Напоминание

"Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы".


Автор: Цыганова Мария Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РО "Таганрогская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы".
Раздел: среднее образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского

языка и литературы.

За последнее десятилетие произошли хорошие изменения в образовании,

науке и здравоохранении. И вот мы пришли к стабильности, которая

позволяет спокойно работать и надеяться на то, что жизнь будет и дальше

меняться в лучшую сторону. Будущее нашей страны зависит от образования

и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и

использованию своих навыков и талантов.

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю

дальнейшую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания,

но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть своего времени,

заниматься их здоровьем должны мы, педагоги.

Появившееся десять лет назад понятие здоровьесберегающие технологии

предполагает консолидировать все усилия школы с целью сохранения,

формирования и укрепления здоровья детей.

Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных

направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск

форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании

подростка. Системный подход позволяет органично подготовить ребёнка к

жизни.

Здоровье человека для нашего времени – одна из важных тем.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу

специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,

нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,

т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени

его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее

интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся

жизнь. Так как организм ребенка наиболее чувствителен к внешним факторам

окружающей среды, необходимо уделить особое внимание внедрению в

массовую школу эффективных здоровьесберегающих технологий, продумать

условия их организации.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это

рациональная организация урока. Показателем рациональной организации

учебного процесса являются:

1.

Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность,

включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

2.

Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

3.

Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки

физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на

котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по

решению данной проблемы.

Каждый новый урок – это ступенька к знаниям человека, новый вклад в

формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно

конструирование и осуществление каждого урока.

Я бы хотела рассмотреть здоровьесберегающие технологии на уроках

русского языка и литературы.

Основной целью здоровьесбережения на уроках русского языка и

литературы является создание организационно-педагогических,

материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий,

учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся. Для

реализации этой цели я поставила следующие задачи:

-отслеживать соответствие санитарно-гигиеническим требованиям

СанПиНов (регулярно проветривается классная комната, на переменах

регулярно проводится влажная уборка и.т.д.);

-держать на контроле посадку учеников с ослабленным зрением;

-учитывать индивидуальные особенности учащихся;

-планировать переход от одного этапа урока к другому, при этом меняя

формы труда;

-реализовывать на практике индивидуально-личностный подход к оценке

знаний;

-использовать приемы внешней (оценка, похвала) и внутренней (стремление

больше узнать) мотивации.

Пожалуй, ни один урок литературы не проходит без проблемной ситуации

или вопроса и поиска вариантов решения. Технология эффективной речевой

деятельности позволяет управлять речью, следить за речью не только

учеников, но и своей.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих

уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными,

поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим

технологиям.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий

проведения урока в основном и зависит функциональное состояние

школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения

преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного

статического напряжения, следует проводить физкультурные минутки,

кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке,

проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением

учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и

чередованием в течение урока.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – это

положительный эмоциональный фон.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель-

словесник на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся.

Здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого

и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории и

диагностических процедур оценки качества урока.

Концепция здоровьесберегающего обучения выстраивается следующей

логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение:

Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через – учет особенностей класса; создание благоприятного

психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих

появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий

для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов

деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению

мотивации к учебной деятельности.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в

педагогической деятельности, необходимо применять образовательные

технологии по их здоровьесберегающей направленности:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы

ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её

развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все

условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и

педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве

факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и

оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет

положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в

сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на

свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают

благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют

формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня

психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с

учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня

появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и

уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.

Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее

продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии

являются системой, создающей максимально возможные условия для

сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,

интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов

образования.

На уроках русского языка необходимо использовать для лингвистического

анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты,

пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.

На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и

говорим об их сохранении.

Изложенная выше информация показывает, что внедрение в обучение

здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей

заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах.



В раздел образования