Напоминание

Взаимодействие учителя-предметника и школьного библиотекаря во внеклассной работе по предмету в условиях реализации стандартов нового поколения.


Автор: Селивёрстова Елена Игоревна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Мирновская СОШ им. А. А. Воскресенского
Населённый пункт: п. Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие учителя-предметника и школьного библиотекаря во внеклассной работе по предмету в условиях реализации стандартов нового поколения.
Раздел: полное образование





Назад




Взаимодействие учителя-предметника и школьного библиотекаря во

внеклассной работе по предмету в условиях реализации стандартов нового

поколения.

(Слайды 1-2) Данное выступление посвящено вопросу взаимодействия и

сотрудничества школьного библиотекаря и учителя-предметника во внеурочной

деятельности.

Известный английский писатель-фантаст Нил Гейман говорил: «Библиотеки

место

свободы.

Свободы

читать,

свободы

мыслить,

с вобод ы

общаться». Именно

здесь

можно

получить

образование,

провести

досуг,

почувствовать себя в безопасности и получить доступ к информации. Библиотека –

не только место хранения информации, где у всех равные права доступа. Сейчас –

это действительно двери в будущее, которые надо держать открытыми.

(Слайд 3 - 4) Существенные изменения в жизни современного общества

обусловили потребность в новой парадигме образования: не «образование на всю

жизнь»,

а

«образование

в

течение

всей

жизни».

Возникает

необходимость

специальной

подготовки

человека

к

жизнедеятельности

в

информационном

обществе,

формирования

особых

знаний

и

умений

по

работе

с

информацией.

Особое место в организации информационной подготовки отводится школам и

школьным

библиотекам.

Для

общеобразовательных

учреждений

и

школьных

библиотек

организация

информационного

образования

и

повышение

информационной

культуры

школьников

представляют

задачу

первостепенной

важности, а сами учителя и библиотекари становятся ключевыми фигурами, от

которых в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня

информационной культуры учащихся.

(Слайд 5) Откликаясь на современные запросы общества, стандарты второго

поколения внесли ощутимые коррективы в деятельность и учителя-предметника, и

школьного библиотекаря. В новых федеральных государственных образовательных

стандартах

информационная

культура

личности

заложена

как

метапредметный

результат

образования.

Не

случайно

одну

из

ведущих

ролей

начинает

играть

школьная библиотека или медиатека и взаимосвязанная деятельность учителя и

библиотекаря.

1

(Слайд 6) Для реализации новых стандартов служат множество приёмов и

методов

обучения.

Одним

из

таких

приёмов

является

внеклассная

работа

по

предмету. В нашей школе достаточное количество времени уделяется внеурочной

деятельности, ведь она обладает мощнейшим потенциалом. Внеклассная работа

основана

на

принципе

добровольного

участия,

а

всем

хорошо

известна

свободолюбивая натура подростков. Их невозможно заставить, но заинтересовав,

можно добиться хороших результатов. Эффективно организуя внеклассную работу

по предмету, можно реализовать требования стандартов нового поколения.

(Слайды 7-8) Педагогам приходится менять формы и методы урочной и

внеурочной системы обучения и воспитания и одновременно меняться самим. В

связи

с

внедрением

в

учебный

процесс

Интернет

-

технологий

изменились

и

образовательные цели, которые в значительной степени теперь направлены на

формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску,

сбору, анализу и представлению информации. Новая школа и новый учебный

процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые

роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески

и

самостоятельно

работающего

над

решением

учебной

задачи,

широко

использующего

информационные

технологии

для

получения

необходимой

информации.

(Слайд

9)

На

наших

глазах

меняется

и

роль

библиотекаря

школы:

от

человека,

рекомендующего

хорошую

книгу

и

выдающего

ее

ученику,

до

специалиста

в

области

новых

информационных

технологий,

способного

сотрудничать

с

учителями

в

разработке

системного

подхода

к

работе

с

информацией по учебным предметам с тем, чтобы с первых лет обучения учащихся

в школе поиск и получение информации стали их повседневной потребностью.

(Слайды

10

-

11)

Школьная

библиотека

становится

центром

информационной образовательной среды школы, помогая расширить «жесткие»

рамки классно-урочной системы. Здесь открыт свободный доступ к Интернет-

ресурсам

для

учения

и

самообразования

всем

участникам

педагогического

процесса,

в

том

числе

и

во

внеурочное

время;

здесь

накапливаются

и

систематизируются все виды информации: книги, журналы, аудио и видео средства,

2

и

др.

Сегодня

меняется

тип

предоставления

нового

вида

услуг

по

работе

с

информацией

за

счет

работы

с

электронным

каталогом

и

образовательными

мультимедиа

-

и

Интернет-ресурсами;

появляется

возможность

дистанционно

образовываться как самому библиотекарю, так и пользователям библиотеки.

(Слайд

12

-

13)

Услуги,

предоставляемые

библиотекой

участникам

образовательного процесса, преобразуют ее в медиацентр

или медиатеку. Этот

центр

обеспечивает

и

координирует

взаимодействие

и

сотрудничество

всех

участников

образовательного

процесса

(педагогов,

учеников,

родителей).

В

арсенале

современной

школьной

библиотеки

мы

видим

современные

ИКТ

и

Интернет-практики, повышающие качество образовательного процесса в целом, но,

в

первую

очередь,

способствующие

формированию

информационной

культуры

будущих активных участников информационного общества. Здесь библиотекарь

(медиа-специалист)

выступает

как

основной

«проводник»

современных

технологий, консультант педагогического коллектива и родителей, незаменимый

помощник для ученика.

(Слайд 14) Работая в медиатеке, ученики овладевают знаниями и умениями

организации информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой

информационной

технологии,

анализа

и

синтеза

найденной

информации,

технологией

самостоятельной

подготовки

необходимых

в

ходе

обучения

информационных продуктов.

Именно с библиотекой ассоциируется:

Формирование информационной культуры, медиаобразование.

Ресурсное обеспечение.

Формирование ИКТ-компетентности участников.

Содействие в реализации основных акцентов образовательного процесса.

Обеспечение совместной деятельности участников.

(Слайд 15) Результативность работы педагога и библиотекаря зависит от

эффективности

их

взаимодействия

и

четкого

«распределения

ролей».

Применительно к общеобразовательной школе важнейшим становится вопрос о

функциях

и

содержании

деятельности

учителя

и

школьного

библиотекаря

по

формированию информационной культуры учащихся.

3

(Слайд 16) К числу важнейших направлений совместной работы следует

отнести

необходимость

профессионального

взаимодействия

учителей

и

библиотекарей

на

терминологическом,

содержательном,

организационном

уровнях. Терминологический уровень подразумевает то, что учитель и школьный

библиотекарь «говорят на одном языке», что их понятийно-терминологический

аппарат, характеризующий информационную подготовку учащихся, совместим и

однозначен.

Содержательный

уровень

предполагает,

что

содержание

деятельности,

осуществляемой как учителем, так и школьным библиотекарем,

взаимоувязано:

учитель

соотносит

содержание

изучаемой,

предложенной

темы,

проекта,

творческого задания и др. с ресурсными и поисковыми возможностями школьной

библиотеки, а школьный библиотекарь ориентирует содержание проводимых им

занятий, мероприятий на тесную связь с изучаемыми школьниками на данный

период

дисциплинами

и

заданиями

для

самостоятельной,

н ау ч н о -

исследовательской, поисковой работы.

Организационный

уровень взаимодействия

призван

обеспечить

системно-

целевое планирование занятий, мероприятий, встреч, включая четкое определение

места

проведения:

обычный

класс,

библиотека,

компьютерный

класс,

информационный центр и т.п.

(Слайд

17) Важнейшим условием

реального взаимодействия учителя и

школьного библиотекаря является преодоление изолированности и разрозненности

действий, преодоление имеющей место скрытой формы отчуждения.

Создание

реального,

а

не

мифического

единого

информационно-образовательного

пространства

школы,

возможно

лишь

при

наличии

соответствующего

психологического

микроклимата

в

педагогическом

коллективе,

устойчивой

мотивации

повышения

уровня

информационной

культуры,

как

со

стороны

учащихся, так и самих педагогов и школьных библиотекарей. Систематическая

информационно-просветительская

работа

с

руководством

и

педагогическим

коллективом

школы,

позволяет

раскрыть

возможности

информационной

подготовки учащихся как важнейшего средства повышения качества обучения за

счет развития общеучебных (надпредметных) знаний и умений, зафиксированных в

4

государственном

стандарте

основного

общего

образования;

показать

роль

информационных компетенций как базы реализации идеи «Образование в течение

всей жизни».

Для

того

чтобы

совместная

деятельность

учителей

и

школьных

библиотекарей

была

продуктивной,

необходимо

овладение

ими

технологиями

формирования информационной культуры школьников.

(Слайд 18) Сотрудничество библиотекаря и учителя-предметника во

внеклассной работе.

Наряду

с

многочисленными

должностными

обязанностями

учитель-

предметник:

2.13. Организует

совместно

с

библиотекарем

школы

внеклассные

мероприятия

по

своему

предмету

в

период

методической предметной

недели.

Обеспечивает включение учащихся в различные формы внеучебной деятельности

по своему предмету.

2.14. Работает

в

тесном

контакте

с

другими

учителями-предметниками,

классным

руководителем,

педагогом-психологом,

социальным

педагогом

и

родителями (законными представителями) (из должностных инструкций учителя-

предметника)

(Слайд 19) Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти пол-

ностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней

наблюдаются существенные различия. Добровольный характер участия учащихся

во внеклассной работе обязывает своевременно обнаружить заинтересованность

учеников

внеклассной

работой

и

языком,

вовлечь

их

в

интересующую

их

деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней.

Этот

принцип

определяет

содержание

и

форму

внеклассной

работы

она

нацелена на то, чтобы постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к

предмету. Вот тут в совместной деятельности с библиотекарем школы я стремлюсь

обеспечить

разнообразную,

способную

увлечь

детей

коммуникативную

деятельность

и

стараюсь

организовать

ее

таким

образом,

чтобы

учащиеся

испытывали удовлетворение от достигнутых результатов, чтобы осознание успеха и

чувство гордости стимулировали их деятельность.

5

(Слайд 20) Каким образом строится наше сотрудничество?

1) Совместная организация воспитательной работы;

2)

Вовлечение

учащихся

в

самообразовательную

деятельность:

помощь

учащимся в осуществлении самостоятельной работы не только с книгой, но и с

техническими

и

информационными

медиасредствами

компьютерными

программными средствами по коррекции и обобщению знаний, с диафильмами,

фоно - и магнитными записями, CD-ROM-энциклопедиями и словарями, Интернет-

ресурсами и пр.);

3) Взаимодействие с преподавателями при подготовке разовых мероприятий

(тематические вечера, устные журналы, аудио- и видеоконференции);

4)

Модификация

и

создание

новых

ресурсов

для

учебно-познавательных

целей (всевозможных презентаций, видеоматериалов, фоно - и магнитных записей,

слайд

фильмов,

и

др.)

Оказание

помощи

и

поддержки

учащимся

при

самостоятельном

создании

и

использовании

средств

коммуникации

для

творческого самовыражения;

5) Организация работы школьников в образовательных Интранет/Интернет-

проектах,

тематических

конкурсах,

викторинах

и

конференциях.

Оказание

поддержки при участии в отечественных и международных сетевых инициативах

(on-line конкурсы, соревнования, игры).

Совместная деятельность библиотекаря медиацентра и учителя-предметника

позволяет:

*

подкрепить

информационными

источниками

каждую

тему,

проект,

запланированное внеклассное мероприятие,

*

разрабатывать

и

эффективно

проводить

различные

внеклассные

предметные мероприятия, проекты,

*

разрабатывать

и

проводить

такие

формы

внеклассной

деятельности,

которые

требуют

индивидуальной

и

групповой

работы

с

книгами,

видео-,

аудиозаписями,

мультимедиа-

энциклопедиями

и

справочниками,

Интернет-

ресурсами и др.,

* вовлекать к читательской аудитории родителей и представителей местных

сообществ.

6

(Слайд

21)

Работая

учителем

английского

языка

в

общеобразовательной

школе, прихожу к ясному выводу, что иностранный язык является уникальным

предметом в плане развития познавательной активности учащихся, развития речи,

памяти,

воображения,

общего

кругозора

и

интеллекта

детей,

общей

информационной культуры школьников.

Разнообразие

тем

учебника,

затрагивающие

основные

стороны

жизни

человека

в

обществе,

даёт

возможность

выдвигать

перед

учениками

большое

количество нравственных, этических и других проблем как непосредственно на

уроках, так и в процессе проведения внеклассной работы. Здесь, несомненно, на

первый план выступает четкое взаимодействие и сотрудничество с библиотекарем

школы. В соответствии с планом работы школьной библиотеки и внеклассными

мероприятиями

по

предмету

мы

стремимся

направить

познавательную

деятельность учащихся в нужное русло, а также корректировать и регулировать

свою

собственную

деятельность.

В

зависимости

от

тематики

готовятся

и

проводятся школьные и районные внеклассные мероприятия.

(Слайд

22)

В

рамках

недели

иностранного

языка

открывается

огромная

перспектива работы со страноведческим материалом. Страноведческий материал,

биографии

английских

и

американских

писателей

на

страницах

учебника

рассматриваются поверхностно, очень узко. Сколько замечательной информации,

дополнительных сведений о стране изучаемого языка, которые позволяют в более

полном объёме узнать о праздниках, традициях, обычаях страны можно найти! К

нам

на

помощь

приходит

школьный

библиотекарь,

который

взаимодействуя

с

учителем,

помогает

учащимся

сориентироваться

в

выборе

необходимой

информации

и

в

последствие

успешно

подготовить

реферат-выступление

для

конференции или вопросы для викторины, игры, презентацию или небольшое

творческий проект.

(Слайд 23 - 24) Здесь предоставляется широкий простор для реализации

творческих

способностей

учащихся.

В

зависимости

от

целей

внеклассного

мероприятия,

деятельность

учащегося

может

быть

самая

разнообразная

(это

зависит и от возрастной группы, и от личных интересов, и от индивидуальных

возможностей). Один ребенок с удовольствием берется за подготовку доклада,

7

выступления

по

теме

мероприятия,

другой

окунается

в

творческий

проект,

в

результате которого будет получен продукт в виде постера, открытки, рисунка,

презентации, видеоролика и др. В таких творческих делах, выходящих за рамки

урока,

без

налаженного

сотрудничества

учителя

и

ученика,

ученика

и

библиотекаря, учителя и библиотекаря не обойтись.

Считаю,

что

возможности

для

повышения

эффективности

учебно-

воспитательного процесса по иностранному языку даёт создание системы урочной

и

внеурочной

работы.

Она

обеспечивает

наибольший

процент

активности

учащихся, что говорит об интересе детей к предмету. Внеклассная работа даёт

возможность учащимся использовать иностранный язык как средство общения,

показывает широкие возможности его использования, доказывает необходимость

изучения

данного

предмета.

Поэтому

стараюсь

скоординировать

внеклассную

работу с учащимися по предмету с библиотекарем школы. В результате удачно

проходят традиционные и новые внеклассные мероприятия в школе. Зная, что

ежегодно библиотекарь организует тематические школьные мероприятия, стараюсь

предложить учащимся возможность участия в них с использованием изучаемого

языка. Многие внеклассные мероприятия включают в себя творческие задания

разного характера: конкурсы рисунков, чтецов, тематические праздники, концерты,

викторины

и

др.

Предлагаю

учащимся

стать

активными

участниками

данных

коллективных

творческих

дел,

совместно

с

библиотекарем

продумываем

и

определяем

место

выступлений

на

иностранном

языке

в

том

или

ином

мероприятии.

(Слайд

25

-

27)

Уместно

прочитанное

стихотворение,

озвученный

на

изучаемом языке плакат, презентация, рисунок, проведенное развлечение или игра

на

иностранном

языке,

выступление

с

докладом

на

научно-практической

конференции или традиционных в нашей школе Ефремовских, Менделеевских,

Краеведческих

чтениях

позволяют

учащимся

более

широко

использовать

изучаемый

язык

на

практике,

формируют

у

них

УУД.

Участвуя

в

таких

внеклассных мероприятиях, ребята лично принимают предложенное задание, видят

лично

для

себя

цели

такой

работы,

стремятся

получить

значимый

для

себя

результат

(личностные

УУД).

Во

время

внеклассной

деятельности

ученики

8

самостоятельно

регулируют

свои

действия,

определяют

время

и

сроки,

корректируют

свою

работу

(регулятивные

УУД).

Взаимодействуя

с

учителем,

библиотекарем, другими ребятами, активно участвуют в коммуникации, учатся

работать в команде, примеряют на себя роли лидера и исполнителя, обсуждают и

договариваются, решают вопросы в сотрудничестве (коммуникативные УУД). В

процессе

репетиций

и

подготовки

учащиеся

учатся

корректировать

свою

деятельность, что-то менять, улучшать, учатся прислушиваться к мнению других

участников, даже из разных возрастных групп.

Умение продуктивно общаться и

взаимодействовать в

процессе

совместной

деятельности,

учитывать

позиции

других,

эффективно

разрешать

конфликты

это

тоже

одно

из

важных

метапредметных

умений.

Подростки

не

любят

когда

им

навязывают

готовый

сценарий или какой-либо проект, они стараются всегда сами принимать участие в

их разработке. Для этого им приходится хорошо ориентироваться в различных

источниках информации, уметь её переработать под свой проект, найти важное и

отсеять ненужное. Если всё-таки возникают вопросы, тогда на помощь приходит

библиотекарь и учитель. Ну а без умения ясно, логично и точно излагать свою

точку зрения, использовать адекватные языковые средства в любом внеклассном

мероприятии просто не обойтись.

Важная

роль

в

системе

внеурочной

работы

принадлежит

конкурсам

и

викторинам. Они проводятся после завершения работы над одной или несколькими

темами. Совместно с библиотекарем продумываем организацию занимательных

игр-викторин, не продолжительных по времени, но интересных и увлекательных.

Когда есть возможность, такие задания успешно включаются в некоторые классные

внеурочные мероприятия по возрастным группам учащихся.

Проектная работа становится эффективной при условии совместной работы

учителя и библиотекаря, как на стадии выработки совместного плана действий, так

и

на

стадии

прохождения

всех

его

этапов

-

поисковой,

исследовательской,

творческой деятельности школьников:

учитель определяет образовательные цели, которые он предполагает

решить, задавая ученику исследовательскую задачу,

9

библиотекарь и учитель продумывают стратегию поиска учеником

необходимых

информационных

материалов,

при

этом

библиотекарь

выявляет

уровень

владения

каждым

навыками

поиска

информации,

на

основе

анализа

принимается совместное решение о том, какие цели (в плане информационного

поиска) могут быть решены дополнительно,

библиотекарь определяет предмет информационного поиска, делает

обзор информационных медиасредств, доступных в центре, выдает для чтения

ученикам основную литературу, для просмотра или прослушивания медиаресурсы,

учитель

оценивает

значимость

самостоятельной

аналитической

деятельности учащихся по сбору фактов и материалов,

библиотекарь и учитель делают выводы по результатам продвижения

учащихся в области освоения содержания предмета и работы с информацией,

согласовывают

педагогические

методы

и

необходимые

средства

информации,

чтобы учащийся мог реализовать приобретенные умения и навыки ее поиска,

учитель консультирует учеников для корректировки первоначального

направления деятельности,

библиотекарь помогает провести поиск по уточненному направлению,

определяет тот круг необходимых средств информации, который может поддержать

глубину содержания самостоятельных исследований учащихся, повышения уровня

их продвижения и развития в вопросах поиска и обработки информации при

выполнении самостоятельной работы,

библиотекарь и учитель оценивают результаты "защиты" проекта,

отмечают в плане дальнейшей работы, что конкретным учащимся необходимо

делать в дальнейшем.

(Слайд 28 - 29) В Мирновской школе существует много давно сложившихся

традиций

воспитательной

работы.

Проводится

ряд

мероприятий,

которые

вовлекают

региональный

компонент

содержания

образования.

Это

ежегодные

Краеведческие,

Ефремовские,

Менделеевские

чтения.

Хотя ученическая

конференция представляет собой индивидуальную форму внеклассной работы, она

даёт возможность учащимся и учителю погрузиться в атмосферу иностранного

языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Если жесткие рамки урока и

10

четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяют познать

все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями, то

конференция

позволяет

актуализировать,

обобщить

и

систематизировать

изученный ранее материал. Конференция, как никакая другая форма внеклассной

учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует

привитию

учащимся

умений

и

навыков,

культуры

интеллектуального

и

практического

труда,

умений

самостоятельно

добывать

и

пополнять

знания,

воспитывает

общественную

активность

школьников.

Готовясь

к

участию

в

практических,

краеведческих

конференциях,

учащиеся

обращаются

за

информацией к библиотечному фонду, советуются с библиотекарем школы, находят

информационные источники на родном языке, а затем в совместной работе с

учителем-предметником, в частности учителем ИЯ редактируют, интерпретируют

полученные

сведения

на

иностранном

языке.

Без

сотрудничества

учителя-

предметника и специалиста библиотеки, подготовка к такого рода мероприятиям

ложилась бы на плечи одного учителя. Тогда как библиотекарь умело направляет

самостоятельную

деятельность

учащихся,

консультируя,

подсказывая

рациональные

приемы

работы

с

информационными

источниками,

печатными

изданиями, оказывая поддержку при использовании медиа ресурсов школьного

информационного центра. Привлечение детей к участию в конференциях позволяет

вырабатывать

у

учащихся

мастерство

лектора,

что

связано

не

только

с

интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада (сообщения), но и с

развитием

речи

учащихся,

ее

правильности,

выразительности,

яркости,

естественности,

правильной

интонации,

простоты,

научности,

доступности,

четкости.

(Слайд

30

-

32)

Для

участия

в

данных

мероприятиях

необходим

поиск

информации

особого

содержания

(исторические,

краеведческие

материалы,

архивные сведения, местный материал). Именно здесь, при тесном сотрудничестве

библиотекаря, учителей гуманитарной кафедры школы (истории, русского языка и

литературы, иностранного языка и др.) на свет рождаются уникальные встречи, где

учащиеся мобилизуют, а затем и реализуют

свои

способности, возможности,

таланты. В совместных исканиях подготавливаются интересные выступления и

11

презентации, творческие работы. Библиотекарь, специалисты ИЦШ, учителя и

учащиеся

взаимодействуют,

используя

различные

ресурсы

(печатные

и

электронные

источники

информации,

аудио

и

видео

материалы),

в

работу

включены имеющиеся технические средства (принтеры, сканеры, персональные

компьютеры и проекторы, компьютерные гарнитуры).

(Слайд 33) Стоит отметить, что мощное техническое оснащение нашего

учебного

заведения,

оказывает

огромную

помощь

всем

участникам

учебно-

воспитательного процесса. Мы стремимся в полной мере использовать имеющиеся

в наличии ресурсы, одновременно не забывая о здоровьесбережении.

(Слайд 34) Планируются самые разнообразные формы внеклассной работы,

исходя из индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, загруженности

детей в тот или иной учебный период, материальных условий, общешкольного и

районного плана. Систематически проводим конкурсы рисунков на иностранном

языке, где учащиеся не только реализуют свои художественные способности, но и

презентуют

свою

творческую

работу

на

изучаемом

языке.

На

этапе

художественного исполнения библиотекарь школы и учитель ИЗО координируют и

направляют

творческую

деятельность

учащихся,

а

учитель

ИЯ

оказывает

поддержку при подготовке представления работы. Во время школьных праздников

«Мисс и Мистер Осень», «Осенний Бал», «Новогодний бал-маскарад», районных

мероприятий «Страноведческая игра», «Спорт в нашей жизни» и др. у учащихся

есть возможность не только проявить свои разнообразные способности и в области

театрального

искусства,

и

в

области

музыки,

и

др.,

но

и

показать

знания

иностранного языка. Это могут быть чтение стихов и собственных переводов

стихов,

доклады

учащихся

по

различным

проблемам

в

России

и

за

рубежом,

выступления

со

спектаклями

или

небольшими

театральными

постановками,

исполнение песен на иностранном языке, и многое другое.

(Слайд 35) Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному

языку

можно

выделить переписку

учеников. Она

имеет

не

только

большое

воспитательное,

но

и

практическое

значение,

поскольку

оказывает

содействие

развитию

речи

детей.

Переписка

дает

возможность

ученикам

практически

использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную

12

информацию к темам программы. В библиотеке, информационном центре школы

или в кабинете групповой работы учащиеся могут поупражняться в написании

писем

друзьям

на

ИЯ.

Учитель

размещает

материалы

для

данной

работы,

предоставляет

информацию

о

том,

как

правильно

оформить

письма

(написать

адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять

в

переписке,

консультирует

по

поводу

употребления

языкового

материала,

характерного для эпистолярной формы общения. А библиотекарь помогает ребятам

как

специалист

медиацентра,

и

в

сотрудничестве

с

учителем-предметником,

координирует,

направляет

деятельность

учащихся,

дает

возможность

самообразовываться и совершенствоваться.

Такая деятельность имеет большое общеобразовательное, воспитательное и

развивающее значение. Она не только углубляет и расширяет знание иностранного

языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции

школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы,

эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка. Эта

работа развивает сообразительность и настойчивость, элементы нестандартного

мышления,

умения

анализировать

и

обобщать,

реферировать

и

моделировать

языковой

материал.

В

процессе

внеклассной

работы,

в

которой

тесно

взаимодействует целая команда учителей-предметников, библиотекарь и учащиеся,

стимулируется учебно-познавательная деятельность детей, создается творческая

атмосфера сотрудничества и радость от получения положительного результата от

совместной работы.

(Слайд 36 - 37) Слаженная работа способствует повышению успеваемости

учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и

духовных потребностей создает благоприятные условия для установления более

тесных

межличностных

связей,

что

положительно

влияет

на

общий

психологический климат в школе.

Несомненно,

существующую

систему

внеклассной

работы

необходимо

совершенствовать,

наряду

с

традиционными

формами,

дающими

хороший

результат, использовать новые (интерактивные),

т.к. внеклассная работа даёт

неограниченные возможности для творчества, как учителя, так и учащихся.

13

(Слайд 38) Таким образом, школьная сельская медиатека, сотрудничая

с

учителями-предметниками

во

внеклассной

работе, обеспечивает

равные

возможности по доступу, осознанию и применению информации всем участникам

о б р а з о в а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а .

О н а предоставляет доступ к разнообразным источникам учебной и досуговой

информации, формирует

устойчивые

информационные

потребности,

умения

самообразования, культуру умственного труда, развивает логическое и творческое

мышление на базе использования современных информационных (компьютерных)

технологий.

Библиотекарь

расширяет

поле

самореализации

в

личностном

и

профессиональном плане. Четкое обслуживание учителей и учащихся, организация

многообразной

помощи

учащимся

и

индивидуальной,

и

в

группе,

а

также

взаимодействие с учителями и консультации для них по использованию медиа - и

Интернет-ресурсов

это

лишь

небольшой

список

деятельности

школьного

библиотекаря сегодня.

(Слайд 39 - 40) Несомненно, внеурочная деятельность по предмету в тесном

сотрудничестве

со

школьным

библиотекарем

и

сотрудниками

ИЦШ

школы

является одним из эффективных методов реализации новых стандартов. Основное

требование

к

предметным

результатам

освоения

базового

курса

иностранного

языка - формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Внеклассная

работа

способствует

этому

как

нельзя

лучше.

В

школе

много

талантливых,

творческих ребят, которым по ряду причин тяжело даётся иностранный язык.

Участие

сначала

в

репетициях,

а

потом

и

в

самих

мероприятиях

помогают

активизировать

творческую

деятельность

учащихся,

а

чувство

успеха

после

выступления

закрепляет

результат.

Говоря

про

внеклассную

работу

нельзя

не

отметить

тот

немаловажный

факт,

что

она

способствует

организации

досуга

школьников.

Вместо

того

чтобы

бесцельно

проводить

время

за

играми

или

в

соцсетях,

подростки

участвуют

в

репетициях,

ищут

необходимый

материал,

создают презентации, видеоролики, работают над фонограммами и даже снимают

фильмы, учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кроме того,

подобные мероприятия играют важную роль для самого учителя – они помогают

14

ему сблизиться с учеником, лучше его понять. Взаимодействие разных участников

учебно-воспитательного процесса, построенное на понимании и принятии общих

стратегических целей воспитания и обучения, на принципах сотрудничества и

кооперации, положительно сказывается на работе школы в целом. А изменившаяся

роль школьного библиотекаря - сотрудника библиотечного медиацентра сегодня

заключается,

прежде

всего,

в

помощи

пользователям

из

числа

участников

образовательного

процесса

ориентироваться

в

мире

электронной

и

печатной

информации и знать, как и где ее найти и каким образом адекватно применить.

(Слайд 41) Спасибо Вам огромное за внимание!

Список литературы

1. Вдовиченко В. П. Педагогический потенциал школьной библиотеки и ее роль в

системе образования [Текст] / В. П. Вдовиченко // Школьная библиотека. – 2008.

2.

Гендина,

Н.И.

Деятельность

учителей

и

школьных

библиотекарей

по

формированию

информационной

культуры

учащихся:

взаимодействие или

независимость?

[Электронный

ресурс]

/Н.И.

Гендина,

Г.А.

Стародубова//

Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры,

образования и бизнеса: материалы конф. - Электрон. дан. - М.: ГПНТБ России,

2007. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Евладова Елена, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГНУ

«Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, 2014, статья.

4 . Малиновская

Светлана

Александровна,

учитель

географии.

Статья

по

теме

«Формирование

информационной

культуры

школьников

во

внеурочной

деятельности в условиях введения ФГОС», 2014.

5. Михальченко Е. П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы

[Текст] / Е. П. Михальченко // Школьная библиотека. – 2002.

6. Попова Т. Школьная библиотека и ее роль в системе воспитательной работы

школы [Текст] / Т. Попова // Школьная библиотека. – 2001.

7 . Соколова

Т.

Е.

Информационная

культура

младшего

школьника.

Выпуск

1.

Информационная

культура

младшего

школьника

как

педагогическая

проблема.

Учебно-методическое

пособие.

Самара:

Издательство

«Учебная

литература»:

Издательский дом «Фёдоров», 2007.

8. Соколова Т. Е. Выпуск 2. Информационно-поисковые умения. Библиотечные

уроки в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство

«Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

8. Столряров Ю. Н. Библиотекарь он же учитель [Текст]

/ Ю. Н. Столяров //

Школьная библиотека. – 2008.

15

9. Ташкинова Е. Ю. Взаимодействие родителей, учителей, классных руководителей

и

школьной

библиотеки

в

формировании

личности

ребенка

[Текст]

/

Е.

Ю.

Ташкинова // Школьная библиотека. – 2008.

10. Ястребцева Е.Н. Школьный библиотечный медиацентр: от идеи до воплощения:

Методические рекомендации для библиотекарей, учителей и администрации школ.

- М.: МО РФ, 2002.

16



В раздел образования