Автор: Трифонова Надежда Викторовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СОШ №10 Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ Наименование материала: учебная программа элективного курса Тема: "Введение в геометрию" Раздел: среднее образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная деятельность обучающихся предполагает решение познавательных, увлекательных и интересных задач, способных
привить интерес к предмету, развить логику мышления, воображения, способность думать и принимать решения в нестандартных
ситуациях. Внеурочная работа создаёт условия для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и
социально-педагогическую направленность. Мною был выбран курс «Введение в геометрию» для учеников 6 класса как
пропедевтика и подготовка детей к основному курсу геометрии 7 класса. И это не случайно, поскольку геометрия помогает детям
приобрести знаний о пространстве, формирует умения описывать объекты окружающего мира, развивает пространственное
воображение, интуицию, логику мышления.
Курс «Введение в геометрию» основан на базе основных документов :
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2.
Примерной программы среднего (полного) общего образования по алгебре, рекомендованной Министерством образования
РФ для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, созданной на основе федерального компонента государственного
образовательного стандарта М. Просвещение 2011, и авторской программе «Математика 5-11 кл.» Г.М. Кузнецова, Н.Г.
Миндюк, от 2010 года, вариативная часть.
3.
Программа составлена на основе материалов книг авторов: Фотин И.В. Введение в геометрию 6 класс-В.: «Учитель»,2010.-
143с ; Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады);
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев,
П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения); Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.
– М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Программа базируется на системно-деятельностном подходе. Он создает основу для самостоятельного успешного усвоения
учащимися новых знаний, компетенций, умений, видов и способов деятельности. Программа формирует такие качества ученика
1
как
креативность
(логика
мышления,
гибкость
ума,
умение
отстоять
свою
позицию),
коммуникативность
(общение
в
неформальной обстановке). Позволяет сформировать у учеников такие способности, как: моделирование (создавать алгоритм,
уметь выделять главное); целеполагание (умение поставить цель и достичь её); рефлексия (умение анализировать, видеть
трудности, ошибки, радоваться своим успехам и удачам своих товарищей); коммуникативность (умение отстаивать свою точку
зрения, принимать мнение других); инициативность (искать несколько путей и способов решения) Данные способности развивают
УУД детей, что является важнейшей задачей современной школы.
Программа обусловлена ее методологической значимостью: знания и умения приобретённые в ходе реализации программы
(развитие интеллекта и пространственного мышления) могут дать толчок для организации исследовательской деятельности в
будущем, воспитывает математическую грамотность школьника.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-
познавательной деятельности. Программа позволит раскрыть и реализовать познавательные способности ученика, развить его
творческие возможности, что даст возможность воспитать успешного гражданина нашего общества и страны в целом.
В ходе реализации программы дети расширят свой кругозор о геометрии как науки, познакомятся с учёными геометрами, в
ходе решения математических задач разовьют логику мышления, познавательный интерес, умение самостоятельно работать,
отстаивать свою точку зрения, ИКТ- компетенции.
Цель программы:
знакомство с геометрией как с наукой; формирование геометрической грамотности, упорства в достижении цели, трудолюбия,
любознательности;
развитие пространственного воображения и логического мышления; приобретение умений ясно и точно
излагать свою точку зрения, проводить доказательство и обосновывать своё решение, развитие навыков самостоятельной и
исследовательской работы.
Задачи программы:
- прививать интерес к геометрии как к науки, расширить знания, необходимые для продолжения обучения в старшей школе,
применения в повседневной жизни; развитие познавательного интереса;
- развивать вариативное и образное мышление; способствовать развитию математического мышления учащихся
- способствовать формированию геометрической интуиции, усвоить геометрическую терминологию и символику;
- формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, устный счёт).
- сформировать навыки самостоятельной работы, работы малых группах; сформировать навыки работы со справочной
литературой, компьютером;
2
- сформировать навыки исследовательской работы;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014- 2015 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы
2014-2015 (1 год)
Год обучения
первый
Возраст обучающихся
11-12 лет, 6 класс
Учёт возрастных особенностей
необходимо на занятиях проводить физкультминутки, математические
игры, создавать игровые ситуации.
Количество часов в неделю
1 час в неделю, продолжительностью 40 минут
Общее количество в год
35 недель, 35 часов.
При подготовке к занятиям использовать энциклопедии, справочники, интернет, СМИ и т. д. Также можно привлекать родителей,
в профессии которых требуются знания геометрии, увлеченных учащихся старших классов, историко-математического материала
(с целью знакомства с прошлым и настоящим науки), решение жизненных задач, связанных с потребностями практической
деятельности человека.
Планируемые результаты освоения программы
Курс «Введение в геометрию» даёт условия для развития личности учащегося, активизирует познавательную деятельность.
Планируемые
результаты
освоения
программы
включают
следующие
направления:
формирование
универсальных
учебных
действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), опыт проектной деятельности , навыки работы с
информацией
,
учебную
и
общепользовательскую
ИКТ-компетентность
учащихся,
положительное
отношение
к
урокам
математики, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных
ситуаций, формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни, развитие пространственных представлений
и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений, усвоение элементарных знаний о плоских
фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения
простейших геометрических и практических задач. Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии,
использующие методы активного обучения.
Формы контроля
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет обучающимся возможность самим
проверить, как ими усвоен изучаемый материал. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы,
3
которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса. Формой итогового контроля после изучения каждого раздела может
стать проверочная работа в виде практической работы, собеседования, реферата, проекта, тестовой работы. Лучшие
исследовательские работы предоставляем на школьный «День науки». По количеству решенных задач выстраивается рейтинговая
таблица. Участие в различных математических соревнованиях повышает самоконтроль учащихся, усиливает познавательную
деятельность.
Учебно-тематический план на 2014- 2015 учебный год
№
тема
Количество часов
Теоретическая часть
Практическая часть
Всего часов
1
Геометрические фигуры
2
7
9
2
Головоломки
4
10
14
3
Симметрия
2
5
7
4
Координатная плоскость
1
2
3
5
Заключение
-
2
2
итого
9часов
26часов
35 часов
Программа кружка по геометрии поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады,
международной игры «Кенгуру», «Зимних интеллектуальных игр» и других предметных олимпиад.
ситуациями.
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
Дат
а по
пла
ну
Дат
а
фак
тич
еск
и
Освоение предметных
знаний
(формирование
базовых понятий,
умений, навыков)
Формирование универсальных
учебных действий
Образовательн
ый продукт
Формы контроля
/
Тип занятия
(педагог.
технологии)/
1.
1.
Вводное занятие.
История
возникновения
геометрии
Знать: Правила техники
безопасности на занятиях,
историю возникновения и
развития геометрии,
правила составления
ребусов.
Уметь:
Решать задачи.
Точно и грамотно выражать
свои мысли в устной и
письменной речи, применяя
математическую
терминологию и символику
Познавательные :
-структурирование знаний;
-рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результата
товарищеской деятельности;
Регулятивные :
-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей
Коммуникативные :
-умение с достаточной полнотой и
точностью ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Личностные:
смыслообразование, то есть установление
учащимся связи между целью учебной
деятельности и ее результатом
-
готовность и способность учащихся к
саморазвитию
-овладение геометрическим языком,
развитие умения использовать его для
описания предметов окружающего мира
Просмотр
презентации; разбор
математических
ребусов;
составление
математических
ребусов.
Пр. работа «Собери
звезду»
Проблемные задания;
проверка составленных
ребусов.
/ занятие- спектакль
(обучение в
сотрудничестве, игры) /
2.
2.
Геометрические
фигуры на
плоскости
Биографическая
миниатюра.
Пифагор
(ок.570г.-ок.500г.
до н.э.)
Знать: биографию
Пифагора. Простейшие
геометрические фигуры:
точка прямая отрезок луч,
плоскость.
Уметь:
Строить геометрические
фигуры с помощью
приборов на нелинованной
бумаге, выполнять чертежи
от руки
Просмотр
презентации;
сообщения по теме
Тест
/Занятие – викторина
(технологии
критического
мышления «Карусел
ь», «Галерея»)/
3.
3.
Геометрические
фигуры на
плоскости
Биографическая
миниатюра.
Архимед (287-
Знать: биографию
Архимеда. Виды углов,
понятие биссектрисы угла,
вертикальные и смежные
углы
Уметь:
Познавательные :
-выдвигать
гипотезы,
осуществлять
их
проверку,
-пользоваться
библиотечными
каталогами,
с п е ц и а л ь н ы м и
с п р а в о ч н и к а м и ,
универсальными
энциклопедиями
для
Исследовать
числовые
закономерности.
Просмотр
презентации;
составление задач
Проблемные задания,
упражнения.
Зачёт по задачам.
Проверка составленных
задач.
/Урок сообщения новых
5
212гг.до н.э.)
Обозначать углы, измерять
и изображать угол заданной
величины,
классифицировать.
поиска учебной информации об объектах.
Регулятивные :
- контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
Коммуникативные :
- научатся планировать и координировать
совместную деятельность (согласование и
координация деятельности с другими ее
участниками;
- объективное оценивание своего вклада в
решение общих задач группы;
- учет способностей различного ролевого
поведения – лидер, подчиненный).
Личностные:
умение оценивать жизненные ситуации
(поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей
-развитие пространственных представлений
и изобразительных умений, приобретение
навыков геометрических построений
на разрезание
фигур;
знаний
(технологии
критического
мышления «Корзина»
идеи, понятия, имена)/
4.
4.
Многоугольники
.
Оригами.
Знать: виды
многоугольников
:четырёхугольник,
прямоугольник, квадрат,
треугольник и его виды.
Уметь:
Строить многоугольники;
изготавливать по описанию
фигуры оригами
Математический
конструктор
Зачёт по задачам;
Обсуждение работы над
проектом.
Накопительная система
оценивания (портфолио)
/ Урок систематизации
изученного материала
( ИКТ, обучение в
сотрудничестве,
технология критического
мышления, «Кубик»)/
5.
5.
Пространственн
ые
геометрические
фигуры
Логические
задачи
(табличный
метод).
Знать: виды
многогранников:
прямоугольный
параллелепипед, пирамида,
шар, цилиндр, конус. Знать
табличный способ решения
логических задач
Уметь: изготавливать
модели простейших
многогранников.
Решать логические задачи,
состоящих из двух множеств
табличным способом.
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
- верно использовать в речи термины
Регулятивные :
-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей
Познавательные:
-выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных
условий
- находить в тексте требуемую информацию
Личностные:
готовность
и
способность
учащихся
к
саморазвитию; мотивация деятельности
-развитие пространственных представлений
и изобразительных умений, приобретение
навыков геометрических построений
Просмотр
презентации;
Обсуждение
решения задач
табличным
методом.
творческая
мастерская по
изготовлению
многогранников
Просмотр изготовленных
моделей простейших
многогранников.
/ Урок сообщения новых
знаний
( ИКТ, технология
критического
мышления, составление
кластера)/
6.
6.
Геометрические
величины.
Игры, поиск
выигрышной
стратегии.
Знать: единицы измерения
длины, площади, объёма
понятие математической
игры, понятие позиции,
выигрышной стратегии.
- Уметь: применять
выигрышную стратегию
Работа в группах, в
парах.
Поиск выигрышной
стратегии
викторина для учащихся
/ Урок систематизации
изученного материала
( ИКТ, обучение в
сотрудничестве,
технология критического
мышления, «Кубик»)/
6
7.
7.
Разрезание и
складывание
плоских фигур.
Пентамино.
Знать: методы решения
задач на разрезания, знать
понятие «Пентамино»
- Уметь: решать задачи на
разрезание, развивать
логическое мышление
Познавательные:
-осуществлять анализ объектов с
выделением существенных признаков
Регулятивные :
-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
Личностные:
умение самостоятельно определять и
высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей)
-усвоение элементарных знаний о плоских
фигурах и их свойствах, а также развитие
умения на наглядном уровне применять
систематические знания о них для решения
простейших геометрических и практических
задач
Решение задач.
Практическая
работа.
Работа в группах, в
парах.
Проверка решенных
задач
Накопительная система
оценивания портфолио)
/ занятия
самостоятельного поиска
знаний
(ИКТ, технология
проблемного обучения)
8.
8.
Разрезание и
складывание
плоских фигур.
Пентамино.
Знать: методы решения
задач на разрезания, знать
понятие «Пентамино»
- Уметь: решать задачи на
разрезание, развивать
логическое мышление
Просмотр
презентации;
обсуждение
решения задач
методом оценки.
Защита
творческих
заданий, проектов.
Накопительная система
оценивания (портфолио)
/Урок закрепления
знаний
(ИКТ, обучение в
сотрудничестве)/
9.
9.
Точки и
ломанные.
Уникурсальные
кривые
(фигуры).
Знать: взаимное
расположение точек на
прямой, уникурсальные
кривые
- Уметь: решать задачи с
использованием чертежа,
чертить, не отрывая
карандаша от бумаги.
Познавательные :
-структурирование знаний;
-рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результата
товарищеской деятельности;
Регулятивные :
-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей
Коммуникативные :
-умение с достаточной полнотой и
точностью ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, выражать
свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Личностные:
- с а м о о ц е н ка
н а
о с н о в е
к р и т е р и е в
успешности этой деятельности;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях,
умения не создавать конфликты и находить
выходы
и з
с п о р н ы х
с и т у а ц и й ;
доброжелательность и отзывчивость
викторины для учащихся
/ Урок сообщения новых
знаний
(игровые технологии,
групповые формы
работы )/
10.
10.
Сложи квадрат.
Геометрия
Гулливера.
Танаграм.
Знать: каким образом
нужно провести прямые для
решения задач, историю
возникновения танаграм
- Уметь: путём проб
отыскивать верное
решение, собирать фигуры
танаграм
Решение задач,
практическая работа
Выполненных проектов,
творческих работ
/ Занятие – фантазия.
Игровые технологии.
Работа в парах/
7
11.
Упражнения со
спичками.
Биографическая
миниатюра.
П.Ферма (1601-
1665.)
Знать: биографию и вклад
П.Ферма в геометрию,
приёмы и правила решения
задач со спичками.
Уметь: решать задачи со
спичками, практическим
путём уметь предвидеть как
перекладывая спички
добиться нужного
результата.
Познавательные :
-формирование умения обобщать (от
частичного к целому), составлять алгоритм
математических действий
Регулятивные :
-планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей
-учитывать установленные правила в плане
решения и контроля способа решения ;
работа по алгоритму
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
Личностные:
умение оценивать жизненные ситуации
(поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей
Разгадывание
математического
фокуса, составление
математических
фокусов.
Зачёт по задачам;
конкурс на лучший
математический фокус.
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии
12.
Отрезок.
Графики.
Лабиринты
(метод проб и
ошибок,
зачёркивание
тупиков, правило
одной руки)
Знать: методы выходов из
лабиринтов: метод проб и
ошибок, зачёркивание
тупиков, правило одной
руки
- Уметь: решать задачи на
нахождение чисел по их
сумме, используя отрезки
Решение задач.
Самостоятельная работа.
/ Урок систематизации
изученного материала /
ИКТ, метод проектов,
обучение в
сотрудничестве,
групповые формы /
13.
Задачи с
возможными
жизненными
ситуациями.
Биографическая
миниатюра. И.
Ньютон (1643-
1723)
Знать: биографию и вклад .
И. Ньютон в геометрию ,
геометрические фигуры и
нестандартные способы
нахождения их площадей и
объёмов
Уметь:
Находить способы решения
задач с возможными
жизненными ситуациями
Познавательные :
-осуществлять синтез как составления
целого из частей
-обобщать
-моделирование;
-синтез – составление целого из частей
Регулятивные :
--выдвигать
гипотезы,
осуществлять
их
проверку,
-пользоваться библиотечными каталогами,
специальными справочниками,
универсальными энциклопедиями для
поиска учебной информации об объектах
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
Личностные: -
смыслообразование, то есть установление
учащимся связи между целью учебной
деятельности и ее результатом
-усвоение элементарных знаний о плоских
фигурах и их свойствах, а также развитие
умения на наглядном уровне применять
систематические знания о них для решения
простейших геометрических и практических
задач
Просмотр
презентации.
Обсуждение
решения задач
обратным ходом
Проектно-
исследовательская
деятельность
Обсуждение работы над
проектом.
14.
Площади
комбинированны
х фигур.
Происхождение
математических
знаков.
Знать:
нахождение площади
прямоугольника, квадрата,
знать историю
происхождения
математических знаков
Уметь:
находить площади фигур с
опорой на знание площади
прямоугольника
Решение задач.
Лист с вопросами по
саморефлексии
деятельности
/Комбинированное
занятие/
15.
Равные фигуры.
Деление
треугольника на
равные части.
Биографическая
миниатюра. Л.Ф.
Знать: понятие «равные
фигуры», биографию и
вклад Л.Ф. Магницкого в
математику
Уметь:
Решать задачи на
Рисование на
клетчатой бумаге.
Викторина для учащихся
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии /
8
Магницкий
(1669-1739)
.
построение равных фигур,
применяя элементы
исследования.
16.
Комбинированн
ые фигуры.
Вычисление
площади
комбинированно
й фигуры. Из
истории
интересных
чисел. Число П
Знать:
Способы для нахождения
площади комбинированных
фигур, познакомиться с
трапецией и
параллелограммом, историю
происхождения и значение
числа П
Уметь:
Решать задачи на
вычисление площади фигур.
Выполненных проектов,
творческих работ
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии /
17.
Конструировани
е фигур из
прямоугольных
параллелепипедо
в. Вычисление
объёмов этих
фигур.
Биографическая
миниатюра.
П.Л.Чебышев
(1821-1894)
Знать: формулы
вычисления объёмов тел и
площадей их поверхностей,
способ нахождения объёмов
твёрдых тел без применения
формул. Биографию и вклад
П.Л.Чебышева в
математику
- Уметь: находить объёмы и
площади поверхности
фигур, находить объёмы и
площади поверхности
используя развёртки
прямоугольного
параллелепипеда.
Сообщение уч-ся),
презентация
Защита
творческих
заданий, проектов.
18.
Мозаики.
Головоломки
Сома.
Знать: понятие «мозаика»
- Уметь: выполнять
мозаичные рисунки
Решение задач.
Практическая
работа.
практические и
творческие работы
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии
19.
Полимино
Знать: понятие
«полимино» и их типы;
познакомиться с гексамино
- Уметь: играть в игры
связанные с полимино
Решение задач.
Практическая
работа.
практические и
творческие работы
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии
9
20.
Иллюзии зрения
Знать: понятие
«геометрического зрения»
- Уметь: развивать
«геометрическое зрение»
Познавательные:
-моделирование; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий
Регулятивные:
-оценка; выделение и осознание учащимися
того, что уже усвоено и того, что еще нужно
усвоить;
-осознание качества и уровня усвоения;
кор рекция
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
Личностные:
-самооценка
на
основе
критериев успешности этой деятельности;
-навыки сотрудничества в разных ситуациях,
умения не создавать конфликты и находить
выходы
из спорных ситуаций;
-этические чувства, прежде всего
доброжелательность и эмоционально-
нравственная отзывчивость
Решение
занимательных
геометрических
задач. Обсуждение
работы над
проектом.
Проектно-
исследовательская
деятельность
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии /
21.
Задачи
комбинаторной
геометрии.
Покрытия и
разрезания.
Знать: как вычисляются
объёмы тел, состоящие из
прямоугольных
параллелепипедов; иметь
представление о
комбинаторной геометрии
- Уметь: решать задачи на
комбинаторную геометрию
Презентация.
Практическая
работа.
Выполненных проектов,
творческих работ
Накопительная система
оценивания (портфолио)
22.
Введение в
топологию. Лист
Мёбиуса
Знать: понятие
«топологии», иметь
представление о листе
Мёбиуса
- Уметь: решать
топологические задачи
Изготовление листа
Мёбиуса
Лист с вопросами по
саморефлексии
деятельности
23.
Зашифрованная
переписка.
Принцип
Дирихле
Знать: вид шифровки
способом решётки ;
познакомиться с принципом
Дирихле
Уметь:
применять принцип
Дирихле при решении
задач.
Личностные:
-развивать логическое мышление
Познавательные :
-действие самоконтроля и самооценки
процесса и результата деятельности;
-моделирование
Регулятивные :
-контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным
эталоном коррекции
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
Просмотр
презентации;
обсуждение
решения задач на
применение
принципа Дирихле.
Зачёт по задачам.
Обсуждение работы над
проектом.
24.
Осевая
симметрия.
Знать:
понятие равенство
фигур. Определение фигур,
обладающих осью
симметрии
Уметь: строить
симметричные фигуры
относительно оси;
использование осевой
симметрии в жизни
человека
Личностные:
-развитие
умений
находить
в
различных
источниках информацию, необходимую для
решения
математических
проблем,
и
представлять ее в понятной форме;
-формирование умения видеть
геометрическую задачу в окружающей
жизни
Познавательные :
-действие самоконтроля и самооценки
Сообщение уч-ся
(применение
симметрии)
Проблемные
задания,
зачёт по задачам
Конкурс на лучшее
изображение осевой
симметрии.
Накопительная система
оценивания (портфолио)
10
процесса и результата деятельности;
-моделирование
Регулятивные :
-контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их
выполнение.
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль
25.
Центральная
симметрия.
Знать:
определение фигур,
обладающих центром
симметрии; представление
о центре симметрии
прямоугольника
Уметь:
строить центрально-
симметричные фигуры;
использовать центральную
симметрию в жизни
человека.
Карточки- задания
на изображения
фигур. Решение
задач
.
конкурс на лучшее
изображение
центральной симметрии
Накопительная система
оценивания (портфолио)
26.
Симметрия
вокруг нас
(парковое
занятие).
Знать:
применение центральной и
осевой симметрии в жизни.
Уметь:
Распознавать центральную
и осевую симметрию в
архитектуре и природе
Познавательные :
-выбор наиболее эффективного способа
решения задач в зависимости от конкретных
условий
Регулятивные :
-самостоятельно оценивать правильность
действий и вносить необходимые
коррективы в исполнение действий
Коммуникативные:
-управлять поведением партнера – контроль,
коррекция, оценка его действий
Личностные:
-развитие
умений
находить
в
различных
источниках информацию, необходимую для
решения
математических
проблем,
и
представлять ее в понятной форме;
-формирование умения видеть
геометрическую задачу в окружающей
жизни
Симметрия в
природе.
Практическая
работа.
Проектно-
исследовательская
деятельность
Защита
творческих
заданий, проектов.
/Занятие- практикум/
27.
Орнаменты и
бордюры
Знать: Понятие
«орнамент», «бордюр»
Уметь: Выполнять
орнаменты, бордюры
Сообщение
уч-ся
(орнаменты),
презентация.
О р н а м е н т
в
народном
художественном
ремесле.
Орнаменты и узоры.
Практическое
применении геометрии
(изображение орнамента)
Накопительная система
оценивания (портфолио)
28.
Орнаменты и
бордюры
Знать: общее
представление о
центральной, осевой
симметрии, параллельном
переносе; новые способы
построения орнамента
Уметь: уметь строить
орнамент
Изобразить
орнамент
народов
севера
Конкурс орнаментов
народов севера
Накопительная система
оценивания (портфолио)
/Занятие- практикум/
29.
Секреты
квадрата и куба
Знать: понятие развёртки;
метод трёх проекций для
изображения для
изображения объёмных тел
Уметь: представлять с
помощью развёрток , куда
раскраску граней и
наоборот; раскрашивать
развёртку согласно
Просмотр
презентации;
Обсуждение
решения задач на
раскрашивания
развёрток.
Решение задач.
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии /
11
условиям
30.
Мозаики Эшера.
Задачи на «смеси
и сплавы».
Знать:
Решение задач на «смеси и
сплавы», состав числа,
переход от переменных,
обозначающих разряд числа
к самому числу
Уметь:
показать решение таких
задач с помощью таблицы.
Зачёт по задачам;
Обсуждение работы
над проектом.
Обучающая
самостоятельная работа,
тесты
/ Комбинированное
занятие
Игровые технологии /
31.
Координатная
плоскость
Знать: название осей
координат, их взаимное
расположение,
координатные четверти
Уметь: строить точки по
заданным координатам
Познавательные :
-построение логической цепи рассуждений
Регулятивные :
-целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся и того, что еще
неизвестно
Личностные:
- умение самостоятельно определять и
высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей)
-формирование умения изображать
геометрические фигуры на бумаге
Коммуникативные:
--формирование умения видеть
геометрическую задачу в окружающей
жизни
Карточки – задания.
Построение фигур
по точкам.
Накопительная система
оценивания (портфолио)
/Урок сообщения новых
знаний
( ИКТ, технология
проблемного обучения)
32.
Координатная
плоскость.
Знать: название осей
координат, их взаимное
расположение,
координатные четверти
Уметь: находить точки по
заданным координатам
Презентация
Самостоятельное
фантазирование
фигур на плоскости
игра «Расшифруй»
Конкурс фигур на
плоскости.
/Урок систематизации
изученного материала
(ИКТ, метод проектов,
групповые формы
работы)/
33.
Координатная
плоскость.
Знать: название осей
координат, их взаимное
расположение,
координатные четверти
Уметь: работать на
компьютере, правильно
наносить координаты на
координатную плоскость
Построение фигур
на координатной
плоскости с
помощью
компьютера.
Проектно-
исследовательская
деятельность
Выполненных проектов,
творческих работ
Накопительная система
оценивания портфолио)
/Комбинированный урок
Возможно применение
всех технологий /
34.
Геометрия
вокруг нас.
Познавательные :
-построение логической цепи рассуждений;
-поиск и выделение необходимой
информации;
-выбор наиболее эффективных способов
решения задач в зависимости от конкретных
условий;
Регулятивные :
-целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже
В ы п у с к
г а з е т ы .
Проектно-
исследовательская
деятельность.
Защита
творческих
заданий, проектов.
»
Проект «Ох, уж эта
геометрия
И т о г о в ы й
з а ч ё т
п о
з а д а ч а м ;
З а щ и т а
т в о р ч е с к и х
заданий, проектов.
/ Урок систематизации
изученного материала
( ИКТ, метод проектов,
обучение в
сотрудничестве)/
12
известно и усвоено учащимся и того, что еще
неизвестно
Личностные:
- умение самостоятельно определять и
высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей)
Коммуникативные:
-управлять поведением партнера – контроль,
коррекция, оценка его действий
35.
Игра
«Геометрически
й
л а б и р и н т » .
Заключительный
урок.
Знать: знать правила игры
Уметь: показать
накопленные знания и
умения, проявить себя
Игра-конкурс
Конкурс знаний, умений
и творчества
Портфолио
(обучение в
сотрудничестве,
групповые формы
работы ,технологии
критического мышления)
М е т о д и ч е с к и е
п о с о б и я:
1.Фотин И.В. Введение в геометрию 6 класс-В.: «Учитель»,2010.-143с.
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев,
П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для
учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Литература для учителя:
1.
Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский [и
др.] ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
2.
Григорьев,
Д.
В. Внеурочная деятельность школьников. Методический
конструктор : пособие для учителя / Д. В.
Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
3.
Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие
для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011
4.
Панчищина, В. А. О концепции и содержании экспериментальной программы «Геометрия для младших школьников» :
вводный курс геометрии / В. А. Панчищина. – Томск : Томский государственный университет, 1998.
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и
науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
6.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для
учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
Литература для учащихся:
1.
Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер ; сокр. пер. с англ. В.
С. Бермана ; под ред. Г. Е. Шилова. – М. : Наука, 1978.
13
2.
Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В.
Шевкин. – М. : Просвещение, 2006
3.
Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5–6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н.
Ерганжиева. – М. : Дрофа, 2010
4.
Рабинович,
Е.
М.
Геометрия.
7–9
классы.
Задачи
и
упражнения
на
готовых
чертежах
:
пособие
для
учащихся
общеобразоват. учреждений / Е. М. Рабинович. – М. : Илекса, 2010
5.
Едуш, О. Ю. Геометрия. 7 класс. Подсказки на каждый день / О. Ю. Едуш. – М. : Владос, 2001.
1.
Оборудование.
1. Набор геометрических фигур; 2. Компьютер, мультимедийный проетор, магнитофон; 3. Таблицы по геометрии для 7 класса;
4.Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию; 5.Подборка ЦОР; 6. Плакаты с игровыми
ситуациями.
14