Напоминание

"Свобода в деятельности человека"


Автор: Лапанина Галина Михайловна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 445
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока обществознания в 11 классе
Тема: "Свобода в деятельности человека"
Раздел: полное образование





Назад




Свобода в деятельности человека. Методическая разработка урока

обществознания в 11 классе.

Цели урока:

Объяснить понятия: «свобода», «необходимость», «ответственность»,

«свободное общество».

Ознакомить учащихся с ролью свободы и необходимости в человеческой

деятельности.

Развивать умение критически воспринимать и осмысливать информацию,

отражающую различные подходы к изучаемым явлениям, формулировать

собственное мнение и оценочные суждения, отстаивать и аргументировать

собственную позицию.

Используемые технологии

: технология групповой дискуссии.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Свобода витает в умах человечества ещё с самых ранних времён. Мифы Древней

Греции были проникнуты этим возвышенным чувством. Свобода для них была

ценнее жизни, выше любви. И всё новое время кипело этой высокой идеей

освобождения человечества от рабства, крепостничества и грубых средневековых

устоев.

Тема свободы была актуальна всегда. И сейчас она живёт и будоражит умы

миллионов. За свободу страдали, убивали и погибали .Что же такое свобода?

Свободен ли человек сегодня? Об этом и пойдет наш разговор сегодня. Давайте

вспомним, с каким определением «Свободы» мы познакомились в 10 классе?

Возможные ответы:

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью

выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями.

Рассмотрим следующие вопросы:

1.

Почему невозможна абсолютная свобода?

2.

Свобода как познанная необходимость.

3.

Свобода и ответственность.

4.

Свободное общество.

Проверка опережающего задания. Работа в группах:

Задания и вопросы 1 группе:

1.Подумайте, что такое абсолютная свобода?

Возможные ответы:

Абсолютная свобода- отсутствие каких-либо ограничений; Свобода сознания

человека от чего бы то ни было: логики, чувств, инстинктов, мнений других

людей; Свобода от общества и людей и от самого себя.

2.Что должно служить ограничителем свободы человека, и для чего

нужен такой ограничитель?

Возможные ответы:

Ограничителем свободы могут быть права и свободы других людей.

Иначе свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

3.Проанализируйте притчу о «Буридановом осле». Чем опасен ничем не

ограниченный выбор?

Возможные ответы:

Философ Буридан рассказал об осле, который умер от голода, так и не сделав выбор

между двумя одинаковыми охапками сена. Человека неограниченный выбор тоже

может поставить в трудное положение при выборе решения. Если человек

свободен от логики, инстинктов, совести, мнения других, как он может выбрать?

Задания и вопросы 2 группе:

1.Гегель сказал, что « свобода есть познанная необходимость».Как вы понимаете

смысл этого высказывания?

Возможные ответы:

Все в мире подчинено силам, действующим неотвратимо и независимо от воли

человека. Если люди знают об этих силах, то они способны принимать решения со

знанием дела.

2.Приведите конкретные примеры.

Возможные ответы:

Например, зная о возможных землетрясениях в сейсмических зонах, люди будут

строить более прочные дома по особой технологии и не погибнут.

3.В чем состоит свобода человека? Что вкладывается в понятие

«необходимость»? Как на этот вопрос отвечают религиозные деятели, философы?

Возможные ответы:

Свобода состоит в том, чтобы делать выбор с учетом необходимости.

Существуют разные взгляды на природу необходимости.

Необходимость некоторые религиозные деятели, например Марти Лютер,

рассматривают как Божий промысел, которым все предопределено.

Человеку остается только ему подчиниться.

Православные и католики считают, что свобода дана человеку Богом как

возможность по своей воле выбирать между добром и злом, между Богом и

Дьяволом. Но выбор будет свободным, если человек будет знать о силах

добра и зла, действующих в мире.

Ряд философов считают, что необходимость существует в природе в виде

объективных законов. Помимо объективной природной необходимости

человека побуждают действовать и определенные общественные условия(нормы

морали и права). Философы не отрицают случайностей, но считают, что общая

закономерная линия развития есть. И человек должен знать объективные законы

природы и общества, тогда он будет свободен.

Задания и вопросы 3 группе:

1. Если жизнь человека зависит от внешней по отношению к нему необходимости,

может ли он нести ответственность за свои поступки? Возможные ответы:

Ответственность — это вид взаимоотношений между личностью и обществом с

точки зрения сознательного осуществления взаимных требований. Если человек

поступает вразрез с законами общества и природы, то расплата за неправильный

поступок последует. Это могут быть и общественные санкции, и муки совести,

потеря здоровья., разрушение семьи.

Сделанный человеком выбор означает, что он готов взять на себя всю полноту

ответственности.

2. Каково соотношение внутренней свободы и внешних обстоятельств в жизни

человека?

Возможные ответы: Внутренняя свобода рассматривается как свобода воли. А

внешняя свобода связана с условиями существования человека в мире. Главное не в

том, каковы внешние обстоятельства, но как они преломляются в сознании

индивида, как он воспринимает мир, какие ставит цели.

Никакими законами и внешними переустройствами нельзя очистить помышления

сердца. Только свободной волей человека.

3. Приведите примеры, подтверждающие, что человек совершенно свободен в

своей внутренней жизни.

Возможные ответы:

Индивид сам выбирает систему ценностей, убеждений, сам формирует свой

внутренний мир. В соответствии со своими убеждениями он осуществляет свою

деятельность. В одинаковых обстоятельствах люди ведут себя по-разному.

Например, генерал Д. Карбышев, попав в плен к фашистам, отказался с ними

сотрудничать даже перед лицом смерти. А генерал Власов перешел на сторону

врага, участвовал в создании РОА.

Обобщение.

Абсолютной свободы человека не может быть .

Главным ограничителем свободы человека служат права и свободы

других людей.

Свобода заключается в способности принимать решения, учитывая

действия объективных законов природы и общества.

Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.

Свобода связана с готовностью взять на себя всю полноту

ответственности за свой выбор.

Учитель:

А теперь мы проведем мини-дебаты по теме «Свободное общество: какое оно?»

Ответ на этот вопрос пытались дать общественно-политические учения. Первая

группа расскажет о свободном обществе в представлении либералов. Вторая группа

изложит мнение социалистов по этому вопросу. А третья группа расскажет о том,

что думают по этому поводу анархисты. Каждая группа выскажет свои предложения,

мы выслушаем мнения оппонентов и составим совместный проект «Свободное

общество».

Проект либералов.

1.Высшая ценность общества - права и свободы граждан. Его основа -

индивидуализм.

2. Вмешательство государства в жизнь человека минимально.

3. В политической сфере -демократия, правовое государство, разделение властей.

4. В духовной жизни - свободомыслие.

5. Жизнь регулируется только демократически принятыми законами.

Выступления оппонентов. Возможные замечания:

Анархисты — мы согласны с тем, что права и свободы граждан - высшая ценность,

что в обществе должно быть свободомыслие. Но мы не признаем никакого

государства.

Социалисты - Мы считаем, что неограниченный индивидуализм не на пользу людям.

Подлинная свобода - это не просто невмешательство государства в жизнь человека.

Самореализация основывается не только на индивидуальном, но и на и на

совместном опыте. Мы против неограниченного индивидуализма.

Проект «Свободное общество социалистов».

1. Главное в обществе - равенство и социальная справедливость

2. Общественная собственность, плановое хозяйство, распределение по труду.

3. Государство должно заботиться о равномерном распределении доходов, не

допускать углубления пропасти между богатыми и бедными, регулировать

экономическую жизнь

4. Приоритет коллективного начала.

Выступления оппонентов.

Либералы - мы категорически против общественной собственности. Она не

соответствует природе человека, нарушает принцип материальной

заинтересованности.

Но мы согласны, что государство должно принимать участие в регулировании

экономики и проведении социальной политики.

Анархисты - мы выступаем за коллективизм, равенство и справедливость.

Проект анархистов.

1. Никакого государства и централизованного управления сверху.

2. Самоуправление народа.

3. Создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

4. Свободный творческий труд.

Выступления оппонентов.

Либералы — полное отсутствие государственной власти может привести к

беспорядкам и беззаконию. Самоуправление народа возможно в местных органах

власти.

Социалисты - Мы согласны, что в свободном обществе должны быть созданы

возможности для творческого труда народа. Учитель:

А теперь я предлагаю вам еще раз посмотреть на предложенные проекты и

подумать, что мы включим в наш проект свободного общества. Вот таким оказался

наш проект

Проект «Свободное общество».

1.Высшая ценность общества - права и свободы граждан

2. общественные отношения строятся на принципах справедливости и равенства

возможностей.

3. жизнь людей должны регулировать демократически принятые законы и

общепризнанные нормы морали.

4. государство должно принимать участие в регулировании экономики и проведении

социальной политики, чтобы не допустить углубления пропасти между богатыми и

бедными.

5. Должны существовать различные виды собственности.

Учитель: Итак, мы видим, что одним из важнейших признаков свободного общества

является та мера свободы, которую общество может дать человеку для наиболее

полного раскрытия его творческих способностей. Конечно, это проект свободного

общества в идеале, но когда есть идеал, то есть к чему стремиться. Очень хорошо

подтверждают это слова ФМ Достоевского «Без идеалов, то есть без определенных

хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой

хорошей действительности»

Подведение итогов урока.

К чему может привести абсолютная свобода?

Как связаны между собой свобода и ответственность?

Какую роль играет государство в поддержании прав и свобод человека?

Как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание.

Написать эссе на тему «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» В.

И. Ленин.



В раздел образования