Автор: Арцыбашева Марина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру Тема: "Невидимая сила" Раздел: начальное образование
Класс : 4 «Ж» МБОУ СОШ №4
Учитель : Арцыбашева М.А.
Предмет : окружающий мир (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Программа : Школа 2100
Тема урока : Невидимая сила
Тип урока : Урок открытия новых знаний
Цели для учителя:
- сформировать представление об электричестве как универсальном виде энергии;
- содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
- содействовать развитию умений работать в группах, в парах.
Оборудование:
для работы в группах: магниты, воздушные шарики, карандаши, кусочки бумаги;
для демонстраций: эбонитовая палочка, колба, электрическая катушка, материалы: проводники и изоляторы;
для индивидуальной работы: памятка, схема для заполнения
.
Средства обучения : учебник
А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир.
Человек и природа»: учебник для 4 класса М.:БАЛАСС, 2012
Этап урока
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
(форма организации учебной деятельности)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Презентация к уроку
Организационный
1 мин
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
-
-
-
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на успех.
Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку
Слайд 1
Постановка темы и цели урока
4 мин
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
- Много лет назад в Древней Греции жил богатый купец и философ. Звали его Фалес Милетский. И была у него дочь. Купец хотел воспитать дочь терпеливой и
трудолюбивой, поэтому она часто пряла на янтарном веретене. Однажды девушка заметила, что к веретену прилипают шерстинки и мешают ей прясть. Она стала
убирать шерстинки с веретена, но чем больше она терла веретено, тем сильнее прилипали шерстинки. Девушка рассказала об этом отцу. Задумался отец: что же это за
невидимая сила мешает его дочери выполнять работу?
- Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей: Невидимая сила.
- Какие вопросы у вас возникают?
Как она называется в науке?
Когда она появляется?
Нужна ли она человеку?
Проблемная ситуация
Фронтальная
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются тема и некоторые задачи урока
Высказывают свои предположения; формулируют тему и некоторые задачи урока
слайд 2
слайд 3
Актуализация знаний
10 мин
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, актуализация опорных знаний и умений
- История с купцом случилась очень давно.
Вспомните, в результате какого действия возникла невидимая сила у дочери купца?
Давайте проверим, а в нашей лаборатории может возникнуть эта сила? Для этого возьмите волшебную палочку, которая есть в вашей лаборатории (стеклянная палочка,
ткань). Что вы должны сделать?
Показ и обсуждение опытов.
- Что наблюдали?
- Видели ли силу, которая заставляла притягиваться, двигаться предметы?
- Вспомните, из чего состоят все тела? (Из веществ)
- Из чего состоят вещества? (из молекул)
- А молекулы? (из атомов)
- Какие частицы входят в состав атомов? (положительно заряженные частицы – протоны, отрицательно- электроны, не имеющие зарядов – нейтроны)
Вывод: Виновником возникновения невидимой силы является электрон. Они при трении могут переходить от одного тела к другому.
Наблюдение, практическая работа
Групповая, фронтальная
Раздает задания, проводит короткий инструктаж по выполнению задания, наблюдает, при необходимости корректирует общение, взаимодействие обучающихся в
группах.
Указывает объект наблюдения.
Задает вопросы для совместного заполнения схемы.
Обсуждают, что связывает предложенные предметы, показывают фокусы и опыты,
наблюдают опыты:
притяжение предметов, треск. Делятся впечатлениями, высказывают свое мнение, делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя, совместно заполняют схему
слайд 4
Слайд 5
Совместное открытие нового знания
20 мин
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий в объекте изучения
Проведём опыт 1.
- Возьмите в своей лаборатории бумажную полоску, положите на стол, сверху положите полиэтиленовую полоску. Что нужно сделать, чтобы вызвать невидимую силу?
- Ладонью потрите полоски. Поднимите их, разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что наблюдаете?
- Как вы думаете, всегда ли тела притягиваются?
- Давайте проверим вашу гипотезу.
Опыт 2. Возьмите две полиэтиленовые полоски, положите на стол. Потрите. Поднимите их разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что вы
наблюдаете?
Так всегда ли тела притягиваются?
Молодцы! Давайте разберёмся, в чём причина. При трении электроны двигаются, переходят с одного тела на другое, при этом тела получают заряд. Заряды различны и
противоположны друг другу, поэтому их назвали “положительный заряд” и “отрицательный заряд”. Что происходило, когда мы брали два разных тела?
Эти тела получали разные заряды, одно – положительный, другое – отрицательный. Вывод: когда тела притягиваются?
А что произойдёт, если взять два одинаковых тела?
Что вы можете предположить об этих зарядах?
Итак, мы видим, что между заряженными телами возникает невидимая сила, которую учёные назвали электризацией (слайд 7 ). Попробуйте сами сформулировать, что
такое электризация.
Просмотр видео ролика «Веселые султанчики» (Взаимодействие заряженных тел)
Наблюдение, работа с текстом;
беседа.
Фронтальная, парная
Указывает объект наблюдения.
Наблюдают опыты, делают выводы.
Выполняют опыт, делают выводы.
Находят нужную информацию в тексте учебной статьи.
слайд 5
слайд 6
Слайд 7
Физминутка
Совместное открытие нового знания
- О какой невидимой силе мы говорим?
- Когда наэлектризованные тела с разными зарядами приближаются друг к другу на определённое расстояние, между ними возникает интересное явление. Вспомните
свои ощущения, когда снимаете свитер.
- В каких случаях можно наблюдать похожие явления?
- Искра, появляющаяся между заряженными телами, как будет называться?
- А кто может привести пример природного мощного электрического разряда?
- Как получается молния прочитайте в учебнике на с.108-109. Опасна ли
молния?
Демонстрационный опыт получение электрического заряда при помощи электрофорной машины.
- Какие необходимо соблюдать правила безопасного поведения во время грозы?
- Электрический разряд – это стихийное движение электронов. Учёные смогли обратить его силу на пользу человечества. Они взяли два разно заряженных тела,
проложили между ними мостик – проводник. Как вы думаете, что произошло?
- Верно. Направленное движение электронов по проводнику называется электрическим током
- Где используется электрический ток?
-
Какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании электрическим током?
Дает указание для нахождения нужной информации в тексте.
Приводят примеры электроприборов
Находят нужную информацию в тексте учебной статьи.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Разговор о технике безопасности я завела не зря. Посмотрите на свои мини-лаборатории и скажите, при помощи чего мы с вами можем сейчас получить электрический
ток?
Проверим, действительно ли она вырабатывает ток? Что нам ещё необходимо для проверки?
Соедините концы проволоки – проводника с батарейкой и лампочкой. Что вы наблюдаете?
Действительно, батарейка – это маленькая электростанция, которая вырабатывает электрический ток. Что делает электрический ток в наших домах?
Опыт 3. (слайдовая презентация: экспериментальное ДЗ)
В результате этого опыта мы получили не просто магнит, а электромагнит
Откройте учебники на с.110
Много электрического тока вырабатывается на гидроэлектростанциях.
Посмотрите, на доске образовался ряд слов ( слайд 16 ), с которыми вы познакомились сегодня:
Кто заметил что-нибудь интересное?
Сообщает дополнительную информацию по теме урока.
Показывает опыт с проводниками
Принимают и осмысливают дополнительную информацию.
Слайд 13
Слайды 13-15
Слайд 16
Первичное закрепление изученного материала.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
Давайте сделаем научные выводы.
Невидимая сила – это…
Когда она появляется?
Нужна ли на человеку?
Вы были замечательными исследователями, а теперь настало время для экзамена
Дает начало фраз, предлагает закончить, оценив полученную информацию и свою работу на уроке
Заканчивают фразы, оценив свою работу и полученные знания на уроке
Подведение итогов
Рефлексия
4 мин
Ребята, вам понравился урок?
После нашего урока вы сможете удивить своих друзей и близких такими опытами? Чем?
Выскажите своё мнение, опираясь на фразы:
Рефлексия
Фронтальная
Слайд 27
Домашнее задание
1 мин
Обеспечение понимания цели и содержания дом. задания
1)
С.109-111 читать, увидеть невидимую силу в природе и в повседневной жизни.
2)
Домашний эксперимент «Изготовление электромагнита» (презентация, фото, переслать по почте)