

Заключение

Таким образом, все изученные источники доказывают важность дружбы в

жизни современных подростков. Их дружба основывается на общих интересах,

взаимоподдержке,

понимании

и,

самое

главное,

на

доверии. Дл я моих

одноклассников дружба не является пустым словом и имеет очень большое

10

значение в жизни.

Друга вы не сможете выиграть в лотерею или просто найти

на улице. Дружба - очень сложные отношения. Они не возникают сразу, из

ничего. Любые отношения, в том числе и дружбу, нужно строить, и строить на

протяжении

долгого

времени.

Выкладывать

каждый

"кирпичик",

каждую

"степнячку". Это самый тяжкий труд - построить дружбу, обрести ее и потом

сохранить, не потерять. Я очень горжусь своими одноклассниками потому что

они дорожат и ценят своих друзей и умеют по-настоящему дружить.

Искусство дружбы дано далеко не всем. Это очень тонкая наука. Дружба очень

важна для меня и свою лучшую подругу я очень ценю и уважаю. Она - самое

дорогое, что есть в моей жизни и я ни под каким предлогом не хочу ее потерять.

Таким образом, могу сделать вывод, что дружба в жизни человека играет

важное значение.

11

С

ПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алешина

Ю.Е.,

Волович

А.С.

Проблема

усвоения

ролей

мужчины

и

женщины Вопросы психологии, 2009. - №4

2.

Альберони Ф. Дружба и Любовь, М. - 2001.

3.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - СПб., 2003.

4.

Андреева Г.М. Разнополая дружба. - М., 2006.

5.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.

6.

Бандура А. Теория социального научения. М., 2006.

7.

Белявцева

А.Е.,

Крутых

Е.В.

Дружба

в

жизни

современной

молодежи

/Современные наукоёмкие технологии. - 2013. - № 7, Часть 2.

8.

Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - СПб.: прайм - Еврознак, 2001.

9.

Бодалев А.А. Психология межличностного общения. - Рязань, 2004.

10.

Бодалев А.А. Психология общения. М. - Воронеж, 2002.

11.

Бодалев Алексей Александрович. Личность и общение: Избр. тр. - М.:

Педагогика, 2003.

12.

Боцманова

Э.М.,

Захарова

А.В.

Дружба

в

подростковом

возрасте.

М.:

Просвещение, 2004.

13.

Возрастная и педагогическая психология. Под редакцией Петровского А.В.

М.: Просвещение, 2007.

14.

Волков

Б.С.

Психология

подростка

-

3-е

изд.

исправл.

И

доп.

-

М.:

Педагогическое общество России, 2001.

15.

Кон И.С. Дружба - Этико-психологический очерк, 4-е издание, доп. - СПб.,

2005.

16.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2007.

17.

Мудрик А.В. Психология дружбы /Вопросы психологии - 1981. - № 4.

18.

Смирнова Н. Подруга - друг или враг? / Женское здоровье. - 2006. - № 5.

19.

Трофимова М. Секреты дружного класса /Здоровье школьника. - 2010. - № 6.

Приложение №1

Анкета «Что значит для вас настоящий

друг?»

Из предложенных вариантов ответа ученики 8 класса должны были

выбрать три, которые, по их мнению, соответствуют понятию настоящий друг.

А) Человек, который тебя понимает.

Б) Друг – это тот, кто тебя не предаст.

12

В) Человек, с которым в разведку пойти не страшно.

Г) Друг – это самый дорогой человек, которому ты доверяешь.

Д) Друг никогда не обманет.

Е) Друг – это тот, кто выручит из любой беды.

Ж) Друг – это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга.

З) Друг – это одна тайна на двоих, только на двоих.

И) Друг – это когда люди смотрят в одном направлении.

К) Друг – это постоянная тревога и радость за близкого тебе человека.

Анкета «Дружба всего дороже»

1.Что ты больше всего ценишь в своих друзьях?

2. Чего ты ждешь от друга?

3. Какие качества мешают иметь друзей?

4. Чего для друга не жаль?

5. Как проверяется дружба?

Тест «Мой Внутренний мир и мое отношение к друзьям»

Задание 1. Представьте себе, что ты находитесь в комнате без окон и дверей,

все стены, пол и потолок гладкие и однотонные.

Первый вопрос, – какого цвета стены, пол и потолок?

Второй вопрос – как вы себя чувствуете в этом замкнутом пространстве?

Задание 2. Внезапно на одной из стен появляется геометрическая фигура,

которая показывает, что эта стена скрывает дверь, и если нажать на эту фигурку,

то вы сможете выйти наружу. А теперь скажите - что это за геометрическая

фигура (квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, круг или овал)?»

Обработка результатов

Замкнутое пространство - это твой внутренний мир. Здесь важен и цвет

стен, потолка и пола, и твоё самочувствие. Скажем, если тебе плохо там, если

ты не можешь расслабиться и отдохнуть, если все твои мысли и желания

устремлены

во

внешний

мир,

то

это

явно

показывает

твоё

неумение

наслаждаться одиночеством. Тебе нужны друзья, да и вообще – любые люди,

чтобы не чувствовать себя несчастным и заброшенным.

Хороший знак – это если ты спокойно относишься к этому замкнутому

пространству и нервничаешь, однако заметно радуешься появлению на стене не

фигуры, а следом за нею и двери во внешний мир. Это говорит о том, что ты

любишь общество, но можешь находиться и в одиночестве, то есть друзья для

тебя – это не просто спасение от одинокой жизни.

Первый вопрос - какого цвета стены, пол и потолок?

13

Цвет стен, пола и потолка – это твоё душевное состояние. Посмотри, в

какой цвет окрашена вся комната? Если она выдержана в тёплых и светлых

тонах, то на душе у вас всё хорошо и спокойно, вы по натуре оптимист и с

уверенностью

смотрите

в

будущее.

Однако

если

вся

комната

окрашена

в

холодные цвета, то вы пессимист и в данный момент жизни вовсе не горите

желанием жить. Чем мрачнее комната, тем больше сомнений и чёрных мыслей

вас обуревает.

Вообще,

если

комната

ровно

окрашена,

то

это

показывает

ваше

эмоциональное состояние.

То, что вы делаете в этом замкнутом пространстве, наглядно показывает,

насколько вы сильны, не иссякли ли в тебе жизненные силы. Чем активнее твои

действия, чем энергичнее ты двигаешься, тем больше жизненных сил в тебе

заключено. Если ты лежишь без движения, то можно понять, что в данный

период жизни ты испытываешь усталость. Может быть, тебе требуется отдых –

не только физический, но и интеллектуальный.

Второй вопрос – как вы себя чувствуете в этом замкнутом пространстве?

Вопрос третий - что это за геометрическая фигура (квадрат, прямоугольник,

треугольник, ромб, круг или овал)?

Результаты третьего вопроса.

Геометрическая

фигура - указывает на дверь, которая поможет тебе

выйти во внешний мир. Что же это за фигура такая? Это ваши друзья. Вернее,

не они сами, а то, что вам в них нравится. Каждой фигуре соответствуют свои

черты,

вам

остаётся

только

посмотреть

на

предложенный

мной

список

и

осознать, что вам на самом деле нужно от друзей. А если вы уговорите и своих

друзей про тестироваться, то поймете, что именно привлекает их в вас.

Всё это довольно просто, и не последнюю роль в толковании играет интуиция.

Если она у вас хорошо развита, то включите её на все обороты и прислушайтесь

к тому, что она вам подсказывает.

Квадрат - если вы увидели на стене квадрат, то это говорит о том, что

больше всего вас в друзьях привлекает их основательность, надёжность. ВЫ

стремитесь к стабильности и разумности, и ваши друзья могут вам всё это дать.

Ваши

отношения

отличаются

размеренностью

и

упорядоченностью,

вам

приятно чувствовать уверенность в завтрашнем дне. Если вы сами порхаете, как

мотылёк, то ваши друзья - это своеобразный канат, который привязывает вас к

этой грешной земле.

Прямоугольник - скорее всего, в своих друзьях вы больше всего цените

умение

понять

вас

и

посочувствовать,

вам

нравится

их

порядочность

и

тактичность,

верность

и

твёрдость

принципов.

Ваша

дружба,

возможно,

началась много лет назад и продолжается до сих пор, не исчерпав себя. Вы

14

знаете, что ваши друзья не предают вас и не изменяет своему слову, вы всегда

можете на них положиться и верите, что они примут вас любым. Наверное, это

именно то, к чему вы стремитесь, - полное взаимопонимание и отсутствие

необходимости приукрашивать существующее положение дел.

Треугольник – больше всего вам не хватает в жизни острых ощущений и

энергичных поступков. Все это вы нашли в своих друзьях, именно возможность

получить всё это и привлекло вас в этих людях. Интересно, а что ваши друзья

нашли в вас?

Ромб – вам хотелось бы, чтобы люди относились к вам дружелюбно, вы

терпеть не можете выяснений отношений и какие – то разборки; нужно, чтобы

всё было легко и приятно. И в друзьях вас привлекает их умение воспринимать

жизнь такой, какая она есть, без особого мудрствования, с юмором. Наверное,

вы и сами человек остроумный и весёлый, и друзья у вас такие же.

Круг – может быть, вы сами человек очень правильный и строгий, а

потому в друзьях тебе нравится их мягкость, нежность и способность идти на

компромисс.

Круг

-

самая

гармоничная

геометрическая

фигура;

если

вы

выбрали именно её, то это показывает, насколько вы стремитесь к гармонии,

тебе

не

хватает

её

в

реальной

жизни.

От

дружбы

вы

ждёте

не

столько

долговечности, сколько красоты и теплоты – вы нуждаетесь в этом и стремитесь

измениться внутренне, раскрепоститься почувствовать себя свободно.

Овал – это сама нежность; видимо, вы подсознательно ищете в друзьях

не просто собеседников или соучастников твоих забав и задумок, но и желаете

получить от них заботу, ласку, нежность, почувствовать себя «под теплым

крылышком». Раньше точно так же вы ластились к маме, а теперь акценты

сместились на друзей. Выбор овала показывает, что вы ещё незрелая личность,

поскольку твои отношения с друзьями равноправными назвать нельзя – вы

инфантильны, и вашим друзьям приходится брать на себя роль старших. А что,

если их это не очень устраивает? Подумайте над этим.

15

Результаты второго вопроса.

16

Вопрос третий - что это за геометрическая фигура (квадрат, прямоугольник,

треугольник, ромб, круг или овал)?

Результаты третьего вопроса.

Приложение №2

Анкета «Что значит для вас настоящий друг?»

17

В

ЫВОД

: большинство учащихся 8 класса считают, что друг – это тот, кто тебя не

предаст, друг никогда не обманет, друг – это человек, который тебя понимает.

Анкета

«Дружба всего дороже»

Что больше всего цените в своих друзьях?

Вывод: многие подростки ценят в своих друзьях верность, понимание и

доброту.

Приложение №5

Результаты первого вопроса.

18

Вывод: результаты теста показывают большинство ребят выбрали тёплые и

светлые тона, что показывает на душе у них хорошо и спокойно.

Результаты второго вопроса.

Вывод: результаты диаграммы показывают, что большинство подростков

чувствуют себя одинокими, заброшенными и нуждаются в друзьях.

Приложение №6

19

Результаты третьего вопроса.

Выводы: по результатам диагностики видно, что подросткам, нужны друзья,

которые умеют понять их и посочувствовать, им нравится их порядочность и

тактичность, верность и твёрдость принципов. А также нравится их мягкость,

нежность и способность идти на компромисс.

20

Чего ты ждешь от друга?

Вывод: больше всего учащиеся 8 класса ждут от своих друзей честности,

верности и помощи, меньше всего им нужно общение.

Какие качества мешают иметь друзей?

Вывод: у подростков со словом «дружба» не соединяются лживость,

высокомерие, злобность, грубость, жадность, вспыльчивость, тщеславие,

мелочность.

Приложение № 4

21

Чего для друга не жаль?

Вывод: выяснилось, что современные подростки для друга готовы на все, что

для друга ничего не жалко 100%.

Как проверяется дружба?

Вывод: по результатам можно сказать, что друзья познаются в беде, в

тяжелую минуту. А также дружба проверяется временем.

22



В раздел образования