Автор: Носова Людмила Александровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ "Березовчанская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: деревня Березовчик Советского района Курской области
Наименование материала: статья
Тема: Об использоии отрывков из художественных произведений на уроках физики.
Раздел: среднее образование
Носова Л.А.
Об использовании отрывков из художественных произведений на уро-
ках физики.
Помимо того, что физика является точной наукой, она имеет еще и при-
кладное значение, поскольку выступает основой различного вида производств.
Главная цель обучения физике - формирование знаний физических законов и по-
нятий, принципа действия различных технических устройств, умения решать
расчетные задачи.
В любом классе обязательно есть учащиеся, у которых нет склонности к
точным наукам, следствием этого является отсутствие интереса к предмету, не-
желание его изучать. Несмотря на это физика, очевидно, должна сохранить ста-
тус предмета, обязательного для изучения в общеобразовательной школе, по-
скольку: в рамках физических теорий формируется большое количество понятий,
используемых в различных областях человеческой деятельности; в основу совре-
менного мировоззрения и научного стиля мышления были положены исследова-
ния в области физики; являясь наиболее развитой естественной наукой, физика
дает множество ярких примеров методов научного познания, путей формирова-
ния научной теории, взаимосвязей теорий, относительной истинности научного
знания и диалектики его развития; многие философские учения связаны с идеями
и достижениями физики. Поэтому все требуемые личностные, предметные, мета-
предметные результаты современного образования могут быть достигнуты в про-
цессе обучения физике.
Говоря о способах донесения до учащихся материала, следует учитывать,
что самым действенным мотивом к обучению является интерес к предмету. Су-
ществует схема формирования увлечения учебным предметом: от любопытства к
удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к
прочному знанию и научному поиску.
Практика показывает, что образное, эмоциональное, содержащее интерес-
ные факты, логичное и доступное изложение может вызвать эмоциональный от-
клик у учащегося, тем самым вовлечь его в образовательный процесс, сделать его
активным участником. Так достигается положительное отношение к знаниям.
Для создания и поддержания эмоционального настроя учащихся на уроках
физики могут служить отрывки из произведений художественной литературы, в
которых есть описание явлений природы, интересные исторические факты. Эти
описания отличаются своей доступностью и образностью, чего часто не хватает
при изложении теории по физике.
Отрывки из художественных произведений могут служить прекрасным ил-
люстративным материалом к различным разделам курса физики, опираясь на ко-
торые ученики могут создать для себя наглядные образы. Заключая в себе эмоци-
ональный элемент, этот материал легко воспринимается школьниками. Любые
физические понятия, законы, теории становятся доступными для понимания,
если они подтверждены конкретными, но в то же время, легко воспринимаемыми
примерами. И поскольку художественная литература является отражением наших
ощущений и восприятия реального мира, то она способна помочь ученику раз-
глядеть, понять действие физических законов, суть физических явлений. Физика,
являясь инструментом объяснения происходящих в окружающем мире явлений,
перестает быть сухой и отвлеченной наукой, благодаря тому, что удачно подо-
бранный отрывок позволяет увидеть красоту физического явления.
Своевременное и умелое использование на уроках отрывков художествен-
ных произведений пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, по-
могает им лучше понять суть изучаемых явлений.
Отрывки из художественных произведений могут быть по-разному исполь-
зованы на уроках.
1. Постановка проблемы. При изучении явления инерции можно вспо-
мнить
эпизод
сказки
В.М.
Гаршина
«Лягушка-путешественница»:
«Лягушка,
дрыгая всеми своими четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как
утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым за-
кричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше».
2. Иллюстрация теоретических положений.
Рассказывая об относительности механического движения можно исполь-
зовать стихотворение А.С. Пушкина:
Движенья нет, сказал мудрец брадатый,
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый,
Но, Господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Отрывок из рассказа В.В. Бианки «Музыкант» прекрасно иллюстрирует
утверждение, что всякое колеблющееся тело звучит: «Старик подкрался из-за
елочки и видит: на опушке разбитое грозою дерево, из него торчат длинные щеп-
ки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к
себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе разда-
лось: «Дзинь!»…- как струна пропела... Замолк звук, медведь опять за свое: от-
тянул щепку и отпустил».
Рассказывая об электризации тел можно привести отрывок из книги К.Г.
Паустовского «Черное море»: «Воздух во время урагана так густо насытился
электричеством, что я был свидетелем, как у негра - привратника Кодринг-
тонской коллегии искры сыпались из волос, как будто из трубы паровой маши-
ны».
Описание физических явлений есть в рассказах – рассуждениях Л.Н. Тол-
стого, таких как: «Отчего потеют окна и бывает роса?», «Сырость», «Отчего в
морозы трещат деревья?», «Удельный вес», «Как делают воздушные шары»,
«Гальванизм», «Тепло», «Солнце – тепло».
Художественные произведения можно также использовать, рассказывая об
ученых - физиках. С этой целью можно использовать книги Григорьева В.И. «О
физике и физиках», а также Я.К. Голованова «Этюды об ученых».
3. Опрос. В данном случае отрывки из художественных произведений мо-
гут играть роль качественных задач или контрольных вопросов. Например, после
изучения темы «Распространение звука», можно предложить отрывок из произ-
ведения Н.Н. Носова «Незнайка на Луне»: «Космонавты, оставшиеся в пещере,
решили не терять времени зря и принялись за добычу лунита и антилунита. Ле-
дорубы и геологические молотки дружно застучали о скалы. Впрочем, никакого
стука не было слышно».
Вопрос: «Почему не было слышно стука?»
После
изучения
темы
«Материальная
точка.
Система
отсчета»
можно
предложить отрывок из романа М.А.. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
- Мессир,- тревожно - фальшивым голосом отозвался кот, вы переутоми-
лись: нет шаха королю!
- Король на клетке г-два, не глядя на доску, сказал Воланд.
Вопрос: - Какую систему координат мы применяем, играя в шахматы?
Или такое задание: В каких случаях тело можно принять за материальную
точку?
а) Много возле речки обретается мелкой птахи. Даже поздней осенью ее здесь гу-
сто.
(В.П. Астафьев)
б) Серебристая дорога,
Ты зовешь меня куда?
Свечкой чисточетверговой
Над тобой горит звезда.
(С.А.Есенин)
Интересно выбрать такие отрывки, где имеется научная ошибка. Тогда за-
дача усложняется. Потому что нужно не только найти ошибку, но и правильно
объяснить описанное явление.
Например, поэт так написал о капле:
«Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг её морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла». (Тема «Тепловые явления»)
4. Решение расчетных задач. После изучения законов равноускоренного
движения можно предложить отрывок из повести К.Э. Циолковского «Вне Зем-
ли» такого содержания: «Они видели, как ракета сорвалась и устремилась в на-
клонном положении в пространство. Она быстро удалялась. В это же время она
поднималась все выше и выше. Через 10 с она была от зрителей на расстоянии 5
км и двигалась со скоростью 1000 м/с. Определите ускорение ракеты».
5. Закрепление пройденного. Для определения глубины понимания уча-
щимися изложенной на уроке теории можно обсудить отрывки из художествен-
ных произведений. Например, закрепляя знания по теме «Инерция», можно обсу-
дить отрывок из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок»: «В одинна-
дцатом часу вечера молочные братья, кренясь под тяжестью двух больших гирь,
шли по направлению к конторе по заготовке рогов и копыт. Паниковский нес
свою долю обеими руками, выпятив живот и радостно пыхтя. Здоровяк Балага-
нов держал гирю на плече. Иногда Паниковский никак не мог повернуть за угол,
потому, что гиря продолжала тащить его вперед. Тогда Балаганов свободной ру-
кой придерживал Паниковского за шиворот и придавал его телу нужное направ-
ление».
Или обсудить отрывок из произведения Э. Распе «Барон Мюнхаузен», за-
крепляя знания по теме «Распространение звука»: «Я позвал своего слугу, того
самого, который слышал, как растет в поле трава, и спросил его, не слышит ли он
топота ног моего скорохода. Он приложил ухо к земле и сообщил мне, к моему
величайшему горю, что бездельник скороход заснул».
Приведенные примеры далеко не исчерпывают возможности учителя при
использовании художественной литературы на уроках физики. Можно дать зада-
ние учащимся при чтении книг выписывать примеры проявления физических за-
конов. Это заставит ученика задуматься над прочитанным и будет способство-
вать более глубокому пониманию изучаемых тем. Полагаю, так можно заинтере-
совать предметом любителей художественной литературы, равнодушных к физи-
ке.
Подвоя итог, отметим, что разумное использование художественной литера-
туры на уроках физики может принести ощутимую пользу, формируя интерес к
физике, вовлекая учащихся в процесс познания, побуждая к активной умствен-
ной деятельности. Поскольку одним из самых действенных мотивов обучения яв-
ляется интерес к предмету, который напрямую зависит от способа донесения до
учащихся материала.
Список использованной литературы:
1.Астафьев В. Собрание сочинений: в 15 т.Т.7. Красноярск, Офсет,1997
2.Бианки В.В.« Рассказы и сказки».-М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2007.
3.Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 4 т. Т.3.-М: Литература; Мир книги,
2002.
4.Гаршин В.М. Рассказы.- М.: Просвещение, 1989.
5.Голованов Я. К. «Этюды об ученых». М.: Молодая гвардия,1978г.
6.Ильф И. , Петров Е. «Золотой теленок».- М.: Эксмо, 2013.
7. Носов Н.Н. «приключения незнайки и его друзей».- М.: Оникс, Милан.1995.
8.Паустовский К.Г. « Повести». - М.: Правда,1980.
9.Пушкин А.С.Собрание сочинений: В 8 т. Т.7. -М.: Художественная литература,
1969.
10. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхаузена». Ленинград: Детгиз, 1958.
11.Толстой Л.Н.Собрание сочинений: В 2 т. Т. 10.-М.: Художественная литерату-
ра,1982.
12.Тихомирова В.А. «О физике и физическом мышлении».- М.: Квантум,2001»
13.Циолковский К.Э. «Вне Земли». Научно-фантастическая повесть. Издание
второе. Предисловие и редакция Б. Н. Воробьева. - М.: Издательство АН СССР,
1958.
14.«Три века русской поэзии». Антология: В 2 т. Т.2.-М.: Литература, мир книги,
2003.
15.Журнал «Успехи современного естествознания». -2012.-№5.с.92