Напоминание

Из опыта работы: Формирование культурных традиций и ритуалов в условиях детского сада у детей дошкольного возраста.


Автор: Киселёва Капитолина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР - детский сад № 112"
Населённый пункт: г. Сыктывкар Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Из опыта работы: Формирование культурных традиций и ритуалов в условиях детского сада у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культурных традиций и ритуалов в условиях детского

сада у детей дошкольного возраста.

Автор: Киселёва Капитолина Ивановна - воспитатель МАДОУ "ЦPP -

детский сад № 112".

Культура семьи, общества и образовательного учреждения - это та

среда, в которой происходит развитие и становление, где живет ребенок

я в л я е т с я

о с н о в о й

д у х о в н о

-

н р а в с т в е н н о г о

в о с п и т а н и я .

Основным

средством

трансляции

социально-культурных,

духовно-

нравственных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами,

которые

включены

в

сферу

ее

жизнедеятельности,

выступают

семейные

традиции. Семья и семейные традиции являются главным механизмом, через

который

осуществляется

преемственность

семейных

поколений,

а

также

социализация

детей

и

членов

семьи.

Также,

это

широкий

блок

знаний,

включающий

сведения,

накопленные

поколениями,

которые

оказывают

большое значение в воспитании детей.

Само понятие «традиция» - в переводе с латинского означает «передача».

Таким образом, семейные традиции — это принятые в семье нормы, манеры

поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Наличие семейных традиций позволяют передать следующим поколениям

семьи законы взаимодействия внутри семьи между его участниками.

В воспитании семейных и культурных традиций можно выделить

некоторые особенности. Ребёнок не появляется на свет сформировавшейся

личностью

с

готовым

нравственным

поведением.

В

процессе

своего

становления, как личности, он воспринимает своим сознанием жизнь других

людей и тоже начинает осознавать себя человеком. Он учиться воспринимать

человеческие отношения и аналогично строит отношения с членами своей

семьи, при этом социально адаптируясь, он строит свои отношения с другими

людьми и с обществом в целом. Так ребёнок закрепляет в своём сознании и

поведении

нормы

и

правила,

которые

существуют

в

его

семье,

и

затем

поступает

в

соответствии

с

семейными

традициями,

обязывающими

его

соблюдать

эти

нормы

поведения.

Сами

традиции

носят

динамический

характер,

так

как

быстро

реагируют

на

требования

современной

жизни.

Каждая семья обладает своими уникальными семейными ценностями и

традициями, поскольку в ней сформирован свой набор традиций, которые в

семье ценят и чтут. Традиции, обычно, отражают семейные особенности

культурного,

этнического,

религиозного

и

профессионального

характера.

Семейные

традиции

это

не

только

празднования

дней

рождений

и

юбилеев, это также традиционные увлечения семьи - походы на природу,

ежедневные ритуалы и т.п. В них находит своё выражение культура семьи,

где главная роль отводится родительскому авторитету, взаимоотношениям

между родителями, уровню общения, культуры, образования. Благополучные

взаимоотношения

внутри

семьи

являются

определяющими

для

эмоционального и психологического здоровья ребёнка. Если члены семьи в

основном

равноправны,

относятся

друг

к

другу

с

уважением,

тактом

и

заботой, если они вместе в радости и ещё теснее в беде, если хозяйственные

обязанности распределены справедливо, согласно силам и загруженности

каждого, то такая семья является нормальной средой для успешного развития

ребёнка.

Таким образом, можно утверждать, что семейные традиции влияют и на

формирование качеств личности. Воспитание чувства долга, умение нести

ответственность за свои поступки, забота друг о друге значительно более

успешно

осуществляются

в

семьях

с

установившимися

положительными

традициями. Также, насколько разнообразны традиции, ценности и нормы

каждой отдельно взятой семьи, настолько и многообразна их воспитательная

сущность.

В воспитании детей в детском саду важно использовать опыт различных

семейных традиций, но, при этом, не разрушая семейно - нравственный уклад

отдельных семей. Поэтому, в детском саду в условиях, когда воспитатель

имеет дело с разными семьями и с разным культурным укладом необходимо

вводить

похожие

традиции,

адаптированные

для

детского

коллектива,

которые сплачивают детей, формируют положительное отношение друг к

другу, а также радуют, воспитывают и раскрывают личность каждого ребенка.

Существуют различные способы поддержания традиций в условиях

детского

сада.

В

своей

практике,

реализуя

программу

Кузьминой

И.

А.

«Социокультурные Истоки», я задумалась, как можно решить поставленные

задачи по духовно - нравственному воспитанию, осознанию и воспитанию

нравственных понятий, таких как добро, доброжелательность, отзывчивость,

чувство долга. К примеру, «добро» – это достаточно сложное, многогранное

понятие,

и,

решая

вопросы

духовно

нравственного

воспитания,

важно

объяснить ребенку смысл этого понятия, а еще его нужно мотивировать

«делать добро». Для этого можно сформировать традицию в группе, которая

объединяла бы всех детей в группе и, одновременно позволила бы закрепить

это

морально-нравственное

воздействие.

Например,

можно

предложить

следующие варианты традиций и ритуалов:

Традиция доброго дела – древо добра – копилка добрых дел.

В

воспитании

доброты

важна

оценка,

которая

утверждает

ребенка

в

правильности поступка, помогает увидеть в поступке хорошее. Порицание,

о с у ж д е н и е

т о р м о з и т

н е ж е л а т е л ь н ы е

п о с т у п к и

д е т е й .

Любого ребенка можно воспитать добрым, опираясь на стремление детей к

хорошим поступкам. Дети действуют больше по велению сердца, чем по

законам здравого смысла, поэтому воспитание доброты следует начинать с

пробуждения

добрых

чувств,

вызванных

добрыми

поступками

самих

родителей,

других

людей.

Возникшие

добрые

чувства

необходимо

поддерживать,

развивать.

Положительные

детские

чувства

должны

стимулировать хорошие поступки. Воспитатель для того, чтобы обозначить

выполненный ребенком добрый поступок, записывает на листочке, снежинке,

цветочке добрый поступок и имя ребенка, а в конце дня предлагает всем

детям взглянуть на дерево добра, где на стволе появилось больше листьев, и,

значит,

каждый

постарался

своими

добрыми

делами

сделать

так,

чтобы

дерево добра расцвело.

Традиция чествования именинника группы – Стенд «С днем рождения».

Празднование

Дня

рождения

развивает

способность

к

сопереживанию

радостных

событий,

вызывать

положительные

эмоции,

подчеркнуть

значимость каждого ребенка в группе. С детьми проводится традиционная

хороводная игра «Каравай»; поются величальные песенки для мальчика или

для девочки. В нашей практике празднования дня рождения, мы используем

стенд «С днем рождения!», где каждый из детей может увидеть у кого день

рождение сегодня, у кого уже прошел и у кого еще будет. Цель: стенда

стимулировать желание у детей проявлять внимание друг к другу, научить

д е т е й

гото в и т ь

и

д а р и т ь

п од а р к и ,

а

т а к же

п р и н и мат ь

и х .

Также

этот

стенд

формирует

у

детей

положительный

настрой,

развитие

памяти

и

внимания,

воспитывает

эмоциональную

отзывчивость.

Традиция приветствовать друг друга в форме стенда «Здравствуй

детский сад». Еще одна замечательная традиция ритуал в нашем детском саду

– это, когда утром наши детки приходят в детский сад, они первым делом

переворачивают свой медальон на стенде и говорят нам - Я здесь, я пришел!!

Этот

стенд

помогает

ребенку

обозначить

себя

в

группе,

сформировать

у в е р е н н о с т ь ,

ж е л а н и е

п р и й т и

в

д е т с к и й

с а д .

Традиция приветственного круга – Круг доброго слова.

Перед началом дня в группе воспитатель собирает детей вместе в круг и

проводит утренний ритуал приветствия. Данная традиция прижилась к нам

благодаря реализации программы Социокультурные истоки под редакцией

автора

Кузьмина

И.

А.

В

рамках

пропедевтики

мы

начали

работу

с

приветственного

круга,

где

мы

делимся

эмоциями,

впечатлениями,

переживаниями,

настроением.

Такие

средства,

как

стихотворения

с

движениями, мини – игры и др. помогают выразить радостные эмоции от

встречи с детьми, а также вселяют надежду провести вместе приятный и

интересный день.

Семейные традиции влияют на культуру человеческих потребностей,

желаний,

способствуют

выработке

умения

управлять

своими

желаниями,

регулировать их, и, если надо, отказаться от некоторых из них на благо семьи.

Воспитание таких качеств как чувства долга, умения нести

ответственность

за

свои

поступки,

заботы

друг

о

друге

успешно

осуществляется в семьях с установившимися положительными традициями.

Огромное влияние на личность и поведение ребёнка оказывает духовно-

нравственный

потенциал

семейных

и

общественных

(внутри

коллектива)

традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга,

чувствовать

рядом

с

собой

другого

человека.

Поскольку,

традиции

способствуют

развитию

чувства

сопричастности

сообществу

людей,

помогают ребенку освоить ценности коллектива, прогнозировать дальнейшие

действия и события, они необходимы в жизнедеятельности детского сада.

Поэтому, я считаю, что необходимо собирать, анализировать и внедрять

опыт лучших традиций детского сада.



В раздел образования