Напоминание

Об использоии отрывков из художественных произведений на уроках физики.


Автор: Носова Людмила Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Березовчанская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: деревня Березовчик Советского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Об использоии отрывков из художественных произведений на уроках физики.
Раздел: среднее образование





Назад




Носова Л.А.

Об использовании отрывков из художественных произведений на уро-

ках физики.

Помимо того, что физика является точной наукой, она имеет еще и при-

кладное значение, поскольку выступает основой различного вида производств.

Главная цель обучения физике - формирование знаний физических законов и по-

нятий, принципа действия различных технических устройств, умения решать

расчетные задачи.

В любом классе обязательно есть учащиеся, у которых нет склонности к

точным наукам, следствием этого является отсутствие интереса к предмету, не-

желание его изучать. Несмотря на это физика, очевидно, должна сохранить ста-

тус предмета, обязательного для изучения в общеобразовательной школе, по-

скольку: в рамках физических теорий формируется большое количество понятий,

используемых в различных областях человеческой деятельности; в основу совре-

менного мировоззрения и научного стиля мышления были положены исследова-

ния в области физики; являясь наиболее развитой естественной наукой, физика

дает множество ярких примеров методов научного познания, путей формирова-

ния научной теории, взаимосвязей теорий, относительной истинности научного

знания и диалектики его развития; многие философские учения связаны с идеями

и достижениями физики. Поэтому все требуемые личностные, предметные, мета-

предметные результаты современного образования могут быть достигнуты в про-

цессе обучения физике.

Говоря о способах донесения до учащихся материала, следует учитывать,

что самым действенным мотивом к обучению является интерес к предмету. Су-

ществует схема формирования увлечения учебным предметом: от любопытства к

удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к

прочному знанию и научному поиску.

Практика показывает, что образное, эмоциональное, содержащее интерес-

ные факты, логичное и доступное изложение может вызвать эмоциональный от-

клик у учащегося, тем самым вовлечь его в образовательный процесс, сделать его

активным участником. Так достигается положительное отношение к знаниям.

Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках

физики могут служить отрывки из произведений художественной литературы, в

которых есть описание явлений природы, интересные исторические факты. Эти

описания отличаются своей доступностью и образностью, чего часто не хватает

при изложении теории по физике.

Отрывки из художественных произведений могут служить прекрасным ил-

люстративным материалом к различным разделам курса физики, опираясь на ко-

торые ученики могут создать для себя наглядные образы. Заключая в себе эмоци-

ональный элемент, этот материал легко воспринимается школьниками. Любые

физические понятия, законы, теории становятся доступными для понимания,

если они подтверждены конкретными, но в то же время, легко воспринимаемыми

примерами. И поскольку художественная литература является отражением наших

ощущений и восприятия реального мира, то она способна помочь ученику раз-

глядеть, понять действие физических законов, суть физических явлений. Физика,

являясь инструментом объяснения происходящих в окружающем мире явлений,

перестает быть сухой и отвлеченной наукой, благодаря тому, что удачно подо-

бранный отрывок позволяет увидеть красоту физического явления.

Своевременное и умелое использование на уроках отрывков художествен-

ных произведений пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, по-

могает им лучше понять суть изучаемых явлений.

Отрывки из художественных произведений могут быть по-разному исполь-

зованы на уроках.

1. Постановка проблемы. При изучении явления инерции можно вспо-

мнить

эпизод

сказки

В.М.

Гаршина

«Лягушка-путешественница»:

«Лягушка,

дрыгая всеми своими четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как

утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым за-

кричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше».

2. Иллюстрация теоретических положений.

Рассказывая об относительности механического движения можно исполь-

зовать стихотворение А.С. Пушкина:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый,

Но, Господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Отрывок из рассказа В.В. Бианки «Музыкант» прекрасно иллюстрирует

утверждение, что всякое колеблющееся тело звучит: «Старик подкрался из-за

елочки и видит: на опушке разбитое грозою дерево, из него торчат длинные щеп-

ки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к

себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе разда-

лось: «Дзинь!»…- как струна пропела... Замолк звук, медведь опять за свое: от-

тянул щепку и отпустил».

Рассказывая об электризации тел можно привести отрывок из книги К.Г.

Паустовского «Черное море»: «Воздух во время урагана так густо насытился

электричеством, что я был свидетелем, как у негра - привратника Кодринг-

тонской коллегии искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой маши-

ны».

Описание физических явлений есть в рассказах – рассуждениях Л.Н. Тол-

стого, таких как: «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Сырость», «Отчего в

морозы трещат деревья?», «Удельный вес», «Как делают воздушные шары»,

«Гальванизм», «Тепло», «Солнце – тепло».

Художественные произведения можно также использовать, рассказывая об

ученых - физиках. С этой целью можно использовать книги Григорьева В.И. «О

физике и физиках», а также Я.К. Голованова «Этюды об ученых».

3. Опрос. В данном случае отрывки из художественных произведений мо-

гут играть роль качественных задач или контрольных вопросов. Например, после

изучения темы «Распространение звука», можно предложить отрывок из произ-

ведения Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»: «Космонавты, оставшиеся в пещере,

решили не терять времени зря и принялись за добычу лунита и антилунита. Ле-

дорубы и геологические молотки дружно застучали о скалы. Впрочем, никакого

стука не было слышно».

Вопрос: «Почему не было слышно стука?»

После

изучения

темы

«Материальная

точка.

Система

отсчета»

можно

предложить отрывок из романа М.А.. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

- Мессир,- тревожно - фальшивым голосом отозвался кот, вы переутоми-

лись: нет шаха королю!

- Король на клетке г-два, не глядя на доску, сказал Воланд.

Вопрос: - Какую систему координат мы применяем, играя в шахматы?

Или такое задание: В каких случаях тело можно принять за материальную

точку?

а) Много возле речки обретается мелкой птахи. Даже поздней осенью ее здесь гу-

сто.

(В.П. Астафьев)

б) Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?

Свечкой чисточетверговой

Над тобой горит звезда.

(С.А.Есенин)

Интересно выбрать такие отрывки, где имеется научная ошибка. Тогда за-

дача усложняется. Потому что нужно не только найти ошибку, но и правильно

объяснить описанное явление.

Например, поэт так написал о капле:

«Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла». (Тема «Тепловые явления»)

4. Решение расчетных задач. После изучения законов равноускоренного

движения можно предложить отрывок из повести К.Э. Циолковского «Вне Зем-

ли» такого содержания: «Они видели, как ракета сорвалась и устремилась в на-

клонном положении в пространство. Она быстро удалялась. В это же время она

поднималась все выше и выше. Через 10 с она была от зрителей на расстоянии 5

км и двигалась со скоростью 1000 м/с. Определите ускорение ракеты».

5. Закрепление пройденного. Для определения глубины понимания уча-

щимися изложенной на уроке теории можно обсудить отрывки из художествен-

ных произведений. Например, закрепляя знания по теме «Инерция», можно обсу-

дить отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «В одинна-

дцатом часу вечера молочные братья, кренясь под тяжестью двух больших гирь,

шли по направлению к конторе по заготовке рогов и копыт. Паниковский нес

свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя. Здоровяк Балага-

нов держал гирю на плече. Иногда Паниковский никак не мог повернуть за угол,

потому, что гиря продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной ру-

кой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направ-

ление».

Или обсудить отрывок из произведения Э. Распе «Барон Мюнхаузен», за-

крепляя знания по теме «Распространение звука»: «Я позвал своего слугу, того

самого, который слышал, как растет в поле трава, и спросил его, не слышит ли он

топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил мне, к моему

величайшему горю, что бездельник скороход заснул».

Приведенные примеры далеко не исчерпывают возможности учителя при

использовании художественной литературы на уроках физики. Можно дать зада-

ние учащимся при чтении книг выписывать примеры проявления физических за-

конов. Это заставит ученика задуматься над прочитанным и будет способство-

вать более глубокому пониманию изучаемых тем. Полагаю, так можно заинтере-

совать предметом любителей художественной литературы, равнодушных к физи-

ке.

Подвоя итог, отметим, что разумное использование художественной литера-

туры на уроках физики может принести ощутимую пользу, формируя интерес к

физике, вовлекая учащихся в процесс познания, побуждая к активной умствен-

ной деятельности. Поскольку одним из самых действенных мотивов обучения яв-

ляется интерес к предмету, который напрямую зависит от способа донесения до

учащихся материала.

Список использованной литературы:

1.Астафьев В. Собрание сочинений: в 15 т.Т.7. Красноярск, Офсет,1997

2.Бианки В.В.« Рассказы и сказки».-М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007.

3.Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 4 т. Т.3.-М: Литература; Мир книги,

2002.

4.Гаршин В.М. Рассказы.- М.: Просвещение, 1989.

5.Голованов Я. К. «Этюды об ученых». М.: Молодая гвардия,1978г.

6.Ильф И. , Петров Е. «Золотой теленок».- М.: Эксмо, 2013.

7. Носов Н.Н. «приключения незнайки и его друзей».- М.: Оникс, Милан.1995.

8.Паустовский К.Г. « Повести». - М.: Правда,1980.

9.Пушкин А.С.Собрание сочинений: В 8 т. Т.7. -М.: Художественная литература,

1969.

10. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхаузена». Ленинград: Детгиз, 1958.

11.Толстой Л.Н.Собрание сочинений: В 2 т. Т. 10.-М.: Художественная литерату-

ра,1982.

12.Тихомирова В.А. «О физике и физическом мышлении».- М.: Квантум,2001»

13.Циолковский К.Э. «Вне Земли». Научно-фантастическая повесть. Издание

второе. Предисловие и редакция Б. Н. Воробьева. - М.: Издательство АН СССР,

1958.

14.«Три века русской поэзии». Антология: В 2 т. Т.2.-М.: Литература, мир книги,

2003.

15.Журнал «Успехи современного естествознания». -2012.-№5.с.92



В раздел образования