Автор: Шкаликова Алёна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №9 "Земляничная поляна"
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние художественной литературы на развитие патриотических чувств дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
« Влияние художественной литературы на развитие
патриотических чувств дошкольников »
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом
знаний о родном городе, стране, особенностей русских традиций.
Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе,
недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по
проблеме нравственно- патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по
содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и
ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание
сохранять и приумножать богатство своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС
регламентирует главные задачи в данном направлении:
развитие чувства собственного достоинства ребенка как
представителя своего народа или нации;
формирование уважительного отношения к культурным
особенностям своей страны;
формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям
и другим взрослым, людям других национальностей;
развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает
формы работы с детьми:
занятия в соответствии с темами;
увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на
темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен,
просмотр телепередач и фильмов);
работа с родителями;
экскурсионные поездки по достопримечательностям родного
города, края, посещение музеев и выставок.
Одним из важнейших средств воспитания патриотизма у
дошкольников является художественная литература в интеграции с
другими образовательными областями: Социально-коммуникативное
развитие, Речевое развитие, Познавательное, Художественно-
эстетическое, Физическое развитие.
В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с
книгой, как источником информации о мире. Книга – как символ
знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего
возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится
неотъемлемой спутницей познавательного процесса.
Становление человека как гражданина, должно начинаться с его малой
Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота
без знания истории.
У каждого города есть своя история, как и у человека, свое имя,
которое что-то обозначает, есть день основания и есть много других дат,
по которым определяют его историю.
Наш город неповторим в своей природе, людях, и их труде,
замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего
материала позволяет сформировать у дошкольников представление о
том, чем славен край родной.
Формы работы с детьми :
1.Беседы:
- об образовании города
- о достопримечательностях города
- о почетных гражданах города
- что мы знаем о гербе и флаге города
2. Заучивание стихотворений о городе
3. Составление рассказов:
«Наш город»
«Улица, на которой я живу»
«О чём говорит флаг города»
4. Художественно- эстетическое творчество:
- Конкурсы совместных рисунков родителей и детей
- Рисование по прочитанным сказкам и рассказам
5. Оформление тематических альбомов:
- «Мой город»
- «Город-воин, город-труженик»
- «История герба и флага города»
6. Тематические выставки книг
7. Дидактические игры
8. Экскурсии в библиотеку
Примерный перспективный план посещения библиотеки в
подготовительной группе
№ Тема
Месяц
1
Знакомство с библиотекой Сентябрь
2
Моя малая Родина
Октябрь
3
Современные детские поэты и
писатели
нашего города
Ноябрь
4 Посуда
5
Моя семья
Декабрь
6
Животные обитающие в наших
лесах
Январь
7
Моя страна
Февраль
8 Народная культура и
традиции
Март
9 Космос
Апрель
Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств через
использование художественной литературы дала положительные
результаты:
У детей значительно повышаются знания о родном крае, родном
городе, в которой они живут;
Повышается интерес к слушанию художественных произведений;
Дети учатся понимать идейное содержание произведений и
анализировать поступки героев;
У воспитанников повышается уровень моральных качеств
(дружелюбие, трудолюбие, взаимовыручка, уважение к старшим);
У родителей повышается уровень знаний, умений и навыков по
вопросу нравственно-патриотического воспитания.