Автор: Кочкина Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №10 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Ессентуки Ставрапольский край
Наименование материала: Проект "Дары Ставрополья"
Тема: Краеведение
Раздел: дошкольное образование
Проект «Дары Ставрополья»
Вид проекта: Информационно–практико-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2016 г. – май 2017 г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Е. Симонов
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к
родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление
сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное
значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора
интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают
национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой
Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными
особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь,
яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю
жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился,
вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. «Мы должны строить своё будущее на прочном
фундаменте, и такой фундамент — это патриотизм. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших
народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории Росси» (В.В.
Путин). Одним из приоритетных направлений в законе “Об образовании Российской Федерации” стало знакомство детей
дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Цель:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к городу, к природе, к краю, культуре на
основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего
народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи: Формировать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родному дому, городу, к природе родного края.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости
за свою Родину. Способствовать активному вовлечению
родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Знакомить детей с символами государства, родного города (герб, флаг, гимн).
Гипотеза: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях,
начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно
считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Итог работы: пополнение материалом уголка по краеведению.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы знания о родном городе, крае. Дети и родители примут активное участие в
выставках, конкурсах и других видах деятельности. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.
Воспитатели, дети и родители придут к пониманию своей значимости как культурных и просвещённых людей в развитии края,
города.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный
Определение цели и задач проекта.
Сбор информации: изучение методической и познавательной литературы.
Создание условий для организации работы по проекту.
Разработка плана мероприятий по организации детской деятельности. Подборка методического материала для работы с детьми.
Обсуждение с родителями темы проекта. Определение степени участия родителей в реализации проекта.
II этап. Основной
Реализация проекта в соответствии с комплексно-тематическим планом образовательной деятельности.
III этап. Заключительный
Итоговое мероприятие: Изготовление коллажа – Ставропольский край.
Тематический план проекта.
Месяц
Совместная деятельность с детьми
Взаимодействие с семьей
Сентябрь
Изучение темы проекта. Подбор литературы; подбор
наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т.
д.);
подготовка материала для продуктивной
деятельности.
Сообщить о теме, предложить
поучаствовать в проекте.
Индивидуальные беседы по проекту.
Сбор информационного и
иллюстративного материала.
Октябрь
Рассказ воспитателя об истории возникновения
Ставропольского края и г. Ессентуки. Показать герб и
флаг Ставропольского края.
Д/и «Где я живу»
Пословицы и поговорки о Родине.
«Прогулка выходного дня по городу Ессентуки»
Рекомендации для родителей «Как
знакомить ребенка с родным городом».
Совместная прогулка выходного дня по
«Курортному парку» г. Ессентуки
Предложить посетить «Краеведческий
музей»
Ноябрь
Проект «От зернышка до булочки». Цель: Расширить
знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и
людям, вырастившим его.
Задачи: воспитывать у детей бережное отношение,
уважение к хлебу и людям, вырастившим его;
формирование представлений о выращивании хлеба;
Совместное посещение хлебного
магазина (рассматривание хлеба, покупка
хлеба).
Привлекать детей к помощи в выпечке
тортов, печенья, пирожков.
расширить знания у детей о значении хлеба как
полезного необходимого продукта для жизни человека
Декабрь
Познавательная беседа с детьми «Курортные города
Ставропольского края». Рассказать детям, почему они
называются «курортными» и чем они славятся.
Предложить родителям погулять с детьми
по городу или совершить экскурсию в
любой из городов «курортов» (Пятигорск,
Железноводск, Кисловодск)
Январь
Беседа: «Знаменитые люди в нашем городе». Вызвать
интерес у детей к истории города, чувство уважения и
гордости.
- беседа «Пушкин А.С и Лермонтов Ю.М. на Кавказе»
- рассматривание картин Верещагина В.В.
-чтение стихов местных поэтов о г. Ессентуки.
Совместная поездка детей, родителей и
педагогов к месту дуэли М.Ю.
Лермантова.
Февраль
Природные богатства Ставрополья. Познакомить детей с
природными богатствами края – уголь, руда,
минеральные воды
Опыт. «Почему минеральная вода газированная?»
Рассказ воспитателя. Водяная мельница (закомить с
силой воды) см. О.Дыбина с.84.
Предложить сходить с детьми в питьевую
галерею выпить минеральной воды.
Март
Флора и фауна Ставропольского края.
Уточнить представления о животном и растительном
мире родного края, учить детей беречь и охранять
природу.
-беседы о животных и растениях
-д/и «Флора и фауна Ставрополья»
- «Красная книга» (Создание «Красной книги»
животных и растений Ставропольского края)
Привлечь родителей в сборе информации
по созданию «Красной книги» животных
и растений Ставропольского края».
Апрель
Проект «День Земли» организация и презентация
фотовыставок семейных поездок, путешествий, отдыха
по Ставропольскому краю. Ситуативные беседы. «Мое
любимое место в городе».
«В каких интересных местах ты побывал?».
Предложить родителям принять участие в
проекте. Попросить родителей принести
семейные фотографии поездок,
путешествий, отдыха по Ставропольскому
краю.
Май
Ситуативная беседа:
«Что ты знаешь о своем городе и крае».
Совместное (педагоги, дети, родители) изготовление коллажа – «Ставропольский край»
Подведение итогов по проекту.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10 «ИВУШКА»
Информационно–практико-
ориентированный проект:
«Дары Ставрополья»
г.Ессентуки 2017г.