Напоминание

Стратегия развития воспитания образовательного учреждения до 2025 года


Автор: Фурсенко Анна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "БСШ №5"
Населённый пункт: п.Брянка, Северо - Енисейский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Стратегия развития воспитания образовательного учреждения до 2025 года
Раздел: среднее образование





Назад




Стратегия развития воспитания

в МБОУ «Брянковская средняя школа №5» на период до 2025 года.

I.

Общие положения

Стратегия развития воспитания МБОУ «Брянковская средняя школа №5» разработана на основе

Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,

от 29 мая 2015 г. N 996-р.

Приоритетная задача Российской Федерации - формирование новых поколений, обладающих

знаниями

и

умениями,

которые

отвечают

требованиям

XXI

века,

разделяющих

традиционные

нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом

решения этой задачи является воспитание детей.

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации

В. В. Путиным: «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого,

ответственного

человека,

в

котором

сочетается

любовь

к

большой

и

малой

родине,

общенациональная

и

этническая

идентичность,

уважение

к

культуре,

традициям

людей,

которые

живут рядом».

Стратегия

развития

воспитания

в

Российской

Федерации

на

период

до

2025

года

(далее

-

Стратегия)

призвана

определить

комплекс

действий,

адекватных

динамике

социальных,

экономических

и

политических

изменений

в

жизни

страны,

учитывающих

особенности

и

потребности современных детей, социальные и психологические реалии их развития.

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека, гражданский

мир

и

согласие,

исходя

из

общепризнанных

принципов

равноправия

и

самоопределения

народов,

уважения

к

памяти

предков,

передавших

любовь

и

уважение

к

Отечеству,

веру

в

добро

и

справедливость новым поколениям.

Стратегия,

опираясь

на

Конституцию

Российской

Федерации,

учитывает

нормы

Конвенции

ООН о правах ребенка, международно-правовые нормы об основополагающих правах родителей.

Стратегия направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных

законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря

2012

года

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

а

также

постановлений

Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует обеспечение воспитания как

неотъемлемой

части

образования,

взаимосвязанной

с

обучением,

но

осуществляемой

и

как

самостоятельная

деятельность,

направленная

на

развитие

личности,

создание

условий

для

самоопределения

и

социализации

детей

на

основе

социокультурных,

духовно нравственных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и

государства.

Воспитанию

уделяется

большое

внимание

в

принятых

«Концепции

государственной

семейной

политики

в

Российской

Федерации

на

период

до

2025

года»

и

«Концепции

развития

дополнительного образования детей».

Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии

действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития

личности

детей

национальному

воспитательному

идеалу,

признание

и

поддержку

определяющей

роли семьи в воспитании детей.

В

условиях

цивилизационных

вызовов

Стратегия

направлена

на

усиление

единения

российского

общества,

переосмысление

таких

ценностей,

как

гражданская

идентичность,

патриотизм, ответственная жизненная позиция.

Стратегия

призвана

консолидировать

усилия

государства

и

общества,

направленные

на

решение

задач

формирования

российской

идентичности

подрастающего

поколения.

Стратегия

утверждает главенство семьи в вопросах воспитания как деятельности направленной на изменение

связей

ребёнка

с

миром,

с

людьми,

формирующей

активную

позицию

личности.

Стратегия

закладывает

основы

системы

противодействия

националистическим,

экстремистским

вызовам

и

рискам современного детства.

Стратегия ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов

воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных

традиций,

современного

опыта,

достижений

научных

школ,

предусматривающих

культурно-

исторический

системно-деятельностный

подход

к

социальной

ситуации

развития

личностного

1

потенциала детей и подростков.

Реализация

Стратегии

предполагает

качественные

изменения

в

отечественной

системе

воспитания,

направленные

на

эффективное

обеспечение

таких

личностных

результатов

развития

детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые ориентации, мотивация к непрерывному

личностному росту, коммуникативные и другие социально значимые способности, умения и навыки,

обеспечивающие

социальное

и

гражданское

становление

личности,

успешную

самореализацию

в

жизни, обществе и профессии.

II.

Цель, задачи и основа Стратегии.

Цель Стратегии:

Определить

приоритеты

государственной

политики

в

области

воспитания

детей,

основные

направления

развития

воспитания,

механизмы

и

ожидаемые

результаты

реализации

Стратегии,

обеспечивающие

становление

российской

гражданской

идентичности,

укрепление

нравственных

основ общественной жизни, успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и

традиций

многонационального

народа

Российской

Федерации,

межкультурное

взаимопонимание

и

уважение.

Задачи Стратегии:

создать условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства по

воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

обеспечить

поддержку

семейного

воспитания

на

основе

содействия

ответственному

отношению

родителей

к

воспитанию

детей,

повышению

их

социальной,

коммуникативной

и

педагогической

компетентности;

повысить

эффективность

воспитательной

деятельности

в

системе

образования

субъектов

Российской Федерации;

сформировать

социокультурную

инфраструктуру,

содействующую

успешной

социализации

детей

и

интегрирующую

воспитательные

возможности

образовательных,

культурных,

спортивных,

научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций;

обеспечить

равный

доступ

к

инфраструктуре

воспитания

детей,

требующих

особой

заботы

общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритеты в области воспитания:

воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и

общечеловеческим

достижениям;

поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и

защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;

обеспечение

соответствия

воспитания

в

системе

образования

традиционным

российским

культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;

обеспечение

условий

для

физического,

психического,

социального,

духовно -нравственного

развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся

без

попечения

родителей;

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей

-

жертв

вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных

бедствий;

детей

из

семей

беженцев

и

вынужденных

переселенцев;

детей,

оказавшихся

в

экстремальных условиях; детей, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных

колониях и др.) формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;

воспитание языковой культуры детей;

развитие

сотрудничества

субъектов

системы

воспитания

(семьи,

общества,

государства,

образовательных,

научных,

традиционных

религиозных

и

иных

общественных

организаций,

организаций

культуры

и

спорта,

СМИ,

бизнес-сообществ)

в

совершенствовании

содержания

и

условий воспитания подрастающего поколения граждан Российской Федерации.

III.

Основные направления развития воспитания

1.

Развитие социальных институтов воспитания Поддержка семейного воспитания:

содействие

укреплению

семьи

и

защита

приоритетного

права

родителей

на

воспитание

и

обучение детей перед всеми иными лицами;

повышение

социального

статуса

и

общественного

престижа

отцовства,

материнства,

многодетности;

2

сохранение,

укрепление

и

развитие

культуры

семейного

воспитания

детей

на

основе

традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий

России;

популяризация

лучшего

педагогического

опыта

воспитания

детей

в

семьях,

в

том

числе

многодетных и приемных;

содействие

укреплению

связей

между

поколениями,

родственных

связей,

возрождению

традиционной значимости больших многопоколенных семей;

создание

условий

для

расширения

участия

семьи

в

воспитательной

деятельности

образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими;

содействие

повышению

педагогической

культуры

родителей

с

участием

образовательных

и

общественных организаций;

расширение

инфраструктуры

семейного

отдыха,

семейного

образовательного

туризма

в

каникулярное время;

создание

семейных

и

родительских

объединений,

содействующих

укреплению

семьи,

сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной

жизни, усилению роли отца в семейном воспитании;

создание

условий

для

просвещения

и

консультирования

родителей

по

правовым,

экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования:

обновление

содержания

воспитания,

внедрение

форм

и

методов,

основанных

на

лучшем

педагогическом

опыте

в

сфере

воспитания

и

способствующих

эффективной

реализации

воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

содействие

разработке

и

реализации

образовательных

программ,

включению

в

образовательные

программы

элементов,

направленных

на

повышение

уважения

детей

к

семье

и

родителям,

старшим

поколениям,

подготовку

личности

к

браку

и

семейной

жизни

на

основе

традиционных семейных и нравственных ценностей;

полноценное

использование

воспитательного

потенциала

основных

и

дополнительных

образовательных программ;

расширение

вариативности

воспитательных

систем

и

технологий,

нацеленных

на

формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей,

интересов и способностей;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-

полезную,

художественную,

физкультурно-спортивную,

игровую

деятельности

на

основе

использования потенциала системы дополнительного образования;

развитие у подрастающего поколения интереса к чтению;

создание

условий

для

повышения

у

детей

уровня

владения

русским

и

родным

языками

и

иными коммуникативными компетенциями;

создание

условий

для

психолого-педагогической

поддержки

воспитания

в

системе

каникулярного отдыха и оздоровления детей.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов:

создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино,

телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);

содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных

ценностей в информационном пространстве;

применение

разнообразных

средств

защиты

детей

от

информации,

причиняющей

вред

их

здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания:

улучшение

условий

для

эффективного

взаимодействия

детских

и

иных

общественных

объединений

с

образовательными

организациями

общего,

профессионального

и

дополнительного

образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей;

поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной

деятельности в образовательных организациях;

широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных,

3

творческих,

культурных,

краеведческих,

благотворительных

организациях

и

объединениях,

волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2.

Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на

основе отечественных традиций.

Гражданское и патриотическое воспитание:

Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям

человека;

Задачи:

-

формировать

у

детей

целостность

мировоззрения,

российской

идентичности,

уважения

к

своей

семье,

обществу,

государству,

принятым

в

семье

и

обществе

духовно-нравственным

и

социокультурным

ценностям,

к

национальному

культурному

и

историческому

наследию

и

стремления к его сохранению и развитию;

-

создать

условия

для

воспитания

у

детей

активной

гражданской

позиции,

гражданской

ответственности,

основанной

на

традиционных

культурных,

духовных

и

нравственных

ценностях

российского

общества,

для

увеличения

знаний

и

повышения

способности

ответственно

реализовывать свои конституционные права и обязанности;

- развивать правовую и политическую культуру детей, расширять конструктивное участие в

принятии

решений,

затрагивающих

их

права

и

интересы,

в

том

числе

в

различных

формах

самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;

- развивать работу патриотического клуба, создать школьный музей;

разработка

и

реализация

вариативных

программ

воспитания,

способствующих

правовой,

социальной, культурной адаптации детей мигрантов;

-

способствовать формированию у обучающихся навыков антикоррупционного

поведения,

нетерпимости к проявлениям коррупции в повседневной жизни.

-

формировать

мотивы,

нравственные

и

смысловые

установки

личности,

позволяющие

противостоять

экстремизму,

ксенофобии,

дискриминации

по

социальным,

религиозным,

расовым,

национальным

признакам,

межэтнической

и

межконфессиональной

нетерпимости,

другим

негативным социальным явлениям.

Духовно-нравственное

развитие:

Цель:

воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к

проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях.

Задачи

- воспитывать у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к

отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям;

-

развивать

в

детской

среде

ответственность

и

выбор,

принципы

коллективизма

и

солидарности,

духа

милосердия

и

сострадания,

привычки

заботиться

о

детях

и

взрослых,

испытывающих жизненные трудности;

-

формировать

деятельность

позитивного

отношения

к

людям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детям-инвалидам,

преодоление

психологических

барьеров,

существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями;

- расширять сотрудничество между государством, обществом, традиционными религиозными

общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного

воспитания детей.

Приобщение детей к культурному наследию:

Цель: формирование культурных традиций, нравственных и семейных ценностей.

Задачи:

- увеличить доступность детской литературы для семей, приобщать детей к классическим и

современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

- создать условия для проведения культурных мероприятий, направленных на популяризацию

традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

- совершенствовать деятельность библиотеки;

- создать условия для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного

творчества.

4

Физическое развитие и культура здоровья:

Цель:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и

потребности в здоровом образе жизни;

Задачи:

- создать равные условия для занятий физической культурой и спортом, для развивающего

отдыха

и

оздоровления

детей,

включая

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

детей,

находящихся

в

трудной

жизненной

ситуации,

в

том

числе

на

основе

развития

спортивной

инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

- прививать культуру безопасной жизнедеятельности, профилактики вредных привычек;

- формировать в детской среде мотивацию к активному и здоровому образу жизни, занятиям

спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости;

-

распространять

позитивные

модели

участия

в

массовых

общественно-спортивных

мероприятиях.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение:

Цель:

формирование ответственного отношения к разным видам трудовой деятельности;

содействие

профессиональному

самоопределению.

Задачи:

- воспитывать у детей уважение к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам;

-

формировать

у

детей

умения

и

навыки

самообслуживания,

выполнения

домашних

обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к

разным видам социально-значимой деятельности;

-

развивать

умения

работать

совместно

с

другими,

действовать

самостоятельно,

активно

и

ответственно,

мобилизуя

необходимые

ресурсы,

правильно

оценивая

смысл

и

последствия

своих

действий;

-

содействовать

профессиональному

самоопределению,

приобщение

детей

к

социально-

значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание:

Цель: формирование и развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле.

Задачи воспитания:

- формировать у детей экологическую картину мира, развивать у них стремления беречь и

охранять природу;

-

воспитывать

чувство

ответственности

за

состояние

природных

ресурсов

и

разумное

взаимодействие с ними.

IV.

Механизмы реализации Стратегии

Правовые:

развитие

и

совершенствование

школьной

нормативной

правовой

базы

в

сфере

воспитания

детей в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области воспитания;

Организационно-управленческие:

разработка и реализация комплексных планов мер по реализации Стратегии на трёхлетние

периоды;

совершенствование

в

образовательном

учреждении

условий

для

обеспечения

эффективной

воспитательной деятельности на основе современных механизмов управления;

эффективная координация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

сетевое

взаимодействие

общеобразовательных

организаций,

организаций

дополнительного

образования детей и иных организаций в сфере воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

системное

изучение

и

распространение

лучшего

педагогического

опыта

работы

в

области

воспитания;

создание

системы

показателей,

критериев

и

индикаторов,

определяющих

эффективность

воспитания в системе образования;

организация мониторинга эффективности реализации Стратегии развития.

Кадровые:

дальнейшее

повышение

престижа

профессий

педагога,

воспитателя;

создание

атмосферы

уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;

5

развитие кадрового потенциала, в части воспитательной компетентности педагога.

содействие развитию педагогических компетенций у родителей;

повышение

квалификации

и

переподготовки

специалистов

в

сфере

воспитания

с

целью

обеспечить соответствие содержания воспитательной деятельности вызовам современного общества;

Научно-методические:

разработка методического обеспечения реализации Стратегии;

Финансово-экономические:

создание

в

образовательном

учреждении

необходимых

ресурсов

для

развития

эффективной

деятельности воспитания;

создание

и

продуктивное

использование

гибкой

системы

стимулирования

субъектов

воспитательного процесса.

Информационные:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных

информационно-методических

ресурсов

для

обеспечения

взаимодействия

всех

субъектов

системы

воспитания;

развитие

сетевого

взаимодействия

образовательных

организаций

в

интересах

ребенка,

дистанционных форм воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

организация

информационной

поддержки

Стратегии

воспитания

с

привлечением

значимых

СМИ; усиление воспитательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях.

V.

Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии развития воспитания в МБОУ «БСШ №5» должна обеспечить:

значимость воспитания в общественном сознании;

укрепление

российской

гражданской

идентичности,

традиционных

общенациональных

ценностей, устойчивости и сплоченности российского общества;

повышение

общественного

престижа

семьи,

отцовства

и

материнства,

сохранение

и

возрождение традиционных семейных ценностей, укрепление традиций семейного воспитания;

развитие системы воспитания, основанной на координации и консолидации усилий всех ее

институтов,

современной

развитой

инфраструктуре,

правовом

регулировании,

эффективных

механизмах

управления,

конкурсного

отбора

и

использования

лучшего

педагогического

опыта

воспитательной

деятельности;

доступность

для

всех

категорий

детей

качественного

воспитания,

способствующего

удовлетворению их индивидуальных потребностей, развитию творческих способностей, независимо

от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

разработка

и

успешная

реализация

федеральных,

региональных

и

муниципальных

целевых

программ

поддержки

одаренных

детей,

создание

условий

для

развития

их

способностей

в

сфере

образования, науки, культуры и спорта, независимо от их места жительства, социального положения

и финансовых возможностей их семей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, снижение уровня

негативных социальных явлений;

развитие

и

поддержка

социально-значимых

детских,

семейных

и

родительских

инициатив,

обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;

повышение уровня информационной безопасности детей;

формирование

системы

осуществления

мониторинга

и

показателей,

отражающих

эффективность реализации Стратегии.

6



В раздел образования