Автор: Фурсенко Анна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "БСШ №5"
Населённый пункт: п.Брянка, Северо - Енисейский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Стратегия развития воспитания образовательного учреждения до 2025 года
Раздел: среднее образование
Стратегия развития воспитания
в МБОУ «Брянковская средняя школа №5» на период до 2025 года.
I.
Общие положения
Стратегия развития воспитания МБОУ «Брянковская средняя школа №5» разработана на основе
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
от 29 мая 2015 г. N 996-р.
Приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих
знаниями
и
умениями,
которые
отвечают
требованиям
XXI
века,
разделяющих
традиционные
нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом
решения этой задачи является воспитание детей.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации
В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого,
ответственного
человека,
в
котором
сочетается
любовь
к
большой
и
малой
родине,
общенациональная
и
этническая
идентичность,
уважение
к
культуре,
традициям
людей,
которые
живут рядом».
Стратегия
развития
воспитания
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года
(далее
-
Стратегия)
призвана
определить
комплекс
действий,
адекватных
динамике
социальных,
экономических
и
политических
изменений
в
жизни
страны,
учитывающих
особенности
и
потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский
мир
и
согласие,
исходя
из
общепризнанных
принципов
равноправия
и
самоопределения
народов,
уважения
к
памяти
предков,
передавших
любовь
и
уважение
к
Отечеству,
веру
в
добро
и
справедливость новым поколениям.
Стратегия,
опираясь
на
Конституцию
Российской
Федерации,
учитывает
нормы
Конвенции
ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.
Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных
законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря
2012
года
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
а
также
постановлений
Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как
неотъемлемой
части
образования,
взаимосвязанной
с
обучением,
но
осуществляемой
и
как
самостоятельная
деятельность,
направленная
на
развитие
личности,
создание
условий
для
самоопределения
и
социализации
детей
на
основе
социокультурных,
духовно нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
Воспитанию
уделяется
большое
внимание
в
принятых
«Концепции
государственной
семейной
политики
в
Российской
Федерации
на
период
до
2025
года»
и
«Концепции
развития
дополнительного образования детей».
Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития
личности
детей
национальному
воспитательному
идеалу,
признание
и
поддержку
определяющей
роли семьи в воспитании детей.
В
условиях
цивилизационных
вызовов
Стратегия
направлена
на
усиление
единения
российского
общества,
переосмысление
таких
ценностей,
как
гражданская
идентичность,
патриотизм, ответственная жизненная позиция.
Стратегия
призвана
консолидировать
усилия
государства
и
общества,
направленные
на
решение
задач
формирования
российской
идентичности
подрастающего
поколения.
Стратегия
утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение
связей
ребёнка
с
миром,
с
людьми,
формирующей
активную
позицию
личности.
Стратегия
закладывает
основы
системы
противодействия
националистическим,
экстремистским
вызовам
и
рискам современного детства.
Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов
воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных
традиций,
современного
опыта,
достижений
научных
школ,
предусматривающих
культурно-
исторический
системно-деятельностный
подход
к
социальной
ситуации
развития
личностного
1
потенциала детей и подростков.
Реализация
Стратегии
предполагает
качественные
изменения
в
отечественной
системе
воспитания,
направленные
на
эффективное
обеспечение
таких
личностных
результатов
развития
детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному
личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки,
обеспечивающие
социальное
и
гражданское
становление
личности,
успешную
самореализацию
в
жизни, обществе и профессии.
II.
Цель, задачи и основа Стратегии.
Цель Стратегии:
Определить
приоритеты
государственной
политики
в
области
воспитания
детей,
основные
направления
развития
воспитания,
механизмы
и
ожидаемые
результаты
реализации
Стратегии,
обеспечивающие
становление
российской
гражданской
идентичности,
укрепление
нравственных
основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и
традиций
многонационального
народа
Российской
Федерации,
межкультурное
взаимопонимание
и
уважение.
Задачи Стратегии:
создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по
воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;
обеспечить
поддержку
семейного
воспитания
на
основе
содействия
ответственному
отношению
родителей
к
воспитанию
детей,
повышению
их
социальной,
коммуникативной
и
педагогической
компетентности;
повысить
эффективность
воспитательной
деятельности
в
системе
образования
субъектов
Российской Федерации;
сформировать
социокультурную
инфраструктуру,
содействующую
успешной
социализации
детей
и
интегрирующую
воспитательные
возможности
образовательных,
культурных,
спортивных,
научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;
обеспечить
равный
доступ
к
инфраструктуре
воспитания
детей,
требующих
особой
заботы
общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритеты в области воспитания:
воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и
общечеловеческим
достижениям;
поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и
защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение
соответствия
воспитания
в
системе
образования
традиционным
российским
культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
обеспечение
условий
для
физического,
психического,
социального,
духовно -нравственного
развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся
без
попечения
родителей;
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей
-
жертв
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных
бедствий;
детей
из
семей
беженцев
и
вынужденных
переселенцев;
детей,
оказавшихся
в
экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных
колониях и др.) формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
воспитание языковой культуры детей;
развитие
сотрудничества
субъектов
системы
воспитания
(семьи,
общества,
государства,
образовательных,
научных,
традиционных
религиозных
и
иных
общественных
организаций,
организаций
культуры
и
спорта,
СМИ,
бизнес-сообществ)
в
совершенствовании
содержания
и
условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.
III.
Основные направления развития воспитания
1.
Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания:
содействие
укреплению
семьи
и
защита
приоритетного
права
родителей
на
воспитание
и
обучение детей перед всеми иными лицами;
повышение
социального
статуса
и
общественного
престижа
отцовства,
материнства,
многодетности;
2
сохранение,
укрепление
и
развитие
культуры
семейного
воспитания
детей
на
основе
традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий
России;
популяризация
лучшего
педагогического
опыта
воспитания
детей
в
семьях,
в
том
числе
многодетных и приемных;
содействие
укреплению
связей
между
поколениями,
родственных
связей,
возрождению
традиционной значимости больших многопоколенных семей;
создание
условий
для
расширения
участия
семьи
в
воспитательной
деятельности
образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;
содействие
повышению
педагогической
культуры
родителей
с
участием
образовательных
и
общественных организаций;
расширение
инфраструктуры
семейного
отдыха,
семейного
образовательного
туризма
в
каникулярное время;
создание
семейных
и
родительских
объединений,
содействующих
укреплению
семьи,
сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной
жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;
создание
условий
для
просвещения
и
консультирования
родителей
по
правовым,
экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.
Развитие воспитания в системе образования:
обновление
содержания
воспитания,
внедрение
форм
и
методов,
основанных
на
лучшем
педагогическом
опыте
в
сфере
воспитания
и
способствующих
эффективной
реализации
воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
содействие
разработке
и
реализации
образовательных
программ,
включению
в
образовательные
программы
элементов,
направленных
на
повышение
уважения
детей
к
семье
и
родителям,
старшим
поколениям,
подготовку
личности
к
браку
и
семейной
жизни
на
основе
традиционных семейных и нравственных ценностей;
полноценное
использование
воспитательного
потенциала
основных
и
дополнительных
образовательных программ;
расширение
вариативности
воспитательных
систем
и
технологий,
нацеленных
на
формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей,
интересов и способностей;
совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-
полезную,
художественную,
физкультурно-спортивную,
игровую
деятельности
на
основе
использования потенциала системы дополнительного образования;
развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;
создание
условий
для
повышения
у
детей
уровня
владения
русским
и
родным
языками
и
иными коммуникативными компетенциями;
создание
условий
для
психолого-педагогической
поддержки
воспитания
в
системе
каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:
создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино,
телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных
ценностей в информационном пространстве;
применение
разнообразных
средств
защиты
детей
от
информации,
причиняющей
вред
их
здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:
улучшение
условий
для
эффективного
взаимодействия
детских
и
иных
общественных
объединений
с
образовательными
организациями
общего,
профессионального
и
дополнительного
образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;
поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной
деятельности в образовательных организациях;
широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных,
3
творческих,
культурных,
краеведческих,
благотворительных
организациях
и
объединениях,
волонтерском движении;
расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.
2.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на
основе отечественных традиций.
Гражданское и патриотическое воспитание:
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека;
Задачи:
-
формировать
у
детей
целостность
мировоззрения,
российской
идентичности,
уважения
к
своей
семье,
обществу,
государству,
принятым
в
семье
и
обществе
духовно-нравственным
и
социокультурным
ценностям,
к
национальному
культурному
и
историческому
наследию
и
стремления к его сохранению и развитию;
-
создать
условия
для
воспитания
у
детей
активной
гражданской
позиции,
гражданской
ответственности,
основанной
на
традиционных
культурных,
духовных
и
нравственных
ценностях
российского
общества,
для
увеличения
знаний
и
повышения
способности
ответственно
реализовывать свои конституционные права и обязанности;
- развивать правовую и политическую культуру детей, расширять конструктивное участие в
принятии
решений,
затрагивающих
их
права
и
интересы,
в
том
числе
в
различных
формах
самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
- развивать работу патриотического клуба, создать школьный музей;
разработка
и
реализация
вариативных
программ
воспитания,
способствующих
правовой,
социальной, культурной адаптации детей мигрантов;
-
способствовать формированию у обучающихся навыков антикоррупционного
поведения,
нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни.
-
формировать
мотивы,
нравственные
и
смысловые
установки
личности,
позволяющие
противостоять
экстремизму,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным
признакам,
межэтнической
и
межконфессиональной
нетерпимости,
другим
негативным социальным явлениям.
Духовно-нравственное
развитие:
Цель:
воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к
проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.
Задачи
- воспитывать у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к
отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;
-
развивать
в
детской
среде
ответственность
и
выбор,
принципы
коллективизма
и
солидарности,
духа
милосердия
и
сострадания,
привычки
заботиться
о
детях
и
взрослых,
испытывающих жизненные трудности;
-
формировать
деятельность
позитивного
отношения
к
людям
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детям-инвалидам,
преодоление
психологических
барьеров,
существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;
- расширять сотрудничество между государством, обществом, традиционными религиозными
общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного
воспитания детей.
Приобщение детей к культурному наследию:
Цель: формирование культурных традиций, нравственных и семейных ценностей.
Задачи:
- увеличить доступность детской литературы для семей, приобщать детей к классическим и
современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создать условия для проведения культурных мероприятий, направленных на популяризацию
традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- совершенствовать деятельность библиотеки;
- создать условия для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного
творчества.
4
Физическое развитие и культура здоровья:
Цель:
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и
потребности в здоровом образе жизни;
Задачи:
- создать равные условия для занятий физической культурой и спортом, для развивающего
отдыха
и
оздоровления
детей,
включая
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
детей,
находящихся
в
трудной
жизненной
ситуации,
в
том
числе
на
основе
развития
спортивной
инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- прививать культуру безопасной жизнедеятельности, профилактики вредных привычек;
- формировать в детской среде мотивацию к активному и здоровому образу жизни, занятиям
спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;
-
распространять
позитивные
модели
участия
в
массовых
общественно-спортивных
мероприятиях.
Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:
Цель:
формирование ответственного отношения к разным видам трудовой деятельности;
содействие
профессиональному
самоопределению.
Задачи:
- воспитывать у детей уважение к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;
-
формировать
у
детей
умения
и
навыки
самообслуживания,
выполнения
домашних
обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к
разным видам социально-значимой деятельности;
-
развивать
умения
работать
совместно
с
другими,
действовать
самостоятельно,
активно
и
ответственно,
мобилизуя
необходимые
ресурсы,
правильно
оценивая
смысл
и
последствия
своих
действий;
-
содействовать
профессиональному
самоопределению,
приобщение
детей
к
социально-
значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
Экологическое воспитание:
Цель: формирование и развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле.
Задачи воспитания:
- формировать у детей экологическую картину мира, развивать у них стремления беречь и
охранять природу;
-
воспитывать
чувство
ответственности
за
состояние
природных
ресурсов
и
разумное
взаимодействие с ними.
IV.
Механизмы реализации Стратегии
Правовые:
развитие
и
совершенствование
школьной
нормативной
правовой
базы
в
сфере
воспитания
детей в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области воспитания;
Организационно-управленческие:
разработка и реализация комплексных планов мер по реализации Стратегии на трёхлетние
периоды;
совершенствование
в
образовательном
учреждении
условий
для
обеспечения
эффективной
воспитательной деятельности на основе современных механизмов управления;
эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;
сетевое
взаимодействие
общеобразовательных
организаций,
организаций
дополнительного
образования детей и иных организаций в сфере воспитания;
укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;
системное
изучение
и
распространение
лучшего
педагогического
опыта
работы
в
области
воспитания;
создание
системы
показателей,
критериев
и
индикаторов,
определяющих
эффективность
воспитания в системе образования;
организация мониторинга эффективности реализации Стратегии развития.
Кадровые:
дальнейшее
повышение
престижа
профессий
педагога,
воспитателя;
создание
атмосферы
уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
5
развитие кадрового потенциала, в части воспитательной компетентности педагога.
содействие развитию педагогических компетенций у родителей;
повышение
квалификации
и
переподготовки
специалистов
в
сфере
воспитания
с
целью
обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества;
Научно-методические:
разработка методического обеспечения реализации Стратегии;
Финансово-экономические:
создание
в
образовательном
учреждении
необходимых
ресурсов
для
развития
эффективной
деятельности воспитания;
создание
и
продуктивное
использование
гибкой
системы
стимулирования
субъектов
воспитательного процесса.
Информационные:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных
информационно-методических
ресурсов
для
обеспечения
взаимодействия
всех
субъектов
системы
воспитания;
развитие
сетевого
взаимодействия
образовательных
организаций
в
интересах
ребенка,
дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
организация
информационной
поддержки
Стратегии
воспитания
с
привлечением
значимых
СМИ; усиление воспитательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях.
V.
Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии развития воспитания в МБОУ «БСШ №5» должна обеспечить:
значимость воспитания в общественном сознании;
укрепление
российской
гражданской
идентичности,
традиционных
общенациональных
ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;
повышение
общественного
престижа
семьи,
отцовства
и
материнства,
сохранение
и
возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;
развитие системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее
институтов,
современной
развитой
инфраструктуре,
правовом
регулировании,
эффективных
механизмах
управления,
конкурсного
отбора
и
использования
лучшего
педагогического
опыта
воспитательной
деятельности;
доступность
для
всех
категорий
детей
качественного
воспитания,
способствующего
удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо
от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
разработка
и
успешная
реализация
федеральных,
региональных
и
муниципальных
целевых
программ
поддержки
одаренных
детей,
создание
условий
для
развития
их
способностей
в
сфере
образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения
и финансовых возможностей их семей;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;
утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня
негативных социальных явлений;
развитие
и
поддержка
социально-значимых
детских,
семейных
и
родительских
инициатив,
обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
повышение уровня информационной безопасности детей;
формирование
системы
осуществления
мониторинга
и
показателей,
отражающих
эффективность реализации Стратегии.
6