Автор: Габитова Рая Гумеровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: "Бардымская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: с.Барда, Пермский край
Наименование материала: проект воспитательной работы
Тема: "Развитие творческой личности в классном коллективе"
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бардымская средняя общеобразовательная школа № 2»
Проект воспитательной работы
«Развитие творческой личности
в классном коллективе»
(10-11 класс)
Классный руководитель:
Габитова Рая Гумеровна,
учитель русского языка и литературы
2015-2017
Актуальность проекта
С
точки
зрения
педагогики,
процесс
воспитания
-
сознательно
организуемое
взаимодействие
педагогов
и
воспитанников,
организация
и
стимулирование
активной
деятельности
воспитуемых
по
овладению
ими
социальным
и
духовным
опытом,
ценностями,
отношениями
(Харламов
И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта
воспитания, школьника.
Воспитание
–
один
из
сложнейших
социальных
процессов.
Его
сложность
в
бесконечной
многогранности,
в
постоянном
взаимодействии
управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности,
ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников,
средств массовой информации.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом
воздействии,
а
в
социальном
взаимодействии
педагога
и
воспитанника.
Процесс
реализуется
через
организацию
деятельности
детей,
результат
действий
педагога
выражается
в
качественных
сдвигах
в
сознании
и
поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания
характеризуют
понятия:
взаимодействие,
сотрудничество,
воспитательные
отношения,
педагогическая
ситуация,
социальная
ситуация
развития.
По
существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и
развивающую
деятельность
детей
совместно
со
взрослыми,
где
у
тех
и
других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
В
условиях
сегодняшнего
дня,
поставленная
цель
и
задачи
воспитательного
процесса
в
школе
требует
особого
отношения
к
роли
классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях,
содержании
деятельности
классного
руководителя
вне
конкретной
воспитательной
системы
школы.
Воспитание
должно
выступать
не
как
пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не
как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не
как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая
творческая
бескорыстная
и
самоотверженная
забота
членов
общества
о
всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и
преобразования окружающей деятельности.
Главное
в
воспитательной
работе
–
в
характере
взаимодействия
классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях.
Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной
творческой
деятельности
классного
руководителя
и
детей,
деятельности,
направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для
формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции,
цели,
задачи
и
содержание
деятельности
классного
руководителя,
что
позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная
система
класса
–
как
способ
организации
жизнедеятельности
и
воспитания
членов
классного
сообщества,
представляющий
собой
целостную
и
упорядоченную
совокупность
взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и
коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является
“живым” системным образованием. Воспитательная система класса –
это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из
большого количества элементов.
На
сегодняшнем
этапе
развития
общества
особо
актуальным
представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах
гуманистической
педагогики
и
гуманистического
образования.
Гуманистический
характер
воспитания
и
образования
предполагает
реализацию
воспитательных
задач
на
каждом
учебном
и
внеклассном
занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение
системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности
каждого ребенка.
Цель проекта:
воспитание
активного,
инициативного
человека,
способного
к
постоянному самосовершенствованию и разносторонне развитой личности,
обладающей
высоким
уровнем
образования,
интеллектуальными,
гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья,
способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
1.Создать
максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного
и духовного развитию детей на основе изучения личности учащихся, их
интересов, стремлений желаний;
благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
развивать творческие способности школьников;
2.
Связать
в
единое
целое:
вновь
родившийся
коллектив
детей,
учителей и родителей.
3. Воспитывать в детях:
любовь к Родине, своему селу, родному дому;
способность
к
объективной
самооценке
и
регуляции
в
поведении,
чувства собственного достоинства, самоуважения; уважение к членам
своей семьи; формировать общечеловеческие нормы морали (доброта,
взаимопонимание, терпимость);
эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей
среде;
потребность в здоровом образе жизни;
знакомить
учащихся
с
прошлым
и
настоящим
своей
малой
родины,
приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать
потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи.
развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как
высокой ценности в жизни;
развитие
стремления
к
непрерывному
самосовершенствованию,
саморазвитию;
4.
Осуществлять
приобщение
школьников
к
законам
государства,
раскрытие
объективной
необходимости
их
выполнения,
формирование
гражданской ответственности;
5.Продолжить формирование системы самоуправления в классе.
Основные технологии реализации проекта (Проектирование)
Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2
года (10-11 классы).
Сроки и этапы реализации проекта:
1 этап – 2014 – 2015 уч. год.
2 этап – 2016 – 2017 уч. год.
Реализация
задач
осуществляется
через
дискуссии,
диспуты;
образовательные
интеллектуальные
и
игры;
соревнования;
викторины;
экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную,
игровую,
спортивную,
творческую,
коммуникативную,
досуговую,
общественно-организаторскую, допрофессиональную.
В
центре
программы
воспитания
стоит
разработка
модели
воспитательного процесса, направленной на личность обучаемого, развитие
его
природных
задатков
и
способностей,
организацию
разнообразной,
творческой,
личностно
и
общественно
значимой
деятельно сти.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические
теории: “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-
новаторы
–
С.Т.Шацкий,
В.
А.
Сухомлинский,
А.
С.
Макаренко,
К.
Д.
Ушинский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Ж. Ж Руссо, Я. Корчак.
В основе теории следующие принципы:
“Все дети талантливы.
Плох не ребенок, плох его поступок.
В каждом ребенке чудо, ожидай его”.
Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено
индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором
она создается. Поэтому главным для меня как классного руководителя было
увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить
уровень
развития
ученического
коллектива,
сформированности
в
нем
межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать
наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной
системы.
Свою работу ориентировал на следующие направления:
1.
«Я и Я»
2.
«Я и семья»
3.
«Я и моё Отечество».
4.
«Я и планета»
Одним
из
приоритетных
направлений
моей
работы
как
классного
руководителя
является
организация
взаимодействия
всех
участников
образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
1.
Познай себя – это интересно!
2.
Сотвори себя – это необходимо!
3.
Утверди себя – это возможно!
4.
Прояви себя – это реально!
Структура
органов
самоуправления
гибкая
и
вариативная.
В
ней
учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность
и
систематичность
в
его
работе,
специфика,
возможности
и
традиции
каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных
органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
добровольность;
демократизм;
гуманизм;
социальная направленность;
творчество;
разновариативность;
самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами
участвовать
в
прогнозировании,
организации
и
анализе
учебно-
воспитательного процесса;
формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни,
воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя
и окружающих людей.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся,
активной, самостоятельной личности.
Высший
орган
самоуправления
-
классное
собрание.
В
его
работе
участвуют
все
учащиеся
класса
и
классный
руководитель,
а
в
случае
рассмотрения
особо
важных
вопросов
могут
привлекаться
и
родители
обучающихся.
Староста класса выбирается путем открытого голосования.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины
участников.
Староста
класса
совместно
с
классным
руководителем
составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и
общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы
для
подготовки
и
проведения
классных
мероприятий;
контролирует
выполнение поручений.
«Контролирующим»
органом
классного
самоуправления
является
родительский
комитет,
который
избирается
на
родительском
собрании
прямым
открытым
голосованием
из
числа
родителей
обучающихся
в
количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой
родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
принимает
активное
участие
в
решении
различных
вопросов
жизни
классного коллектива;
оказывает
классному
руководителю
помощь
в
организации
и
осуществлении учебно-воспитательного процесса;
решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
Таким
образом,
по
моему
мнению,
внедрение
ученического
с амоуправления
позволяет
решать
проблемы
лично стного
и
профессионального
самоопределения,
формирования
навыков
здорового
образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность
органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного
руководителя.
В своей работе использую разные формы проведения мероприятий:
классные часы, праздник, акции, конкурсы рисунков, стихов, сочинений;
экскурсии, спортивные праздники, КВН, УСЛ, исследовательскую работу,
диагностические
исследования,
классное
самоуправление.
Необходимо
подчеркнуть особую роль классного часа. “Классный час есть форма прямого
общения воспитателя со своими воспитанниками”. (В. П. Сазонов)
Основные мероприятия проекта на 2015 -17 уч.гг.
четв
ерть
Тема
период
а
Ключевое
дело
школы
Идея
Ключевое
дело
класса
Тематическ
ие
классные
часы
Мероприят
ия
Родитель
ские
собрания
1
«Я и я»
Месячник
гражданско
й защиты
Месячн
ик
добрых
дел.
Помощь
престарел
ым
людям.
Не
проходите
мимо
одиночеств
а
Классный
вечер
«Осенние
фантазии»
Гармония
физическ
о г о
и
психичес
кого
Как
поживаете,
мои Я?
Хозяин
своего
поведени
я
2
« Я
и
семья»
Месячник
по
профилакт
ике
правонару
шений
Месячн
ик
семьи.
Создание
презентац
и и
к о
Дню
Матери.
На распутье
Классный
вечер
«Сказки
нового
года»
Как
создать
гармони
ю
отношен
и й
в
семье
В
дела
ты
добрые
вложи,
все
лучшее
своей души
Дорога
взрослен
ия
3
« Я
и
мое
Отечес
тво»
Дни
родного
края
Месячн
ик
родного
края.
Вечер
«Мальчи
шки,
мальчишк
и…»
Роскошь
человеческо
го общения
Конкурс
«Литерату
рный
ринг».
Дорога
взрослен
ия
Не
проходите
мимо
одиночеств
а
Деньги,
бизнес,
власть
4
« Я
и
планет
а»
Воспитани
е
гражданск
их чувств..
Месячн
ик
воинско
й славы.
Месячн
ик
здоровья
Классный
час «Умей
всем
страхам в
лицо
рассмеять
ся»
Прикажи
себе
выжить
Презентац
и я
« И х
знал
весь
мир»
Умейте
властвова
ть собой
Урок
мужества,
посвященн
ый
участникам
ВО войны
Мы
сдаем
ЕГЭ. Как
справить
с я
с о
стрессом
?
Прогнозируемые результаты
формирование навыков и привычек нравственного поведения;
обогащение
эмоционального
мира
детей
и
формирование
у
них
нравственных чувств;
формирование у детей ответственности за свое здоровье;
вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных
норм;
формирование
коммуникативных
умений
и
навыков,
способности
адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях;
развитие органов классного ученического самоуправления;
повышение
мотивации
обучающихся
к
учебной
и
воспитательной
деятельности.