Напоминание

Развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия


Автор: Ованесова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - д/с №56
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия

Ованесова Анна Викторовна,

воспитатель МБДОУ ЦРР – д/с №56, г.Ставрополь

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается

интенсивное

развитие

сенсорных

способностей,

определяющих

уровень

развития

восприятия.

Доминирующим

в

сенсорном

развитии

является

восприятие

предметов.

Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов

восприятия.

В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. Ребенок,

действуя

с

предметами,

зачастую

ориентируется

на

отдельные,

бросающиеся

в

глаза

признаки, а не на сочетание сенсорных характеристик (так и пушистый воротник, и меховую

шапку он называет «киской» и т.п.).

На первом году жизни наиболее интенсивно формируется восприятие величины и формы

предметов. Что же касается цвета, то несмотря на свою эмоциональную привлекательность,

его восприятие наиболее сложно с точки зрения осуществления практических действий с

цветом.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением

такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у

ребёнка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и

узнавать предметы по сочетанию свойств.

Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет,

является опредмеченность восприятия. Так, ребёнок ориентируется в форме предметов, когда

в

качестве

образца

выступают

«опредмеченные»

слова-названия.

Например,

предметы

круглой формы – это и мячик, и шарик, и колесо. Характерным является выделение свойств

знакомых

конкретных

предметов,

а

не

ряды

основных

сенсорных

эталонов.

Наиболее

характерны

для

ребёнка

этого

возраста

способы

восприятия,

позволяющие

сравнивать

свойства

предметов

при

выполнении

действий

с

ними.

Особо

ярко

это

проявляется

при

действиях

ребёнка

со

сборно-разборными

игрушками

пирамидками,

матрёшками, грибочками. Именно многократные сравнения позволяют ребёнку достигать

практических результатов (берёт свою чашку, обувь и т.д.).

Первоначально сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и

через ошибки и их исправление достигает результата. Однако после полутора лет, в возрасте

1

года

и

9

месяцев,

число

проб

и

предварительных

примерок

быстро

сокращается

и

переходит переход к зрительному восприятию.

Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий

в о

в н у т р е н н и й

п с и х и ч е с к и й

п л а н .

На

втором

году

жизни

интенсивно

развивается

не

только

зрительное,

но

и

слуховое

восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха,

о с у щ е с т в л я е м о г о

в

п р о ц е с с е

р е ч е в о г о

о б щ е н и я

с

о к р у ж а ю щ и м и .

Совершенствование

осязательного

восприятия

осуществляется

вместе

со

зрительным

восприятием

и

развитием

движений

руки,

а

также

таких

психических

функций,

как

в н и м а н и е ,

п а м я т ь ,

м ы ш л е н и е .

Основной

задачей

сенсорного

развития

является создание

условий

для

формирования

восприятия как

начальной

ступени

познания

окружающей

действительно сти.

Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни –

позволяют

обеспечить

накопление

разнообразных

зрительных,

слуховых,

осязательных

впечатлений,

формировать

элементарные

представления

об

основных

разновидностях

величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник),

цвета

(красный,

оранжевый,

жёлтый,

зелёный,

синий,

фиолетовый,

чёрный,

белый).

В

результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства

предметов,

ориентируясь

на

цвет,

форму,

величину,

звуки,

фактуру

и

т.п.

Ребёнок

ещё

не

владеет

речью

в

достаточной

мере,

поэтому

основными

средствами

в ы р а ж е н и я

м ы с л и

и

ч у в с т в

я в л я ю т с я

н е п о с р е д с т в е н н ы е

д е й с т в и я .

Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным

игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева

(матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной

величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу

второго года жизни).

Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при

манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с

д е т ь м и

р а н н е г о

в о з р а с т а .

Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий

размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша.

Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для

ориентировки в их величине. Оптимальная толщина (высота) предметов – 1 см. При

большей толщине контуры предметов «деформируются»: так, треугольная призма при

определённом

ракурсе

может

смотреться

как

прямоугольник

или

квадрат

т

и.п.

Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой

эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета.

В

повседневной

жизни

детям

надо

давать

возможность

наблюдать

за

формой,

цветом,

пропорциями

предметов,

явлений.

Своевременное

сенсорное

воспитание

на

данном

возрастном

этапе

главное

условие

познавательного

развития,

правильной

и

быстрой

ориентировки

в

бесконечно

меняющимся

окружении,

эмоциональной

отзывчивости,

способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных

систем

является

одной

из

ключевых

способностей

человека,

основ

его

полноценного

развития. Использование «опредмеченных» слов-названий обусловлено тем, что ребёнку

бесполезно говорить о прямоугольнике, квадрате, овале, круге и треугольнике, хотя они их

различают уже в первые 2-3 месяца. На втором году жизни дети усваивают форму как

признак предметов: они легко выбирают необходимые детали для строительного набора для

« к р ы ш и »

и

т . д .

Словарный запас весьма ограничен и очень сильно отстаёт от развития восприятия, поэтому

наряду

с

«опредмеченными»

словами-названиями

форм

дети

легко

усваивают

слова,

способствующие развитию восприятия типа «такой», «разные», «не такой». Запоминание и

правильное употребление слов, обозначающих цвет, - очень сложный и трудный процесс,

формирование его заканчивается только к пяти годам.

К концу второго года жизни дети начинают повторять за взрослым названия отдельных

цветов. Произнося такие слова как «белый», «синий» или «голубой», малыш не в состоянии

соотнести эти слова с цветом конкретных предметов. Слово-название существует само по

себе, а конкретная цветовая характеристика – сама по себе. В лучшем случае ребёнок

механически запоминает и в конкретной ситуации после длительных упражнений может

иногда им воспользоваться.

Случайное употребление слова, названия цвета или формы, ещё не значит, что ребёнок

понимает суть этих слов. Распределение внимания у ребёнка второго года жизни между

зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс.

Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать

цветовую

характеристику

предметов

при

действиях

с

ними

ему

сложнее:

цвет

нельзя

п о щ у п а т ь ,

о н

д о с т у п е н

т о л ь к о

в и з у а л ь н о м у

н а б л ю д е н и ю .

При

подборе

дидактических

материалов

необходимо

стремиться

к

одинаковой

насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими

должны быть и оранжевый, жёлтый, и зелёный и другие цвета. В противном случае

ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на

е г о

и н т е н с и в н о с т ь .

Постепенность,

последовательность

в

усложнении

заданий,

направленных

на

сенсорное

развитие, значима как для детей указанного возраста, так и для более старших.

В течении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка

наблюдается положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы,

цвета. Он подолгу манипулирует ими, рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места

на место, обнаруживая новые параметры предметного мира.

В

процессе

игр-занятий

по

сенсорному

воспитанию

у

ребёнка

оказываются

сформированными

приёмы

прикладывания,

сравнивания,

сопоставления

цвета,

формы,

величины. К 2 годам эти процессы осуществляются без предварительных примериваний,

п е р е х о д я

и з

в н е ш н е г о

л а н а

в о

в н у т р е н н и й .

Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен

ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание

является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все

остальные линии развития базируются на сенсорной основе.

Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребёнка третьего года

жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов,

и з д а в а е м ы х

и м и

з в у к о в ,

с о о т н е с е н и я

ч а с т е й .

У ребёнка на третьем году жизни появляется стремление более чётко следовать образцу,

который задан взрослым. Теперь малыш при предъявлении дидактического материала с

удовольствием рассматривает его, слушает пояснения взрослого, понимает, что от него хотят,

и только потом начинает действовать, следуя инструкции взрослого.

Более

свершенной

становится

координация

движений

руки

под

контролем

глаза,

что

позволяет справляться с такими заданиями, как игра с мозаикой, строительными наборами,

р и с о в а н и е

к и с т ь ю

и

к а р а н д а ш о м .

На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно

с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов

деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо

создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете,

форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально

организованных

игр-занятий,

так

и

в

повседневной

жизни.

При

этом

важно,

чтобы

представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и

систематизированными.

После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с

общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий

скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед

за

взрослым

слов-названий

формы,

цвета

и

самостоятельному

их

употреблению.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у

них

оказывается

сформированными

умения

и

навыки,

свидетельствующие

о

соответствующем уровне развития восприятия:

Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки

предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим

свойствам при выборе из четырёх разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше.

Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх

разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и

т.п.).

Узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный

цветовой

признак

(снег,

трава,

апельсин

и

т.п.)

в

пятнах

разной

величины

медведя

и

медвежонка, кошку и котёнка (с 2 лет – 2 лет 3 месяцев).

Обозначают

различные

предметы

в

соответствии

с

их

характерными

сенсорными

признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п. (с 2,5 лет).

Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч,

шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.) (с 2 лет 3

месяцев – 2 лет 6 месяцев).

Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной

игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают

детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве

от конкретного предмета (синим он может называть и жёлтый, и зелёный предмет) (с 2 лет 9

месяцев – 3 лет).



В раздел образования