Напоминание

Государственная политика в области физической культуры


Автор: Самойлина Елена Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №92
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Государственная политика в области физической культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основным законом, регулирующим правовые основы физической

культуры и спорта в России является Федеральный закон «О физической

культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред.

Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ).

Данный Федеральный закон устанавливает правовые,

организационные, экономические и социальные основы деятельности

физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы

государственной политики в области физической культуры и спорта в

Российской Федерации и олимпийского движения России, создает условия

для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и

спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в

организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм

собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в

образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе

работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и

другими категориями населения.

Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как

одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья,

поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма. Переход к

новой экономической формации в условиях новой России вызвал структурную

перестройку всех сфер жизни людей. Не является исключением и сфера физической

культуры и спорта. По мнению ряда ученых, множество факторов и явлений способствуют

ухудшению, а в ряде случаев – кризисному состоянию отдельных звеньев и организаций

системы физической культуры и спорта.

Государственная политика в области физической культуры и спорта

осуществляется в соответствии с принципами:

• непрерывности и преемственности физического воспитания

различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

• учета интересов всех граждан при разработке и реализации

федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания

ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

• признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных

объединений, равенства их прав на государственную поддержку;

• создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и

спортивно-технических организаций, олимпийского движения

России, образовательных учреждений и научных организаций в области

физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной

промышленности.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в

Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное)

движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической

культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию

спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных

соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; 3

2) создание условий для использования физкультурно-спортивными

организациями и предприятиями спортивной промышленности

государственных финансовых, материально-технических и информационных

ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и

технологий;

3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и

спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности

Российской Федерации;

4) создание условий для строительства и содержания спортивных

сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных

сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе

таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских

спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан,

детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных

диспансеров и укрепление их материально-технической

базы;

6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в

целях укрепления здоровья матери и ребенка;

7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых

мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и

соответствующих научно-методических рекомендаций;

8) организацию обязательной сертификации спортивных изделий и

техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных

организаций.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской

Федерации 2006 г. подчеркнуто, что одной из острых проблем является демографическая

ситуации, для решения которой необходимо в том числе снизить уровень смертности

населения. В Послании 2005 г. отмечено, что «...результатом нашей работы должна стать

осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях

физической культурой и спортом».

Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с

помощью комплекса хорошо продуманных государственных мероприятий, воплощенных в

системной программе.

Осуществляя модернизацию экономики, Правительство Российской Федерации

распоряжением от 29 октября 2002 г. № 1507-р включило развитие массовой физической

культуры и спорта в число стратегических целей социальной политики государства, что

нашло свое отражение в количественном росте государственных расходов и переходе к

отраслевому принципу финансирования.

С развитием рыночных отношений роль государства в регулировании рынка

физкультурно-спортивных услуг становится дифференцированной, что выражается в

применении различных методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых,

кредитных и др.).

Исходя из изложенного можно отметить ведущую роль влияния бюджетов субъектов

Российской Федерации и местных бюджетов в финансировании основных показателей

физической культуры и спорта.

Следует также отметить, что в результате неравного распределения налогов между

региональным и федеральным бюджетом, а также в результате так называемых «майских

указов» В. В. Путина, основную тяжесть финансового исполнения которых возложена

именно на региональные власти, большая часть российских регионов находятся в пред

дефолтном состоянии и верстают свои бюджеты с огромным дефицитом. Полагается

излишним надеяться, что региональные (а тем более муниципальные) бюджеты смогут

профинансировать физическую культуру и спорт в необходимом объеме.

Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в

Российской Федерации на 2006–2015 годы» (далее – Программа).

Программой предусматривается создание условий для укрепления здоровья населения

путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального

спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к

регулярным занятиям физической культурой и спортом; определены приоритеты развития

массовой физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту

жительства граждан.

Исходя из направленности задач финансовые ресурсы могут быть инвестированы в

развитие и модернизацию:

– спортивной инфраструктуры и пропаганды здорового образа жизни;

– спорта высших достижений и систему антидопингового контроля (через

финансирование научно-исследовательских работ);

– специализированной инфраструктуры.

Одна из основных особенностей Программы – непрерывная адаптация к потребностям

россиян и в случае необходимости – ее оперативная корректировка. Эту задачу следует

решать путем постоянного мониторинга удовлетворенности населения действиями

государства в области физической культуры, а также расчета показателя степени

вовлеченности граждан в физическую активность.

Таковы основные объекты государственного регулирования, которые в ближайшие годы

будут играть главную роль в развитии массовой физической культуры. Однако без

реализации всеми уровнями исполнительной власти определенных мер решение этой

социальной задачи будет затруднено.

Системное понимание глубины проблемы заставило государство отчасти пересмотреть

свое отношение к финансированию детско-юношеских спортивных учреждений.

Только на содержание бюджетных спортивных школ в 2006 г. было затрачено на 3,9 млрд.

рублей больше, чем в 2005 г., т.е. произошло увеличение финансирования системы

спортивных школ более чем на 20%.

За последние годы наметилось изменение общей структуры бюджетных затрат на

функционирование спортивных школ: меньше стало тратиться денег на аренду

спортивных сооружений, увеличилась доля расходов на заработную плату, показатель

средней стоимости содержания одного учащегося спортивной шкалы по сравнению с 2002

г. увеличился более чем на 50% и составил около 6,5 тыс. рублей.

Однако, несмотря на наметившуюся положительную тенденцию увеличения общих на

содержание бюджетных спортивных школ, связанного, прежде всего, с общим

экономическим ростом в стране, функционирование системы учреждений спортивной

направленности не защищено законодательно и не гарантирует всем желающим детям

возможности бесплатно посещать учебно-тренировочные занятия.

Говоря о выводах по данной работе, хотелось бы отметить тот факт, что существует

громадная разница между принимаемыми федеральными законами и программами и

реальным содержанием дел. По некоторым данным, в 2000 – 2015 годах экономика

Российской Федерации только от экспорта углеводородов получила порядка 5 трлн.

Долларов. Те небольшие проценты этой суммы, которые действительно попали в бюджеты

разных уровней, были потрачены на строительство инфраструктуры Олимпиады в Сочи,

омертвлены в других «имиджевых проектах», дожигаются сейчас в подготовке к

Чемпионату мира по футболу – 2018. Именно поэтому в бюджете РФ на 2016 год

предусмотрено сокращение ассигнований на развитие физической культуры и массового

спорта с 7,1 до 3,4 млрд рублей. Таким образом, мы видим, что государственная политика

в области физкультуры и спорта существует в виде благих пожеланий, так как

недофинансируется на федеральном, еще более – на региональном и стократ – на

муниципальном уровнях.

Список литературы и других источников:

1.

Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организационный

компонент): монография / И.И. Столов. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2008. –

132 с.

2.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской

Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от

10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ).

3.

Д.В. Ивинский, С.В. Новиков. Правовые основы Физической

культуры и спорта. Тамбов,2010.



В раздел образования