Напоминание

"Ответственность за нарушения ПДД"


Автор: Левицкая Светлана Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Мурманский академический лицей"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: разработка классного часа
Тема: "Ответственность за нарушения ПДД"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманский академический лицей»

КЛАССНЫЙ ЧАС

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Ответственность за нарушения

«Ответственность за нарушения

Правил дорожного движения »

Правил дорожного движения »

Классный руководитель: Левицкая С.С.

г. Мурманск

2016 – 2017 учебный год

1

Тема: «Ответственность за нарушение Правил дорожного движения»

Цель: вспомнить правила дорожного движения; способствовать развитию уме-

ния видеть на дороге ситуации – «ловушки», научить решать дорожные задачи;

добиться четкого понимания того, что ПДД - это закон для всех, соблюдение кото-

рого является обязательным.

Оборудование: брошюры ПДД, карточки с заданиями.

а) Приветствие.

Тема нашего сегодняшнего занятия… Впрочем, тему классного часа вы попытаетесь

сформулировать сами после того, как прослушаете одну реальную историю, которая

произошла в небольшой деревушке в средней полосе.

Стоял чудесный осенний вечер. Большинство взрослых были заняты уборкой урожая

в своих садах и огородах, а дети, не обремененные заботами, развлекались в свое удо-

вольствие. Группа ребятишек из начальных классов играла возле автомобильной сто-

янки, где находилась всего одна новенькая «Волга». Сначала дети просто бегали во-

круг нее, а затем решили проверить ее на прочность. Они забрались в кусты, и отту-

да в новенький автомобиль полетели камушки, ветки деревьев, палки. Машина высто-

яла. Но этого маленьким хулиганам показалось мало, и они продолжили свои «испы-

тания». Они забрались на капот, на кузов «Волги» и стали прыгать.

Результат такой проверки на прочность оказался плачевным: вмятины на машине,

прогнутая крыша новенькой «Волги» - материальный ущерб оказался внушительным.

А кто измерит моральный вред, нанесенный владельцу транспортного средства, ко-

торый долгое время отказывал себе во многом, чтобы приобрести этот автомо-

биль?

Ребята, какова же мораль всей этой истории? Ответив на этот вопрос, вы тем самым

определите и тему нашего сегодняшнего занятия.

(Предположительно, учащиеся должны ответить, что каждый человек должен отвечать

за свои поступки).

- Верно, мы будем говорить об ответственности, но за нарушение чего? Рассмотрите

внимательно таблицу. Перед вами выдержки из административного и уголовного ко-

декса об ответственности участников дорожного движения.

в) Формулировка темы занятия.

Итак, тема нашего урока «Ответственность за нарушение Правил дорожного движе-

ния» Слайд 4.

и сегодня каждый из вас должен четко усвоить, что соблюдение ПДД – это закон для

всех, и соблюдение его обязательно. Слайд 5.

Прежде чем мы будем говорить об ответственности за нарушение ПДД, давайте по-

пробуем все вместе определить наши позиции по некоторым проблемам безопасности

дорожного движения. Для этого я предлагаю вам выполнить следующее упражнение:

на столах находятся листы с фразами «Согласен», «Не согласен», «Сомневаюсь». Я

буду произносить фразы, связанные с обсуждаемой темой, а ваша задача - поднять ту

2

табличку, которая отражает вашу точку зрения. Вы должны обосновать и аргументиро-

вать свой ответ.

Утверждения для выполнения упражнения.

Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях погибает больше людей, чем в

криминальных ситуациях. Слайд 6.

Основная причина ДТП с детьми – внезапный выход на дорогу в неустановленном

месте перед близко идущим транспортом. Слайд 7.

Безопасное поведение на дорогах помогает снизить риск ДТП. Слайд 8.

Труднее всего на дороге бывает пешеходам. Слайд 9.

Быть взаимно предупредительными, не создавать опасности для движения и не

причинять вреда – главная обязанность всех участников дорожного движения.

Слайд 10.

Лица, нарушившие ПДД, несут ответственность в соответствии с действующим за-

конодательством.

Слайд 11.

Учитель:

я очень рада была услышать ваше мнение.

Давайте вместе сделаем вывод,

что каждый гражданин должен …… нести ответственность за нарушение правил

дорожного движения.

Слайд 12. (с паузой)

Но нарушения бывают разные, следовательно, и мера ответственности тоже будет раз-

ной. А какой – это нам предстоит выяснить, поработав с текстом.

Для плодотворной работы я предлагаю вам разделиться на группы (3 ряда).

а) Деление на группы.

Ребята, сейчас каждому ряду я выдам текст, в котором изложена основная инфор-

мация об ответственности за нарушения ПДД.

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ПО ТЕМЕ!!!!!

б) Групповая работа учащихся с текстовой информацией.

Ребята, каждому ряду я даю опорный вопрос по тексту.

Хорошо, ребята. А теперь давайте обобщим полученную информацию через составле-

ние синквейна на слово

«ПРАВОНАРУШЕНИЕ», Слайд 13.

(зачитываем некоторые синквейны).

Правонарушение-

дисциплинарное,

административное-

нарушают,

вредят,

судят-

противоречит требованиям правовых норм- Деяние Слайд 14.

3

а) Деление на группы по ролям: «Дети», «Родители», «Сотрудники ГИБДД». Слайд

17.

Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Для этого необходимо выбрать социальные

роли: родители (папа, мама), дети-подростки, инспектор ГИБДД – им раздаются ли-

стики с проблемной ситуацией.

Проблемная ситуация. Группам дается одна и та же проблемная ситуация, которую

учащиеся должны рассмотреть и проанализировать в своей группе с точки зрения по-

лученной социальной роли.

Ребята, вы должны объяснить то, что видели и проанализировать ситуацию.

Какая ответственность может наступить в данной ситуации?

(в книге ПДД – АДМИНИСТРАТИВНАЯ- стр. 57 ст.12.7,ч.1 – управление ТС

водителем, не имеющим права управления – штраф от 5.000 р. до 15.000 р.,

отстранение от управления ТС, задержание ТС.;

УГОЛОВНАЯ – неправомерное завладение ТС без цели хищения ст.166 УК-

штраф до 120 т. руб. или ограничение свободы до 3- лет. Ответственность

несут лица, достигшие 14- летнего возраста. Правонарушения несовершенно-

летних рассматриваются на комиссии по делам несовершеннолетних и защи-

те их прав).

Ситуация для анализа.

Во время летних каникул два подростка, ученики 8-го класса, решили покататься на

машине. Нет, машину они не угнали, а просто взяли из гаража родителей, не поставив

последних в известность. Во время скоростных гонок по городу без соблюдения ПДД

они были остановлены сотрудниками Дорожно-патрульной службы. Машина была

отогнана к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в ближайшее отделение полиции.

а) Подведение итогов урока.

Учитель:

Ребята, давайте подведем итог нашего занятия:

О чем мы сегодня говорили? (об ответственности за нарушение Правил до-

рожного движения).

Что нового узнали на уроке? (ответственность – с 14 лет,…КДН..)

Какие выводы из урока можете сделать? Слайд 18.

Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе урока? Слайд 19.

б) Рефлексия.

Заканчивая наш классный час, я прошу вас выразить свое отношение к тому, что

происходило на нашем занятии:

Заинтересовала ли вас тема;

Трудно ли было работать в группах;

Полезна ли та информация, которую вы получили в ходе классного часа;

Насколько актуальна рассмотренная сегодня тема.

Слайд 20.

Человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и жить по законам красо-

ты, а жить по законам красоты - это и есть жизнь по законам безопасности

4

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

Виды ответственности: административная, уголовная, гражданская, моральная.

Административная ответственность наступает за правонарушения, не представляющие значи-

тельной общественной опасности и не повлекшие тяжелых последствий (травмирования, гибели лю-

дей или существенный материальный ущерб).

К их числу относятся, например, различные грубые нарушения Правил – управление транс-

портным

средством

в

состоянии

алкогольного

опьянения

или

без

водительского

удостоверения,

проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости, обгон в опасных условиях, нару-

шение правил проезда железнодорожных переездов и др.

Грубыми признаются нарушения Правил, из-за которых произошло ДТП или создалась такая

обстановка, которая хотя и не повлекла, но могла повлечь ДТП.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения законодательство устанавливает сле-

дующие виды административных взысканий:

Предупреждение;

Штраф;

Лишение права управления транспортными средствами;

Исправительные работы;

Административный арест.

Закон устанавливает административную ответственность не только для водителей транспорт-

ных средств, но и для других участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров, велосипеди-

стов.

В практике чаще всего встречаются такие нарушения со стороны других участников дорожного

движения, как: переход дороги в неустановленном месте, переход дороги на запрещающий сигнал

светофора, внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего ТС, проезд на выступающих частях

ТС, входе (выходе) в движущиеся ТС на ходу, управление велосипедом в состоянии опьянения.

При наложении взыскания учитываются характер правонарушения (грубое или не грубое), лич-

ность нарушителя, степень его вины, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Так, управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления этими

средствами, а равно передача управления ТС лицу, не имеющему права управления, влекут наложение

штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Например, если

лицо передало управление ТС другому лицу, не имеющему водительского удостоверения, то оба лица

наказываются одинаково.

Нарушение Правил пешеходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от

0,1 до 0,3 МРОТ.

Нарушение Правил лицами, управляющими велосипедами, мопедами, а также пассажирами,

влечет наложение штрафа в размере от 0,1 до 0,5 МРОТ. Если нарушения совершены этими же лица-

ми в состоянии алкогольного опьянения, то сумма штрафа увеличивается от 0,5 до 1 МРОТ.

Уголовная

ответственность

наступает

за

правонарушения,

представляющие

общественную

опасность и повлекшие тяжелые последствия (гибель и травмирование людей).

Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движе-

ния или правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяж-

кого или средней тяжести вреда здоровью людей или их гибель.

Согласно статье 265 УК РФ наказываются лица, оставившие место ДТП, если при этом насту-

пили последствия, предусмотренные ст. 264 УК РФ.

Гражданская ответственность наступает, если гражданину причинен моральный (физические

или нравственные страдания) или материальный вред.

5

В этом случае согласно статье 1064 Гражданского кодекса РФ: «Вред, причиненный личности

или имуществу гражданина, а также вред имуществу юридического лица, подлежит возмещению в

полном объеме лицом, причинившим вред».

Законом может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим

компенсацию сверх возмещения ущерба (моральная ответственность).

Статья 1073 устанавливает, что за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14

лет, отвечают его родители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за при-

чиненный вред на общих основаниях (ст. 1074). Но если у этого несовершеннолетнего нет доходов

или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен его родителя-

ми.

Опорный вопрос №1.

1.

За какие правонарушения ПДД наступает административная ответ-

ственность, виды административных взысканий

Опорный вопрос №2.

2.

Какие денежные взыскания (штрафы) и за что, согласно кодексу об

Административных правонарушениях, налагаются на пешеходов?

Опорный вопрос №3.

3.

За какие правонарушения ПДД наступает уголовная

ответствен-

ность?

Ситуация для анализа.

Во время летних каникул два подростка, ученики 8-го класса, решили покатать-

ся на машине. Нет, машину они не угнали, а просто взяли из гаража родителей,

не поставив последних в известность. Во время скоростных гонок по городу без

соблюдения ПДД они были остановлены сотрудниками Дорожно-патрульной

службы. Машина была отогнана к пункту ГИБДД, а подростки доставлены в

ближайшее отделение милиции.

6



В раздел образования