Автор: Самойлина Елена Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №92
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Государственная политика в области физической культуры
Раздел: дошкольное образование
Основным законом, регулирующим правовые основы физической
культуры и спорта в России является Федеральный закон «О физической
культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред.
Федеральных законов от 10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ).
Данный Федеральный закон устанавливает правовые,
организационные, экономические и социальные основы деятельности
физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы
государственной политики в области физической культуры и спорта в
Российской Федерации и олимпийского движения России, создает условия
для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и
спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в
организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в
образовательных учреждениях, работниками организаций, в том числе
работниками агропромышленного комплекса, инвалидами, пенсионерами и
другими категориями населения.
Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как
одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья,
поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма. Переход к
новой экономической формации в условиях новой России вызвал структурную
перестройку всех сфер жизни людей. Не является исключением и сфера физической
культуры и спорта. По мнению ряда ученых, множество факторов и явлений способствуют
ухудшению, а в ряде случаев – кризисному состоянию отдельных звеньев и организаций
системы физической культуры и спорта.
Государственная политика в области физической культуры и спорта
осуществляется в соответствии с принципами:
• непрерывности и преемственности физического воспитания
различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
• учета интересов всех граждан при разработке и реализации
федеральных программ развития физической культуры и спорта, признания
ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
• признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных
объединений, равенства их прав на государственную поддержку;
• создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и
спортивно-технических организаций, олимпийского движения
России, образовательных учреждений и научных организаций в области
физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной
промышленности.
Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации, поддерживает физкультурное (физкультурно-спортивное)
движение и олимпийское движение России и обеспечивает:
1) ежегодное финансирование мероприятий в области физической
культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию
спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных
соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета; 3
2) создание условий для использования физкультурно-спортивными
организациями и предприятиями спортивной промышленности
государственных финансовых, материально-технических и информационных
ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и
технологий;
3) содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных и
спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности
Российской Федерации;
4) создание условий для строительства и содержания спортивных
сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных
сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе
таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
5) создание условий для увеличения количества детско-юношеских
спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан,
детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных
диспансеров и укрепление их материально-технической
базы;
6) создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в
целях укрепления здоровья матери и ребенка;
7) организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и
соответствующих научно-методических рекомендаций;
8) организацию обязательной сертификации спортивных изделий и
техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных
организаций.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации 2006 г. подчеркнуто, что одной из острых проблем является демографическая
ситуации, для решения которой необходимо в том числе снизить уровень смертности
населения. В Послании 2005 г. отмечено, что «...результатом нашей работы должна стать
осознанная молодым поколением необходимость в здоровом образе жизни, в занятиях
физической культурой и спортом».
Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть реализована с
помощью комплекса хорошо продуманных государственных мероприятий, воплощенных в
системной программе.
Осуществляя модернизацию экономики, Правительство Российской Федерации
распоряжением от 29 октября 2002 г. № 1507-р включило развитие массовой физической
культуры и спорта в число стратегических целей социальной политики государства, что
нашло свое отражение в количественном росте государственных расходов и переходе к
отраслевому принципу финансирования.
С развитием рыночных отношений роль государства в регулировании рынка
физкультурно-спортивных услуг становится дифференцированной, что выражается в
применении различных методов прямого и косвенного воздействия (ценовых, налоговых,
кредитных и др.).
Исходя из изложенного можно отметить ведущую роль влияния бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов в финансировании основных показателей
физической культуры и спорта.
Следует также отметить, что в результате неравного распределения налогов между
региональным и федеральным бюджетом, а также в результате так называемых «майских
указов» В. В. Путина, основную тяжесть финансового исполнения которых возложена
именно на региональные власти, большая часть российских регионов находятся в пред
дефолтном состоянии и верстают свои бюджеты с огромным дефицитом. Полагается
излишним надеяться, что региональные (а тем более муниципальные) бюджеты смогут
профинансировать физическую культуру и спорт в необходимом объеме.
Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006–2015 годы» (далее – Программа).
Программой предусматривается создание условий для укрепления здоровья населения
путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального
спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к
регулярным занятиям физической культурой и спортом; определены приоритеты развития
массовой физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту
жительства граждан.
Исходя из направленности задач финансовые ресурсы могут быть инвестированы в
развитие и модернизацию:
– спортивной инфраструктуры и пропаганды здорового образа жизни;
– спорта высших достижений и систему антидопингового контроля (через
финансирование научно-исследовательских работ);
– специализированной инфраструктуры.
Одна из основных особенностей Программы – непрерывная адаптация к потребностям
россиян и в случае необходимости – ее оперативная корректировка. Эту задачу следует
решать путем постоянного мониторинга удовлетворенности населения действиями
государства в области физической культуры, а также расчета показателя степени
вовлеченности граждан в физическую активность.
Таковы основные объекты государственного регулирования, которые в ближайшие годы
будут играть главную роль в развитии массовой физической культуры. Однако без
реализации всеми уровнями исполнительной власти определенных мер решение этой
социальной задачи будет затруднено.
Системное понимание глубины проблемы заставило государство отчасти пересмотреть
свое отношение к финансированию детско-юношеских спортивных учреждений.
Только на содержание бюджетных спортивных школ в 2006 г. было затрачено на 3,9 млрд.
рублей больше, чем в 2005 г., т.е. произошло увеличение финансирования системы
спортивных школ более чем на 20%.
За последние годы наметилось изменение общей структуры бюджетных затрат на
функционирование спортивных школ: меньше стало тратиться денег на аренду
спортивных сооружений, увеличилась доля расходов на заработную плату, показатель
средней стоимости содержания одного учащегося спортивной шкалы по сравнению с 2002
г. увеличился более чем на 50% и составил около 6,5 тыс. рублей.
Однако, несмотря на наметившуюся положительную тенденцию увеличения общих на
содержание бюджетных спортивных школ, связанного, прежде всего, с общим
экономическим ростом в стране, функционирование системы учреждений спортивной
направленности не защищено законодательно и не гарантирует всем желающим детям
возможности бесплатно посещать учебно-тренировочные занятия.
Говоря о выводах по данной работе, хотелось бы отметить тот факт, что существует
громадная разница между принимаемыми федеральными законами и программами и
реальным содержанием дел. По некоторым данным, в 2000 – 2015 годах экономика
Российской Федерации только от экспорта углеводородов получила порядка 5 трлн.
Долларов. Те небольшие проценты этой суммы, которые действительно попали в бюджеты
разных уровней, были потрачены на строительство инфраструктуры Олимпиады в Сочи,
омертвлены в других «имиджевых проектах», дожигаются сейчас в подготовке к
Чемпионату мира по футболу – 2018. Именно поэтому в бюджете РФ на 2016 год
предусмотрено сокращение ассигнований на развитие физической культуры и массового
спорта с 7,1 до 3,4 млрд рублей. Таким образом, мы видим, что государственная политика
в области физкультуры и спорта существует в виде благих пожеланий, так как
недофинансируется на федеральном, еще более – на региональном и стократ – на
муниципальном уровнях.
Список литературы и других источников:
1.
Спортивный резерв: состояние, проблемы, пути решения (организационный
компонент): монография / И.И. Столов. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2008. –
132 с.
2.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
10.01.2003 г. № 15-ФЗ, от 20.12.2004 г. № 167-ФЗ).
3.
Д.В. Ивинский, С.В. Новиков. Правовые основы Физической
культуры и спорта. Тамбов,2010.