Напоминание

"Невидимая сила"


Автор: Арцыбашева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4"
Населённый пункт: город Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка урока по окружающему миру
Тема: "Невидимая сила"
Раздел: начальное образование





Назад





Пояснительная записка

Класс
: 4 «Ж» МБОУ СОШ №4
Учитель
: Арцыбашева М.А.
Предмет
: окружающий мир (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Программа
: Школа 2100
Тема урока
: Невидимая сила
Тип урока
: Урок открытия новых знаний
Цели для учителя:
- сформировать представление об электричестве как универсальном виде энергии; - содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; - содействовать развитию умений работать в группах, в парах.
Оборудование:
для работы в группах: магниты, воздушные шарики, карандаши, кусочки бумаги; для демонстраций: эбонитовая палочка, колба, электрическая катушка, материалы: проводники и изоляторы; для индивидуальной работы: памятка, схема для заполнения .
Средства обучения
: учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир. Человек и природа»: учебник для 4 класса М.:БАЛАСС, 2012

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

(форма организации учебной деятельности)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Презентация к уроку

Организационный
1 мин Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу - - - Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на успех. Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку Слайд 1

Постановка темы и цели урока
4 мин Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. - Много лет назад в Древней Греции жил богатый купец и философ. Звали его Фалес Милетский. И была у него дочь. Купец хотел воспитать дочь терпеливой и трудолюбивой, поэтому она часто пряла на янтарном веретене. Однажды девушка заметила, что к веретену прилипают шерстинки и мешают ей прясть. Она стала убирать шерстинки с веретена, но чем больше она терла веретено, тем сильнее прилипали шерстинки. Девушка рассказала об этом отцу. Задумался отец: что же это за невидимая сила мешает его дочери выполнять работу? - Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? Ответы детей: Невидимая сила. - Какие вопросы у вас возникают?  Как она называется в науке?  Когда она появляется?  Нужна ли она человеку? Проблемная ситуация Фронтальная Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются тема и некоторые задачи урока Высказывают свои предположения; формулируют тему и некоторые задачи урока слайд 2
слайд 3
Актуализация знаний
10 мин Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, актуализация опорных знаний и умений - История с купцом случилась очень давно. Вспомните, в результате какого действия возникла невидимая сила у дочери купца? Давайте проверим, а в нашей лаборатории может возникнуть эта сила? Для этого возьмите волшебную палочку, которая есть в вашей лаборатории (стеклянная палочка, ткань). Что вы должны сделать?
Показ и обсуждение опытов.
- Что наблюдали? - Видели ли силу, которая заставляла притягиваться, двигаться предметы? - Вспомните, из чего состоят все тела? (Из веществ)
- Из чего состоят вещества? (из молекул) - А молекулы? (из атомов) - Какие частицы входят в состав атомов? (положительно заряженные частицы – протоны, отрицательно- электроны, не имеющие зарядов – нейтроны)
Вывод:
Виновником возникновения невидимой силы является электрон. Они при трении могут переходить от одного тела к другому. Наблюдение, практическая работа Групповая, фронтальная Раздает задания, проводит короткий инструктаж по выполнению задания, наблюдает, при необходимости корректирует общение, взаимодействие обучающихся в группах. Указывает объект наблюдения. Задает вопросы для совместного заполнения схемы. Обсуждают, что связывает предложенные предметы, показывают фокусы и опыты, наблюдают опыты: притяжение предметов, треск. Делятся впечатлениями, высказывают свое мнение, делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя, совместно заполняют схему слайд 4
Слайд 5
Совместное открытие нового знания
20 мин Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий в объекте изучения Проведём
опыт 1.
- Возьмите в своей лаборатории бумажную полоску, положите на стол, сверху положите полиэтиленовую полоску. Что нужно сделать, чтобы вызвать невидимую силу? - Ладонью потрите полоски. Поднимите их, разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что наблюдаете? - Как вы думаете, всегда ли тела притягиваются? - Давайте проверим вашу гипотезу.
Опыт 2.
Возьмите две полиэтиленовые полоски, положите на стол. Потрите. Поднимите их разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что вы наблюдаете? Так всегда ли тела притягиваются? Молодцы! Давайте разберёмся, в чём причина. При трении электроны двигаются, переходят с одного тела на другое, при этом тела получают заряд. Заряды различны и противоположны друг другу, поэтому их назвали
“положительный заряд”
и
“отрицательный заряд”.
Что происходило, когда мы брали два разных тела?
Эти тела получали разные заряды, одно – положительный, другое – отрицательный.
Вывод:
когда тела притягиваются? А что произойдёт, если взять два одинаковых тела? Что вы можете предположить об этих зарядах? Итак, мы видим, что между заряженными телами возникает невидимая сила, которую учёные назвали электризацией
(слайд 7
). Попробуйте сами сформулировать, что такое электризация.
Просмотр видео ролика «Веселые султанчики» (Взаимодействие заряженных тел)
Наблюдение, работа с текстом; беседа. Фронтальная, парная Указывает объект наблюдения.
Наблюдают опыты, делают выводы.
Выполняют опыт, делают выводы. Находят нужную информацию в тексте учебной статьи.

слайд 5 слайд 6
Слайд 7
Физминутка

Совместное открытие нового знания
- О какой невидимой силе мы говорим? - Когда наэлектризованные тела с разными зарядами приближаются друг к другу на определённое расстояние, между ними возникает интересное явление. Вспомните свои ощущения, когда снимаете свитер. - В каких случаях можно наблюдать похожие явления? - Искра, появляющаяся между заряженными телами, как будет называться? - А кто может привести пример природного мощного электрического разряда? - Как получается молния прочитайте в учебнике на
с.108-109.
Опасна ли молния?
Демонстрационный опыт получение электрического заряда при помощи электрофорной машины.
- Какие необходимо соблюдать правила безопасного поведения во время грозы? - Электрический разряд – это стихийное движение электронов. Учёные смогли обратить его силу на пользу человечества. Они взяли два разно заряженных тела, проложили между ними мостик – проводник. Как вы думаете, что произошло?
- Верно. Направленное движение электронов по проводнику называется электрическим током - Где используется электрический ток? - Какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании электрическим током?
Дает указание для нахождения нужной информации в тексте. Приводят примеры электроприборов
Находят нужную информацию в тексте учебной статьи. Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12 Разговор о технике безопасности я завела не зря. Посмотрите на свои мини-лаборатории и скажите, при помощи чего мы с вами можем сейчас получить электрический ток? Проверим, действительно ли она вырабатывает ток? Что нам ещё необходимо для проверки? Соедините концы проволоки – проводника с батарейкой и лампочкой. Что вы наблюдаете? Действительно, батарейка – это маленькая электростанция, которая вырабатывает электрический ток. Что делает электрический ток в наших домах?
Опыт 3.
(слайдовая презентация: экспериментальное ДЗ) В результате этого опыта мы получили не просто магнит, а электромагнит Откройте учебники на
с.110
Много электрического тока вырабатывается на гидроэлектростанциях.
Посмотрите, на доске образовался ряд слов (
слайд 16
), с которыми вы познакомились сегодня: Кто заметил что-нибудь интересное? Сообщает дополнительную информацию по теме урока.
Показывает опыт с проводниками Принимают и осмысливают дополнительную информацию.
Слайд 13 Слайды 13-15 Слайд 16

Первичное закрепление изученного материала.
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Давайте сделаем научные выводы. Невидимая сила – это… Когда она появляется? Нужна ли на человеку? Вы были замечательными исследователями, а теперь настало время для экзамена Дает начало фраз, предлагает закончить, оценив полученную информацию и свою работу на уроке Заканчивают фразы, оценив свою работу и полученные знания на уроке Подведение итогов Рефлексия 4 мин Ребята, вам понравился урок? После нашего урока вы сможете удивить своих друзей и близких такими опытами? Чем? Выскажите своё мнение, опираясь на фразы: Рефлексия
Фронтальная Слайд 27 Домашнее задание 1 мин Обеспечение понимания цели и содержания дом. задания 1) С.109-111 читать, увидеть невидимую силу в природе и в повседневной жизни. 2) Домашний эксперимент «Изготовление электромагнита» (презентация, фото, переслать по почте)


В раздел образования