Автор: Конохова Марина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: р. п. Юрты Иркутская область Тайшетский район
Наименование материала: презентация
Тема: Опыт работы по приобщению к чтению детей подготовительной группы
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ детский сад «Светлячок»
Опыт работы по приобщению
к чтению в подготовительной
группе
МКДОУ детский сад «Светлячок»
Опыт работы по приобщению
к чтению в подготовительной
группе
Воспитатель; Конохова Марина Петровна
«Каждая книга открывает передо мною окно в
новый неведомый мир»
М. Горький
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо
гармоничное развитие человека, потому что она
формирует не только память, интеллект, но и
воображение, нравственное и духовное лицо каждого из
нас.
Цель работы:
Развитие интереса к художественной
литературе.
Формирование литературного вкуса.
Воспитание будущего читателя
Задачи:
•
Познакомить детей с разнообразными жанрами
литературы (рассказами, стихами, произведениями устного
народного творчества (песенками, потешками, загадками,
сказками, с поэтами, писателями, художниками -
иллюстраторами.
•
Обогатить лексику образными словами, выражениями,
помочь сформировать грамотную речь.
•
Способствовать психофизиологическому развитию
(фонематического слух, памяти, внимания, воображения,
художественного и литературного творчества).
•
Сформировать положительный образ «я».
•
Воспитать потребность общения с книгой, культуру
чтения, бережное отношение к книге.
Иллюстрирование
художественных
произведений
Формы и методы
приобщения
детей к чтению
Использование
иллюстративного
комментария
Выразительное
чтение вслух
Сюжетно- ролевые
игры по сюжетам
литературных
произведений
Проектная и
исследовательская
деятельность
Литературные
игры
Экскурссиии в
библиотеку
Литературные
викторины
КВН
Совместные
праздники и
развлечения
Кукольные
драматизации
Методы работы по приобщению детей
к чтению. Словесные
Беседы по прочитанному
Беседы по прочитанному
Чтение Художественной литературы
Чтение Художественной литературы
Заучивание наизусть
Заучивание наизусть
Пересказ произведений
Пересказ произведений
Выразительное чтение
Выразительное чтение
Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-
развивающей среды.
Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширил речевую
среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом
общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо
развивать и совершенствовать свои речевые навыки. Для развития речевого дыхания и
мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажёры:
Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр,
направленных на развитие речи детей: игры на развитие связной речи, игры на
развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого
дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.
Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной
картинам; составление рассказа о единичных предметах.
В своей работе я использую следующие приемы развития связной речи.
Составить рассказ по схеме «Моё любимое животное», «Посуда» и т.д.
Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется
представление об основных принципах построения связного сообщения;
последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ
как индивидуально, так и коллективно.
Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-
ролевые игры.
Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание
наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами
творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех
словесных приёмах использую наглядные приёмы: показ предметов, игрушек,
картин, рассматривание иллюстраций.
Особое место в работе с детьми по пересказу заучиванию наизусть занимает
использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов
воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется
принцип обучения: учить играя.
В развитии словаря детей большое место занимает ознакомление с окружающим
миром; различные наблюдения, экскурсии
.
Программа
подготовки
к
обучению
грамоте
предполагает
формирование у детей представлений о слове и предложении.
Для
работы
с
предложением
использую
игру
«Живые
слова»,
придумай предложение по схеме, «Путаница» (по замене слов). Игра
«Закончи предложение», «Составь предложение по схеме».
Игра «Найди место для своей
картинки»
Особая роль в работе со звуковой стороной слова отводится осознанному
употреблению терминов слово, звук, слог, ударение.
Поскольку слово и
его
звуко-
слоговая
форма
становятся
для
детей
старшего
возраста
предметом специального изучения и анализа.
Использую игры и упражнения «Так ли это звучит?», «Звуковая цепочка», «Слова,
рифмы, звуки», «Не ошибись» (различение согласных и гласных звуков), «Найди
место для своей картинки» (деление слов на слоги), «Живые звуки».
Настольные игры «Я учу буквы», «Буквы- сестрички», «Слоги».
Для осознания детьми того , что звуки в слове следуют друг за другом,
использую звуковую линейку.
Благодарю за внимание