Напоминание

"Формирование УУД- требование ФГОС"


Автор: Калашникова Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа № 4"
Населённый пункт: Ненецкий автономный округ
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД- требование ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование УУД - требование ФГОС

.

Поток информации обрушился на человечество. Оказывается, сегодняшние студенты

обучаются профессиям, которых ещё нет. Сегодня количество sms, полученных и

отправленных ежедневно, превышает население Земли. Если бы Facebook был страной, он

в 2 раза превышал бы территорию Японии. Половина изученного за первый год обучения

в вузе к третьему году устаревает. Мир стремительно меняется на наших глазах.

Соответственно, меняются цели и содержание образования. Чему учить детей сегодня,

чтобы они были успешны завтра? Этот вопрос волнует не только педагогическое

сообщество, но и государство.

Учителя отмечают, что у большинства обучающихся 7- 9 классов качество успеваемости

понижается. Нас это не может оставить равнодушными. Мы все заинтересованы в успехах

наших учеников. Но проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, почему-то только

нарастают. Актуальными остаются пропуски уроков, некоторые подростки перестают

выполнять домашние задания. Часто педагоги объясняют снижение мотивации в основной

и старшей школе проблемами подросткового возраста. Но нам известны ситуации, когда

вполне успешные выпускники, поступая в престижные вузы, достойно выдержав ЕГЭ, не

справляются с требованиями высшей школы, не могут самостоятельно учиться.

Низкий уровень учебной мотивации и познавательной активности учащихся отмечают

педагоги любой школы. Неудачи студентов вузов говорят о неспособности выпускников

школ регулировать собственную учебную и познавательную деятельность.

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники,

созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразовавших

жизнь людей. Сегодняшние первоклассники уже резко отличаются от тех, кто начал

учиться 10 или даже 5 лет назад. Они родились и живут в мире информационных

технологий, который мы только осваиваем. Для них пульт управления бытовой домашней

техникой- повседневная реальность. Они влюблены в игрушки, оснащённые

интерактивными средствами, они легко пользуются мобильными телефонами.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестаёт быть единственным

источником знаний и информации для школьника. Наша жизнь непредсказуема.

Возможно, через несколько лет при поступлении в вуз школьнику потребуются такие

знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объёме или не изучаются

совсем.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди,

которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозировать возможные

последствия, отличаются мобильностью, способные к сотрудничеству, обладают чувством

ответственности за судьбу страны.

Иными словами, школа должна ребёнка «научить учиться» , «научить жить», «научить

жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (Из доклада ЮНЕСКО «В новое

тысячелетие»).

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения

школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к

новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования

становится развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели,

проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе

говоря, формирование умения учиться. Но как это сделать? Если меняются требования к

результатам обучения, то и должны меняться требования к методам и технологиям

преподавания. Сегодня учить так, как мы учили вчера, не получается. Нам кажется, что мы

работаем всё лучше и лучше, приобретаем знания и опыт , а проблем меньше не

становится. Вывод очевиден. Технологии преподавания не должны отставать от

требований информационного общества. Мы не можем закрывать глаза на современную

реальность и делать вид, что только одного педагогического опыта прошлых лет будет

достаточно, чтобы подготовить сегодняшних школьников к успешной жизни завтра.

Новые стандарты образования определяют новые требования к результатам обучения.

Действительно, в отличие от Стандартов первого поколения, ориентированных на

усвоение прочных ЗУН, целью Стандартов второго поколения является готовность

выпускников к познанию мира, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Программа формирования УУД является ключевым разделом в основной образовательной

программе школы. Что входит в умение учиться? Регулятивные УУД обеспечивают

организацию учащимся своей учебной деятельности. Для успешного существования в

современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, то есть

уметь ставить конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные

ситуации. В школе необходимо учить решать сложные математические примеры и задачи,

но не менее важно помогать в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ и ОГЭ. Их родители

нанимают репетиторов, тратят средства на подготовку к экзаменам. В то же время

выпускник, обладая умением самостоятельно организовать свою учебную деятельность,

смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло, у него

должны быть сформированы регулятивные универсальные учебные действия: школьник

должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих

знаний и умений, найти способы решения задачи.

Сегодня любую нужную нам информацию мы можем черпать из разнообразных

информационных источников. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими

сведениями. Где и кто может научить нашего ученика регулировать свою деятельность?

Ответ очевиден - на уроках. Ведь урок занимает две трети времени, проведённого в школе.

Именно уроки должны стать местом планирования деятельности школьника. Сначала с

обязательной помощью учителя, а затем по мере взросления ребёнка уменьшения доли

помощи взрослых до минимума. А что мы знаем об этой технологии? Вооружены ли мы

знаниями о возрастных особенностях своей учебной деятельности? Умеем ли мы

объективно оценивать деятельность ребёнка? И какими критериями для этого пользуемся?

Нередко учителя сами формулируют цель урока либо создают видимость постановки цели

урока учениками. Но бывают случаи, когда цель отсутствует вовсе. Критерии оценки

сообщаются классу в момент выставления отметки, а оценки деятельности не происходит.

В целом мы уже многое понимаем про организацию учебной деятельности и умеем её

организовывать. Но теперь настало время нам разобраться в важнейших деталях,

тонкостях организации учебной деятельности на уроке. Для этого необходимы обучающие

семинары, на которых нужно изучить теорию и выработать алгоритмы, приёмы, способы

целеполагания. Необходимо критериальное оценивание сделать нормой каждого урока. А

для этого поставить себе цель освоить то, что ещё непонятно.

Как понять себя и чувства другого? Личностные УУД обеспечивают ценностно-

смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить по ступки и события с

принятыми этическими принципами, знание моральных норм). Осваивая личностные

УУД, ребёнок более успешно принимает нормы поведения в обществе, учится правильно

оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к

стране, в которой он живёт, и, как следствие, у него воспитывается чувство патриотизма,

возникает потребность в изучении истории своего государства.

Как сделать учёбу интересней? Познавательные УУД включают общеучебные, логические

учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Ребёнок учится познавать и

исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями

(работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями

(анализ, синтез, сравнение, классификация, доказательство).

Часто интерес школьника к учёбе возникает при исследовании какой-либо темы. Ребёнок

как будто бы превращается в маленького учёного, перед которым стоит задача

самостоятельно собрать нужные сведения, провести наблюдения, сделать вывод, а также

самому оценить собственный результат. Кроме появления интереса к знаниям, у ученика

развивается способность объективно относиться к результатам своего труда. Одним из

путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение

обучающихся в проектную деятельность. Проектные работы могут быть построены таким

образом, что в них будут востребованы практически любые способности школьника,

реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Умеем ли мы общаться? Коммуникативные УУД обеспечивают учёт мнения других

людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении,

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В школе дети не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой.

Происходит это часто на интуитивном уровне, что не всех приводит к положительному

результату. Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтами в детском

коллективе. Следует обучать школьников правильно отстаивать свою позицию,

аргументировано убеждать другого, а также уметь соглашаться с оппонентом. Необходимо

научиться школьникам договариваться друг с другом. Это нужно при работе в группах, а

также пригодится во взрослой жизни при решении проблем в семье, на работе. Сегодня

организация группового взаимодействия входит в практику педагогов школы. Мы

перестали бояться шума и нестандартных ситуаций. Но зачастую мы забываем повторить

правила работы в группе, второпях вызываем к доске отвечать за работу не того, кого

выбрали дети.

Говоря об УУД, нельзя не задать вопрос: какие педагогические теории лежат в основе

понятия универсальных учебных действий? Теоретико-методологическим обоснованием

формирования УУД является системно-деятельностный подход, основывающийся на

положениях научной школы Выготского, Эльконина, Гальперина. Деятельностный подход

основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с

его деятельностью. Пётр Яковлевич Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос:

для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для

этого- узнать, как это надо делать. То есть цель обучения- дать человеку умение

действовать, а знания должны стать средством обучения действиям.

Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу

формирования у школьника умения осуществлять деятельность.

Знания, умения и навыки были и остаются необходимой составляющей образования, но

они помогают ученику быть успешным только в учебной ситуации. В жизненных

проблемных ситуациях только этого недостаточно. Компетентностный подход направлен

на формирование человека, способного решать нестандартные, проблемные задачи.

Формирование УУД сегодня должен становиться основной целью каждого урока, каждого

воспитательного мероприятия. Даже имея старые учебники, но применяя активные формы

и методы обучения, учитель имеет возможность формировать познавательную активность,

гражданскую позиции и умение работать в группе. Например, вместо того чтобы на

уроках обществознания разбирать по учебнику текст по теме «Мораль и право»,

выписывать и заучивать сложные определения, можно научить ребят создавать

социальные плакаты. Можно по публикациям газет, информации из Интернета

продемонстрировать реальные поступки людей и понять, что такое гуманность и

милосердие. Например, на уроках математики в начальной школе вместо многократного

повторения формул периметра и площади прямоугольника можно организовать работу по

созданию поздравительной открытки для мамы к 8 Марта с вычислением длины тесьмы,

которой будет оторочена эта открытка, вычислением площади цветной бумаги, которая

пойдёт на её оформление.

В наших силах уменьшить объём фронтальной работы до разумного минимума, чаще

организовывать групповую и индивидуальную работу на уроках. Для групповой работы

подбирать конструктивные задания, для индивидуальной- дифференцированные задания,

учитывающие способности и темп работы каждого ученика в классе.



В раздел образования