Автор: Ованесова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №56
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия
Раздел: дошкольное образование
Развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия
Ованесова Анна Викторовна,
воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №56, г.Ставрополь
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается
интенсивное
развитие
сенсорных
способностей,
определяющих
уровень
развития
восприятия.
Доминирующим
в
сенсорном
развитии
является
восприятие
предметов.
Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов
восприятия.
В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок,
действуя
с
предметами,
зачастую
ориентируется
на
отдельные,
бросающиеся
в
глаза
признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую
шапку он называет «киской» и т.п.).
На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы
предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность,
его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с
цветом.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением
такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у
ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и
узнавать предметы по сочетанию свойств.
Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет,
является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда
в
качестве
образца
выступают
«опредмеченные»
слова-названия.
Например,
предметы
круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств
знакомых
конкретных
предметов,
а
не
ряды
основных
сенсорных
эталонов.
Наиболее
характерны
для
ребёнка
этого
возраста
способы
восприятия,
позволяющие
сравнивать
свойства
предметов
при
выполнении
действий
с
ними.
Особо
ярко
это
проявляется
при
действиях
ребёнка
со
сборно-разборными
игрушками
–
пирамидками,
матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать
практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).
Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и
через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте
1
года
и
9
месяцев,
число
проб
и
предварительных
примерок
быстро
сокращается
и
переходит переход к зрительному восприятию.
Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий
в о
в н у т р е н н и й
п с и х и ч е с к и й
п л а н .
На
втором
году
жизни
интенсивно
развивается
не
только
зрительное,
но
и
слуховое
восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха,
о с у щ е с т в л я е м о г о
в
п р о ц е с с е
р е ч е в о г о
о б щ е н и я
с
о к р у ж а ю щ и м и .
Совершенствование
осязательного
восприятия
осуществляется
вместе
со
зрительным
восприятием
и
развитием
движений
руки,
а
также
таких
психических
функций,
как
в н и м а н и е ,
п а м я т ь ,
м ы ш л е н и е .
Основной
задачей
сенсорного
развития
является создание
условий
для
формирования
восприятия как
начальной
ступени
познания
окружающей
действительно сти.
Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни –
позволяют
обеспечить
накопление
разнообразных
зрительных,
слуховых,
осязательных
впечатлений,
формировать
элементарные
представления
об
основных
разновидностях
величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник),
цвета
(красный,
оранжевый,
жёлтый,
зелёный,
синий,
фиолетовый,
чёрный,
белый).
В
результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства
предметов,
ориентируясь
на
цвет,
форму,
величину,
звуки,
фактуру
и
т.п.
Ребёнок
ещё
не
владеет
речью
в
достаточной
мере,
поэтому
основными
средствами
в ы р а ж е н и я
м ы с л и
и
ч у в с т в
я в л я ю т с я
н е п о с р е д с т в е н н ы е
д е й с т в и я .
Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным
игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева
(матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной
величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу
второго года жизни).
Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при
манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с
д е т ь м и
р а н н е г о
в о з р а с т а .
Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий
размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша.
Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для
ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При
большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при
определённом
ракурсе
может
смотреться
как
прямоугольник
или
квадрат
т
и.п.
Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой
эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.
В
повседневной
жизни
детям
надо
давать
возможность
наблюдать
за
формой,
цветом,
пропорциями
предметов,
явлений.
Своевременное
сенсорное
воспитание
на
данном
возрастном
этапе
–
главное
условие
познавательного
развития,
правильной
и
быстрой
ориентировки
в
бесконечно
меняющимся
окружении,
эмоциональной
отзывчивости,
способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных
систем
является
одной
из
ключевых
способностей
человека,
основ
его
полноценного
развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку
бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их
различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как
признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для
« к р ы ш и »
и
т . д .
Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому
наряду
с
«опредмеченными»
словами-названиями
форм
дети
легко
усваивают
слова,
способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и
правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс,
формирование его заканчивается только к пяти годам.
К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных
цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии
соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по
себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок
механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может
иногда им воспользоваться.
Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок
понимает суть этих слов. Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между
зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс.
Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать
цветовую
характеристику
предметов
при
действиях
с
ними
ему
сложнее:
цвет
нельзя
п о щ у п а т ь ,
о н
д о с т у п е н
т о л ь к о
в и з у а л ь н о м у
н а б л ю д е н и ю .
При
подборе
дидактических
материалов
необходимо
стремиться
к
одинаковой
насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими
должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае
ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на
е г о
и н т е н с и в н о с т ь .
Постепенность,
последовательность
в
усложнении
заданий,
направленных
на
сенсорное
развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших.
В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка
наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы,
цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места
на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.
В
процессе
игр-занятий
по
сенсорному
воспитанию
у
ребёнка
оказываются
сформированными
приёмы
прикладывания,
сравнивания,
сопоставления
цвета,
формы,
величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний,
п е р е х о д я
и з
в н е ш н е г о
л а н а
в о
в н у т р е н н и й .
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен
ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание
является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все
остальные линии развития базируются на сенсорной основе.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года
жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов,
и з д а в а е м ы х
и м и
з в у к о в ,
с о о т н е с е н и я
ч а с т е й .
У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу,
который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с
удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят,
и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.
Более
свершенной
становится
координация
движений
руки
под
контролем
глаза,
что
позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами,
р и с о в а н и е
к и с т ь ю
и
к а р а н д а ш о м .
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно
с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов
деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо
создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете,
форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально
организованных
игр-занятий,
так
и
в
повседневной
жизни.
При
этом
важно,
чтобы
представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и
систематизированными.
После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с
общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий
скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед
за
взрослым
–
слов-названий
формы,
цвета
и
самостоятельному
их
употреблению.
В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у
них
оказывается
сформированными
умения
и
навыки,
свидетельствующие
о
соответствующем уровне развития восприятия:
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки
предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим
свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.
Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх
разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и
т.п.).
Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный
цветовой
признак
(снег,
трава,
апельсин
и
т.п.)
в
пятнах
разной
величины
медведя
и
медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).
Обозначают
различные
предметы
в
соответствии
с
их
характерными
сенсорными
признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет).
Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч,
шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3
месяцев – 2 лет 6 месяцев).
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной
игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают
детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).
Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве
от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9
месяцев – 3 лет).