Авторы: Стальмахович Елена Владимировна, Конохова Марина Петровна
Должность: воспитатели 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: Иркутская область. Тайшетский район. р.п.Юрты.
Наименование материала: Призентация
Тема: Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ «Светлячок» р.п.Юрты.
Социализация детей дошкольного
возраста через сюжетно-ролевую
игру
Воспитатели: Конохова М.П.
Стальмахович Е.В.
Игра – это ведущий вид деятельности у детей.
Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир,
учится общению. Через игру ребенок готовится к
социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь.
Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра- это
высшая форма развития детской игры.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в
психическом развитии ребенка, они развивают
произвольное внимание, память. Правила, обязательные
при проведении игры, воспитывают у детей умение
контролировать свое поведение, ограничивать свою
импульсивность, способствуют тем самым
формированию характера. Во время совместной игры со
сверстниками дети учатся общению, умению учитывать
желания и действия других, отстаивать свое мнение,
умению настоять на своем, а также совместно строить и
реализовывать планы. Исполняя различные роли,
ребенок начинает охватывать все стороны различных
видов деятельности, что, в свою очередь, помогает
развивать мыслительную способность человека,
воспринимать чужую точку зрения. ФГОС ДО
рассматривает игру, как один из сквозных механизмов
развития детей, как важное средство его социализации.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры
в дошкольном возрасте
•
Планомерное обогащение жизненного опыта детей.
•
Совместные обучающие игры педагога с детьми,
направленные на передачу детям игрового опыта,
игровых умений.
•
Своевременное изменение игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта.
•
Активизирующее общение взрослого с детьми в
процессе их игры, направленное на побуждение и
самостоятельное применение детьми новых способов
решения игровых задач, на отражение в игре новых
сторон жизни.
Задачи развития самостоятельной
сюжетно-ролевой игры детей
младшего дошкольного возраста.
•
повышение игрового интереса младших дошкольников к
сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения
воспитателя с детьми;
•
развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое
взаимодействие) младших дошкольников;
•
развитие умений совместно с партнерами по игре и
помощью воспитателя создавать игровую обстановку,
распределять игровых персонажей, управлять игрушкой,
озвучивать персонажей игры.
•
обогащение предметно-развивающей среды группы по
игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами
детского творчества, модульные предметы для придания
динамичности среды.
Любимым сюжетом у детей младшего возраста остается игра
в больницу , в которой ребятам наиболее легко воплотить
свой жизненный опыт.
Чтобы углубить и развить интерес детей к этим играм, воспитатель организует дополнительное
чтение художественной литературы вне занятий, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Для обогащения предметно-развивающей среды в
игровую зону необходимо внести настольно-печатные
игры «Профессии», «Что лишнее?», лото «Зайкина
больничка»
В период ознакомления детей с трудом взрослых,
работающих в больнице, в группу вносятся новые
игрушки: различные медицинские инструменты, белый
халат.
Игру во «врача» можно начать с игры-занятия. Утром
воспитатель обращает внимание детей на то, что кукла долго
не встает, и дети предполагают, что она, видимо, «заболела».
Вызывают врача или медсестру детского сада. Она
осматривает «больную», ставит диагноз
Игра-занятие «Выздоровление куклы » способствует
повышению интереса у детей к сюжетно – ролевой
игре «Больница» и вызывает желание самим выступать
в роли врача или медсестры.
Многие сюжеты самостоятельных игр детей в «больницу»
повторяют игры-занятия, организуемые воспитателем, но в
них всегда есть простор для самостоятельного творчества,
отражения личного опыта.
Игра-занятие «Игрушки у врача» дает возможность
сформировать у детей некоторые навыки в развитии
сюжета игры, выделении и распределении ролей.
Дети младшего дошкольного возраста овладевают умениями принимать игровую
роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое
взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником
.
•
В жизни детей сюжетно-ролевая
игра продолжает развиваться и
занимает ведущее место. Ребенок с
увлечением выстраивает сюжеты,
стремится к проигрыванию самых
разнообразных ролей, становится
более инициативным. Возросшие
возможности позволяют ему
выбирать тему и намечать замысел
игры, обустраивать игровое
пространство при помощи
предметов, использовать в игре
различные атрибуты.
Дети, исходя из своего жизненного опыта, могут проигрывать
различные ситуации, происходящие в медицинских
кабинетах, так как каждый из них хотя бы раз побывал в
поликлинике
.
Задачи воспитателя в работе с детьми старшего
дошкольного возраста
•
переводить их к более сложному ролевому
поведению в игре.
•
формировать умение изменять свое ролевое
поведение в соответствии с разными ролями
партнеров.
•
умение менять игровую роль и обозначать
свою новую роль для партнеров в процессе
развертывания игры.
Развитие игрового опыта в старшем дошкольном возрасте проходит несколько этапов
:
•
усложнение содержания;
•
игровых действий;
•
взаимодействие с партнером;
•
самостоятельность и творчество
Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для
ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с
разными другими ролями, а также возможность смены роли
в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это
возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. использование многоперсонажных сюжетов с
определенной ролевой структурой, где одна из
ролей включена в непосредственные связи со
всеми остальными;
2. отказ от однозначного соответствия числа
персонажей (ролей) в сюжете количеству
участников игры: персонажей в сюжете должно
быть больше, чем участников.
Основная
роль
Дополнительная
роль(событие 3)
Дополнительная
роль (событие 1)
Дополнительная
роль (событие 4)
Дополнительная
роль (событие 2)
В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Дети объединяются в
группы.
Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют
продолжительное время.
В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Это
происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт:
знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Дети отражают не только те события, в которых они
сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни
.
Экскурсия в больницу.
На приеме у хирурга.
В перевязочном кабинете.
В игре ребенка старшего возраста четко выделяется
подготовительный этап: распределение ролей, отбор
игрового материала.
Для развития игры характерно изменение требований,
которые дети предъявляют к игрушке. Чем старше
становятся дети, тем больше они предъявляют требований к
соответствию игрушки игровому замыслу. Старший
дошкольник предпочитает более сложную игрушку,
приближающуюся к модели предмета.
.
Лаборатория.
В перевязочной
.
У офтальмолога
.
Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет
активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми.
Активизирующее общение осуществляется с использованием
специальных методов руководства, например, совета, напоминания,
поощрения и т д. руководство сюжетно – ролевой игрой должно быть
хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие
взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.
Вводя в игру новые роли воспитатель помогает расширить представление детей об
игровом образе, о разнообразии ролей и ролевого поведения.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой
игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой
игры нужно не только определить цель и разработать игровые
действия, но и составить список оборудования для создания
предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть
всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного
характера, иллюстративный материал для бесед, книги о
профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно
со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована
так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр:
сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских,
театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет
предоставить детям возможность самостоятельно находить новые
повороты сюжета и игрового взаимодействия.
Благодарим за внимание.