Автор: Шакирова Нафиса Ринатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Белочка"
Населённый пункт: г.п. Фёдоровский, Тюменская область, Сургутский район
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие умственной одарённости в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ УМСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
Сегодня внимание многих педагогов и психологов привлекает проблема
умственной одаренности, ее природы, возможностей выявления и создания
особых
образовательных
программ
для
одаренных
детей.
Мы
попробовали
разобраться в этом. Рассмотрели методы, методики, технологии обучения и
развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка, хотим поделится
с вами...
В настоящее время существует президентская программа «Одарённые
дети». Это научная разработка концепции одарённости на государственном
уровне.
Она
основана
на
результатах
научных
исследований
по
изучению
умственных
и
художественных
способностей
детей
дошкольного
возраста.
Основная
задача
программы
состоит
в
том,
чтобы
о бе с п еч и т ь
совершенствование умственных способностей детей, чтобы заложить в ребёнке
инстинкт познания и исследования мира, чтобы ребёнок смог развить этот
инстинкт и реализовать свои возможности.
Одаренным
принято
называть
того,
чей
дар
явно
превосходит
некие
средние
возможности,
способности
большинства.
Поэтому
большинство
учёных
называют одаренностью генетически
обусловленный
компонент
способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог
(результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют
этот дар, либо помогают ему раскрыться. «…благоприятная окружающая среда
и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в
выдающийся талант. Это простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим
трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической
психологии» [7].
Кто же такой одаренный ребенок? Обычно к одаренным и талантливым
детям относят тех, кто благодаря своим способностям демонстрирует высокие
достижения в различных сферах человеческой деятельности. У ряда одаренных
детей
наблюдается
значительное
опережение,
скажем,
в
умственном,
физическом или художественно - эстетическом развитии.
Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей
ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его
жизни, в сочетании с выраженной познавательной мотивацией. Согласно этой
концепции, умственно одаренный ребенок дошкольного возраста - это не тот
ребенок, который быстро переходит к обучению по школьным программам, а
тот, у которого наиболее развиты характерные для дошкольников способности и
интерес
к
познавательной
деятельности.
Умственная
одаренность -
это
особая потребность
в
умственном
поиске,
в
умственной
нагрузке.
Эта
потребность характерная для одаренных детей, даже тех, чьи способности
видны не сразу.
Познавательная потребность определяется рядом характеристик:
Активность
человека -
он
сам
ищет
смену
впечатлений,
новую
информацию,
испытывает
нужду
в
самом
процессе
познания.
Эта
потребность в развитой форме становится никогда ненасыщаемой.
Удовольствие от умственного напряжения. Это и является стимулом к
познанию - т.к. включается механизм положительных эмоций.
Умственная одаренность тесно связана с интеллектом. Решающую роль в
становлении
интеллекта
имеют
детские
годы.
В
кривой,
выражающей
ход
развития,
примерно
к
5,5
годам
положительное
ускорение
сменяется
отрицательным, а уже к 12 годам развитие в основном завершается. С 12 лет
интеллект можно считать созревшим. Далее в большей степени развивается
социальный интеллект.
Точно
определить
наличие
одаренности
у
ребенка
можно
только
под
руководством специалиста, но существуют общие характеристики, благодаря
которым родители могут предположить, что у них одаренный ребенок.
1. Произносит первое слово в возрасте 6 месяцев.
2. Произносит первое предложение в возрасте 12 месяцев.
3. В возрасте 18-24 месяцев может поддержать диалог, пользуясь очень богатым
для его возраста словарным запасом.
4. В 2,5 года учит алфавит и считает до десяти.
5. Решает простые задачи на сложение и вычитание к 3 годам.
6. Очень быстро учится читать.
7. Начиная с 3-летнего возраста, спрашивает о значении незнакомых слов.
8. С раннего возраста задает вопросы «почему?».
9. Демонстрирует фантазию. Очень восприимчив к окружающему миру.
10. Ребенок энергичен и уверен в себе.
11. Очень наблюдателен, готов к нестандартным ситуациям.
12. Очень внимателен, умеет полностью сосредоточиваться.
13. Предпочитает общество детей постарше.
Формы
выявления
одаренных
детей:
наблюдение;
общение
с
родителями;
работа
социального
педагога:
тестирование,
анкетирование,
беседа.
Образовательная
работа
с
одарёнными
детьми
должна
проводиться
в
трех
направлениях:
1) развитие познавательных способностей на занятиях;
2)
обучение
детей
созданию
нормативных
ситуаций
взаимодействия
и
адекватного использования предметов (нормотворчество);
3) обучение оформлению инициативы в форме культурно значимого продукта
(проектная деятельность).
Формы работы с умственно одарёнными детьми:
- творческие объединения детей, кружки;
- проектная деятельность;
- экспериментально-исследовательская деятельность;
- выставки, конкурсы, мини-олимпиады;
- творческие отчёты, презентации.
Основными
принципами
организации
работы
являются
создание
обогащённой предметной и образовательной среды, способствующей развитию
одарённости
ребёнка,
индивидуализация
и
дифференциация
обучения,
использование
новых
образовательных
технологий,
высокий
уровень
профессиональной
подготовки
педагога
и
т.д.
Руководствуясь
этими
принципами, в нашем детском саду мы учитываем интересы и склонности
детей,
что
обеспечивает
развитие
у
детей
умственной
одаренности.
Наши
дошкольники
активно
участвуют
в
проектной
деятельности,
интернет
–
конкурсах, КВН с первоклассниками, шашечных турнирах, в мероприятиях, где
выявляются
новые
таланты,
которые
радуют
нас
своими
успехами
и
достижениями.
«Мировой
педагогический
опыт
показывает,
что
часто
вера
в
возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов,
способны творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно
даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром,
который у него есть» [7].
В
настоящее
время
число
концепций
одаренности
весьма
велико,
но
самой популярной считается концепция одаренности, разработанная известным
американским
ученым
Дж.
Рензулли,
согласно
которой
одаренность
есть
сочетание трех характеристик интеллектуальных способностей (превышающих
средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная
на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены на основе опыта
(эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Автор отмечает: в соответствии
с его концепцией число одаренных детей может быть значительно выше, чем
при их идентификации по тестам интеллекта или достижений.
…Подводя
итог
рассмотрению
проблемы
общей
и
специальной
одаренности, можно отметить, что в дальнейшем данная работа по одаренности
будет доработана и внедрена в образовательную практику. К этой точке зрения
стали
склонятся
и
многие
другие
исследователи.
В
течение
последнего
десятилетия
проблема
дифференциации
интеллектуальных
и
творческих
способностей стала предметом ряда специальных исследований, отечественных
специалистов (С.Д. Бирюков, А.Н. Бирюков, А.Н. Воронин, В.Н. Дружинин,
А.М. Матюшкин, И.П. Ищенко, М.А. Холодная и др.) [7].
Дошкольное
воспитание
-
неотъемлемая
часть
общего
образования
современного
человека.
И
поэтому
особая
миссия
возложена
на
нас,
воспитателей.
Наша
задача
раскрыть
потенциал
ребёнка,
данный
ему
от
рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека, чтобы ребёнок
был креативной личностью, хотел заниматься сложной творческой, умственной
деятельностью. Естественно, что не только педагоги, но и родители включаются
в развивающую образовательную работу. Эти партнерские отношения семьи и
ДОУ
позволяют
обеспечивать
осознанное
цельное
саморазвитие
одарённой
личности. Такая подготовка даёт возможность детям учиться дальше в школе по
программам
развивающего
обучения
и
достойно
войти
в
общество,
стать
поистине настоящей личностью.
Литература:
1. Белова, Е.С.
«Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М;
1998 г.
2.
Вераксы
Н.
Е.,
Булычева
А.
И.:
Развитие
умственной
одаренности
в
дошкольном возрасте стр. // Вопросы психологии, №6, 2003. с 17-31.
3.
Венгер
Л.А.,
Дьяченко
О.М.
и
др.
Программа
«Одаренный
ребенок»:
основные положения, Новая школа, М., 1995.
4. Дьяченко О.М., Булычевой А.И. Рекомендации по выявлению умственно
одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. – 1996 г.
5.
Рекомендации
по
выявлению
умственно
одаренных
детей
старшего
дошкольного возраста / Под ред. Дьяченко О.М. и Булычевой А.И. – М.: МО и
ПК, 1996
6. Семенов, И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная
деятельность в образовании. 1994. №1. С. 56-64.
7.
САВЕНКОВ
А.И.ОДАРЕННЫЕ
ДЕТИ
В
ДЕТСКОМ
САДУ
И
ШКОЛЕ,
Москва ACADEMA 2000