Автор: Цыганова Мария Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РО "Таганрогская санаторная школа-интернат"
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы".
Раздел: среднее образование
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского
языка и литературы.
За последнее десятилетие произошли хорошие изменения в образовании,
науке и здравоохранении. И вот мы пришли к стабильности, которая
позволяет спокойно работать и надеяться на то, что жизнь будет и дальше
меняться в лучшую сторону. Будущее нашей страны зависит от образования
и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и
использованию своих навыков и талантов.
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю
дальнейшую жизнь. Конечно, многое здесь зависит от семейного воспитания,
но учитывая, что дети проводят в школе значительную часть своего времени,
заниматься их здоровьем должны мы, педагоги.
Появившееся десять лет назад понятие здоровьесберегающие технологии
предполагает консолидировать все усилия школы с целью сохранения,
формирования и укрепления здоровья детей.
Общеизвестно, что здоровьесбережение – одно из приоритетных
направлений современной педагогики. Этим объясняется интенсивный поиск
форм и методов воспитания ценностного отношения к здоровью в сознании
подростка. Системный подход позволяет органично подготовить ребёнка к
жизни.
Здоровье человека для нашего времени – одна из важных тем.
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу
специалистов. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация,
нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он
живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования,
т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени
его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее
интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся
жизнь. Так как организм ребенка наиболее чувствителен к внешним факторам
окружающей среды, необходимо уделить особое внимание внедрению в
массовую школу эффективных здоровьесберегающих технологий, продумать
условия их организации.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это
рациональная организация урока. Показателем рациональной организации
учебного процесса являются:
1.
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность,
включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
2.
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
3.
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки
физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на
котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по
решению данной проблемы.
Каждый новый урок – это ступенька к знаниям человека, новый вклад в
формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно
конструирование и осуществление каждого урока.
Я бы хотела рассмотреть здоровьесберегающие технологии на уроках
русского языка и литературы.
Основной целью здоровьесбережения на уроках русского языка и
литературы является создание организационно-педагогических,
материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий,
учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся. Для
реализации этой цели я поставила следующие задачи:
-отслеживать соответствие санитарно-гигиеническим требованиям
СанПиНов (регулярно проветривается классная комната, на переменах
регулярно проводится влажная уборка и.т.д.);
-держать на контроле посадку учеников с ослабленным зрением;
-учитывать индивидуальные особенности учащихся;
-планировать переход от одного этапа урока к другому, при этом меняя
формы труда;
-реализовывать на практике индивидуально-личностный подход к оценке
знаний;
-использовать приемы внешней (оценка, похвала) и внутренней (стремление
больше узнать) мотивации.
Пожалуй, ни один урок литературы не проходит без проблемной ситуации
или вопроса и поиска вариантов решения. Технология эффективной речевой
деятельности позволяет управлять речью, следить за речью не только
учеников, но и своей.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих
уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными,
поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим
технологиям.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий
проведения урока в основном и зависит функциональное состояние
школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения
преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного
статического напряжения, следует проводить физкультурные минутки,
кроме того, определять и фиксировать психологический климат на уроке,
проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением
учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и
чередованием в течение урока.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – это
положительный эмоциональный фон.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель-
словесник на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся.
Здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого
и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории и
диагностических процедур оценки качества урока.
Концепция здоровьесберегающего обучения выстраивается следующей
логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение:
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Достигается через – учет особенностей класса; создание благоприятного
психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих
появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий
для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов
деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению
мотивации к учебной деятельности.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в
педагогической деятельности, необходимо применять образовательные
технологии по их здоровьесберегающей направленности:
Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы
ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её
развития и реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все
условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и
педагогов.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве
факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и
оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет
положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в
сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на
свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают
благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют
формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня
психологического здоровья.
Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с
учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня
появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и
уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее
продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии
являются системой, создающей максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов
образования.
На уроках русского языка необходимо использовать для лингвистического
анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты,
пропагандирующие спорт, разные его виды, туризм.
На уроках литературы читаем произведения о животных, родном крае и
говорим об их сохранении.
Изложенная выше информация показывает, что внедрение в обучение
здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей
заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах.