Напоминание

Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру


Авторы: Стальмахович Елена Владимировна, Конохова Марина Петровна
Должность: воспитатели 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: Иркутская область. Тайшетский район. р.п.Юрты.
Наименование материала: Призентация
Тема: Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «Светлячок» р.п.Юрты.

Социализация детей дошкольного

возраста через сюжетно-ролевую

игру

Воспитатели: Конохова М.П.

Стальмахович Е.В.

Игра – это ведущий вид деятельности у детей.

Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир,

учится общению. Через игру ребенок готовится к

социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра- это

высшая форма развития детской игры.

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в

психическом развитии ребенка, они развивают

произвольное внимание, память. Правила, обязательные

при проведении игры, воспитывают у детей умение

контролировать свое поведение, ограничивать свою

импульсивность, способствуют тем самым

формированию характера. Во время совместной игры со

сверстниками дети учатся общению, умению учитывать

желания и действия других, отстаивать свое мнение,

умению настоять на своем, а также совместно строить и

реализовывать планы. Исполняя различные роли,

ребенок начинает охватывать все стороны различных

видов деятельности, что, в свою очередь, помогает

развивать мыслительную способность человека,

воспринимать чужую точку зрения. ФГОС ДО

рассматривает игру, как один из сквозных механизмов

развития детей, как важное средство его социализации.

Этапы развития сюжетно-ролевой игры

в дошкольном возрасте

Планомерное обогащение жизненного опыта детей.

Совместные обучающие игры педагога с детьми,

направленные на передачу детям игрового опыта,

игровых умений.

Своевременное изменение игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта.

Активизирующее общение взрослого с детьми в

процессе их игры, направленное на побуждение и

самостоятельное применение детьми новых способов

решения игровых задач, на отражение в игре новых

сторон жизни.

Задачи развития самостоятельной

сюжетно-ролевой игры детей

младшего дошкольного возраста.

повышение игрового интереса младших дошкольников к

сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения

воспитателя с детьми;

развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое

взаимодействие) младших дошкольников;

развитие умений совместно с партнерами по игре и

помощью воспитателя создавать игровую обстановку,

распределять игровых персонажей, управлять игрушкой,

озвучивать персонажей игры.

обогащение предметно-развивающей среды группы по

игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами

детского творчества, модульные предметы для придания

динамичности среды.

Любимым сюжетом у детей младшего возраста остается игра

в больницу , в которой ребятам наиболее легко воплотить

свой жизненный опыт.

Чтобы углубить и развить интерес детей к этим играм, воспитатель организует дополнительное

чтение художественной литературы вне занятий, рассматривание иллюстраций, фотографий.

Для обогащения предметно-развивающей среды в

игровую зону необходимо внести настольно-печатные

игры «Профессии», «Что лишнее?», лото «Зайкина

больничка»

В период ознакомления детей с трудом взрослых,

работающих в больнице, в группу вносятся новые

игрушки: различные медицинские инструменты, белый

халат.

Игру во «врача» можно начать с игры-занятия. Утром

воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла долго

не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела».

Вызывают врача или медсестру детского сада. Она

осматривает «больную», ставит диагноз

Игра-занятие «Выздоровление куклы » способствует

повышению интереса у детей к сюжетно – ролевой

игре «Больница» и вызывает желание самим выступать

в роли врача или медсестры.

Многие сюжеты самостоятельных игр детей в «больницу»

повторяют игры-занятия, организуемые воспитателем, но в

них всегда есть простор для самостоятельного творчества,

отражения личного опыта.

Игра-занятие «Игрушки у врача» дает возможность

сформировать у детей некоторые навыки в развитии

сюжета игры, выделении и распределении ролей.

Дети младшего дошкольного возраста овладевают умениями принимать игровую

роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое

взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником

.

В жизни детей сюжетно-ролевая

игра продолжает развиваться и

занимает ведущее место. Ребенок с

увлечением выстраивает сюжеты,

стремится к проигрыванию самых

разнообразных ролей, становится

более инициативным. Возросшие

возможности позволяют ему

выбирать тему и намечать замысел

игры, обустраивать игровое

пространство при помощи

предметов, использовать в игре

различные атрибуты.

Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать

различные ситуации, происходящие в медицинских

кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в

поликлинике

.

Задачи воспитателя в работе с детьми старшего

дошкольного возраста

переводить их к более сложному ролевому

поведению в игре.

формировать умение изменять свое ролевое

поведение в соответствии с разными ролями

партнеров.

умение менять игровую роль и обозначать

свою новую роль для партнеров в процессе

развертывания игры.

Развитие игрового опыта в старшем дошкольном возрасте проходит несколько этапов

:

усложнение содержания;

игровых действий;

взаимодействие с партнером;

самостоятельность и творчество

Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для

ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с

разными другими ролями, а также возможность смены роли

в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это

возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. использование многоперсонажных сюжетов с

определенной ролевой структурой, где одна из

ролей включена в непосредственные связи со

всеми остальными;

2. отказ от однозначного соответствия числа

персонажей (ролей) в сюжете количеству

участников игры: персонажей в сюжете должно

быть больше, чем участников.

Основная

роль

Дополнительная

роль(событие 3)

Дополнительная

роль (событие 1)

Дополнительная

роль (событие 4)

Дополнительная

роль (событие 2)

В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Дети объединяются в

группы.

Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют

продолжительное время.

В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Это

происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт:

знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Дети отражают не только те события, в которых они

сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни

.

Экскурсия в больницу.

На приеме у хирурга.

В перевязочном кабинете.

В игре ребенка старшего возраста четко выделяется

подготовительный этап: распределение ролей, отбор

игрового материала.

Для развития игры характерно изменение требований,

которые дети предъявляют к игрушке. Чем старше

становятся дети, тем больше они предъявляют требований к

соответствию игрушки игровому замыслу. Старший

дошкольник предпочитает более сложную игрушку,

приближающуюся к модели предмета.

.

Лаборатория.

В перевязочной

.

У офтальмолога

.

Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет

активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми.

Активизирующее общение осуществляется с использованием

специальных методов руководства, например, совета, напоминания,

поощрения и т д. руководство сюжетно – ролевой игрой должно быть

хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие

взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.

Вводя в игру новые роли воспитатель помогает расширить представление детей об

игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения.

Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой

игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой

игры нужно не только определить цель и разработать игровые

действия, но и составить список оборудования для создания

предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть

всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного

характера, иллюстративный материал для бесед, книги о

профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно

со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована

так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр:

сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,

театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет

предоставить детям возможность самостоятельно находить новые

повороты сюжета и игрового взаимодействия.

Благодарим за внимание.



В раздел образования