Автор: Леденева Элла Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: НОУ гимназия "Альтернатива" Населённый пункт: город Елец, Липецкая область Наименование материала: разработка классного часа Тема: "Прикоснись ко мне добротой" Раздел: начальное образование
НОУ гимназия «Альтернатива»
Классный час
«Прикоснись ко мне
добротой»
Подготовила и провела учитель 3 класса
Леденева Э. А.
г. Елец
2015 – 2016 учебный год
Цель : формировать у детей нравственные качества, воспитывать гуманное отношение
друг к другу.
Задачи: - воспитывать у детей уважение, доброжелательность, отзывчивость, щедрость
по
отношению к другим людям, стремление совершать добрые дела;
- сформировать представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках,
Оборудование :
магнитофон,
наглядные
пособия,
листы
бумаги
А-4,
пословицы
на
карточках, клей, подарки для игры.
Ход мероприятия:
І. Разминка (Установление контакта).
Покажите, ребята, с каким настроением вы сегодня пришли. По моей команде 1-2-3 вы
выбрасываете руки определенным образом: раскрытые ладони – хорошее настроение,
готовы к работе; руки, скрещенные на груди – сейчас вы в закрытом состоянии, не совсем
готовы к работе;
кулаки – испорченное настроение. Итак, 1-2-3... Спасибо, вы помогли мне узнать ваш
настрой на сегодняшнюю работу.
ІІ. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».
Положите свои руки сверху на руки соседа, сидящего справа, посмотрите ему в глаза,
улыбнитесь и поздоровайтесь. И так по кругу. Можете прикоснуться настолько, насколько
вы близки к человеку, можно просто за руку.
ІІІ. Притча о доброте и вежливости.
Однажды
к
Учителю
пришел
юноша
и
попросил
разрешения
заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и
вежливость
принесут
тебе
уважение
других.
Твой
дух
станет
чистым
и
добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые
тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит,
выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать
столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша
ушел,
но
через
несколько
лет
вернулся
к
Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам
помощь...
И тогда Учитель взял его в ученики.
- Как вы думаете, почему Учитель не взял юношу в ученики при первой встрече?
Предположите, что случилось с юношей за эти несколько лет. Почему Учитель взял его в
ученики? (Ответы детей)
Вывод: Юноша стал доброжелателен к людям, стал думать не только о себе, но и о
других.
IV Беседа по теме
Тема нашего сегодняшнего разговора «Прикоснись ко мне добротой»
Ребята, как вы думаете, что такое доброта? (ответы детей).
В словаре С.И. Ожегова читаем:
«Доброта»
–
отзывчивость,
душевное
расположение
к
людям,
стремление
делать добро, другим.
«Добро» - все положительное, хорошее, полезное.
Ребята, какого человека мы можем назвать добрым? Кому нужна доброта? Где живет
доброта? (Ответы детей)
Давайте вспомним слова и выражения с корнем «добро».
Доброта
Добросердечный
Добросовестный
Добродетельный
Добродушный
Доброго здоровья
Добропорядочный
Доброжелательный
Добронравный
Добрый день!
Основа этих слов «добро».
Давным - давно жил в Москве доктор Фёдор Петрович Гааз.
Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. Он все свои деньги
раздал тем, кто очень нуждался в помощи. У него была четверка с каретой, но
со временем он ее продал — вместе с домом, картинной галереей, суконной
фабрикой и загородным поместьем, — чтобы деньги раздать заключенным и
нищим. Питался он исключительно тем же, что и пациенты его больницы –
щами и кашей. Если в кармане были деньги, то и их Фридрих Петрович
раздавал.
Зато и любовь к нему бедных людей была велика. Когда Фёдор
Петрович
умер,
его
хоронила
вся
Москва.
И
на
собранные
горожанами
средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые
любил повторять доктор: «Спешите делать добро!»
V. Игра «Торопись обрадовать».
У поэта А. Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:
Не от тяги к суесловью
И сложились не вчера
Это братское, с любовью,
Пожелания здоровья,
Пожелания добра.
И живется, вроде, лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на земле.
У меня есть волшебные предметы. Я вам даю один из них, и вы передаете его из
рук в руки. По моему сигналу тот, у кого оказался предмет, говорит доброе слово любому,
кому хочет и дарит ему этот предмет. Затем я даю другой предмет, и игра продолжается.
Музыкальный фон «Песня о дружбе».
VІ. Мудрость народа гласит.
Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведет себя соответственно, не
сможет
быть
злым,
грубым,
жестоким.
Его
отношения
с
людьми
окрашены
приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и
заботы. Почему не у каждого
получается быть добрым? (Ответы детей).
Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда. Еще в поучении
Владимира Мономаха мы читаем: «А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде
накормите и напоите всякого просящего… Вы же поступая хорошо, не ленитесь на все
доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече
доброе слово».
Следовательно, основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно
потому еще в старой азбуке обозначались словами.
А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь(говорить)
Д – добро
Ж – житие
З – земля
Л – люди
М – мыслите
Т – творить
Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите. Думайте и творите добро.
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
VІІ. Игра « Собери пословицу».
Русский народ создал немало пословиц о добре. Вот одна из них: «Доброе слово и кошке
приятно». И сегодня мы в этом с вами убедились.
Разделитесь на группы. Я вам раздам пазлы. Сложите из них по 3 пословицы и
наклейте на лист.
Работа в группах. Звучит песня «Если добрый ты».
1. Злой не верит, что есть добрые люди.
2 . Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе дело два века живет.
1. Добрые дела красят человека.
2.Вранье не ведёт в добро.
3.Доброе дело без награды не останется.
1.От добра добра не ищут.
2.Добро помни, а зло забывай.
3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Прочитайте, что у вас получилось. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда
приносит радость окружающим людям.
VІІІ. Рефлексия.
- Как вы, ребята, поняли сегодняшний разговор? Что надо делать, чтобы быть добрым?
- В чем истоки доброты?
Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и
падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять
о своих поступках.
- Что было самое трудное в работе? Почему?
- Что нового узнали о себе и о других?
Вот и подошел к концу наш час общения. Надеюсь, что все, что вы сегодня здесь
услышали, запомнится вам на долгие годы. В жизни вас ждет много славных дел. Но
прежде всего вы должны вырасти настоящими, добрыми людьми: отзывчивыми, смелыми
и вежливыми.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет:
Твоя доброта, улыбка твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
(В.Найдёнов)