Автор: Лапанина Галина Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 445
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания в 11 классе
Тема: "Свобода в деятельности человека"
Раздел: полное образование
Свобода в деятельности человека. Методическая разработка урока
обществознания в 11 классе.
Цели урока:
Объяснить понятия: «свобода», «необходимость», «ответственность»,
«свободное общество».
Ознакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой
деятельности.
Развивать умение критически воспринимать и осмысливать информацию,
отражающую различные подходы к изучаемым явлениям, формулировать
собственное мнение и оценочные суждения, отстаивать и аргументировать
собственную позицию.
Используемые технологии
: технология групповой дискуссии.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
Свобода витает в умах человечества ещё с самых ранних времён. Мифы Древней
Греции были проникнуты этим возвышенным чувством. Свобода для них была
ценнее жизни, выше любви. И всё новое время кипело этой высокой идеей
освобождения человечества от рабства, крепостничества и грубых средневековых
устоев.
Тема свободы была актуальна всегда. И сейчас она живёт и будоражит умы
миллионов. За свободу страдали, убивали и погибали .Что же такое свобода?
Свободен ли человек сегодня? Об этом и пойдет наш разговор сегодня. Давайте
вспомним, с каким определением «Свободы» мы познакомились в 10 классе?
Возможные ответы:
Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью
выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями.
Рассмотрим следующие вопросы:
1.
Почему невозможна абсолютная свобода?
2.
Свобода как познанная необходимость.
3.
Свобода и ответственность.
4.
Свободное общество.
Проверка опережающего задания. Работа в группах:
Задания и вопросы 1 группе:
1.Подумайте, что такое абсолютная свобода?
Возможные ответы:
Абсолютная свобода- отсутствие каких-либо ограничений; Свобода сознания
человека от чего бы то ни было: логики, чувств, инстинктов, мнений других
людей; Свобода от общества и людей и от самого себя.
2.Что должно служить ограничителем свободы человека, и для чего
нужен такой ограничитель?
Возможные ответы:
Ограничителем свободы могут быть права и свободы других людей.
Иначе свобода одного означала бы произвол в отношении другого.
3.Проанализируйте притчу о «Буридановом осле». Чем опасен ничем не
ограниченный выбор?
Возможные ответы:
Философ Буридан рассказал об осле, который умер от голода, так и не сделав выбор
между двумя одинаковыми охапками сена. Человека неограниченный выбор тоже
может поставить в трудное положение при выборе решения. Если человек
свободен от логики, инстинктов, совести, мнения других, как он может выбрать?
Задания и вопросы 2 группе:
1.Гегель сказал, что « свобода есть познанная необходимость».Как вы понимаете
смысл этого высказывания?
Возможные ответы:
Все в мире подчинено силам, действующим неотвратимо и независимо от воли
человека. Если люди знают об этих силах, то они способны принимать решения со
знанием дела.
2.Приведите конкретные примеры.
Возможные ответы:
Например, зная о возможных землетрясениях в сейсмических зонах, люди будут
строить более прочные дома по особой технологии и не погибнут.
3.В чем состоит свобода человека? Что вкладывается в понятие
«необходимость»? Как на этот вопрос отвечают религиозные деятели, философы?
Возможные ответы:
Свобода состоит в том, чтобы делать выбор с учетом необходимости.
Существуют разные взгляды на природу необходимости.
Необходимость некоторые религиозные деятели, например Марти Лютер,
рассматривают как Божий промысел, которым все предопределено.
Человеку остается только ему подчиниться.
Православные и католики считают, что свобода дана человеку Богом как
возможность по своей воле выбирать между добром и злом, между Богом и
Дьяволом. Но выбор будет свободным, если человек будет знать о силах
добра и зла, действующих в мире.
Ряд философов считают, что необходимость существует в природе в виде
объективных законов. Помимо объективной природной необходимости
человека побуждают действовать и определенные общественные условия(нормы
морали и права). Философы не отрицают случайностей, но считают, что общая
закономерная линия развития есть. И человек должен знать объективные законы
природы и общества, тогда он будет свободен.
Задания и вопросы 3 группе:
1. Если жизнь человека зависит от внешней по отношению к нему необходимости,
может ли он нести ответственность за свои поступки? Возможные ответы:
Ответственность — это вид взаимоотношений между личностью и обществом с
точки зрения сознательного осуществления взаимных требований. Если человек
поступает вразрез с законами общества и природы, то расплата за неправильный
поступок последует. Это могут быть и общественные санкции, и муки совести,
потеря здоровья., разрушение семьи.
Сделанный человеком выбор означает, что он готов взять на себя всю полноту
ответственности.
2. Каково соотношение внутренней свободы и внешних обстоятельств в жизни
человека?
Возможные ответы: Внутренняя свобода рассматривается как свобода воли. А
внешняя свобода связана с условиями существования человека в мире. Главное не в
том, каковы внешние обстоятельства, но как они преломляются в сознании
индивида, как он воспринимает мир, какие ставит цели.
Никакими законами и внешними переустройствами нельзя очистить помышления
сердца. Только свободной волей человека.
3. Приведите примеры, подтверждающие, что человек совершенно свободен в
своей внутренней жизни.
Возможные ответы:
Индивид сам выбирает систему ценностей, убеждений, сам формирует свой
внутренний мир. В соответствии со своими убеждениями он осуществляет свою
деятельность. В одинаковых обстоятельствах люди ведут себя по-разному.
Например, генерал Д. Карбышев, попав в плен к фашистам, отказался с ними
сотрудничать даже перед лицом смерти. А генерал Власов перешел на сторону
врага, участвовал в создании РОА.
Обобщение.
Абсолютной свободы человека не может быть .
Главным ограничителем свободы человека служат права и свободы
других людей.
Свобода заключается в способности принимать решения, учитывая
действия объективных законов природы и общества.
Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.
Свобода связана с готовностью взять на себя всю полноту
ответственности за свой выбор.
Учитель:
А теперь мы проведем мини-дебаты по теме «Свободное общество: какое оно?»
Ответ на этот вопрос пытались дать общественно-политические учения. Первая
группа расскажет о свободном обществе в представлении либералов. Вторая группа
изложит мнение социалистов по этому вопросу. А третья группа расскажет о том,
что думают по этому поводу анархисты. Каждая группа выскажет свои предложения,
мы выслушаем мнения оппонентов и составим совместный проект «Свободное
общество».
Проект либералов.
1.Высшая ценность общества - права и свободы граждан. Его основа -
индивидуализм.
2. Вмешательство государства в жизнь человека минимально.
3. В политической сфере -демократия, правовое государство, разделение властей.
4. В духовной жизни - свободомыслие.
5. Жизнь регулируется только демократически принятыми законами.
Выступления оппонентов. Возможные замечания:
Анархисты — мы согласны с тем, что права и свободы граждан - высшая ценность,
что в обществе должно быть свободомыслие. Но мы не признаем никакого
государства.
Социалисты - Мы считаем, что неограниченный индивидуализм не на пользу людям.
Подлинная свобода - это не просто невмешательство государства в жизнь человека.
Самореализация основывается не только на индивидуальном, но и на и на
совместном опыте. Мы против неограниченного индивидуализма.
Проект «Свободное общество социалистов».
1. Главное в обществе - равенство и социальная справедливость
2. Общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду.
3. Государство должно заботиться о равномерном распределении доходов, не
допускать углубления пропасти между богатыми и бедными, регулировать
экономическую жизнь
4. Приоритет коллективного начала.
Выступления оппонентов.
Либералы - мы категорически против общественной собственности. Она не
соответствует природе человека, нарушает принцип материальной
заинтересованности.
Но мы согласны, что государство должно принимать участие в регулировании
экономики и проведении социальной политики.
Анархисты - мы выступаем за коллективизм, равенство и справедливость.
Проект анархистов.
1. Никакого государства и централизованного управления сверху.
2. Самоуправление народа.
3. Создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей.
4. Свободный творческий труд.
Выступления оппонентов.
Либералы — полное отсутствие государственной власти может привести к
беспорядкам и беззаконию. Самоуправление народа возможно в местных органах
власти.
Социалисты - Мы согласны, что в свободном обществе должны быть созданы
возможности для творческого труда народа. Учитель:
А теперь я предлагаю вам еще раз посмотреть на предложенные проекты и
подумать, что мы включим в наш проект свободного общества. Вот таким оказался
наш проект
Проект «Свободное общество».
1.Высшая ценность общества - права и свободы граждан
2. общественные отношения строятся на принципах справедливости и равенства
возможностей.
3. жизнь людей должны регулировать демократически принятые законы и
общепризнанные нормы морали.
4. государство должно принимать участие в регулировании экономики и проведении
социальной политики, чтобы не допустить углубления пропасти между богатыми и
бедными.
5. Должны существовать различные виды собственности.
Учитель: Итак, мы видим, что одним из важнейших признаков свободного общества
является та мера свободы, которую общество может дать человеку для наиболее
полного раскрытия его творческих способностей. Конечно, это проект свободного
общества в идеале, но когда есть идеал, то есть к чему стремиться. Очень хорошо
подтверждают это слова ФМ Достоевского «Без идеалов, то есть без определенных
хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой
хорошей действительности»
Подведение итогов урока.
К чему может привести абсолютная свобода?
Как связаны между собой свобода и ответственность?
Какую роль играет государство в поддержании прав и свобод человека?
Как граждане могут гарантировать свободу друг другу?
Домашнее задание.
Написать эссе на тему «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» В.
И. Ленин.